Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:54, курсовая работа
В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.
Введение…………………………………………………………………….2-4
Глава 1. Форма правления………………………………………………4-6
Глава 2. История становления различных форм правления…..6-13
Глава 3. Республика и монархия на современном этапе развития общества………………………………………………………………….13-16
Глава 4. Смешанная республика………………………………………..16
Глава 5. Российская Федерация как смешанная республика…17-19
Глава 6. Суперпрезидентские республики Латинской Америки…19-21
Глава 7. "Монархическая республика" и "республиканская монархия»………………………………………………………………...21-23
Глава 8. Джамахирия……………………………………………………23-25
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………….26
Федеральное Агентство по образованию
Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
“Поморский
Государственный Университет
Юридический Факультет
Курсовая работа на тему:
Форма правления
г. Архангельск 2010.г
1
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 2. История становления различных форм правления…..6-13
Глава 3. Республика и монархия
на современном этапе развития
общества…………………………………………………………
Глава 5. Российская Федерация как смешанная республика…17-19
Список литературы……………………………………………………
2
ВВЕДЕНИЕ
Теория государства и права это одна из важных дисциплин права.
Эта отрасль занимается изучением многих проблем связанных с происхождением государства, права, и также занимается проблемами понятия форм правления государства.
Моя работа касается форм правления.
Я попрошу форму правления не путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
Для начала я скажу
то, что в различных периодах истории форма правления
имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось
лишь к определению того, каким образом
замещается должность главы государства — в порядке наследования
или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося
ослаблением власти монархов, появлением
и укреплением народного представительства,
формы правления стали обогащаться. Наибольшую
значимость приобрело не то, наследственный
или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения
между главой государства, парламентом, прав
Стоит выделить главное, форма правления показывает:
При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая
3
характеристика государства, характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.
Исходя из этого, целью своей работы я ставлю задачу разобраться во всех вопросах, которые связаны с понятием форма правления и проследить процесс её становления.
В работе я буду опираться на труды различных авторов, которые занимались теорией государства и права и внесли не малый вклад в неё, например: М.Н Марченко, В.В Лазарев и В.Е Чиркин.
«Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.»11
Исследовать государство с точки зрения его сущности - это означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.
Изучать же государство с точки зрения его формы, - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
6
Глава 2. История становления различных форм правления.
Обратимся к прошлому, хотелось бы начать с древнейших цивилизаций; будучи едиными, по своей сущности, социальному содержанию и назначению, древние государства отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и форм, а также они были либо рабовладельческого, либо феодального характера.
Причины такого разнообразия коренились в различных конкретно-исторических условиях возникновения и развития каждого в отдельности древнего государства, в различном соотношении политических сил, степени остроты социальных противоречий, в неодинаковом уровне развития производительных сил в той или иной стране, различных географических, климатических и иных условиях существования того или иного государства.
Основными формами правления древних государств являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика.
Характерными особенностями древней(рабовладельческой) монархии являлись жесткая централизация и концентрация всей государственной власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства.
Древние монархии имели свои разновидности. Одной из таких разновидностей древней монархии была восточная деспотия. Форму деспотии имели многие государства Древнего Востока (Вавилон, Египет, Индия и др.). Существование этой формы было обусловлено необходимостью создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения(иными словами сооружения, недававшие влаги уходить с земель), длительным сохранением в странах Древнего Востока общинного хозяйства, существованием коллективной собственности на воду, землю, на часть рабов. Созданию и укреплению деспотической власти во многом способствовало то обстоятельство, что во время ведения войн царь или фараон нередко становился во главе войска, обожествлялся и считался, как, например, в Древнем Египте, богом, сыном бога Солнца Ра. В Древнем Вавилоне царь выполнял роль верховного отправителя религиозных культов. Его власть рассматривалась как исходящая от верховных божеств.
7
Царь или фараон являлся крупным собственником. В его собственности находились огромные земельные угодья, многочисленные ирригационные сооружения, здания, рабы. Выполняя функции единоличного правителя, роль верховного руководителя ирригационными сооружениями и всем хозяйством страны, царь выступал как сила связующая воедино все звенья политического и хозяйственного механизма страны, как высший собственник в стране. Постоянной опорой царя в его деятельности были огромный военно-бюрократический аппарат, армия, полиция, чиновничество, жрецы. Последние, широко используя ограниченность сознания масс, их скованность традициями первобытно-общинного строя и сильную подверженность влиянию со стороны родоплеменной знати и вождей, всячески насаждали и развивали культ фараона или царя.
Власть монарха в условиях восточной деспотии формально представлялась неограниченной. Однако в действительности она была ограниченной интересами и влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов. В Древнем Вавилоне власть деспота в значительной мере ограничивалась властью и влиянием крупной торговой знати. В истории Древнего Египта и ряда других государств Древнего Востока нередки были случай организации заговоров и свержения правителей, пытавшихся проводить политику, не соответствующую воле и интересам верхушки рабовладельческого класса, знати и жрецов.
Рабовладельческая
аристократическая республика с
К тому же решения народных собраний нуждались некоторое время в утверждении Сената. Последний состоял из представителей крупной земельной,
8
торговой и военной
аристократии и избирался недемократическим
путем – консулами, а с IV в. до н.э. – цензорами, составлявшими
списки сенаторов. Сенат сосредоточивал
в себе важнейшие государственно-властные
прерогативы. Он обладал значительными
полномочиями в различных сферах государственной
деятельности. В области законодательной, помим
В области финансовой деятельност
Рабовладельческая
демократическая республика, кл