Форма правления в России после Первой русской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Форма правления является одной из наиболее значимых категорий истории и теории государства и права. Это элемент формы государства, характеризующий организацию государственной власти, способ формирования ее основных институтов, их взаимодействие друг с другом. В отечественном правоведении проблема формы правления стала предметом пристального внимания в начале XX в. в связи с оценкой государственных преобразований 1905 - 1906 гг. Форма правления, сложившаяся в России в результате этих преобразований, вызывала и продолжает вызывать к себе огромный научный интерес.

Содержание

Введение.......................................................................................................
3
1 Организация государственной власти в России по основным законам 1906г……………………………………….....………………...………………….
1.1 Основные законы 23 апреля 1906 года...………………………
1.2 Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906г……...

6
6 9
2 Становление дуалистической монархии в 1906 –феврале 1917г.……………………………………………………………………..
2.1 Дуалистическая монархия: понятие, особенности………………………………………………………………
2.2 Форма правления в России (1906 - февраль 1917 г.)…………...

11

11
11
Заключение.................................................................................................
15
Список использованных источников и литературы................................

Работа содержит 1 файл

РефератИОГП2.docx

— 33.74 Кб (Скачать)

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

Форма правления в России после  Первой русской революции.

Реферат

 

 

Автор

студент первого курса,

группы ЮПБ-112

Cаяпин В.А.

Руководитель

доц., канд. ист. наук

Бузмакова О.Г.

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................

3

1 Организация государственной власти в России по основным законам 1906г……………………………………….....………………...………………….

1.1 Основные законы 23 апреля 1906 года...………………………

1.2 Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906г……...      

 

6

6 9

 2 Становление дуалистической монархии в 1906 –феврале 1917г.……………………………………………………………………..

2.1 Дуалистическая монархия: понятие, особенности………………………………………………………………

2.2 Форма правления в России (1906 - февраль 1917 г.)…………...

 

11

 

11

11

          Заключение.................................................................................................

15

 Список использованных источников и литературы................................

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Форма правления является одной  из наиболее значимых категорий истории  и теории государства и права. Это элемент формы государства, характеризующий организацию государственной  власти, способ формирования ее основных институтов, их взаимодействие друг с  другом. В отечественном правоведении проблема формы правления стала  предметом пристального внимания в  начале XX в. в связи с оценкой  государственных преобразований 1905 - 1906 гг. Форма правления, сложившаяся  в России в результате этих преобразований, вызывала и продолжает вызывать к  себе огромный научный интерес.

Несмотря на то, что вопрос о  форме правления в России, установившейся после 1906 г. и существовавшей вплоть до 1917 г., обсуждается в правовой литературе уже сто лет, он до сих  пор остается дискуссионным. Была ли Россия конституционным государством, можно ли признать наличие конституционной  монархии в начале XX в.? Какая форма  правления утвердилась в России в то время, каковы ее характерные  черты и особенности?

До настоящего времени продолжаются споры и по другим аспектам этой проблемы: считать ли Государственную  думу I - IV созывов (1906 - 1917 гг.) парламентом, являются ли Основные государственные  законы в редакции 23 апреля 1906 г. конституцией и др. Правоведы так и не пришли к единому мнению по этим и другим вопросам, имеющим принципиальное значение для определения формы правления.

Следует отметить, что в научном  обсуждении этого вопроса, наряду с  правоведами, принимают активное участие  и историки (в том числе зарубежные), политологи, социологи, общественные и  политические деятели, что свидетельствует  не только о научном, но и общественно-политическом характере проблемы.

На протяжении века сложился целый  спектр мнений по поводу того, какой  стала форма правления после 1905 - 1906 гг., колеблющийся от признания  того, что вплоть до февраля 1917 г. Россия оставалась в целом абсолютной (самодержавной) монархией - до утверждения о переходе страны к конституционной форме  правления.

В современной литературе превалирует  определение формы правления  этого периода как дуалистической монархии. Однако это утверждение  часто декларируется в общем, без соотношения признаков этой формы правления с особенностями  российского законодательства. Этот вопрос нуждается в специальном  изучении.

Проблема формы правления в  России в начале XX в. - одна из важнейших  тем не только истории государства  и права, но и современности. Вопрос о наиболее приемлемой для нашей  страны формы государственно-политического  устройства в условиях реформирования Российского государства и общества продолжает сохранять свою актуальность. До настоящего времени обсуждается  проблема предпочтительности сильной  исполнительной власти и правительства, формируемого по указанию главы государства (эта модель, с оговорками, напоминает в какой-то мере соотношение властных полномочий монарха и исполнительной, а также законодательной власти после 1906 г.), или сильного парламента и премьер-министра, выдвигаемого партией, победившей на парламентских выборах. Отечественный опыт государственно-правового строительства начала XX в. может быть учтен и использован при совершенствовании современной политико-правовой системы.

Все отмеченное свидетельствует о  крайней сложности, неоднозначности  проблемы, ставшей темой данного реферата.

 

Степень изученности проблемы.

Форма правления в России после  государственных преобразований 1905 - 1906 гг. - одна из ключевых проблем в  отечественной правовой науке и  имеет обширную библиографию.

В общем, она рассматривалась в  контексте более широких исследований по сопутствующей проблематике. Одни аспекты нашли отражение в  трудах по общим вопросам теории и  истории государства и права, другие - в работах, посвященных выяснению  этапов, основных элементов эволюции государственного строя России, третьи - в исследованиях правового статуса  и деятельности государственных  учреждений, появившихся или реорганизованных в связи с изменениями в  российском законодательстве начала XX в. - Государственной думы, Государственного совета, Совета министров.

Начало активного изучения вопроса  относится к 1905 - 1906 гг., времени государственных  преобразований, существенно изменивших форму правления в России. Несмотря на существование значительного количества источников и литературы, затрагивающих в той или иной степени проблему формы правления в России в начале XX в., до сих пор, однако, нет специального обобщающего исследования, посвященного этой теме.

 

Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1906 по февраль 1917 г., т.е. временем действия Основных государственных  законов Российской империи в  редакции 23 апреля 1906 г.

 

Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в России в период действия основных государственных законов Российской империи 1906 г. в сфере правового регулирования формы правления.

Предмет исследования: Основные государственные  законы Российской империи от 23 апреля 1906 г., другие законодательные акты начала XX в., стенографические отчеты Государственной  думы I - IV созывов, документы и материалы, относящиеся к истории эволюции государственного строя Российской империи.

 

Предмет исследования: основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г., другие законодательные акты начала XX в., стенографические отчеты Государственной думы I - IV созывов, документы и материалы, относящиеся к истории эволюции государственного строя Российской империи.

 

Цель исследования - создание концепции  формы правления в России в  период с 1906 - по февраль 1917 г.

 

Источниковую базу реферата составляют законодательные акты переходного периода России начала XX в., делопроизводство высших законодательных и административных учреждений, в том числе стенографические отчеты Государственной думы и Государственного совета; наказы законодательных палат; стенографические отчеты Царскосельских и Петергофских особых совещаний 1905 - 1906 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ ПО ОСНОВНЫМ ЗАКОНАМ 1906Г.

 

 

    1. Основные законы 23 апреля 1906 года

 

 

Особую роль в процессе реализации и практического воплощения прав и свобод российских подданных, которые  были закреплены в Основных государственных  законах 23 апреля 1906 г., играло Министерство внутренних дел, которое в силу специфики  своего правового статуса обеспечивало соблюдение этих конституционных положений. Уроки российского парламентаризма  свидетельствуют о необходимости, для достижения эффективного функционирования государственного механизма, идти на диалог и компромисс.

Кудинов С.А. считает, что назвать  Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. конституцией в полной мере нельзя, ибо такие основополагающие принципы конституционализма, как народный суверенитет и разделение властей  в указанном нормативном акте отсутствовали. Однако же другие ученые не соглашаются с ним на основании, во-первых, исследования конституционных  актов в Европе и Японии, которые  показывают, что Основные государственные  законы 23 апреля 1906 г. можно поставить  в один ряд с тогдашними западноевропейскими  конституциями, и, во-вторых, речь идет о формировании именно дуалистической монархии.

Идея конституции, получившая в  России практическую потребность в  период политического кризиса 1905 года, была воплощена в образе Основных законов, вобравших в себя требования Высочайших конституционных манифестов. Пересмотр Основных законов состоялся  в соответствии с государственным  мнением, выработанным апрельским (1906 г) Царскосельским Совещанием под председательством  императора. Мнение это основывалось на признании необратимости конституционных  преобразований, ограничивавших права  монарха в пользу народного представительства. На Совещании граф Пален, высказал замечание, поддержанное большинством его участников: "Весь вопрос заключается в том, оставить ли в статье первое слово "неограниченный". Я не сочувствую Манифесту 17 октября, но он существует до того существовало Ваше неограниченное право издавать законы, но после 17 октября помимо законодательных  учреждений, Ваше Величество не можете уже издавать законы сами. По-моему, Вам, Государь, было угодно ограничить свою власть. В основных законах  надо издать то, что ново, а старое оставить, но слово "неограниченный" в нем не может оставаться". Самодержавной монархии в России предстояло стать монархией конституционной.

Для нас не оставляет сомнения тот  факт, что первой конституцией России стали Основные Государственные  Законы издания 23 апреля 1906 года, хотя конституцией они официально не именовались. Дело, однако, не в названии, а в назначении законодательного акта. Французская Декларация прав человека и гражданина тоже не именовалась конституцией, хотя именно она знаменовала наступление конституционной эры.

Редактированные Основные Законы по сравнению с прежними включали в  себя новые главы, посвященные отдельным  конституционным институтам – о  правах и обязанностях российских подданных, о Государственном Совете и Государственной  Думе, о Совете Министров. Одновременно сохраняли силу те положения старых Основных Законов, которых не коснулось  время, - о порядке наследия престола, о вере, о правительстве и опеке  и т.д. Основные Государственные  Законы 1906 г. представляли собой внушительное нормативно-правовое образование, состоящее  из 11 глав и 124 статей (в редакции Свода  Законов), охватывающее своим действием  основополагающие государственно-правовые институты.

Основные Законы занимали самостоятельное  место в системе Свода Законов, образуя раздел 1 первой части начального тома Свода. Обновленные Основные Законы, как и подобает конституции, наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с  временной силой закона (во время  прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право  на Основные Государственные Законы.

Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным  законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской  властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим  из Государственного Совета и Государственной  Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами.

Основные государственные законы 23 апреля 1906 года стали первой действующей  российской конституцией, оформив изменения, происшедшие в ходе реформ и создания Государственной думы. В этом видят  результат революции, которая, в  свою очередь, явилась итогом русско-японской войны - трагического поражения русских  армии и флота, завершившегося в  августе 1905 года подписанием графом С.Ю. Витте Портсмутского мирного договора. Можно сказать, что Япония косвенно способствовала превращению России в конституционную монархию.

Менее известно то, что существовало и прямое японское влияние на судьбы российского конституционализма. Это  доказывается самой историей создания Основных законов. Автором проекта, ставшего фундаментом их окончательной  редакции, был Петр Алексеевич Харитонов, начальник Государственной канцелярии, которая занималась кодификацией и  обеспечивала делопроизводство Государственного совета - высшего законосовещательного учреждения, а после 1906 года - верхней  палаты народного представительства.

Получив от императора Николая II в  начале ноября 1905 года поручение составить  проект новых Основных законов, П.А. Харитонов обратился к разработкам, исходившим из лагеря оппозиции. Это  были: "Проект русской конституции", выработанный членами "Союза Освобождения" под руководством П.Б. Струве, проект конституции, подготовленный С.А. Муромцевым и напечатанный в "Русских ведомостях" 6 июля 1905 года, и программа Конституционно-демократической партии, выработанная ее учредительным съездом 12-18 октября 1905 года.

Эти документы проводили идею парламентарной монархии, в которой власть монарха  ограничена как в законодательстве, так и в управлении, а потому он только царствует, но не правит, и  правительство ответственно не перед  ним, а перед народным представительством, как это до сих пор наблюдается  в Англии.

Информация о работе Форма правления в России после Первой русской революции