Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:14, статья
Народность — это историческая общность людей, осш ванная на единстве территории, языка, культуры и некоторой oбщности хозяйственной жизни. Она характеризуется также нагл/ чием самоназвания, этнического сознания, особенностям психологического склада. Будучи исторической категорией, т. родность приходит на смену роду и племени и предшествует НАции.
Формирование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»
Народность — это историческая общность людей, осш ванная на единстве территории, языка, культуры и некоторой oбщности хозяйственной жизни. Она характеризуется также нагл/ чием самоназвания, этнического сознания, особенностям психологического склада. Будучи исторической категорией, т. родность приходит на смену роду и племени и предшествует НАции. Каждая из этих этносоциальных форм является определен ной ступенью формирования этноса — устойчивой общности людей, которая складывается на определенной территории и ха рактеризуется единством языка, быта, культуры, черт психики ; самосознания, отраженных в одном названии и представления; о единстве происхождения.
Когда же возникла белорусская народность и что стало основными причинами ее возникновения? Ответить на эти вопрось однозначно сегодня нельзя, так как у историков и этнографов не" единого мнения. И все же, как считают многие исследователи главную роль в формировании белорусского этноса и возникни вении Белоруссии сыграло политическое объединение белорус ских земель в составе одного государства — ВКЛ. Подчинение раздробленных восточнославянских княжеств и земель единое власти остановило процесс феодального дробления и содейство вало созданию условий для укрепления социально-экономических и этнокультурных связей между разными частями Белоруссии, консолидации населения и интеграции с соседями. Формировалась единая этническая территория.
Главную роль в ее формировании играли экономические свя зи. На основе торговых связей складывалось более-менее тесное, хотя и недостаточно прочное территориальное единство белорусских земель. Консолидации этнической территории содействовали также мероприятия по централизации верховной власти в ВКЛ и выработке единого законодательства. Кроме политических, экономических и юридических факторов, этноконсолидирующую функцию играл также и конфессионный фактор. До середины XVI в. большинство населения Белоруссии исповедовало православие. Перечисленные факторы содействовали развитию других этнообразовательных процессов в формировании белорусского этноса, в первую очередь, выработке единства языка и культуры. В формировании белорусского этноса приняли участие отдельные группы западнославянского (польского), балтского и тюркского населения. Но его основу составляло восточнославянское население, а не восточнославянские группы, которые были только дополнительным компонентом этой этнической общности, внесшей сравнительно небольшой вклад в формирование лексичес-
КОГО фонда
белорусского языка. Он
„. Одновременно с формированием белорусского языка в XIV — первой половине XVI в. шел процесс нивелировки материальной ц,духовной культуры белорусского народа. Наибольшее количество новоформирований в области культуры относится к XV — XVI вв. В это время возникли и расширились новые формы и способы обработки земли, организации земледелия. Социально-экономические условия развития, климатические особенности, Традиции, полученные в наследство от предков, породили характерные только для белорусов типы поселений: местечки, фольварки, застенки, околицы и т.д.
/ В XIV — первой половине XVI в. появилась характерная бе-ИОрусская народная одежда, своеобразная национальная кухня. В процессе формирования народности складывались и развивались особенности духовной белорусской культуры, в частности устно-поэтическое народное творчество. В это время возник И расширился новый эпический жанр — исторические песни и оказания о наиболее близких и волнующих народ событиях. Их главной темой была борьба белорусского народа с иноземными завоевателями. Несмотря на суровые преследования и запреты церкви, которая стремилась искоренить остатки язычества, широкое распространение получила обрядовая поэзия, связанная с важнейшими вехами в жизни человека. Наряду с обрядовыми Песнями в XIV — XVI НБ. з Белоруссии были широко известны лирические песни на социальные и семеино-бытовые темы, пословицы, поговорки,загадки
[Постепенно развивалась и литература. Наиболее важными и Оригинальными памятниками литературы того времени были ^летописи. Летописные произведения имели конкретную цель — "прославить историческое прошлое Великого княжества Литовского и тех, кто своей военно-политической деятельностью содействовал его возвышению среди других государств того времени. Поскольку Витовт оставил яркий след в истории ВКЛ, он и стал центральной фигурой всех литовско-белорусских летописей. Ему даже посвящено панегерическоз произведение «Похвала Витов-ту». которое в той или иной редакции входит во все известные списки летописных сводов.
Культурная жизнь белорусского народа в XIV — первой половина XVI в. не была изолирована от жизни других народов. Благодаря активным контактам со многими западноевропейскими, особенно с юго-западным ч славянскими странами, в Белоруссии появилась произведения переводной нитерагуры как церковного так и светского содержания. Среди произведений византийского и славянского происхождения значительное место танима-ли «жития» (например, <;.Житке Алексея, чегювеха божьего»,
«Повесть О Варлааме и Иосафе»), хранографы, в которых содержались рассказы из Ветхого и Нового заветов, а также из истории Рима и Византии, апокрифы «Сон богородицы», «Послание Иисуса Христа», «О двенадцати мучениях» и др. Среди западноевропейских повестей светского содержания необходимо отметить занимательную «Александрию», в которой рассказывалось о военных подвигах Александра Македонского, «Повесть о Трое», «Повесть о Бове» и др.. которые воспевали героизм и воинскую доблесть.
Массу
исторических сведений
Белорусская литература XIV — первой половины XVI в. была представлена и оригинальными поэтическими произведениями. Начало стихосложению на белорусском языке положил Ф.Скори-на. Он известен не только как первопечатник, но и как основатель силабического стихосложения, автор предисловий и после словии к издаваемым им книгам.
Крупнейшим
деятелем культуры того
Интенсивно в этот период развивалась и архитектура. Она сочетала в себе традиции зодчества Белоруссии XI — XIII вв. и влияние архитектуры Западной Европы, откуда пришли готический и романский стили, ренессанс и барокко. В это время строились преимущественно оборонительные сооружения, дворцы, культовые храмы. Белоруссия была ареной частых военных действии, междуусобных войн феодалов, поэтому на ее землях были возведены десятки крепостей и замков. Города укреплялись деревянными или каменными стенами и башнями, рвами и земляными валами. Наиболее мощные крепости были возведены в Витебске, Полоцке, Могипево и Гродно. Так, Верхний замок в Полоцке
Стоял на высокой горе при впадении Полоты в Западную Двину. , Внутри он был застроен общественными и культовыми сооружениями. В XIV — начале XV в. в период подготовки решающего удара по Тевтонскому ордену, деревянные оборонительные сооружения в Гродно и Новогрудке были заменены каменными. Новые каменные крепости были возведены в Крево и Лиде.
Частые
набеги крымских татар,
( Высокого художественного уровня достигли белорусские зодчие XV—XVI вв. и в культовой архитектуре. Они создали совершенно новый стиль православного храма и выработали в архитектуре Белоруссии своеобразный стиль — белорусскую готику. Наиболее яркими образцами этого стиля являются церкви оборонительного характера в Сынковичах Слонимского и Малом Мо-жейково Щучинского районов. Они представляют собой небольшие замки.
В связи
с развитием городского
; В изобразительном искусстве в XIV — первой половине XVI в. наиболее распространенными были станковая живопись (иконы), настенные росписи (фрески), декоративная скульптура дворцов и культовых" сооружений, книжная графика и народно-прикладное искусство. Развивались они в двух направлениях. Иконопись и скульптура характеризовались плоскостной трактовкой фигур и предметов, отсутствием перспективы. Наибольший интерес вызывает икона Параскевы-Пятницы (находится в экспозиции Государственного художественного музея Республики Беларусь). Отдельные ее части написаны диспропорционально: руки и рот — очень малые, глаза и нос — непомерно большие. Но было бы ошибочным эти особенности объяснять профессиональной безграмотностью автора. Это обусловлено сохранением существующих канонов иконописи. Вытекали они прежде всего из религиозных представлений о святом подвижнике, аскете, игнорирующем земную жизнь и живущем надеждой на будущую счастливую райскую жизнь в потустороннем мире.
Одновременно
в написании иконы Параскевы-
В этом
же направлении развивалась и
монументальная живопись. В это
время многие княжеские дворцы
и храмы были украшены
Ко второму
направлению относятся
Ко второй
группе относятся портреты-
К третьей
группе относятся портреты, близкие
по своим особенностям к
В XIV — первой половине XVI в. в Белоруссии широкое развитие получила графика. Это было связано с широким распространением переписки книг. Книги украшались миниатюрами, зас-
тавками, концовками и заглавными буквами. Тематика миниатюр была разнообразной. Здесь можно было встретить рисунки евангелистов и портреты деятелей культуры, религии, рисунки на исторические и батальные темы. В заставках, концовках и заглавных буквах рисовались фантастические животные, человекоподобные существа, стилизованные растительные побеги и т.д. Одни из них свободно размещались на плоскости, другие созда-II а ЛИ орнаментированную композицию. Образцом такого оформления книг служит Оршанское Евангелие.
Информация о работе Формирование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»