Философско-правовая концепция Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Происходившие в них перемены, существенные сдвиги являлись в конечном счете закономерным следствием серьезных перемен, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Биография………………………………………………………………………...4
Западная Европа в Средние века – эпоха Фомы Аквинского………………...6
Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского……………………...………9
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованных источников………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

0490976_03CAE_filosofsko_pravovaya_koncepciya_fomy_akvinskogo.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

Процедура учреждения государственности  по Фоме Аквинскому, аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

Цель государственности – "общее  благо", обеспечение условий для  достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство. Идеолог, который считал, будто "совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все степени совершенства", - такой идеолог и не мог видеть иными предпосылки достижения "общего блага" в государстве.

Защита интересов папства и  устоев феодализма методами Фомы Аквинского порождало определенные трудности. Например, логическое толкование тезиса "всякая власть от Бога" допускало  возможность абсолютного права  светских феодалов (королей, князей и  других) на управление государством, то есть позволяло обращать этот тезис  против политических амбиций римско-католической церкви. Стремясь подвести базу под  вмешательство клира в дела государства  и доказать превосходство духовной власти над светской, Фома Аквинский ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти:

  1. сущности;
  2. формы (происхождения);
  3. использования.

Сущность власти – это порядок  отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся  наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок  заведен богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно  добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее происхождения (точнее, завладения ею), те или иные формы ее устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Фома Аквинский и ситуаций, при которых пользование государственной  властью вырождается в злоупотребление  ею. "Итак, если множество свободных  людей направляется властителем  к общему благу этого множества, это правление прямое и справедливое, какое и подобает свободным. Если же правление направлено не к общему благу множества, а к личному  благу властителя, это правление  несправедливое и превратное". Стало  быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются  лишенными печати божественности. Это  случается тогда, когда правитель  либо приходит к кормилу власти при  помощи неправедных средств, либо властвует  несправедливо. И то и другое –  результат нарушения заветов  бога, велений римско-католической церкви как единственной власти на земле, представляющей волю Христа.

Насколько действия правителя отклоняются  от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные  вправе, с точки зрения Фомы Аквинского, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки законам бога и основоположениям морали, который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, - тот правитель превращается в тирана. Так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет знать общей пользы, попирает законы и справедливость, народ (в понимании Фомы Аквинского) может восстать и свергнуть его. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему правилу, церкви, папству.

К республикам Фома Аквинский относился  отрицательно. Государством, пролагающем путь к тирании Фома Аквинский считал республику - государство, раздираемое борьбой партий и группировок. Тиранию Фома Аквинский отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам.

Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием  вообще, устроенным и руководимым  одним богом, а также из-за ее подобия  человеческому организму, разнообразные  части которого объединяются и направляются одним разумом. "Итак, один управляет  лучше, чем многие, потому что они  только приближаются к тому, чтобы  стать единым целым. К тому же то, что существует по природе, устроено наилучшим образом, ведь природа  в каждом отдельном случае действует  наилучшим образом, а общее управление в природе осуществляется одним. В самом деле, среди множества  частей тела существует одна, которая  движет всем, а именно сердце, и среди  частей души по преимуществу главенствует одна сила, а именно разум. Ведь и  у пчел один царь, и во всей вселенной  единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно. Поистине всякое множество  происходит от одного. А потому если то, что происходит от искусства, подражает  тому, что происходит от природы, и  творение искусства тем лучше, чем  больше приближается к тому, что  существует в природе, то из этого  неизбежно следует, что наилучшим  образом управляется то человеческое множество, которое управляет одним".

Во-вторых, вследствие показаний исторического  опыта, демонстрирующего (как был  убежден теолог) устойчивость и преуспеяние  тех государств, где властвовал один, а не множество.

Фома Аквинский, тщательно изучавший  Аристотеля, имел, конечно, достаточное  понятие и о других политических формах: аристократии, олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди всех них в качестве ысшей им отмечалась монархия. Причем он выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В сравнении с первой, вторая, на взгляд Фомы Аквинского, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней весомую роль играют крупные феодалы (светские и духовные, "князья церкви"). Власть государей тут зависит от закона и не выходит за его рамки. К этой второй разновидности монархии склонялись идеологические симпатии Фомы Аквинского.

Также разрабатывает Фома Аквинский  учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется как общее  право для достижения цели, правило, котором кто-либо побуждается к  действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писанные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают на пути достижения "небесного блаженства").

Из сочетания этих двух классификаций  выводятся четыре вида законов:

  1. вечный/божественный естественный закон (lex aeterna),
  2. естественный/человеческий естественный закон (lex naturalis),
  3. человеческий/человеческий положительный закон (lex humana) и
  4. божественный/божественный положительный закон (lex divina).

Вечный закон, представляет собой  всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании (включая  естественные и общественные процессы) и обеспечивает их целенаправленное развитие. Вечный закон как закон  всеобщий является источником всех других законов, носящих более частный  характер.

Естественный закон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в том числе и человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (т.е. законом) их природы. Смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного богом душой и разумом (прирожденным, естественным светом разумения и познания), состоит в том, что человек по самой своей природе наделен способностью различать добро и зло, причастен к добру, и склонен к действиям и поступкам свободной воли, направленной к осуществлению добра как цели. Это означает, что в сфере практического поведения человека (в области практического разума, требующего делать добро и избегать зла) действуют правила и веления, естественно определяющие порядок человеческих взаимоотношений в силу прирожденных влечений, инстинктов и склонностей человека (к самосохранению, браку и деторождению, к общежитию, богопознанию, уважению достоинства каждого человека и т.д.).

Человеческий закон - это положительный  закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные  и добродетельные люди, замечает он, могут обходиться и без человеческого  закона, для них достаточно и естественного  закона. Но чтобы обезвредить людей  порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх  наказания и принуждение. Человеческим (положительным) законом, согласно учению Аквинского, являются только те человеческие установления, которые соответствуют  естественному закону (велениям физической и нравственной природы человека), иначе эти установления - не закон, а лишь искажение закона и отклонение от него. С этим связано отличие  справедливого человеческого (позитивного) закона от несправедливого.

Аквинский различает два вида несправедливых законов: Несправедливые законы первого вида (в них отсутствуют те или иные обязательные признаки закона, например, вместо общего блага имеют место частное благо законодателя, превышение им своих правомочий и т.д.), хотя и не обязательны для подданных, но их соблюдение не запрещается в видах общего спокойствия и нежелательности культивировать привычку не соблюдать закон.

Ко второму виду несправедливых законов относятся те, что противоречат естественному и божественному  законам. Такие законы не только не обязательны, но и не должны соблюдаться  и исполняться.

Божественный закон - закон (правила  исповедания), данный людям в божественном откровении (в Ветхом и Новом завете).

Право (ius) - это, согласно Фоме, действие справедливости (iustitia) в божественном порядке человеческого общежития - одна из этических добродетелей, которая состоит в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего. Аквинский, следуя Ульпиану, характеризует справедливость как неизменную и постоянную волю предоставлять каждому свое. Разделяет он и учение Аристотеля о двух видах справедливости - уравнивающей и распределяющей. В соответствии с этим право (понимаемое также как праведное и справедливое) характеризуется Аквинским как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения.

При уравнении по природе вещей  речь идет о естественном праве (ius naturae), при уравнении по человеческому волеустановлению - о цивильном, позитивном праве (ius civile). Право, устанавливаемое человеческой волей (или человеческим законом), Аквинский называет также человеческим правом (ius humanum). В целом, согласно трактовке Аквинского, получается, что человеческий закон, только соответствуя естественному закону и божественному закону, а также требованиям естественного права, может выступить в качестве надлежащего (закономерного и правомерного) источника позитивного (человеческого, цивильного) права.

"Богословская Сумма" (Summa Theologiae) Фомы Аквинского, капитальное его сочинение по всем отраслям знания, содержит в себе и учение его о праве и законе. Согласно с общим направлением схоластики, право выводится из нравственных начал. Поэтому основание всей теории заключается в нравственном существе человека

В трактате "О правлении государей" Фома Аквинский поднимает еще  одну очень важную тему: взаимоотношение  церковной и светской властей. В  такой постановке проблемы дается ответ  на вопрос о том, к какой цели справедливый государь должен вести общество. Согласно Фоме Аквинскому, высшая цель человеческого  общества – вечное блаженство, но для  ее достижения усилий правителя недостаточно. Забота об этой высшей цели возлагается  на священников, и особенно на наместника Христа на земле – папу, которому все земные правители должны подчиняться, как самому Христу. В решении проблемы соотношения церковной и светской властей Фома Аквинский отходит  от концепции непосредственной теократии, подчиняя светскую власть церковной, но различая сферы их влияния и предоставляя светской власти существенную автономию.

Фома Аквинский первый проводит четкую и резкую границу между  верой и знанием. Разум, по его  мнению, только дает обоснование непротиворечивости откровения, веры; возражения же против них рассматриваются лишь как  вероятные, не вредящие их авторитету. Разум должен быть подчинен вере.

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной апологией  западноевропейского феодализма. Не только оправдание казней и гонений еретиков, но и принципиальное обоснование церковного контроля над развитием науки и философии, подчинение последней мертвящим догмам католицизма, возведение господства и подчинения в одну из основ мироздания, прославление подсказанной феодальным строем иерархии как универсального принципа строения общества и природы, обширное обоснование феодального права как божественного установления, исчерпывающая аргументация "рабства" (то есть крепостничества), концепция государства, вмещающая теократические устремления католической церкви, - все это предопределило господство учения Фомы Аквинского в католической феодальной идеологии, вплоть до провозглашения его "святым", "ангельским доктором".

Фома Аквинский – незаурядный  и воинствующий защитник папства, феодально-монархического строя, непримиримый по отношению к  их врагам. Особенно яростно обрушивался  он на еретиков, призывая власти безжалостно  расправляться с ними. "Извращать  религию, от которой зависит жизнь  вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая  служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо  наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они  уличены в ереси... ".

Фома Аквинский, защищая интересы духовных феодалов, как и Августин Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.

Усердие Фомы Аквинского было оценено  римско-католической церковью. В 1323 году его причисляют к лику святых, а  в 1879 году специальной энцикликой папы римского учение Фомы Аквинского объявлено "единственно истинной философией католицизма".

 

4 Заключение

 

Как выдающийся мыслитель своего времени  Фома Аквинский не только обосновывает превосходство папской власти, но и делает это весьма изощренным образом, представив систему Аристотеля через  призму христианской философии. Этот шаг  оказался значимым для католической церкви, учение Фомы завоевало догматическую  нишу.

Информация о работе Философско-правовая концепция Фомы Аквинского