Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:30, контрольная работа
Одним из важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века. На исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов, отражавших все цвета тогдашнего, достаточно пестрого политического спектра. Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.
Целью данного реферата является раскрытие сути финансовых реформ М.М. Сперанского на рубеже XIX века.
Правительство охотно шло на совершение данных операций. Во-первых, они давали возможность государству брать взаймы очень большие суммы, причем без обязательства их возвращения в определенный срок. Во-вторых, в пределах данных сумм отпадала необходимость прибегать к выпуску облигаций, для которых, как правило, была характерна срочность погашения. В-третьих, правительство, получая заемные денежные средства, по своему усмотрению устанавливало и плату за пользование ими. Чаще всего размер этой платы был невысокий. Если бы государство использовало облигационную форму займов, то рынок капиталов мог бы не принять облигации (а в 1809 - 1810 гг. так и произошло) либо из-за дефицита капиталов долгосрочного характера, либо из-за низкого обещанного дохода (процента) по облигациям. В последнем случае курс облигаций и выручка от их реализации были бы низкими, что делало бы невыгодным заем для казначейства. Ведь погашение облигаций государство должно было совершать по номиналу, а не по их фактической цене в день первичной продажи. В-четвертых, заимствование кредитных ресурсов из казенных банков прельщало правительство также и быстротой совершения данной операции в отличие от выпуска и размещения облигаций, на что требовалось много времени (к тому же при проблематичном конечном результате).
Отсутствие на рынке свободных капиталов долгосрочного характера, легкость заимствования казной вкладов из казенных банков, рост дефицитности бюджета, соблазн и дальше употреблять "сладкий яд", то есть выпускать ассигнации в еще больших суммах, - все это предопределило провал денежной и кредитной реформ М.М.Сперанского, неудачу перехода к облигационным формам займов.
На финансовое положение России в начале XIX века большое влияние оказала Отечественная война 1812 года, которая принесла огромные материальные и людские потери, более 100 тыс. человек были убиты и ранены. Пожар Москвы уничтожил почти весь город, пострадало много других городов, деревень, промышленных предприятий. К тому же Наполеон буквально завалил Россию фальшивыми деньгами. К 1814 году курс ассигнаций достиг очень низкой отметки: за один бумажный рубль давали 20 копеек серебром. Сумма выпущенных ассигнаций достигала астрономических цифр, в 1818 году она составила 836 млн. рублей. На протяжении первых десятилетий XIX века курс ассигнаций постоянно колебался, даже в разных районах страны он заметно отличался. Война потребовала огромных материальных и денежных затрат, и правительство было не в состоянии завершить реформы. Идеи М.М.Сперанского были забыты. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения приняла иное направление.
Несмотря на то, что начиная с 1823 г. правительство отказалось от дефляционной политики, курс ассигнационного рубля в последующие годы несколько повысился по отношению к серебряному рублю. Прекращение обесценения ассигнационного рубля объяснялось создавшимися экономическими условиями в стране. После Отечественной войны 1812 г. усилился процесс становления капиталистических отношений, развивавшихся в условиях разложения феодального хозяйства. Расширилось производство товаров, для реализации которых требовалось большое количество денег. С ростом потребности в средствах обращения и платежа наблюдался процесс сокращения избыточной массы бумажных денежных знаков, что повысило их курс. Изъятие ассигнаций, проведенное в 1818 - 1822 гг., а также рост потребности в средствах обращения и платежа привели к появлению в обороте золотой и серебряной монеты, которая длительное время находилась в виде сокровища на руках у населения.
В то же время в стране увеличилась добыча серебра и золота, и правительство усилило чеканку монеты из этих металлов. Таким образом, серебро и золото вновь появились в обращении, где они функционировали параллельно с обесцененными ассигнациями.
Расстроенное денежное обращение вызывало огромное количество жалоб со стороны купеческого сословия, крестьянства, других слоев населения. Поэтому, несмотря на сопротивление большей части дворян, заинтересованных в инфляции, Российское правительство приняло решение о коренном упорядочении денежного обращения в стране.
3
апреля 1809г. издан был Указ
о придворных званиях. Указ 6 августа
1809г. установил порядок
Таким образом, устанавливался твёрдый порядок законодательства: 1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2) он один их рассматривает; 3) ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти. Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.
Была
учреждена государственная
Образовалось
12 министерств вместо 8. Оба акта
признавались образцовыми произведениями
нашего законодательства, и административный
порядок, в них установленный, даже в подробностях,
действовал очень долго. Предложено было
преобразовать и Сенат. Проект преобразования
был подготовлен к нач. 1811г. и в июне был
внесён в Государственный совет. Проект
был основан на строгом разделении дел
административных и судебных. Сенат предложено
было преобразовать в два особых учреждения:
Сенат правительствующий, который бы состоял
из министерств с их товарищами и начальниками
особых частей управления; и другое под
названием Сената судебного. Особенностью
этого судебного Сената была двойственность
его состава: одни члены его назначались
от короны, другие выбирались дворянством.
Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т.к. Нисколько не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России. Но кое - что из этого плана было осуществлено. Осуществленные части преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.
Возражений
против этого проекта в
Причина
безуспешности
По
требованию исторической логики новые
государственные учреждения должны были
стать на готовую почву новых согласованных
гражданских отношений, как следствие
вырастает из своих причин. Император
и его сотрудники решились вводить новые
государственные учреждения раньше, чем
будут созданы согласованные с ними гражданские
отношения, хотели построить либеральную
конституцию в обществе, половина которого
находилась в рабстве, т.е. они надеялись
добиться последствий раньше причин, которые
их производили. Известен и источник этого
заблуждения; он заключается в преувеличённом
значении, которые тогда придавали формам
правления. Люди тех поколений были уверенны,
что все части общественных отношений
изменятся, все частные вопросы разрешатся,
новые нравы водворятся, как только будет
осуществляться нарисованный смелой рукой
план государственного устройства, т.е.
система правительственных учреждений.
Они расположены были тем более к такому
мнению, что гораздо легче ввести конституцию,
чем вести мелкую работу изучения действительности,
работу преобразовательную. Первую работу
можно начертать за короткое время и пожать
славу; результаты второй работы никогда
не будут оценены, даже замечены современниками
и представляют очень мало пищи для исторического
честолюбия.
В феодальной самодержавной России до конца XIX в. финансовая система была развита очень слабо. Будучи аграрной страной с очень плохо развитой промышленностью, Россия жила, в основном, натуральным хозяйством. Среди подавляющей массы населения преобладал натуральный обмен. По прежнему, как и в XVIII веке, по деревням ходили коробейники, офени, разносившие ткани, галантерею, мелкие предметы быта, зачастую не продавая их за деньги, а обменивая на сырье(лен, полотно и пр.).
Кредитно-банковская система России почти не менялась со времен Екатерины II. Основная часть банковских ссуд направлялась на весьма льготное кредитование дворянских хозяйств, и эти ссуды очень медленно возвращались в банки. Государственные финансы первой половины XIX века постоянно находились в большом напряжении, дефицит государственного бюджета возрастал из года в год. Причин этому были множество. Одна из них - это неудачные войны, в которых участвовала Россия в начале века, и связанные с этим большие расходы и контрибуции. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченной возможности получения внешних и внутренних займов, правительство вынуждено было прибегнуть к дополнительному выпуску бумажных денежных знаков. В этих условиях правительство предприняло определенные шаги с целью стабилизации денежного обращения. В основу намеченных мероприятий был положен знаменитый "План финансов". Он был подготовлен в 1809 г. известным государственным деятелем той эпохи М.М. Сперанским при содействии графа (а также адмирала и профессора) Н.С. Мордвинова.
По
"Плану финансов" предполагалось
провести денежную реформу посредством
изъятия и уничтожения всех ранее
выпущенных ассигнаций, а также учреждения
нового эмиссионного банка. Он должен
был располагать достаточным
запасом серебра для
Отсутствие
на рынке свободных капиталов долгосрочного
характера, легкость заимствования казной
вкладов из казенных банков, рост дефицитности
бюджета, соблазн и дальше употреблять
"сладкий яд", то есть выпускать ассигнации
в еще больших суммах, - все это предопределило
провал денежной и кредитной реформ М.М.Сперанского,
неудачу перехода к облигационным формам
займов.
Информация о работе Финансовые реформы М.М. Сперанского в начале XIX в.