Формирование единого российского государства в 14-15 в.в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В 14-15 в.в. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности. Московские князья Юрий Данилович (княжил в 1303-1325г.г.) и Иван Калита (княжил в 1325-1340 г.г.) получили от ханов ярлыки на княжение, которое с этого времени прочно удерживалось московскими князьями.
При Иване Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву, и она стала политическим и духовным центром тогдашней Руси.
Во второй половине 14 в. Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига. Московское ополчение составляло основное ядро русских войск, разгромивших под руководством Димитрия Донского (княжил в 1359-1389гг) на Куликовом поле (1380) монголо-татарские полчища Мамая.

Содержание

Введение. 3
1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства 5
2. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении Российского государства 11
3. Формирование централизованного российского государства 15
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Приложение 22

Работа содержит 1 файл

москва 14-15 век.doc КОРОТКО.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Свержение татаро-монгольского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного  развития. Сильно возрос международный  авторитет Московского княжества  как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство Восточной Европы, но уже в новом качестве. Именно с этого времени объединение русского государства вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского государства, хотя термин «Россия», «Российское государство» формально в политический лексикон входит во времена правления Ивана IV.

     Росту авторитета нового Российского государства  при Иване III способствуют также  победы русских войск в так  называемых Первой (1488-1494) и Второй (1500-1503) порубежных войнах с Великим княжеством Литовским. В результате этих войн Москва присоединяет Верховные области - область верхнего течения р.Оки (Новосиль, Одоев, Воротынск, Белев и т.д.) и северные города (Путивль, Новгород-Северский, Трубачевск и др.). При этом коренным образом изменился статус главы государства. Великий князь Московский и Владимирский превращается в «государя всея Руси» — «самодержца». Слово «самодержец» сначала употреблялось в значении независимости великого князя от какого-либо другого государства, а затем и в смысле неограниченности его власти в своей стране.

     В целях укрепления самодержавной  власти Иван Ш сочетался браком с  племянницей последнего византийского  императора Константина XI Софией (Зоей) Палеолог. Свое родство с византийским императором он использовал для укрепления авторитета великокняжеской власти и российского государства. Старый Московский герб с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея Иван III объединил с древним гербом Византии — двуглавым орлом. На печати с гербом Русского государства был указан новый титул Ивана III «Божьей милостью государь всея Руси великий князь Иоанн».

     Введением нового герба Русского государства  и новым титулом Иван III хотел  подчеркнуть, что после брака с Софьей Палеолог Русское государство становится прямым наследником Римской Византийской империи, а московский государь — прямым преемником самодержавной власти византийского императора.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Роль русской православной  церкви в становлении и укреплении

Российского государства 

     В консолидации русских земель, формировании единого российского государства  важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого  времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.

     Во  время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г., и был погребен в Успенском соборе. Его приемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.

     Активную  роль в освободительном процессе от татаромон-гольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги  в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

     Куликовская битва, как следует из вышеизложенного, произошла после победы князя  Дмитрия Донского над татаро-монгольскими войсками под предводительством  Бегича на р. Воже в 1378 г. Сразу же после  этого события новый ордынский военачальник Мамай начал интенсивную подготовку к усмирению русских. Русь также начала готовиться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего духовно-нравственного настроя Сергием Радонежским. Именно в это время подготовки Руси к великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле» Такого рода духовные откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Весть о «явлении Богородицы» Сергию быстро распространилась по русским землям, что способствовало подъему патриотического чувства, единения русского народа. Обещание Богородицы оберечь русскую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию.

     Трудно  переоценить значение полученного  Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения  «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский  отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с Татарским богатырем Челубеем открыли Куликовское сражение.

     Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты  между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов Русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск.

     После Куликовской битвы в 1387 году он настоял  на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега  Федором. Таким образом, были сняты  проблемы в отношениях Москвы и Рязани, и между ними надолго был заключен мир.

     В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.

     В процессе становления национальной Русской православной церкви можно  выделить две стороны — формально-организационную  и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В ХШ-ХУ вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение.

     В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.

     Веками  православная Русь воспитывалась в  духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской  унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом  как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону.

     Объединение земель требовало и изменения  взглядов на местные святыни. Собирая  уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом, появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона I Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др.

     Цель  собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия.

     На  фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV века начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме».

     Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима — Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.

     Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих — создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.                       

3. Формирование централизованного  российского государства 

     Параллельно с объединением русских земель, созданием  духовной основы национального государства, шел процесс укрепления русской  государственности, формирование централизованного  российского государства. Предпосылки этого процесса были заложены в период татаро-монгольского ига. Исследователи отмечают, что вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды в определенной мере способствовала укреплению русской государственности. В этот период внутри страны возрастает объем и авторитет княжеской власти, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления, и вече — древнейший орган народовластия постепенно исчезает из практики на всей территории исторического ядра будущего российского государства.

     В период татаро-монгольского ига были уничтожены городские вольности  и привилегии. Отток денег в  Золотую Орду препятствовал появлению  «третьего сословия», опоры городской  самостоятельности в странах  Западной Европы. Войны с татаро-монгольскими захватчиками привели к тому, что в ходе их была уничтожена большая часть дружинников — феодалов. Класс феодалов начал возрождаться на принципиально иной основе. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находятся в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не перестали быть его подчиненными.                                          

     Вследствие  политической зависимости русских  земель от Золотой Орды объединительный  процесс протекал в экстремальных условиях. И это накладывало существенный отпечаток на характер властных отношений в складывающемся российском государств., Процесс присоединения других государств, «княжеств-земель» к Московскому княжеству чаще всего опирался на насилие и предполагал насильственный характер власти в государстве-объединителе. Феодалы присоединенных территорий становились слугами Московского правителя. И если последний в отношении с собственными боярами по традиции мог сохранять какие-то договорные обязательства, идущие еще от вассальных отношений, то по отношению к господствующему классу присоединенных земель он был только господином для своих подданных.

Информация о работе Формирование единого российского государства в 14-15 в.в.