Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:54, курсовая работа
В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.
Введение…………………………………………………………………….2-4
Глава 1. Форма правления………………………………………………4-6
Глава 2. История становления различных форм правления…..6-13
Глава 3. Республика и монархия на современном этапе развития общества………………………………………………………………….13-16
Глава 4. Смешанная республика………………………………………..16
Глава 5. Российская Федерация как смешанная республика…17-19
Глава 6. Суперпрезидентские республики Латинской Америки…19-21
Глава 7. "Монархическая республика" и "республиканская монархия»………………………………………………………………...21-23
Глава 8. Джамахирия……………………………………………………23-25
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………….26
Глава 5. Российская Федерация как смешанная республика
Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.
Баланс властей
стал организован так, что ни президенту,
ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства.
Само наличие подробных процедур решения
этого вопроса в Конституции говорит о
смешанной республике. Поскольку приоритет
в большинстве случаев принадлежит президенту,
исследователями российская республика
обозначается либо как президентско-
Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).
Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
18
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
20
В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (направление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. На практике на этот пост султаны избираются по очереди, в Совете правителей ведется особый список. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983--1984 гг.). Малайзия - парламентарная монархия.
В ОАЭ высший совет семи эмиров - субъектов федерации обладает всей полнотой власти - он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависит от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет, но в отличие от Малайзии им постоянно избирается глава крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ.
Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Речь идет не просто о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик, а о республиках президентско-монистических.
22
В суперпрезидентских республиках
конституции предусматривали
Началось это явление в Индонезии, затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). Ныне осталось лишь два пожизненных президента -- в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.
Данные примеры нам показывают, что для управляемости государством важно не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России, ведет к кризису всей политической системы.
Это форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги(программный теоретический труд лидера ливийской революции Муаммара Каддафи, излагающий основы Третьей всемирной теории).
Джамахирия – это
высшая форма демократии, при которой
власть напрямую принадлежит народу,
осуществляется прямое народовластие.
Слово «Джамахирия» — неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). Ливия, единственная страна, являющаяся на данный момент Джамахирией, 2 марта 1977 года.
В Джамахирии традиционные
институты власти отменяются. Повсеместно
формируются народные комитеты и
народные конгрессы. Государство разделяется
на множество коммун представляющих
собой самоуправляемые мини-
В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвует все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.
Всеобщий народный конгресс,
высший законодательный орган
24
свою повестку дня лишь вопросы, обсужденные первичными народными конгрессами.
«Хартия революционной законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году, предоставила широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции — Муаммару Каддафи, который не занимает официальных постов в государстве.
Я хочу завершить свою работу. В своей работе я разобрался в поставленной передо мною теме, провел работу с некоторыми источниками и хочу в завершений сказать то, что термин "форма правления" содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления - монархия Например, Конституция Испании 1978 г. или республика Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 г.. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов "монархия" или "республика" Государство Израиль; Государство Кампучия до 1993 г.; Украина, хотя в тексте Конституции Украины сказано, что она является республикой..
Классификация форм правления, являющиеся, как правило, доктринальными (в конституциях такие определения почти не употребляются), отражают взаимоотношения высших органов государства и их роль. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики. Например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, "коллективный монарх" в ОАЭ., а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованная конституция, консультативная монархия).
26
Список Литературы:
2. Большой Юридический словарь. - М.:Издательство Инфра.1998
3. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.