Форма правления в России после Первой русской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Форма правления является одной из наиболее значимых категорий истории и теории государства и права. Это элемент формы государства, характеризующий организацию государственной власти, способ формирования ее основных институтов, их взаимодействие друг с другом. В отечественном правоведении проблема формы правления стала предметом пристального внимания в начале XX в. в связи с оценкой государственных преобразований 1905 - 1906 гг. Форма правления, сложившаяся в России в результате этих преобразований, вызывала и продолжает вызывать к себе огромный научный интерес.

Содержание

Введение.......................................................................................................
3
1 Организация государственной власти в России по основным законам 1906г……………………………………….....………………...………………….
1.1 Основные законы 23 апреля 1906 года...………………………
1.2 Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906г……...

6
6 9
2 Становление дуалистической монархии в 1906 –феврале 1917г.……………………………………………………………………..
2.1 Дуалистическая монархия: понятие, особенности………………………………………………………………
2.2 Форма правления в России (1906 - февраль 1917 г.)…………...

11

11
11
Заключение.................................................................................................
15
Список использованных источников и литературы................................

Работа содержит 1 файл

РефератИОГП2.docx

— 33.74 Кб (Скачать)

Бюрократическая конституция вышла  столь же либеральной, как и ее источники, воплощая идею парламентарной монархии вполне недвусмысленно. В  то же время при составлении российской конституции, помимо проектов, исходивших от оппозиции, Харитонов, как и авторы этих проектов, использовал и иностранные  конституции. "Проект Основных государственных  законов Российской империи, - признавался  сам он, - составлен применительно  к таковым же законам других государств, в соответствии с манифестом 17 октября 1905 года".

Одним из источников проекта Харитонова была именно японская конституция, которая  стала причиной не только появления  отдельных статей российской конституции, но и их отсутствия. В частности, отказ от введения в проект постановления  о присяге монарха соблюдать  конституцию Петр Алексеевич мотивировал  тем, что "подобное постановление" "не имеется" в том числе  и в японской конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906г

 

Политико-правовые факторы, которые  привели к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г (нарастание студенческого движения, увеличение забастовок и стачек, крестьянских бунтов).

На пути конституционного строительства  в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию  законодательного органа (Государственной  думы), ограничивающей монархическую  власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную систему, но сохранившую весьма широкие пределы  для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с  Думой и Государственным советом  император осуществляет законодательную  власть, но без императорского утверждения  ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему  был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты.

Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. С  января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных  началах 1861 г. В октябре 1905 г. происходит его реорганизация – Совет  министров становится постоянно действующим органом.

Акт, которым было осуществлено преобразование, назывался: “О мерах к укреплению в деятельности министерства и главных  управлений”. Функции упраздненного  в апреле 1906 г. Комитета министров  передавалась частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство  еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”.

В это время наблюдается довольно частая смена председателей Совета министров (с 1905 по 1916 – Витте, Горемыкин, Столыпин, Коковцев, Горемыкин).

20 февраля 1906 года вышло “Учреждение  Государственной думы”, в котором  определялись ее компетенция:  предварительная разработка и  обсуждение законодательных предложений,  утверждение государственного бюджета,  обсуждение вопросов строительства  железных дорог и учреждении  акционерных обществ. Дума избиралась  на 5 лет депутаты Думы были  неподотчетны избирателям, их  отстранение могло осуществляться  Сенатом, Дума могла распускаться  досрочно решением императора. С  законодательной инициативой в  Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный  совет. 

Одновременно с “Учреждением”  было принято новое Положение  о Государственном совете, который  стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Государственная  дума. Все законы, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный  совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императору. Половину реформированного

Государственного совета составляли выборные члены, половину – члены  “по высочайшему назначению”, председатель и вице-председатель ежегодно назначались  императором. В избираемую часть  Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором  во вторую часть Совета из высших государственных  сановников. Одно и то же лицо не могло  одновременно быть членом Государственной  думы и Государственного совета.

23 апреля 1906 г. были изданы “Основные  государственные законы” (изменение  которых могло осуществляться  только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В  гл.1 была дана формулировка верховной  власти: “Императору Всероссийскому  принадлежит верховная самодержавная  власть”. Власть управления также  принадлежала императору “во  всем ее объеме”, но законодательную  власть император осуществлял  “в единении с Государственным  советом и Государственной думой”  и никакой новый закон не  мог быть принят без их одобрения  и вступить в силу без одобрения  императора.

Однако ст.87 Основных законов предоставляла  возможность императору по представлению  Совета министров принимать указы  законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывались. Но после открытия законодательной  сессии в течение двух месяцев  такой указ должен был выноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически  прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Государственной  думой и Государственным советом  вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о  государственных займах.

Весной 1906 года Дума начала свою работу. Источник будущих коллизий был заложен  в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Необходимо отметить, что Государственный  совет состоявший наполовину из государственных  чиновников был консервативным органом, постоянно сдерживавший либеральные  порыва Думы (отмена исключительных законов, полная амнистия политзаключенных, отмена смертной казни и т.д.).

 

 

 

 

 

 

2 СТАНОВЛЕНИЕ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ В 1906 – ФЕВРАЛЕ 1918Г

 

2.1 Дуалистическая  монархия: понятие, особенности

 

Дуалистическая монархия - форма  правления, при которой монарх сохраняет  всю полноту контроля над исполнительной властью (в частности, назначает  министров, ответственных перед  ним);

Дуалистическая монархия явилась  исторически переходной формой от абсолютной монархии к конституционной и  предполагает наличие конституции. Законы принимает только парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, которые несут  ответственность только перед ним. Правительство несет формально  двойную ответственность перед  монархом и парламентом, но реально  подчиняется, как правило, воле монарха. При этом, несмотря на то, что власть монарха ограничена конституцией, монарх и формально (т.е. в силу конституционных  норм) и еще больше фактически (в  силу традиций), сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его  в центр всей политической системы  государства.

При дуалистической монархии монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон  в силу не вступает. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может  распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной.

 

2.2 Форма правления в России (1906 - февраль 1917 г.)

 

Упустив шанс взять инициативу реформ в свои руки, верховная власть подтолкнула  общество на революционный способ решения  накопившихся проблем. Главным результатом  революции 1905-1907 гг. стало то, что  император был вынужден скрепя сердце согласится на конституцию и парламент.

 

Сначала царский манифест от 6 августа 1905 г. объявил о создании в России законосовещательной Думы, а затем  Манифест от 17 октября 1905 г. возвестил  введение конституционного строя. 23 апреля 1906 года были изданы Основные законы, а  через 4 дня собрались первая Государственная  дума и обновленный Государственный  совет, половина членов которого стала  выборной, а половина назначалась  царем. Так народ России получил  конституцию, политические свободы  и парламент.

 

Большинство дореволюционных русских  историков и современных западных русистов считают Основные законы, изданные Николаем II в апреле 1906 г. конституцией, а Государственную думу с обновленным  Государственным советом – двухпалатным парламентом.

Советские историки вслед за В.И. Лениным  иронически называли Основные законы «монархической конституцией», Государственную  думу – псевдопарламентом и т.п.

 В последнее время оценка  Основных законов как настоящей  конституции, а законодательных  учреждений как настоящего парламента  получает распространение и в  отечественной историографии.

 

«Одним из первых за пересмотр марксистских оценок Манифеста 17 октября и Основных законов от апреля 1906 г. выступил В.И. Старцев: «Пора признать, что Россия с 24 апреля 1906 г. стала уже конституционной  монархией. Именно дарованной Николаем II. Основные государственные законы и явились первой русской конституцией». В 1997 г. В. Старцев вновь заявил, что  Манифест от 17 октября 1905 г. — это  не «декларация о намерениях», не «обещания», а «закон прямого действия, который немедленно вводил режим  прав и свобод». В современных  исследованиях наблюдается переоценка степени зрелости конституционного порядка в России в период 1905—1907 гг. Однако появились и взвешенные оценки. Так, А.Н. Медушевский считает акт 17 октября «типичным актом конституционализма», провозгласившего идею дуалистической монархии. Однако, по его мнению, Основные законы усилили самодержавие, личную власть императора. Новую систему правления автор определил как «монархический конституционализм».

 

19 октября 1905 г. был опубликован  Манифест о преобразовании Совета  министров. До этого Совет министров  был совещательным органом при  императоре. Теперь на него возлагались  «направление и объединение действий  главных начальников ведомств  по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления».

 

Совет министров стал постоянно  действующим органом. Функции упраздненного  в апреле 1906 г. Комитета министров  передавались частично Совету министров, частично Государственному совету.

 

Это был правительственный орган  во главе с председателем Совета министров. Председатель имел право  контролировать деятельность министерств  и начальников ведомств. Министры должны были согласовывать с ним  свои действия, сообщать ему «безотлагательно сведения о всех выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях, принятых мерах и распоряжениях».

 

Председатель Совета министров  и министры назначались и увольнялись  в отставку императором, здесь он не был связан парламентским большинством, император сохранял также огромные прерогативы в делах государственной  обороны и внешней политики. Министры были ответственны только перед царем, правительство еще не приобрело характера «буржуазного кабинета». Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров.

 

В период революции оживилась деятельность первого и второго департаментов  Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой - деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.

 

В 1906 г. каждое губернское земское  собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать судей –  институт, фактически упраздненный в 1889 г. Должности мировых судей были восстановлены в апреле 1912 г., тогда  же ликвидировался институт земских  начальников. В ноябре 1905 г. принимается  указ, которым отменялись предварительная  цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения  дел о печати.

 

Что представлял собой аппарат  государственного управления к началу XX века? Для управления огромной страной  самовластному монарху требовалось  большое количество чиновников. За XIX в. аппарат управления увеличился в 7 раз (с учетом роста населения), составив 385 тыс. человек. Чиновничество  было связано сложной системой регламентов  и правил: оно делилось на 14 классов  — от действительного тайного  советника до коллежского регистратора. Каждый класс имел свой мундир, титул, ордена. К низшему чиновнику обращались со словами «Ваше благородие», к  высшим — «Ваше высокопревосходительство».

 

Как в начале XIX века, так и в  пореформенный период среди высшей бюрократии и верхов губернской администрации  преобладали владельцы земельной  собственности – помещики. Это  находило свое выражение в противодействии  отмене крепостного права в первой половине века и консервации феодальных пережитков во второй. Проникновение  в государственный аппарат буржуазных элементов вплоть до 1917 было ничтожно мало и ограничивалось почти исключительно  Министерством финансов и Министерством  путей сообщения. Наличие среди  мелких и средних чиновников значительного  числа выходцев из разночинных слоев  населения не говорило об их разночинной  идеологии. Эта часть чиновничества  наоборот, являлась наиболее верноподданной и не проявляла в отличие от дворянства какого-либо недовольства самодержавием.

 

Министерства были главными органами управления. Министры назначались царем, были ответственны не перед Думой, а  только перед монархом. К началу XX в. существовало 11 министерств: военное, морское, финансов, торговли и промышленности, юстиции, иностранных дел, народного просвещения и другие. «Министры послушно скрепляли своими подписями указы царя и не хотели сотрудничать с Думой, возглавляемой кадетами, считали ее «пристанищем еврейского мракобесия», полагая, что она не имеет поддержки в обществе. Сильнее всех было Министерство внутренних дел, ведавшее общей и секретной полицией, цензурой, православными исповеданиями и местной администрацией. Министру подчинялись губернаторы и уездные чиновники; к концу XIX в. в России было 97 губерний по 10—15 уездов в каждой. В годы революции правительство усилило роль карательных органов, особенно полиции и жандармерии. В соответствии с утвержденным в феврале 1907 г. положением в стране была создана широкая сеть специальных охранных отделений, которые подчинялись департаменту полиции. Охранное отделение включало канцелярию, отдел наружного наблюдения и агентурный отдел».

Информация о работе Форма правления в России после Первой русской революции