Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:55, реферат
Форма правления является одной из наиболее значимых категорий истории и теории государства и права. Это элемент формы государства, характеризующий организацию государственной власти, способ формирования ее основных институтов, их взаимодействие друг с другом. В отечественном правоведении проблема формы правления стала предметом пристального внимания в начале XX в. в связи с оценкой государственных преобразований 1905 - 1906 гг. Форма правления, сложившаяся в России в результате этих преобразований, вызывала и продолжает вызывать к себе огромный научный интерес.
Введение.......................................................................................................
3
1 Организация государственной власти в России по основным законам 1906г……………………………………….....………………...………………….
1.1 Основные законы 23 апреля 1906 года...………………………
1.2 Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906г……...
6
6 9
2 Становление дуалистической монархии в 1906 –феврале 1917г.……………………………………………………………………..
2.1 Дуалистическая монархия: понятие, особенности………………………………………………………………
2.2 Форма правления в России (1906 - февраль 1917 г.)…………...
11
11
11
Заключение.................................................................................................
15
Список использованных источников и литературы................................
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Форма правления в России после Первой русской революции.
Реферат
Автор
студент первого курса,
группы ЮПБ-112
Cаяпин В.А.
Руководитель
доц., канд. ист. наук
Бузмакова О.Г.
Новосибирск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................... |
3 |
1 Организация государственной власти
в России по основным законам 1906г……………………………………….....…………… 1.1 Основные законы 23 апреля 1906 года...……………………… 1.2 Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906г……... |
6 6 9 |
2 Становление дуалистической монархии
в 1906 –феврале 1917г.……………………………………………………………… 2.1 Дуалистическая монархия:
понятие, особенности………………………………………………… 2.2 Форма правления в России (1906 - февраль 1917 г.)…………... |
11
11 11 |
Заключение.................... |
15 |
Список использованных источников и
литературы.................... |
19 |
Введение
Форма правления является одной
из наиболее значимых категорий истории
и теории государства и права.
Это элемент формы государства,
характеризующий организацию
Несмотря на то, что вопрос о форме правления в России, установившейся после 1906 г. и существовавшей вплоть до 1917 г., обсуждается в правовой литературе уже сто лет, он до сих пор остается дискуссионным. Была ли Россия конституционным государством, можно ли признать наличие конституционной монархии в начале XX в.? Какая форма правления утвердилась в России в то время, каковы ее характерные черты и особенности?
До настоящего времени продолжаются
споры и по другим аспектам этой
проблемы: считать ли Государственную
думу I - IV созывов (1906 - 1917 гг.) парламентом,
являются ли Основные государственные
законы в редакции 23 апреля 1906 г. конституцией
и др. Правоведы так и не пришли
к единому мнению по этим и другим
вопросам, имеющим принципиальное значение
для определения формы
Следует отметить, что в научном обсуждении этого вопроса, наряду с правоведами, принимают активное участие и историки (в том числе зарубежные), политологи, социологи, общественные и политические деятели, что свидетельствует не только о научном, но и общественно-политическом характере проблемы.
На протяжении века сложился целый спектр мнений по поводу того, какой стала форма правления после 1905 - 1906 гг., колеблющийся от признания того, что вплоть до февраля 1917 г. Россия оставалась в целом абсолютной (самодержавной) монархией - до утверждения о переходе страны к конституционной форме правления.
В современной литературе превалирует
определение формы правления
этого периода как
Проблема формы правления в
России в начале XX в. - одна из важнейших
тем не только истории государства
и права, но и современности. Вопрос
о наиболее приемлемой для нашей
страны формы государственно-
Все отмеченное свидетельствует о крайней сложности, неоднозначности проблемы, ставшей темой данного реферата.
Степень изученности проблемы.
Форма правления в России после государственных преобразований 1905 - 1906 гг. - одна из ключевых проблем в отечественной правовой науке и имеет обширную библиографию.
В общем, она рассматривалась в
контексте более широких
Начало активного изучения вопроса относится к 1905 - 1906 гг., времени государственных преобразований, существенно изменивших форму правления в России. Несмотря на существование значительного количества источников и литературы, затрагивающих в той или иной степени проблему формы правления в России в начале XX в., до сих пор, однако, нет специального обобщающего исследования, посвященного этой теме.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1906 по февраль 1917 г., т.е. временем действия Основных государственных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г.
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в России в период действия основных государственных законов Российской империи 1906 г. в сфере правового регулирования формы правления.
Предмет исследования: Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г., другие законодательные акты начала XX в., стенографические отчеты Государственной думы I - IV созывов, документы и материалы, относящиеся к истории эволюции государственного строя Российской империи.
Предмет исследования: основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г., другие законодательные акты начала XX в., стенографические отчеты Государственной думы I - IV созывов, документы и материалы, относящиеся к истории эволюции государственного строя Российской империи.
Цель исследования - создание концепции формы правления в России в период с 1906 - по февраль 1917 г.
Источниковую базу реферата составляют законодательные акты переходного периода России начала XX в., делопроизводство высших законодательных и административных учреждений, в том числе стенографические отчеты Государственной думы и Государственного совета; наказы законодательных палат; стенографические отчеты Царскосельских и Петергофских особых совещаний 1905 - 1906 гг.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ ПО ОСНОВНЫМ ЗАКОНАМ 1906Г.
Особую роль в процессе реализации
и практического воплощения прав
и свобод российских подданных, которые
были закреплены в Основных государственных
законах 23 апреля 1906 г., играло Министерство
внутренних дел, которое в силу специфики
своего правового статуса обеспечивало
соблюдение этих конституционных положений.
Уроки российского
Кудинов С.А. считает, что назвать Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. конституцией в полной мере нельзя, ибо такие основополагающие принципы конституционализма, как народный суверенитет и разделение властей в указанном нормативном акте отсутствовали. Однако же другие ученые не соглашаются с ним на основании, во-первых, исследования конституционных актов в Европе и Японии, которые показывают, что Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. можно поставить в один ряд с тогдашними западноевропейскими конституциями, и, во-вторых, речь идет о формировании именно дуалистической монархии.
Идея конституции, получившая в
России практическую потребность в
период политического кризиса 1905 года,
была воплощена в образе Основных
законов, вобравших в себя требования
Высочайших конституционных манифестов.
Пересмотр Основных законов состоялся
в соответствии с государственным
мнением, выработанным апрельским (1906
г) Царскосельским Совещанием под председательством
императора. Мнение это основывалось
на признании необратимости
Для нас не оставляет сомнения тот факт, что первой конституцией России стали Основные Государственные Законы издания 23 апреля 1906 года, хотя конституцией они официально не именовались. Дело, однако, не в названии, а в назначении законодательного акта. Французская Декларация прав человека и гражданина тоже не именовалась конституцией, хотя именно она знаменовала наступление конституционной эры.
Редактированные Основные Законы по сравнению с прежними включали в себя новые главы, посвященные отдельным конституционным институтам – о правах и обязанностях российских подданных, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете Министров. Одновременно сохраняли силу те положения старых Основных Законов, которых не коснулось время, - о порядке наследия престола, о вере, о правительстве и опеке и т.д. Основные Государственные Законы 1906 г. представляли собой внушительное нормативно-правовое образование, состоящее из 11 глав и 124 статей (в редакции Свода Законов), охватывающее своим действием основополагающие государственно-правовые институты.
Основные Законы занимали самостоятельное место в системе Свода Законов, образуя раздел 1 первой части начального тома Свода. Обновленные Основные Законы, как и подобает конституции, наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные Государственные Законы.
Основные Государственные
Основные государственные
Менее известно то, что существовало
и прямое японское влияние на судьбы
российского
Получив от императора Николая II в
начале ноября 1905 года поручение составить
проект новых Основных законов, П.А.
Харитонов обратился к
Эти документы проводили идею парламентарной монархии, в которой власть монарха ограничена как в законодательстве, так и в управлении, а потому он только царствует, но не правит, и правительство ответственно не перед ним, а перед народным представительством, как это до сих пор наблюдается в Англии.
Информация о работе Форма правления в России после Первой русской революции