Формирование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:14, статья

Описание работы

Народность — это историческая общность людей, осш ванная на единстве территории, языка, культуры и некоторой oбщности хозяйственной жизни. Она характеризуется также нагл/ чием самоназвания, этнического сознания, особенностям психологического склада. Будучи исторической категорией, т. родность приходит на смену роду и племени и предшествует НАции.

Работа содержит 1 файл

формирование белорусской народности.docx

— 30.17 Кб (Скачать)

 Кроме  того в оформлении книг важную  роль играли рисунки на исторические  темы, как это имело место в  Радзивилловской, 1ЯЯИ Кенигсбергской летописи.

 Очень  красиво оформлялись обложки  книг. Они обкладывались бархатом, шелком, металлическими листами,  украшенными полотым и серебряным  тиснением, эмалью, чернью и драгоценными  камнями. Значительный интерес  в этом плане представляют  оклады Лавришского Евангелия.

 Важным  видом изобразительного искусства  в XVI в. стала Гравюра. Ее возникновение было тесно связано с типографским * ИЗДаыием книг, которые начал.Ф.Скорина в 1517 — 1525 гг. Он был основателем не только книгопечатания, но и граверного искусства в Белоруссии. Все книги, изданные Скориной, были укра-Швны гравюрами, выполненными на высоком художественном 1 уровне. В отличие от плоскостной трактовки фигур и предметов, характерной для иконописи, в гравюрах Скорины они подаются объемно, в перспективе. Наиболее полно эти черты выявились в Гравюрах: «Переход через Иордан», «Руфь», «Плач Еремеи», «Дочь Фараона и Моисей», «Христос и Соломон» и др.

 Граверное  искусство Скорины было продолжено  его последователями, в частности  Петром Мстиславцем.

 (Одновременно с живописью и графикой в XIV — первой по-ЛОВиНе XVI в. в Белоруссии широкое распространение получила скульптура. Она делилась на декоративную и станковую. Скульптурные произведения украшали дворцы феодалов, церкви и костелы. Наиболее интересным видом монументально-декоративной скульптуры являются иконостасы церквей. Большинство из них имело форму многоярусных щитов, скомпанованных из пилястров, карнизов и колонн, украшенных резным деревянным орнаментом.

 Распространенным  видом скульптуры в это время  были также резные из камня  барельефные иконы. Одна из  них — Жиро-яичская икона богоматери, представляющая собой изображение богоматери на яшмовом камне. Черты лица ее округлые, контуры плавные. Здесь нет уже той строгости, которая характерна для других икон. Она интересна тем, что автор уже отошел от плоскостной трактовки фигур и перешел к их объемно-пластичной лепке.

 i В XIV — первой половине XVI в. высокого уровня достигли в Белоруссии также художественная керамика, ювелирное дело,

 ткачество  и вышивка. К наиболее ранним  памятникам художественной керамики  относятся печные плиты, найденные  во время археологических раскопок  в г. Гродно. На них встречаются орнаменты самых различных форм — растительный, геометрический, с изображением животных, птиц, людей и т.д.

 Развитие  орнаментики было тесным образом  связано с резьбой по дереву. В своей эволюции эти виды  искусства постоянно взаимодействовали,  питались традициями народного  творчества и новейшими достижениями  соседних народов.

 Из памятников  ювелирного искусства, сохранившихся  до наших дней, необходимо отметить  чашу 1580 г., которая принадлежала  слуцкому князю Юрию Юрьевичу Олелькр. Она представляет собой оригинальный памятник прикладного искусства, отличается композиционной уравновешенностью и декоративной сдержанностью. Чаша сделана из серебра с последующим золочением и гравировкой, украшена эмалью.

 Высокого  уровня в это время достигло  и ткачество. Об этом свидетельствует  найденный во время раскопок  в Гродно шерстяной пояс, расшитый  золотыми нитками. Подобные пояса  были широко распространены в  то время и являлись необходимой  принадлежностью одежды князей  и магнатов. Их шили из шелковой  и бархатной материи, плели  из серебряных ниток. К поясам  подвешивалась калита, в которой хранились деньги, ножи и ключи. Поверхность поясов украшалась металлическими накладками и орнаментом, вышитым разноцветными нитками.

 В развитии  культуры XVI в. в Белоруссии большую роль сыграло книгопечатание. Его основоположником был Франциск Ско-рина, выходец из купеческой семьи из Полоцка. Начальное образование Скорина получил в родном городе, потом учился в Вильно и Кракове. В 1506 г. закончил Краковский университет, после путешествовал по странам Западной Европы, обогащая свои знания во многих отраслях науки. В одном из европейских университетов ему была присвоена ученая степень доктора свободных наук. В 1512 г. в Падуанском университете Ф.Скорина получил титул доктора медицинских наук. В 1517—1519 гг. в Праге, а после в начале 20-х годов в Вильно он занимался книгопечатанием Издал «Библию», «Апостол» и «Малую подорожную книжицу», всего .42 книги, известные сегодня. Книги Скорины представляют собой шедевры книжного искусства. Они были украшены гравюрами, заставками, заглавными буквами, выполненными на высоком художественном уровне. Последний период своей жизни он провел в Праге, где по приглашению чешского короля работал врачом и придворным ботаником. Умер в 1552 г.

 В указанный  период продолжало развиваться  и театральное искусство. Первыми  профессиональными актерами были  скоморохи, выступления которых  послужили основой для создания  репертуара белорусского кукольного  театра — батлейки. Репертуар батлейки носил сначала религиозный характер, а затем дополнился интермедиями на бытовые темы. Отрицательными

 Крсонажами интермедий были доктор-шарлатан, жадный корч-ip, заносчивый шляхтич и другие лица. Сатирическим и коми-^•ским образам противопоставлялись простые люди. Особенно популярными в репертуаре батлейки были интермедии «Вольс-KHfc — купец польский», «Иродиада», «Барыня и доктор», «Еврей N казак» и др.

 В белорусской  народной музыке лидировала лирическая  пес-JM, развивалась и церковно-певческая хоровая культура. Белорус-ЩИе народные танцы были массовыми, преимущественно хоро-МДЫ. В них в художественной форме воспроизводились явления -ррироды, имитировались повадки животных и птиц, трудовые Ироцессы.

 (', Как видно из вышесказанного, белорусская культура в XIV — Яррвой половине XVI в. достигла значительных успехов. Они сви-|?тельствовали о творческих способностях белорусского народа, Сумевшего создать в трудные времена богатые культурные цен-ВОСТи. В указанный период сложились и все основные признаки, Щрактеризующие народность, которая формировалась на территории современной Белоруссии. Но как же и когда появилось на-•МНие «Беларусь», когда закрепилось за всей этнической терри-, ТОриеи и что оно обозначало? Ответить на эти вопросы однозначно 1 в§ГОДНЯ пока невозможно, ибо у географов, этнографов и исто-I'j^HXOB существуют разные точки зрения. Попробуем ознакомить-р ОЯ С ними.

 j Термин «Белая Русь» впервые встречается в летописях под **113б г. по отношению к Владимиро-Суздальскому княжеству. Со (*ЖГОрой половины XII в. этим термином назывались также московские, смоленские и псковские земли. После XV в. этот термин уже М употреблялся для обозначения Московской Руси. ' Наши земли впервые выступили под сегодняшним названиям только в 1305 г. на страницах Ипатьевской летописи. Первона-1§льно это название относилось только к Полоцкой земле. После ОКО постепенно начало распространяться на другие земли — Ви-Твбщину, Могилевщину и т.д. С первой половины XVII в. это на-Мйние уже твердо закрепилось за восточной частью Белоруссии. Западные белорусские земли до XIX в. Белой Русью не назы-•ашсь. Существовали другие исторические названия: Литва, Чер-Ияя Русь, Русь Литовская, Подляшье (Брестчина) и др. В первой половине XIX в. название «Беларусь» в официальных источниках Не употреблялось. Но оно выжило, сохранилось и с конца XIX в. распространилось на всю территорию современной Белоруссии, • в XX в. было конституционно закреплено в названии Республики. Что же обозначает этноним «Белая Русь»? Происхождение этого названия исследователи в разные вре-мнна объясняли по-разному: от красоты земли (Макарий, XVI в.), от множества снега (С.Герберштейн, XVI в.), как свободная и не-эниисимая (В.Татищев, XVIII в.), как независимая от монголо-татар (М.Любавский, XIX в.), от преимущества белого цвета в одежде населения (Е.Карский, начало XX в.), от светопигментированного

 и светлоглазого  антропологического типа жителей  (М.Янчук, на чало XX в.). В последнее время появились другие объяснения название «Белая Русь» связывается с более ранним принятием христианства по сравнению с Черной Русью (Я.Юхо), с широким распространением названий со словом «белая» (П.Крапивин) : др. Но наиболее распространенной была версия, что восточные белорусские земли получили название «Белая Русь» в противопо ложность Черной Руси (западнобелорусским землям), который попали в XIII в. в зависимость от литовских феодалов. Эта версия считалась официальной и фигурировала в школьных учебниках и академических изданиях. Но сегодня такое объяснение удовлетворить нас уже не может. Да и термин «Белая Русь» возник раньше, чем «Черная Русь».

 Существуют  и другие версии. Наиболее вероятным,  как считает  А. Рогалев , является объяснение слова «белая» как «центральная» (в географическом смысле), а также «важная», «главная» «наиболее значительная» земля, центр (в политическом смысле! Но попытка Рогалева обосновать, что уже в X в. Полоцкое княжество закрепило за собой название «Белая Русь» , не имеет основа ний. Следующая версия (писатель К.Тарасов) утверждает, что Бе лой Русью называли земли, население которых было христианское в противовес Черной Руси, где будто бы долгое время сохран.с лось язычество. Есть и другой вариант этой версии ( журналис т П.Шевцов), который противоположные названия «Белая» и «Черная» Русь объясняет разницей конфессионной принадлежности: населения Белоруссии — на востоке — православные (белые — от одеяния православных священников), на западе — католик;-(черные — от черных сутан ксендзов). Другое объяснение проис хождению названий «Белая» и «Черная» Русь дает известный бе лорусский этнограф М.Ф.Пилипенко. Ссылаясь на Я.Юхо, что название «Черная Русь» восточнославянское население не упот ребляло, а оно было дано этой территории соседями (балтами) Пилипенко утверждает, что согласно балцкой традиции они на звали западные земли Руси (где жили славяне) «Черной Русью», г. восточные — «Белой Русью». У балтов черный цвет символизирует Запад, белый — Восток. Сначала, как считает Пилипенко, эти термины использовались в чисто географическом смысле. Поз же, когда возникли локальные отличия в разговорном языке и традиционной культуре восточнославянского населения, названия «Черная» и «Белая» Русь, по всей вероятности, стали обозначать два ареала белорусской этнической территории и символизировать этнографические отличия между ее западной и восточной частями. Эти названия сохранялись до конца XVIII в , пока существовало Великое княжество Литовское. После его ликвидации термин «Черная Русь» постепенно перестал употребляться, а термин «Белая Русь» закрепился за всей этнической территорией, приняв в русском языке свою западноевропейскую форму — Белоруссия В белорусском языке сохранилась прежняя восточнославянская форма — Беларусь.


Информация о работе Формирование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»