Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:55, реферат
Форма правления является одной из наиболее значимых категорий истории и теории государства и права. Это элемент формы государства, характеризующий организацию государственной власти, способ формирования ее основных институтов, их взаимодействие друг с другом. В отечественном правоведении проблема формы правления стала предметом пристального внимания в начале XX в. в связи с оценкой государственных преобразований 1905 - 1906 гг. Форма правления, сложившаяся в России в результате этих преобразований, вызывала и продолжает вызывать к себе огромный научный интерес.
Введение.......................................................................................................
3
1 Организация государственной власти в России по основным законам 1906г……………………………………….....………………...………………….
1.1 Основные законы 23 апреля 1906 года...………………………
1.2 Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906г……...
6
6 9
2 Становление дуалистической монархии в 1906 –феврале 1917г.……………………………………………………………………..
2.1 Дуалистическая монархия: понятие, особенности………………………………………………………………
2.2 Форма правления в России (1906 - февраль 1917 г.)…………...
11
11
11
Заключение.................................................................................................
15
Список использованных источников и литературы................................
Бюрократическая конституция вышла
столь же либеральной, как и ее
источники, воплощая идею парламентарной
монархии вполне недвусмысленно. В
то же время при составлении
Одним из источников проекта Харитонова была именно японская конституция, которая стала причиной не только появления отдельных статей российской конституции, но и их отсутствия. В частности, отказ от введения в проект постановления о присяге монарха соблюдать конституцию Петр Алексеевич мотивировал тем, что "подобное постановление" "не имеется" в том числе и в японской конституции.
Политико-правовые факторы, которые
привели к трансформации
На пути конституционного строительства
в России важнейшими вехами стали: Манифест
17 октября 1905г., провозгласивший введение
гражданских свобод и организацию
законодательного органа (Государственной
думы), ограничивающей монархическую
власть, и Основные законы 23 апреля
1906 г., определившие двухпалатную систему,
но сохранившую весьма широкие пределы
для императорской власти. В Основных
законах отмечалось, что вместе с
Думой и Государственным
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты.
Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происходит его реорганизация – Совет министров становится постоянно действующим органом.
Акт, которым было осуществлено преобразование,
назывался: “О мерах к укреплению
в деятельности министерства и главных
управлений”. Функции упраздненного
в апреле 1906 г. Комитета министров
передавалась частично Совету министров,
частично Государственному совету. Министры
были ответственны только перед царем,
и им же назначались, правительство
еще не приобрело характера “
В это время наблюдается довольно частая смена председателей Совета министров (с 1905 по 1916 – Витте, Горемыкин, Столыпин, Коковцев, Горемыкин).
20 февраля 1906 года вышло “Учреждение
Государственной думы”, в
Одновременно с “Учреждением”
было принято новое Положение
о Государственном совете, который
стал верхней палатой, обладающей теми
же правами, что и Государственная
дума. Все законы, принятые Думой, должны
были затем поступать в
Государственного совета составляли выборные члены, половину – члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором. В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.
23 апреля 1906 г. были изданы “Основные
государственные законы” (
Однако ст.87 Основных законов предоставляла
возможность императору по представлению
Совета министров принимать указы
законодательного характера в случаях,
когда имелась такая
Не подлежали обсуждению Государственной
думой и Государственным
Весной 1906 года Дума начала свою работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Необходимо отметить, что Государственный совет состоявший наполовину из государственных чиновников был консервативным органом, постоянно сдерживавший либеральные порыва Думы (отмена исключительных законов, полная амнистия политзаключенных, отмена смертной казни и т.д.).
2 СТАНОВЛЕНИЕ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ В 1906 – ФЕВРАЛЕ 1918Г
2.1 Дуалистическая монархия: понятие, особенности
Дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сохраняет всю полноту контроля над исполнительной властью (в частности, назначает министров, ответственных перед ним);
Дуалистическая монархия явилась исторически переходной формой от абсолютной монархии к конституционной и предполагает наличие конституции. Законы принимает только парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, которые несут ответственность только перед ним. Правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. При этом, несмотря на то, что власть монарха ограничена конституцией, монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу традиций), сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы государства.
При дуалистической монархии монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступает. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной.
2.2 Форма правления в России (1906 - февраль 1917 г.)
Упустив шанс взять инициативу реформ в свои руки, верховная власть подтолкнула общество на революционный способ решения накопившихся проблем. Главным результатом революции 1905-1907 гг. стало то, что император был вынужден скрепя сердце согласится на конституцию и парламент.
Сначала царский манифест от 6 августа 1905 г. объявил о создании в России законосовещательной Думы, а затем Манифест от 17 октября 1905 г. возвестил введение конституционного строя. 23 апреля 1906 года были изданы Основные законы, а через 4 дня собрались первая Государственная дума и обновленный Государственный совет, половина членов которого стала выборной, а половина назначалась царем. Так народ России получил конституцию, политические свободы и парламент.
Большинство дореволюционных русских
историков и современных
Советские историки вслед за В.И. Лениным иронически называли Основные законы «монархической конституцией», Государственную думу – псевдопарламентом и т.п.
В последнее время оценка
Основных законов как
«Одним из первых за пересмотр марксистских
оценок Манифеста 17 октября и Основных
законов от апреля 1906 г. выступил В.И.
Старцев: «Пора признать, что Россия
с 24 апреля 1906 г. стала уже конституционной
монархией. Именно дарованной Николаем
II. Основные государственные законы
и явились первой русской конституцией».
В 1997 г. В. Старцев вновь заявил, что
Манифест от 17 октября 1905 г. — это
не «декларация о намерениях», не
«обещания», а «закон прямого действия,
который немедленно вводил режим
прав и свобод». В современных
исследованиях наблюдается
19 октября 1905 г. был опубликован
Манифест о преобразовании
Совет министров стал постоянно действующим органом. Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету.
Это был правительственный орган
во главе с председателем Совета
министров. Председатель имел право
контролировать деятельность министерств
и начальников ведомств. Министры
должны были согласовывать с ним
свои действия, сообщать ему «безотлагательно
сведения о всех выдающихся, происходящих
в государственной жизни
Председатель Совета министров
и министры назначались и увольнялись
в отставку императором, здесь он
не был связан парламентским большинством,
император сохранял также огромные
прерогативы в делах
В период революции оживилась
В 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать судей – институт, фактически упраздненный в 1889 г. Должности мировых судей были восстановлены в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников. В ноябре 1905 г. принимается указ, которым отменялись предварительная цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати.
Что представлял собой аппарат
государственного управления к началу
XX века? Для управления огромной страной
самовластному монарху
Как в начале XIX века, так и в
пореформенный период среди высшей
бюрократии и верхов губернской администрации
преобладали владельцы
Министерства были главными органами управления. Министры назначались царем, были ответственны не перед Думой, а только перед монархом. К началу XX в. существовало 11 министерств: военное, морское, финансов, торговли и промышленности, юстиции, иностранных дел, народного просвещения и другие. «Министры послушно скрепляли своими подписями указы царя и не хотели сотрудничать с Думой, возглавляемой кадетами, считали ее «пристанищем еврейского мракобесия», полагая, что она не имеет поддержки в обществе. Сильнее всех было Министерство внутренних дел, ведавшее общей и секретной полицией, цензурой, православными исповеданиями и местной администрацией. Министру подчинялись губернаторы и уездные чиновники; к концу XIX в. в России было 97 губерний по 10—15 уездов в каждой. В годы революции правительство усилило роль карательных органов, особенно полиции и жандармерии. В соответствии с утвержденным в феврале 1907 г. положением в стране была создана широкая сеть специальных охранных отделений, которые подчинялись департаменту полиции. Охранное отделение включало канцелярию, отдел наружного наблюдения и агентурный отдел».
Информация о работе Форма правления в России после Первой русской революции