Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:52, реферат
В зале медленно гаснут электрические лампы. Смолкает разноголосый говор сотен людей. Проходит несколько секунд, и яркий пучок света, пронизывая темноту, падает на большое полотно экрана. Начался киносеанс.
Сотни тысяч зрителей ежедневно посещают кинотеатры нашей страны. В течение полутора-двух часов, не покидая своего города или села, они путешествуют по земле, вместе с героями кинофильмов борются с врагами, покоряют природу, переносятся в далёкие исторические времена, приоткрывают завесу будущего.
Введение
1. Определение кино……………………………………………………5
2. История кино…………………………………………………………7
3. Гносеология кино……………………………………………………10
4. Кино и реальность…………………………………………………...13
5. Кино и общество…………………………………………………….21
6. Виды кино…………………………………………………………...28
а) философия боевика………………………………………………28
б) философия документального кино……………………………...29
в) философия трагикомической мелодрамы………………………31
7. Заключение
8. Список использованной литературы
Философия боевика
Боевики смотрят все, но мало кто в этом охотно признается. Отечественный культуртрегер с давних пор понимает разницу между фильмами Феллини и похождениями Джеймса Бонда. Глубокомысленное кино — будь то “Андалузский пес” или “Зеркало” — заключает в себе всяческие непонятые мысли и позволяет зрителю — который после третьего просмотра только и начинает выстраивать связь между отдельными кадрами — увериться, в частности, в присутствии там непростого философского содержания.
В отличие от фильмов с “наивно-философским” содержанием, в которых философемы нарочито вложены режиссером и легко узнаваемы, дело имеется с философией, вошедшей в “подсознание” современной культуры и не задерживающей взгляда, привыкшего к наивному восприятию мира и никогда не останавливающемуся на “само собой разумеющихся” вещах. Отечественная кинопродукция, выходящая в настоящее время под рубрикой «боевик», вообще лишена какой-либо структурной схемы, хотя здесь старательно копируются какие-то характеристики элементов, типичные для разобранной выше структуры (что только усугубляет тягостное впечатление). Как правило, все развитие сюжета мотивируется совершенно произвольно: герой, например, разрешает какие-нибудь личные проблемы или действует на основании своих «внутренних убеждений». В данном случае это лишний раз свидетельствует о том, что отсутствует какая-либо продуманная или традиционно сложившаяся доктрина, позволяющая предложить образец радикально-действующего субъекта.
Философия документального кино
Документальное (неигровое кино) - вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.
Кинематографистов всегда привлекали экзотика, этнография, пожары, стихийные бедствия, военные действия, жизнь царствующих особ, технические новинки вроде полетов авиаторов на самолетах и дирижаблях, автогонки – все что сенсационно, «аттракционно», все, что способно привлечь публику в залы синематографов. Операторы колесили по всему миру в поисках завлекательных сюжетов, подвергая себя подчас смертельному риску. История кино сохранила легенду об операторе, который крутил ручку кинокамеры до тех пор, пока лев не напрыгнул на него и не принялся сминать насмерть.
Главный рубеж между кино игровым и неигровым, или иначе – между художественным и документальным, будет осознан лишь много позже. Поначалу ни творцы, ни зрители о нем не думали. Должно было пройти время, игровое кино должно было выработать свой собственный язык (смена крупности планов, съемка с разных точек, с движения, приемы монтажа, принципы освещения и пр.) и заявить о себе как об искусстве, чтобы и документальное кино постепенно начало осознавать свои отличия, свою особость, свое, лишь ему присущее место в ряду экранных искусств.
Пережив тяжелые времена распада СССР, полного невнимания демократической власти к кинематографу, безучастности телеканалов, озабоченных собственными доходами и цифрами рейтинга, российское документальное кино выжило и выдвинуло ряд блестящих мастеров, чьи работы ныне получают призы на самых престижных мировых фестивалях. У каждого из них – свое лицо, стиль, философия.
Документальное кино не приносит своим творцам ни большой славы, ни больших денег, многие его творцы умерли в забвении и бедности. И, тем не менее, этот род кино не перестает привлекать к себе того зрителя, который приходит в кинозал не ради развлечения, и тех творцов, которые видят в нем уникальное средство познания мира и самовыражения. Документальное кино может быть очень разным – и пропагандистским, и политически ангажированным, и спекулятивно-сенсационным, и исполненным подлинного трагизма, и комедийным, и поэтически-философским – всяким. Для каждого, кто выбрал его своей профессией, возможности здесь самые широкие. Дело лишь в мере таланта и этического чувства художников.
Трагикомическая мелодрама
Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.
Фрэнк Капра
Фильмы, успевшие быстро прославиться
и получить множество различных премий
во всем мире, поневоле вызывают
некоторую настороженность при непосредственном
знакомстве с ними, как будто боишься разочароваться
в собственных
завышенных ожиданиях, убедившись, что
чересчур расхваленная лента - вовсе не
шедевр. это подтверждается и при
просмотре последней картины испанского
режиссера Педро Альмодовара, который,
пожалуй, давно уже перестал играть
роль своеобразного enfant terrible, дерзко и
провокационно смущавшего нравы ханжей
и обывателей, а теперь, ничуть
не меняя круг своих привязанностей и
пристрастий в жизни и искусстве, сумел
легко и даже с блеском вписаться в
кинематограф. Доказательством сего обстоятельства
может служить то, что его новый фильм
пользовался
большим коммерческим успехом (интересно,
что аудитория в Испании и во Франции оказалась
абсолютно равной по
количеству - 1,9 млн. человек, а кассовые
сборы в испанском прокате в пересчете
на доллары почти не отличались
от солидной для иноязычных лент суммы
в $7,5 млн., полученной в кинотеатрах США),
а также удостоился престижных
наград от чаще всего консервативных киноакадемиков
из Америки и Великобритании.
Конечно,
можно сказать, что за 30 с лишним лет, прошедших
с той поры, когда в 1978 году тогда еще 29-летний
Педро
Альмодовар снял на пленке «Супер-8» первую
полнометражную работу с вызывающим названием
«Трахни, трахни, трахни меня, Тим»,
очень многое изменилось в восприятии
общественностью в целом и отдельными
гражданами, в частности, того мира проституток,
стриптизерш, гомосексуалистов, трансвеститов,
транссексуалов, который особенно близок
испанскому режиссеру.
И нынешнее путешествие главной героини
Мануэлы во времена своей бурной, сексуально
беспечной молодости является
в какой-то степени автобиографическим
и для Альмодовара. Правда, он начал богемно-распутную
жизнь еще на излете
долгой эпохи франкизма, и дело было не
в Барселоне, а в Мадриде, кроме того, автору
в своей ленте не пришлось
вспоминать о реальной потере самых дорогих
ему людей - но он словно заранее напророчил
кончину собственной матери,
умершей вскоре после выхода фильма «Всё
о моей матери».
В любом случае - это безусловное замыкание
круга, ведущего свое начало с сознательно
эпатажных и хулиганских опусов
конца 70-х и даже начала 80-х (например, «Пепи,
Люси и прочие девчонки из компашки» и
восхитительный «Лабиринт страстей»).
И вслед за фестивальным признанием, почитанием
в среде интеллектуальной элиты и, разумеется,
богемы, этот режиссер,
с возрастом все очевиднее тяготея к жанру
мелодрамы (причем с обыгранными заимствованиями
из типичных «мыльных опер»
на испанском или португальском языке),
стал чаще добиваться зрительского успеха.
В конце концов он попал в так называемый
мейнстрим и оказался причисленным к истеблишменту,
против которого вроде бы всегда выступал.
Столь желанный «Оскар»
(не так давно выяснилось, что и немец Райнер
Вернер Фассбиндер, куда более талантливый
и глубоко мыслящий художник,
всю свою недолгую, но стремительную жизнь
тоже мечтал об этой золотой статуэтке),
врученный Дону Педро на мартовской
церемонии 2000 года в Лос-Анджелесе, вызвал
у него неконтролируемый поток словесных
излияний, так что увлекшегося
лауреата никак не могли прервать и удалить
со сцены.
Все это могло бы показаться досадной
мишурой, мешающей постижению подлинно
высокого искусства, если бы сам кинематограф
Альмодовара не приобрел в его последней
ленте «Всё о моей матери» черты некоего
самодовольного, кичащегося собственным
образом существования, праздного, ленивого-изнеженного
пребывания капризного творца в лучах
ниспадающей славы.
Даже боль и страдания, слезы и отчаяние,
не говоря уже о человеческих слабостях
и пороках, больше не желающих быть таковыми,
- все выглядит красиво и жизнеутверждающе,
горделиво и пафосно. Будто речь идет не
о потери матерью своего сына,
погибшего под колесами автомобиля, не
о смерти от СПИДа отца-транссексуала,
не о кончине при родах зараженной
им невинной и благонравной девушки, не
о прочих жизненных испытаниях, выпадающих
на долю лесбиянок-артисток и проституток
амбивалентного пола.
И ведь нельзя не отдать должное яркому
мастерству постановщика, который поражает
своей виртуозной игрой с кинокамерой,
светом, цветом и особенно с трепетно и
изнемогающе звучащей музыкой Альберто
Иглесиаса, способной вообще бесчувственного
зрителя украдкой проронить слезу. А какого
синефила и просто любителя искусства
не порадует блистательное цитирование
Педро Альмодоваром произведений театра
и кино, прежде всего фильма «Всё о Еве»
и различных версий пьесы «Трамвай «Желание»!
Однако в финале, по прочтении заключительного
посвящения Бетт Дэвис, Джине Роулендс
и Роми Шнайдер, все-таки трудно
отделаться от ощущения проявленной творцом
определенной бестактности по отношению
к еще здравствующей актрисе,
которая упомянута меж уже умершими, что
кого-то может ввести в заблуждение. И,
между прочим, в сравнении с картинами
«Всё о Еве», «Премьера» и особенно «Главное
- любить», где играли эти три выдающиеся
женщины, лента «Всё о моей матери»
проигрывает потому, что кажется наиболее
заигрывающей с публикой, желающей ей
во что бы то ни стало понравиться и в
немалой степени достигающей своего на
этом компромиссном пути.
Кино
нередко похоже на своих творцов. Вот и
сильно округлившийся с годами, поднабравшийся
внешней солидности и
буржуазного лоска Педро Альмодовар, являющийся
по-своему милым и забавным уже в качестве
gay guy во всех смыслах
этого словосочетания, чем-то напоминая
всегда довольного и жизнерадостного
Винни-Пуха, сделал лишенную прежней
язвительности и пряности, как бы диетическую,
годящуюся на все вкусы работу, которая
действительно устроила многих.
И бывшему нонконформистскому художнику
ныне уж точно придется (вслед за своим
актером Антонио Бандерасом)
вписываться в нивелирующий все индивидуальности
Голливуд, поскольку ему предстоит осуществление
нескольких
проектов на английском языке. Такой обманчиво
прельщающий шанс выпадал Альмодовару
после триумфа в 1988 году
фильма «Женщины на грани нервного срыва»,
но режиссер предпочел остаться в Испании
и создать там через год
свою самую лучшую и умную, на мой взгляд,
ленту «Свяжи меня!».
Заключение
Философия кино – относительно новая и актуальная тема в философии. До настоящего времени в данном ракурсе ставились философские вопросы о знаке и значении, материи и форме, кинематографе как сновидении и т.д. Здесь же кино не рассматривается с точки зрения эстетической проблематики, а рассматривается, как другая реальность. Каждый человек, иногда хочет
«Каждый человек имеет право на мечту, но нужно работать, чтобы эту мечту осуществить», - гласит титр какого-то американского фильма. У кинематографа своя мечта, свой идеал - реализуя себя, он приближается к этому идеалу, осуществляя себя, он вносит свой вклад в осуществление гуманистических идеалов. Все искусства стремятся к тому же.
Список использованной литературы