Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2-4
Глава 1. Форма правления………………………………………………4-6
Глава 2. История становления различных форм правления…..6-13
Глава 3. Республика и монархия на современном этапе развития общества………………………………………………………………….13-16
Глава 4. Смешанная республика………………………………………..16
Глава 5. Российская Федерация как смешанная республика…17-19
Глава 6. Суперпрезидентские республики Латинской Америки…19-21
Глава 7. "Монархическая республика" и "республиканская монархия»………………………………………………………………...21-23
Глава 8. Джамахирия……………………………………………………23-25
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теме форма правления.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Федеральное  Агентство  по  образованию

 

Государственное  Образовательное  Учреждение Высшего  Профессионального  Образования

 “Поморский  Государственный Университет им  М. В Ломоносова ”

 

Юридический  Факультет

 

 

 

 

 

Курсовая  работа  на  тему:

Форма  правления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнил  ученик 11 «А»   

                                                       класса: Илясов Игорь

                                                      

 

 

 

 

 

г. Архангельск 2010.г

 

1

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….2-4

Глава 1. Форма правления………………………………………………4-6

Глава 2. История становления различных форм  правления…..6-13

Глава 3. Республика и  монархия  на  современном  этапе  развития  общества………………………………………………………………….13-16

Глава 4. Смешанная республика………………………………………..16

Глава 5. Российская  Федерация как смешанная республика…17-19

Глава 6. Суперпрезидентские республики Латинской Америки…19-21

Глава 7. "Монархическая республика" и "республиканская монархия»………………………………………………………………...21-23

Глава 8. Джамахирия……………………………………………………23-25

Заключение…………………………………………………………………...25

Список  литературы………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теория  государства  и  права  это одна  из  важных  дисциплин права.

Эта отрасль  занимается изучением многих  проблем  связанных  с  происхождением  государства,  права,  и также занимается проблемами  понятия форм  правления государства.

 

Моя  работа касается  форм  правления.

Я  попрошу  форму правления не путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Для  начала  я  скажу  то,  что в различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Стоит  выделить  главное, форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая

3

характеристика государства, характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

Исходя  из  этого, целью  своей  работы я  ставлю  задачу  разобраться  во  всех  вопросах,  которые  связаны с  понятием  форма  правления и  проследить  процесс  её  становления.

В  работе я  буду  опираться  на  труды  различных  авторов,  которые  занимались  теорией  государства и  права  и  внесли  не  малый  вклад в  неё,  например: М.Н Марченко, В.В Лазарев и В.Е Чиркин.

А  сейчас я давайте  вспомним,  что  из  себя  представляет  государство.  Мы  прекрасно  знаем  то, что государство - особый и основной компонент политической системы, осуществляющий управление обществом посредством системы центральных и местных органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры. Представляет граждан страны в отношениях на международной арене. Также мы  можем дать  такое определение  государству,  как  политическая  организация  какой-либо  страны,  объединяющая в  себе  институт  управления и  принуждения.

Государство включает в себя отрасли государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государство - главный институт власти.

«Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.»11

Исследовать государство  с точки зрения его сущности - это означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.

Изучать же государство  с точки зрения его формы, - это  значит, в первую очередь, изучать  его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

4

Глава 1. Форма  правления

Что  же  это  такое? Отвечая  на  данный  вопрос,  скажу  то, что  форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними.

Формы правления в значительной мере различаются  в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она  принадлежит коллективному выборному  органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором - республиканская.

При монархической форме правления  источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный государственный орган.

Главная разница между монархией и  республикой заключается в следующем: монархическая форма государства  означает, что власть в государстве  принадлежит высшему носителю государственной  власти на основе его собственного права.

В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством, и решает все важнейшие государственные дела.

Таково  главное различие между монархическим  и республиканским государствами.

Подведем  итог, что же подразумевается под  формой правления:

5

Форма правления - это научная категория, которая отражает порядок образования  высших органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимоотношения между ними.

История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.

А,  теперь, я  бы  хотел,  коснуться  некоторых  видов  форм  правления,  а точнее  историй их  становления.

6

 

Глава 2. История  становления  различных  форм  правления.

 

Обратимся  к  прошлому, хотелось бы начать с древнейших  цивилизаций; будучи едиными, по своей сущности, социальному содержанию и назначению, древние государства отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и форм,  а также они были либо  рабовладельческого,  либо феодального характера.

   Причины такого разнообразия коренились в различных конкретно-исторических условиях возникновения и развития каждого в отдельности древнего государства, в различном соотношении политических сил, степени остроты социальных противоречий, в неодинаковом уровне развития производительных сил в той или иной стране, различных географических, климатических и иных условиях существования того или иного государства.

Основными формами правления древних государств являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика.

 

Характерными особенностями  древней(рабовладельческой) монархии  являлись жесткая централизация и концентрация всей государственной власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства.

 

Древние монархии имели  свои разновидности. Одной из таких  разновидностей древней  монархии была восточная деспотия. Форму деспотии имели многие государства Древнего Востока (Вавилон, Египет, Индия и др.). Существование этой формы было обусловлено необходимостью создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения(иными словами сооружения,  недававшие влаги уходить с земель), длительным сохранением в странах Древнего Востока общинного хозяйства, существованием коллективной собственности на воду, землю, на часть рабов. Созданию и укреплению деспотической власти во многом способствовало то обстоятельство, что во время ведения войн царь или фараон нередко становился во главе войска, обожествлялся и считался, как, например, в Древнем Египте, богом, сыном бога Солнца Ра. В Древнем Вавилоне царь выполнял роль верховного отправителя религиозных культов. Его власть рассматривалась как исходящая от верховных божеств.

7

 

Царь или фараон являлся  крупным собственником. В его  собственности находились огромные земельные угодья, многочисленные ирригационные сооружения, здания, рабы. Выполняя функции единоличного правителя, роль верховного руководителя ирригационными сооружениями и всем хозяйством страны, царь выступал как сила связующая воедино все звенья политического и хозяйственного механизма страны, как высший собственник в стране. Постоянной опорой царя в его деятельности были огромный военно-бюрократический аппарат, армия, полиция, чиновничество, жрецы. Последние, широко используя ограниченность сознания масс, их скованность традициями первобытно-общинного строя и сильную подверженность влиянию со стороны родоплеменной знати и вождей, всячески насаждали и развивали культ фараона или царя.

Власть монарха в  условиях восточной деспотии формально представлялась неограниченной. Однако в действительности она была ограниченной интересами и влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов. В Древнем Вавилоне власть деспота в значительной мере ограничивалась властью и влиянием крупной торговой знати. В истории Древнего Египта и ряда других государств Древнего Востока нередки были случай организации заговоров и свержения правителей, пытавшихся проводить политику, не соответствующую воле и интересам верхушки рабовладельческого класса, знати и жрецов.

 

Рабовладельческая аристократическая республика существовала в Риме в период с VI по I в. до н.э. С точки зрения экономического и социально-политического развития римского общества и соответствующих изменений, имевших место в государстве и праве, данный отрезок времени подразделяется на две составные части: период становления и упрочения республики (VI–IV до н.э.) и период ее расцвета и упадка (III–I до н.э.). Органами государственной власти в Римской республике формально считались народные собрания, которые правомочны были принимать решения, имеющие юридическую силу. Однако эти собрания не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения магистратов – должностных лиц, выбираемых из представителей класса рабовладельцев и уполномочиваемых на выполнение функций в области судопроизводства и управления.

К тому же решения народных собраний нуждались некоторое время  в утверждении Сената. Последний состоял из представителей крупной земельной,

8

торговой и военной  аристократии и избирался недемократическим путем – консулами, а с IV в. до н.э. – цензорами, составлявшими списки сенаторов. Сенат сосредоточивал в себе важнейшие государственно-властные прерогативы. Он обладал значительными полномочиями в различных сферах государственной деятельности. В области законодательной, помимо утверждения законов, принятых собраниями, Сенат обладал в ряде случаев правом полной отмены или временного приостановления действия законов. В административной области он обладал полномочиями на издание общих распоряжений, касающихся укрепления общественного порядка, внутренней и внешней безопасности государства, религиозных культов, вопросов войны и мира.

В области финансовой деятельности Сенат имел право распоряжаться государственной казной, составлять планы государственных и военных расходов, устанавливать обычные и дополнительные налоги. В случаях обострения социальных противоречий, угрожавших устоям рабовладельческого общества, или в случаях нападения на страну извне Сенат имел право на учреждение диктатуры и предоставление чрезвычайных полномочий должностному лицу – диктатору.

 

Рабовладельческая демократическая республика, классическим примером которой было Афинское государство, отличалась тем, что в формировании ее высших государственных органов принимали участие не только представители господствующего класса рабовладельцев, но и свободные граждане. В Афинах сложились также демократические принципы замещения должностей: выборность, подотчетность, сменяемость и др.Стоит  заметить  то, что выборы проводились путем голосования в народном собрании или при помощи жребия.

Информация о работе Форма правления