Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2-4
Глава 1. Форма правления………………………………………………4-6
Глава 2. История становления различных форм правления…..6-13
Глава 3. Республика и монархия на современном этапе развития общества………………………………………………………………….13-16
Глава 4. Смешанная республика………………………………………..16
Глава 5. Российская Федерация как смешанная республика…17-19
Глава 6. Суперпрезидентские республики Латинской Америки…19-21
Глава 7. "Монархическая республика" и "республиканская монархия»………………………………………………………………...21-23
Глава 8. Джамахирия……………………………………………………23-25
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теме форма правления.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Первой республикой, с подобной формой правления, была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся: пятая республика во Франции (после1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия, Азербайджан и Россия.

 

17

Глава 5. Российская  Федерация как  смешанная  республика

Конституция Российской Федерации 1993 года  установила в России республиканскую форму правления.

Баланс   властей  стал организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская, либо как полупрезидентская - данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции  Российской Федерации, в течение  года после её избрания (ч.3 ст.109), в  период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

 

18

Президент Российской Федерации  может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

19

Глава 6.Суперпрезидентские республики Латинской Америки.

  В  современном  мире  появилось  множество  нетипичных форм  правления. Я  не  буду  говорить  об  каждой  из  них, а всего лишь  коснусь более интересных  на  мой взгляд.

 В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контр переворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки. Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как:

1) Высокая степень централизации  государственного аппарата;

2) Гипертрофированное развитие института  чрезвычайного положения;

3) Большая роль армии в политической жизни;

4) Преобладание насильственных методов  достижения власти (прежде всего  поста президента);

5)Почти  повсеместное отсутствие развитых  партийных систем;

Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления по сравнению  с США явилась и значительно большая концентрация власти в руках президента, а также абсолютизация роли исполнительной власти. Уже тогда, в XIX веке, сложилась система, когда ключевым органом государственного механизма стал президент, которого конституции наделяли широчайшими полномочиями. 2

«Соединяя в своих руках функции главы государства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности, президент, как правило, являлся также главнокомандующим вооруженными силами республики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное или осадное положение»5

20

превращало  его, в так называемого, судью последней инстанции и верховного арбитра при решении конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют.

Характерной чертой президентской формы правления в условиях авторитарных режимов обычно служит наделение исполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, что конгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластного президента.   Я  хочу  подметить  то, что президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством в стране.

21

Глава 7. "Монархическая республика" и "республиканская монархия"

Глава государства в монархии - наследственный и пожизненный, но до его совершеннолетия, управляет государством регент или регентский совет. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия.

Вместе  с тем, в современных условиях существуют такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Малайзия и ОАЭ, своеобразные федеративные выборные монархии. Глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это приближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (направление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. На практике на этот пост султаны избираются по очереди, в Совете правителей ведется особый список. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983--1984 гг.). Малайзия - парламентарная монархия.

В ОАЭ высший совет семи эмиров - субъектов федерации обладает всей полнотой власти - он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависит от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет, но в отличие от Малайзии им постоянно избирается глава крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ.

Выше речь шла о  монархиях, которые имеют республиканский признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Речь идет не просто о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик, а о республиках президентско-монистических.

22

В суперпрезидентских республиках  конституции предусматривали периодическое  переизбрание главы. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, "руководителей государства".

Началось это явление  в Индонезии, затем последовала  социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). Ныне осталось лишь два пожизненных президента -- в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.

Данные  примеры  нам  показывают, что для управляемости государством важно не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России, ведет к кризису всей политической системы.

23

Глава 8. Джамахирия

Это форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги(программный теоретический труд лидера ливийской революции Муаммара Каддафи, излагающий основы Третьей всемирной теории).

Джамахирия – это  высшая форма демократии, при которой  власть напрямую принадлежит народу, осуществляется прямое народовластие. 

Слово «Джамахирия» — неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы).  Ливия,  единственная  страна,  являющаяся  на  данный момент  Джамахирией,  2 марта 1977 года.

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно  формируются народные комитеты и  народные конгрессы. Государство разделяется  на множество коммун представляющих собой самоуправляемые мини-государства  в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской  Арабской Джамахирией участвует  все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.

Всеобщий народный конгресс, высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, вправе вносить в 

 

24

свою повестку дня лишь вопросы, обсужденные первичными народными конгрессами.

«Хартия революционной  законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году, предоставила широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции — Муаммару Каддафи, который не занимает официальных постов в государстве.

25

Заключение.

Я   хочу  завершить  свою  работу. В своей  работе я  разобрался  в  поставленной  передо  мною  теме,  провел  работу с  некоторыми источниками и  хочу  в  завершений  сказать  то, что термин "форма правления" содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления - монархия Например, Конституция Испании 1978 г. или республика Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 г.. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов "монархия" или "республика" Государство Израиль; Государство Кампучия до 1993 г.; Украина, хотя в тексте Конституции Украины сказано, что она является республикой..

Классификация форм правления, являющиеся, как правило, доктринальными (в конституциях такие определения  почти не употребляются), отражают взаимоотношения  высших органов государства и  их роль. Вместе с тем в современных  условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики. Например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, "коллективный монарх" в ОАЭ., а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованная конституция, консультативная монархия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Список  Литературы:

1.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Москва, 2001.

2.  Большой Юридический словарь. - М.:Издательство Инфра.1998

3.  Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.

Информация о работе Форма правления