Финансовые реформы М.М. Сперанского в начале XIX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:30, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века. На исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов, отражавших все цвета тогдашнего, достаточно пестрого политического спектра. Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.
Целью данного реферата является раскрытие сути финансовых реформ М.М. Сперанского на рубеже XIX века.

Работа содержит 1 файл

Финансовые реформы М.М. Сперанского в начале XIX в..doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     Правительство охотно шло на совершение данных операций. Во-первых, они давали возможность государству брать взаймы очень большие суммы, причем без обязательства их возвращения в определенный срок. Во-вторых, в пределах данных сумм отпадала необходимость прибегать к выпуску облигаций, для которых, как правило, была характерна срочность погашения. В-третьих, правительство, получая заемные денежные средства, по своему усмотрению устанавливало и плату за пользование ими. Чаще всего размер этой платы был невысокий. Если бы государство использовало облигационную форму займов, то рынок капиталов мог бы не принять облигации (а в 1809 - 1810 гг. так и произошло) либо из-за дефицита капиталов долгосрочного характера, либо из-за низкого обещанного дохода (процента) по облигациям. В последнем случае курс облигаций и выручка от их реализации были бы низкими, что делало бы невыгодным заем для казначейства. Ведь погашение облигаций государство должно было совершать по номиналу, а не по их фактической цене в день первичной продажи. В-четвертых, заимствование кредитных ресурсов из казенных банков прельщало правительство также и быстротой совершения данной операции в отличие от выпуска и размещения облигаций, на что требовалось много времени (к тому же при проблематичном конечном результате).

     Отсутствие на рынке свободных капиталов долгосрочного характера, легкость заимствования казной вкладов из казенных банков, рост дефицитности бюджета, соблазн и дальше употреблять "сладкий яд", то есть выпускать ассигнации в еще больших суммах, - все это предопределило провал денежной и кредитной реформ М.М.Сперанского, неудачу перехода к облигационным формам займов.

     На  финансовое положение России в начале XIX века большое влияние оказала  Отечественная война 1812 года, которая  принесла огромные материальные и людские потери, более 100 тыс. человек были убиты и ранены. Пожар Москвы уничтожил почти весь город, пострадало много других городов, деревень, промышленных предприятий. К тому же Наполеон буквально завалил Россию фальшивыми деньгами. К 1814 году курс ассигнаций достиг очень низкой отметки: за один бумажный рубль давали 20 копеек серебром. Сумма выпущенных ассигнаций достигала астрономических цифр, в 1818 году она составила 836 млн. рублей. На протяжении первых десятилетий XIX века курс ассигнаций постоянно колебался, даже в разных районах страны он заметно отличался. Война потребовала огромных материальных и денежных затрат, и правительство было не в состоянии завершить реформы. Идеи М.М.Сперанского были забыты. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения приняла иное направление.

     Несмотря  на то, что начиная с 1823 г. правительство  отказалось от дефляционной политики, курс ассигнационного рубля в  последующие годы несколько повысился  по отношению к серебряному рублю. Прекращение обесценения ассигнационного рубля объяснялось создавшимися экономическими условиями в стране. После Отечественной войны 1812 г. усилился процесс становления капиталистических отношений, развивавшихся в условиях разложения феодального хозяйства. Расширилось производство товаров, для реализации которых требовалось большое количество денег. С ростом потребности в средствах обращения и платежа наблюдался процесс сокращения избыточной массы бумажных денежных знаков, что повысило их курс. Изъятие ассигнаций, проведенное в 1818 - 1822 гг., а также рост потребности в средствах обращения и платежа привели к появлению в обороте золотой и серебряной монеты, которая длительное время находилась в виде сокровища на руках у населения.

     В то же время в стране увеличилась добыча серебра и золота, и правительство усилило чеканку монеты из этих металлов. Таким образом, серебро и золото вновь появились в обращении, где они функционировали параллельно с обесцененными ассигнациями.

     Расстроенное  денежное обращение вызывало огромное количество жалоб со стороны купеческого сословия, крестьянства, других слоев населения. Поэтому, несмотря на сопротивление большей части дворян, заинтересованных в инфляции, Российское правительство приняло решение о коренном упорядочении денежного обращения в стране.

     3 апреля 1809г. издан был Указ  о придворных званиях. Указ 6 августа  1809г. установил порядок производства  в гражданские чины коллежского  асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике и физике. Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.

     Таким образом, устанавливался твёрдый порядок  законодательства: 1) Совет рассматривает  новые законы по всем отраслям управления; 2) он один их рассматривает; 3) ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти. Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.

     Была  учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого  департамента. Канцелярией руководил  государственный секретарь, которым был назначен Сперанский. Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810г. и 25 июня1811г.

     Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго. Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к нач. 1811г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Причины неудач реформ М.М. Сперанского

     Этот  план не мог быть осуществлён в  полном объёме, т.к. Нисколько не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России. Но кое - что из этого плана было осуществлено. Осуществленные части преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.

     Возражений  против этого проекта в Государственном  совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась "за" и государь проект утвердил. Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.

     Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но по молчаливому или по гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.

     По  требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В феодальной самодержавной России до конца XIX в. финансовая система была развита очень слабо. Будучи аграрной страной с очень плохо развитой промышленностью, Россия жила, в основном, натуральным хозяйством. Среди подавляющей  массы населения преобладал натуральный обмен. По прежнему, как и в XVIII веке, по деревням ходили коробейники, офени, разносившие ткани, галантерею, мелкие предметы быта, зачастую не продавая их за деньги, а обменивая на сырье(лен, полотно и пр.).

     Кредитно-банковская система России почти не менялась со времен Екатерины II. Основная часть банковских ссуд направлялась на весьма льготное кредитование дворянских хозяйств, и эти ссуды очень медленно возвращались в банки. Государственные финансы первой половины XIX века постоянно находились в большом напряжении, дефицит государственного бюджета возрастал из года в год. Причин этому были множество. Одна из них - это неудачные войны, в которых участвовала Россия в начале века, и связанные с этим большие расходы и контрибуции. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченной возможности получения внешних и внутренних займов, правительство вынуждено было прибегнуть к дополнительному выпуску бумажных денежных знаков. В этих условиях правительство предприняло определенные шаги с целью стабилизации денежного обращения. В основу намеченных мероприятий был положен знаменитый "План финансов". Он был подготовлен в 1809 г. известным государственным деятелем той эпохи М.М. Сперанским при содействии графа (а также адмирала и профессора) Н.С. Мордвинова.

     По "Плану финансов" предполагалось провести денежную реформу посредством  изъятия и уничтожения всех ранее  выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка. Он должен был располагать достаточным  запасом серебра для обеспечения  банкнот, которые планировалось выпустить в обращение. Кроме того, предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой должен был стать серебряный рубль. Из положений "Плана финансов" следовало, что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. "Ассигнации, - писал он, - суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги".

     Отсутствие  на рынке свободных капиталов долгосрочного характера, легкость заимствования казной вкладов из казенных банков, рост дефицитности бюджета, соблазн и дальше употреблять "сладкий яд", то есть выпускать ассигнации в еще больших суммах, - все это предопределило провал денежной и кредитной реформ М.М.Сперанского, неудачу перехода к облигационным формам займов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. «Сергей Юльевич Витте»; Вопросы истории N8,1990
  2. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. “Эволюция феодализма в России: социально - экономические проблемы.” - М., 1969г.
  3. Исаев И.А. "История государства и права России"- полный курс лекций, -М.: Юрист, 1994.
  4. Полянский Ф.Я. “Первоначальное накопление капитала в России” - М., 1958г.
  5. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
  6. Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о своде законов (с 1700 по 1826 год). - Спб., 1833.
  7. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - Спб., 1845.
  8. В.И. Таранков «Ценные бумаги Государства Российского», Москва-Тольятти, 1992г.
  9. . Т.М. Тимошина «Экономическая история России», учебное пособие, М. 1998г.
  10. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991.
  11. Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993.

Информация о работе Финансовые реформы М.М. Сперанского в начале XIX в.