Формирование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:14, статья

Описание работы

Народность — это историческая общность людей, осш ванная на единстве территории, языка, культуры и некоторой oбщности хозяйственной жизни. Она характеризуется также нагл/ чием самоназвания, этнического сознания, особенностям психологического склада. Будучи исторической категорией, т. родность приходит на смену роду и племени и предшествует НАции.

Работа содержит 1 файл

формирование белорусской народности.docx

— 30.17 Кб (Скачать)

 Формирование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»

 Народность  — это историческая общность  людей, осш ванная на единстве территории, языка, культуры и некоторой oбщности хозяйственной жизни. Она характеризуется также нагл/ чием самоназвания, этнического сознания, особенностям психологического склада. Будучи исторической категорией, т. родность приходит на смену роду и племени и предшествует НАции. Каждая из этих этносоциальных форм является определен ной ступенью формирования этноса — устойчивой общности людей, которая складывается на определенной территории и ха рактеризуется единством языка, быта, культуры, черт психики ; самосознания, отраженных в одном названии и представления; о единстве происхождения.

 Когда  же возникла белорусская народность и что стало основными причинами ее возникновения? Ответить на эти вопрось однозначно сегодня нельзя, так как у историков и этнографов не" единого мнения. И все же, как считают многие исследователи главную роль в формировании белорусского этноса и возникни вении Белоруссии сыграло политическое объединение белорус ских земель в составе одного государства — ВКЛ. Подчинение раздробленных восточнославянских княжеств и земель единое власти остановило процесс феодального дробления и содейство вало созданию условий для укрепления социально-экономических и этнокультурных связей между разными частями Белоруссии, консолидации населения и интеграции с соседями. Формировалась единая этническая территория.

 Главную  роль в ее формировании играли  экономические свя зи. На основе торговых связей складывалось более-менее тесное, хотя и недостаточно прочное территориальное единство белорусских земель. Консолидации этнической территории содействовали также мероприятия по централизации верховной власти в ВКЛ и выработке единого законодательства. Кроме политических, экономических и юридических факторов, этноконсолидирующую функцию играл также и конфессионный фактор. До середины XVI в. большинство населения Белоруссии исповедовало православие. Перечисленные факторы содействовали развитию других этнообразовательных процессов в формировании белорусского этноса, в первую очередь, выработке единства языка и культуры. В формировании белорусского этноса приняли участие отдельные группы западнославянского (польского), балтского и тюркского населения. Но его основу составляло восточнославянское население, а не восточнославянские группы, которые были только дополнительным компонентом этой этнической общности, внесшей сравнительно небольшой вклад в формирование лексичес-

 КОГО фонда  белорусского языка. Он трансформировался  из общеславянского древнерусского  языка. Его быстрому распространению  и закреплению на всей этнической  территории Белоруссии содействовало  то, что он был официальным  государственным языком в ВКЛ,  куда входили белорусские земли.

 „. Одновременно  с формированием белорусского  языка в XIV — первой половине XVI в. шел процесс нивелировки  материальной ц,духовной культуры белорусского народа. Наибольшее количество новоформирований в области культуры относится к XV — XVI вв. В это время возникли и расширились новые формы и способы обработки земли, организации земледелия. Социально-экономические условия развития, климатические особенности, Традиции, полученные в наследство от предков, породили характерные только для белорусов типы поселений: местечки, фольварки, застенки, околицы и т.д.

/ В XIV —  первой половине XVI в. появилась характерная бе-ИОрусская народная одежда, своеобразная национальная кухня. В процессе формирования народности складывались и развивались особенности духовной белорусской культуры, в частности устно-поэтическое народное творчество. В это время возник И расширился новый эпический жанр — исторические песни и оказания о наиболее близких и волнующих народ событиях. Их главной темой была борьба белорусского народа с иноземными завоевателями. Несмотря на суровые преследования и запреты церкви, которая стремилась искоренить остатки язычества, широкое распространение получила обрядовая поэзия, связанная с важнейшими вехами в жизни человека. Наряду с обрядовыми Песнями в XIV — XVI НБ. з Белоруссии были широко известны лирические песни на социальные и семеино-бытовые темы, пословицы, поговорки,загадки

 [Постепенно развивалась и литература. Наиболее важными и Оригинальными памятниками литературы того времени были ^летописи. Летописные произведения имели конкретную цель — "прославить историческое прошлое Великого княжества Литовского и тех, кто своей военно-политической деятельностью содействовал его возвышению среди других государств того времени. Поскольку Витовт оставил яркий след в истории ВКЛ, он и стал центральной фигурой всех литовско-белорусских летописей. Ему даже посвящено панегерическоз произведение «Похвала Витов-ту». которое в той или иной редакции входит во все известные списки летописных сводов.

 Культурная  жизнь белорусского народа в  XIV — первой половина XVI в. не была изолирована от жизни других народов. Благодаря активным контактам со многими западноевропейскими, особенно с юго-западным ч славянскими странами, в Белоруссии появилась произведения переводной нитерагуры как церковного так и светского содержания. Среди произведений византийского и славянского происхождения значительное место танима-ли «жития» (например, <;.Житке Алексея, чегювеха божьего»,

 «Повесть О Варлааме и Иосафе»), хранографы, в которых содержались рассказы из Ветхого и Нового заветов, а также из истории Рима и Византии, апокрифы «Сон богородицы», «Послание Иисуса Христа», «О двенадцати мучениях» и др. Среди западноевропейских повестей светского содержания необходимо отметить занимательную «Александрию», в которой рассказывалось о военных подвигах Александра Македонского, «Повесть о Трое», «Повесть о Бове» и др.. которые воспевали героизм и воинскую доблесть.

 Массу  исторических сведений читатели  того времени получали из хроник  И.Вельского и М.Стрийковского, известных польских хронистов,

 Белорусская  литература XIV — первой половины XVI в. была представлена и оригинальными поэтическими произведениями. Начало стихосложению на белорусском языке положил Ф.Скори-на. Он известен не только как первопечатник, но и как основатель силабического стихосложения, автор предисловий и после словии к издаваемым им книгам.

 Крупнейшим  деятелем культуры того времени  был также поэт Михаил Гусовскии (около 1480 — после 1533 г.), который писал на латинском языке. В детстве отец приобщил его к профессии охот ника, которая воспитала в нем мужество, смелость, выносливость Наблюдения за жизнью природы обогатили память знаниями о богатстве белорусских лесов и рек, о повадках зверей, о многих явлениях природы. На эти качества обратил внимание один из крупнейших государственных деятелей ВКЛ того времени Эразм Тэлак. С его помощью Гусовскии становится советником дипломатической миссии. В 1518г. он в составе миссии направляется в Рим, что дало возможность познакомиться с достижениями культуры Возрождения. Под влиянием впечатлений у него появилось желание написать книгу о своей Родине — «Песню о зубре)1'. Она была написана в Риме в 1520 г. Это выдающееся произведение является своеобразным гимном белорусской земле, ее народу. В поэме с огромнейшей поэтической силой описаны красота и богатство природы Белоруссии, занятия и обычаи населения, ратные и трудовые подвиги белорусского народа. Одной из ведущих тем «Песни о зубре'» является тема воины имира. Автор выступает против войн, которые несут людям неисчислимые бедствия.

 Интенсивно  в этот период развивалась  и архитектура. Она сочетала  в себе традиции зодчества  Белоруссии XI — XIII вв. и влияние  архитектуры Западной Европы, откуда  пришли готический и романский стили, ренессанс и барокко. В это время строились преимущественно оборонительные сооружения, дворцы, культовые храмы. Белоруссия была ареной частых военных действии, междуусобных войн феодалов, поэтому на ее землях были возведены десятки крепостей и замков. Города укреплялись деревянными или каменными стенами и башнями, рвами и земляными валами. Наиболее мощные крепости были возведены в Витебске, Полоцке, Могипево и Гродно. Так, Верхний замок в Полоцке

 Стоял  на высокой горе при впадении  Полоты в Западную Двину. , Внутри он был застроен общественными и культовыми сооружениями. В XIV — начале XV в. в период подготовки решающего удара по Тевтонскому ордену, деревянные оборонительные сооружения в Гродно и Новогрудке были заменены каменными. Новые каменные крепости были возведены в Крево и Лиде.

 Частые  набеги крымских татар, обострение  отношений с Рус-ОКИМ государствомГрост антифеодальной борьбы народных масс Вынуждали верховную власть и крупных феодалов возводить дворцы, замковые комплексы. Наиболее значительными из них были аамки в Мире, Смолянах, Койданове. Выдающимся памятником дворцовой архитектуры XV — XVI вв. является дворцовый ансамбль в Мире. Огороженный мощными стенами с пятью башнями, сооруженными из камня и кирпича, богатый дворец и сегодня имеет внушительный вид.

 ( Высокого художественного уровня достигли белорусские зодчие XV—XVI вв. и в культовой архитектуре. Они создали совершенно новый стиль православного храма и выработали в архитектуре Белоруссии своеобразный стиль — белорусскую готику. Наиболее яркими образцами этого стиля являются церкви оборонительного характера в Сынковичах Слонимского и Малом Мо-жейково Щучинского районов. Они представляют собой небольшие замки.

 В связи  с развитием городского самоуправления  в центрах белорусских городов,  начиная с XV столетия, начали возводиться  Здания магистратов — ратуши. Планировка и архитектура их  была разная, потому что строились  они в разное время и под  влиянием различных архитектурных  стилей. Ратуша в Несвиже была  возведена во второй половине XVI в., здание увенчено башней. Рядом размещались торговые ряды. Комплекс здания напоминал крепостное сооружение. Иначе воспринимается ратуша в Чечер-ске. Ее строгие и монументальные формы доминировали над жилыми и культовыми сооружениями города.

; В изобразительном  искусстве в XIV — первой половине XVI в. наиболее распространенными были станковая живопись (иконы), настенные росписи (фрески), декоративная скульптура дворцов и культовых" сооружений, книжная графика и народно-прикладное искусство. Развивались они в двух направлениях. Иконопись и скульптура характеризовались плоскостной трактовкой фигур и предметов, отсутствием перспективы. Наибольший интерес вызывает икона Параскевы-Пятницы (находится в экспозиции Государственного художественного музея Республики Беларусь). Отдельные ее части написаны диспропорционально: руки и рот — очень малые, глаза и нос — непомерно большие. Но было бы ошибочным эти особенности объяснять профессиональной безграмотностью автора. Это обусловлено сохранением существующих канонов иконописи. Вытекали они прежде всего из религиозных представлений о святом подвижнике, аскете, игнорирующем земную жизнь и живущем надеждой на будущую счастливую райскую жизнь в потустороннем мире.

 Одновременно  в написании иконы Параскевы-Пятницы наблюдаются и новые черты, которые свидетельствуют о сдвигах, происшедших в белорусской живописи. Это прежде всего, глубокое вдохновение Параскевы-Пятницы. Ее глаза, полные грусти, выражают чувство любви к людям, заботу об их судьбах. Все остальное: костюм и орнаментированный фон — выступает соподчиненно. Это свидетельствует о пробуждении интереса у художников к человеку, его духовной жизни, интереса, нашедшего позже отражение в портретной, или так называемой парсунной живописи.

 В этом  же направлении развивалась и  монументальная живопись. В это  время многие княжеские дворцы  и храмы были украшены фресковыми  росписями (дворцы в Гродно, Полоцке,  Витебске, церкви в Малом Можейково, Сынковичах, костел в Ишкольди и др.). К сожалению, до нашего времени они не сохранились. Но отдельные фрагменты, дошедшие до нас, свидетельствуют, что художники, расписывая стены, пользовались тем же иконописным стилем.

 Ко второму  направлению относятся произведения  светской живописи.Это,главным образом, портреты общественных деятелей, феодалов и князей. До нашего времени дошло несколько оригинальных портретов, которые дают возможность представить пути развития этого жанра белорусской живописи в XIV — первой половине XVI в. Эти портреты можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся портреты-иконы. На них обычно изображались исторические или религиозные деятели, отнесенные после их смерти православной церковью к числу святых. К таким произведениям в первую очередь следует отнести портреты-иконы Евфросиньи Полоцкой, киевского князя Владимира, Александра Невского и князей Бориса и Глеба. Они написаны с соблюдением иконописных традиций.

 Ко второй  группе относятся портреты-парсуны.  Для портретов этой группы  уже характерным является то, что художник изображал портретируемого  более объемно и по возможности  в реальных обстоятельствах. Особенно  выразительно это проявилось  в портрете Яна I Радзивилла. Автор с исключительной скрупулезностью выписал лицо и одежду портретируемого.

 К третьей  группе относятся портреты, близкие  по своим особенностям к портретам  эпохи Возрождения. К портретам  этой группы в первую очередь  следует отнести портрет Пракседы (Овки) Радзивилл. Его автором был придворный художник. Он скрупулезно передал фактуру материала одежды, одутловатое лицо уже немолодой женщины, ее большие глаза, смотрящие на зрителя в упор. В этом же стиле написаны портреты Николая I Радзивилла, его жены Евдокии, Николая II Радзивилла и др.

 В XIV —  первой половине XVI в. в Белоруссии широкое развитие получила графика. Это было связано с широким распространением переписки книг. Книги украшались миниатюрами, зас-

 тавками, концовками и заглавными буквами. Тематика миниатюр была разнообразной. Здесь можно было встретить рисунки евангелистов и портреты деятелей культуры, религии, рисунки на исторические и батальные темы. В заставках, концовках и заглавных буквах рисовались фантастические животные, человекоподобные существа, стилизованные растительные побеги и т.д. Одни из них свободно размещались на плоскости, другие созда-II а ЛИ орнаментированную композицию. Образцом такого оформления книг служит Оршанское Евангелие.

Информация о работе Формирование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»