Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:30, контрольная работа
Одним из важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века. На исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов, отражавших все цвета тогдашнего, достаточно пестрого политического спектра. Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.
Целью данного реферата является раскрытие сути финансовых реформ М.М. Сперанского на рубеже XIX века.
Содержание
Одним
из важнейших этапов Российской истории
были вторая половина XIX века и начало
XX века. На исторической сцене в тот
период действовали яркие и сильные
исторические личности, придерживавшиеся
различных общественно-
Целью данного реферата является раскрытие сути финансовых реформ М.М. Сперанского на рубеже XIX века.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. В России же этот процесс только начинал зарождаться. Россия вступила на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов, и прежде всего возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических стран, а также жесткая экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и железнодорожное строительство. Развитие финансовой системы в России в этот период неразделимо связано с политикой, проводимой императором и правящей верхушкой. Проведение тех или иных реформ связано, в первую очередь, с политической ситуацией в стране, а так же с “реформаторским духом” царствующей персоны.
В феодальной самодержавной России до конца XIX в. финансовая система была развита очень слабо. Будучи аграрной страной с очень плохо развитой промышленностью, Россия жила, в основном, натуральным хозяйством. Среди подавляющей массы населения преобладал натуральный обмен. По прежнему, как и в XVIII веке, по деревням ходили коробейники, офени, разносившие ткани, галантерею, мелкие предметы быта, зачастую не продавая их за деньги, а обменивая на сырье(лен, полотно и пр.).
Кредитно-банковская система России почти не менялась со времен Екатерины II и продолжала оставаться в руках государства, в стране практически не было коммерческих кредитных учреждений. Основная часть банковских ссуд направлялась на весьма льготное кредитование дворянских хозяйств, и эти ссуды очень медленно возвращались в банки. Если к 1812 году за дворянами числилось ссуд на 64 млн. рублей серебром (в залоге было 12% всех помещичьих крестьян), то к 1859 году объем ссуд вырос до 425 млн. рублей (количество "душ" в залоге выросло до 66%). Большие масштабы приобрели внутренние займы государства у банков для покрытия бюджетного дефицита. На кредитование же промышленности и торговли шли очень незначительные суммы, поскольку для этих целей кредиты оговаривались целым рядом условий. К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли. Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какие-нибудь препятствия, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение проникало в глубь общества и принимало различные формы.
Государственные финансы первой половины XIX века постоянно находились в большом напряжении, дефицит государственного бюджета возрастал из года в год. Причин этому были множество. Одна из них - это неудачные войны, в которых участвовала Россия в начале века, и связанные с этим большие расходы и контрибуции. Вступив на престол, Александр-I дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим и экономическим проблемам. В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Так же, в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов. В первые годы царствования Александра-I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. Период войн с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.) потребовал от государства крупных расходов на содержание армии. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченной возможности получения внешних и внутренних займов, правительство вынуждено было прибегнуть к дополнительному выпуску бумажных денежных знаков. Их количество в обращении к концу 1810 г. достигло 579 373 880 руб. За один рубль ассигнациями давали только 25,4 копейки серебром. Создавшаяся тогда в стране экономическая ситуация описывалась в официальном издании Министерства финансов таким образом: "Цены товаров сильно повысились, имущественные отношения утратили прочность, кредитные сделки крайне затруднились, производительная деятельность приняла спекулятивный характер; все народное хозяйство потряслось в своих основах". Огромные убытки несло в то время и Государственное казначейство, получавшее свои доходы в обесцененных ассигнациях. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Вследствие падения курса ассигнаций уменьшилась реальная сумма задолженности по ссудам, кредитор получал от должника еще более обесцененные бумажные деньги. Первый нес огромные убытки, в то время как для заемщиков, в роли которых часто выступали дворяне, это было выгодно. По данной причине для рассматриваемого периода характерно резкое свертывание кредитных отношений. Учреждение акционерных предприятий также казалось крайне опасным делом - падение курса ассигнаций грозило уменьшить реальную ценность акционерного капитала. Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.
Михаил
Михайловч Сперанский вышел из общественной
среды, которой прежние
Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.
По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы".
План составился очень быстро: он был начат в конце 1808г. и в начале октября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора.
По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812г. и был сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля 1810г. и 11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40коп. была поднята до рубля; подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введён небывалый прежде "подоходный прогрессивный" налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги. После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним влиянием.
Его назначили составителем свода законов. Он составил "Полное собрание законов Российской империи", начиная с уложения 1649г. (1803) . Это полное собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился "Свод законов Российской империи", изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12 т. ; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского. Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения. Умер в 1839г.
3. «План финансов» М.М.Сперанского
План
его излагал основания
По "Плану финансов" предполагалось провести денежную реформу посредством изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка. Он должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, которые планировалось выпустить в обращение. Кроме того, предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой должен был стать серебряный рубль. Из положений "Плана финансов" следовало, что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. "Ассигнации, - писал он, - суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги".
После долгих колебаний правительство приступило к претворению некоторых положений "Плана финансов". Идеи М.М. Сперанского частично получили отражение в манифесте 2 февраля 1810 г. В соответствии с ним все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. В манифесте было заявлено о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг, для чего предполагалось заключить внутренний заем. В том же манифесте правительство объявило об увеличении податей и налогов с тем, чтобы увеличить доходы государственного бюджета. Для постепенного погашения долга правительства по ассигнациям манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей. Номинальный доход по займу был определен в размере 6% годовых. Облигации выпускались достоинством от 1 000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет с уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. Выплата дохода по облигациям, их выкуп должны были производиться Государственной комиссией погашения долгов, созданной в том же году по предложению М.М. Сперанского. Кстати, последний факт породил весьма лукавый анекдот: "В Петербурге были в одно время две комиссии. Одна - составления законов, другая - погашения долгов. По искусству мастеров того времени надписи их на вывесках красовались на трех досках. В одну прекрасную ночь шалуны переменили последние доски. Вышло: комиссия составления долгов и комиссия погашения законов".
Однако этот первый в истории внутреннего государственного кредита Российского государства облигационный заем был реализован всего лишь на 3,2 млн. руб. Фактически это означало провал займа. В чем же заключались причины неуспеха облигационного займа?
Неуспех займа объяснялся прежде всего дефицитом в стране свободных денежных капиталов долгосрочного. Ведь именно они являлись одной из важнейших предпосылок размещения долгосрочных облигаций.
Кроме того, для имущих слоев населения покупка долговых обязательств государства являлась делом непривычным. Они предпочитали помещать сбережения во вклады до востребования в казенные банки. Это было намного удобнее для населения, чем покупка облигаций: банки платили по вкладам довольно высокий процент (5 % годовых) и возвращали вклады по первому требованию их владельцев. Вкладные билеты государственных кредитных учреждений обращались почти как деньги, между тем облигации такой способностью не обладали. На облигациях можно было понести потери в случае реализации их по биржевой цене.
В
связи с отсутствием
Таким
образом, в Российской Империи из-за
указанных общеэкономических
Информация о работе Финансовые реформы М.М. Сперанского в начале XIX в.