Феодальная вотчина на Руси и её эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 03:14, контрольная работа

Описание работы

Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разорившейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.

Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках развития экономики и культуры.

Содержание

Введение 3

Причины и сущность 3

Социально-экономическое развитие Руси в XII-XIII вв. 5

Сельское хозяйство 5

Город и ремесло в XII - XIII вв. 7

Государственно-политический строй и управление 10

Власть князя 10

Вассалы и сюзерены 11

Русская Правда как образец феодального права. 13

Источники Русской Правды 13

Основные редакции Русской Правды 14

Понятия «преступление» и «наказание» по Русской Правде 15

Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Экономическая История-реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

 Источники Русской Правды 
В IX – X вв. на Руси действовала система норм устного обычного права. В процессе разложения первобытнообщинного строя многие обычаи умирали, однако некоторые из них еще долго сохранялись в условиях феодализма. Например, древнейшая часть Русской Правды, Правда Ярослава, сохранила на себе влияние этих обычаев в таких институтах, как кровная месть, круговая порука в верви и др. 
О некоторых нормах обычного права можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных памятниках и договорах Руси с Византией X века.  
Русско-византийские договоры 911, 944 и 971 годов, свидетельствуя о высоком международном авторитете Древнерусского государства, являются ценным источником для уяснения истории развития права Киевской Руси. В них нашли отражение нормы византийского и древнерусского права. Они уделяли много внимания регулированию торговых отношений, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии, касались в определенной мере и норм уголовного права. В то же время русско-византийские договоры отчетливо фиксируют правовое положение и привилегии феодалов. В них можно найти и нормы, которые восходят к древнейшему устному обычному праву. Его особенностью было то, что обычаи носили религиозный характер и моральную обязанность его соблюдения.  
Значительная часть норм устного обычного права в обработанном виде вошла в Русскую Правду.  
Трансформации старых обычаев в нормы права, а также созданию новых правовых норм способствовала судебная деятельность князей. Так, ссылку на конкретные судебные решения можно найти в ст. 23 КП. Статья 2 ПП, в которой говорится: «как судил Ярослав, так решили судить и его сыновья», в общей форме подчеркнула большое значение судебного прецедента как источника права Киевской Руси. Русская Правда оказала большое влияние и на становление более поздних памятников отечественного права, таких, например, как Псковская судная грамота, Двинская уставная грамота, Судебник 1497 года, Судебник 1550 года, а также некоторых статей Соборного уложения 1649 года.  
На развитие права Киевской Руси определенное влияние оказало введение христианства. С распространением православия церковь стала применять разнообразные нормы канонического права и прежде всего византийского. Древнейшими памятниками русского церковного права являются церковные уставы Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича. Церковные уставы позволяют определить положение христианской церкви в государстве. Они закрепляли привилегии служителей церкви, фиксировали позиции церкви как феодала по отношению к непосредственным производителям, за счет которых она существовала. Уставы определяли право церкви на «десятину» - своеобразную форму налога, получаемого повсеместно церковными организациями.
 

Основные редакции Русской Правды 

Русская Правда является крупнейшим раннефеодальным  кодексом Древней Руси, сложным по своему происхождению, составу и  содержанию.  
С 1738 года, когда историком В.Н. Татищевым впервые был обнаружен текст Русской Правды, найдено свыше ста ее списков, которым присвоены определенные классификации и наименования. Так, некоторые списки именуются по месту их нахождения: Синодальный (хранился в библиотеке Синода), Троицкий (в Троице – Сергиевой Лавре), Академический (находится в библиотеке Российской Академии наук). Различают списки Русской Правды и по фамилиям лиц, их отыскавших, например, Карамзинский, Татищевский. Имеется список Археографический, найденный Археографической комиссией. Все списки ученые группируют с учетом их сходства и различия. Такие группировки списков в науке стали называться редакциями Русской Правды. Наиболее общепринято деление на Краткую, Пространную и Сокращенную редакцию. Эти редакции создавались в разное время и поэтому помогают изучать социально-экономические и политические отношения раннефеодального государства в динамике. 
Древнейшей редакцией Русской Правды является Краткая редакция. Ее текстологический анализ позволяет восстановить фрагменты древнерусского права, восходящего еще к IX веку. Краткая правда делится на несколько частей: Правду Ярослава (ст.ст. 1 - 18), Правду Ярославичей (ст.ст. 19 - 41), Покон вирный (ст. 42), Урок мостников (ст. 43). Временем возникновения Правды Ярослава считают 10-30-е годы XI в., а Правды Ярославичей - 50-60-е годы XI в. Появление Краткой Правды как единого сборника исследователи относят ко времени не позднее конца XI в. или начала XII в. Хотя, с полным основанием многие исследователи (Б.Д. Греков и др.) относят возникновение ряда таких норм Правды  Ярослава, как кровная месть, ограниченная близким кругом родственников (ст. 1); общинный суд двенадцати послухов (ст. 15); старинная форма свода (ст.ст.14,16) и др., к начальному периоду формирования государственности на Руси, к VII – VIII вв.  
Широкое распространение на Руси в качестве сборника относительно развитого феодального права получила Пространная Правда. Создание Пространной Правды относят ко времени княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Пространная Правда четко делится на две части: «Суд Ярославль Володимеричь» (ст.ст. 1 - 52) и «Устав Володимерь Всеволодича» (ст.ст. 53-121). Источниками Пространной Правды являлись Краткая Правда и Устав Владимира Мономаха (о взыскании процентов и закупах).  
Третья редакция Русской Правды – Сокращенная – возникла не ранее второй половины XII в. Большинство исследователей рассматривают этот памятник как переработку одного из списков Пространной Правды, вызванную потребностями складывавшегося централизованного русского государства, и относят время ее составления к XV – XVII вв.  
Содержание Русской Правды дает представление о характере и устройстве феодальной вотчины, о жизни свободного и феодально-зависимого населения, о государственном строе Древней Руси, суде, преступлениях и наказаниях, о наследовании и договорах и т.д.

Понятия «преступление» и «наказание» по Русской Правде

 
Об этих понятиях упоминают такие  письменные памятники права, как  русско-византийские договоры. В них  содержаться статьи, говорящие об убийстве, об ударе мечом, об имущественных  преступлениях. Однако основные сведения об уголовном праве содержаться в Русской Правде. В ней преступление именуется «обидой», под которой понимали всякое нарушение общественного мира, выражавшееся прежде всего в причинении потерпевшему физического, материального или морального ущерба. В это время право не отличало уголовное правонарушение от нарушения гражданско-правового. 
Анализ норм Русской Правды показывает, что развитие феодализма вело к более яркому проявлению у преступлений классового характера, а также формированию в праве иерархии мер наказания в зависимости от социального положения и сословной принадлежности потерпевшего и преступника.  
Объектами преступного деяния являлись власть князя, личность, имущество, нравы. Объективная сторона преступления была еще недостаточно выражена, известны были лишь покушение на преступление и оконченное преступление.  
Субъектами преступления не могли быть рабы. Они являлись собственностью господ, которые и несли материальную ответственность за их неправомерные поступки, что, однако, не исключило применения к рабу мер физического воздействия. 
Особо опасным преступлением в Древнерусском государстве считалось посягательство на княжескую власть, проявлявшееся прежде всего в виде восстаний. К виновным применялись суровые меры наказания, налагаемые князьями. 
Преступления против личности. 
Одним из преступлений, посягавших на личность, было убийство. Об этом говорится в десяти статьях Краткой Правды (ст.ст.1.19-27). Ряд статей Пространной Правды также говорит о различных видах убийства (ст.ст.1-6, 11-17). Охрана личности феодала была объектом особого внимания государства, и за совершение действий, направленных против них, наказывали довольно строго. 
Русская Правда предусматривает ответственность за нанесение человеку увечий, ран и побоев. Так, ст. 5 Краткой Правды говорит об ответственности за увечье, причиненное ударом меча по руке. Статьи 3,4 Краткой Правды говорят о побоях, причем они различаются в зависимости от предмета, которым наносился удар. Например, нанесение ударов палкой, жердью, тыльной частью меча или ножнами меча являлось особенно оскорбительным для потерпевшего и влекло за собой наложение на преступника большого штрафа. Здесь речь идет прежде всего о защите чести представителя господствующего класса. В Пространной Правде неоднократно говорится об ответственности за причинение увечий, нанесение побоев и ран, в основном повторяя содержание норм Краткой Правды.  
Русская Правда знает оскорбления действием. «Аже ли вынез меч, а не утнеть, то гривна кун», говорится в ст. 24 ПП. Считалось оскорблением действием «толкание к себе» (ст. 10 КП). Вырывание усов или бороды также считалось серьезным преступлением (ст. 67 ПП). 
Имущественные преступления. 
Защите собственности, особенно феодалов, в Киевской Руси уделялось много внимания. Право феодальной собственности ограждалось суровыми наказаниями в отношении посягавших на него. Русской Правде известно такое тяжкое преступление, как разбой (ст. 20 КП, ст. 7 ПП). Довольно много в ней говорится о краже-татьбе, т.е. тайном похищении чужого имущества. В ст. 13 КП предусматривались штрафы за кражу коня, оружия, одежды. Развитие хозяйства феодалов повлекло за собой ограждение нормами Русской Правды таких объектов, как скот, домашняя птица, сельскохозяйственные продукты (ст.ст. 36,40 КП, ст.ст. 42,45 ПП). Устанавливалась ответственность за кражу чужого холопа (ст. 29 КП). Опасными имущественными преступлениями являлись поджог гумна или двора (ст. 83 ПП), злостное уничтожение коня или других домашних животных (ст. 84 ПП). 
Преступлением считалось противозаконное пользование чужим имуществом, в частности, самовольная езда на чужом коне (ст. 12 КП, ст. 33 ПП), укрывательство беглых холопов (ст. 11 КП, ст. 32 ПП). 
Последовательно отстаивая неприкосновенность права феодальной собственности, Русская Правда допускала возможность при определенных условиях безнаказанно убить вора, застигнутого на дворе, в доме или в хлеве (ст. 38 КП). 
Преступления против семьи и нравственности. 
 В так называемом светском праве Киевской Руси не было норм, которые охраняли бы семью и нравственность от преступных посягательств. Такие преступления предусматривались в церковных уставах Владимира и Ярослава Мудрого. К ним относились умыкание, пошибание (изнасилование) боярских жен и дочерей, роспут (самовольный развод с женой), рождение незамужней дочерью внебрачного ребенка, организация массового изнасилования девицы, заключение брака между близкими родственниками, прелюбодеяние, двоеженство, сожительство с черницей, кума с кумой, брата с сестрой, свекра со снохой и т.д. 
Преступления против церкви. 
В Русской Правде не упоминается этот вид преступлений. Однако привилегированное положение церкви в Киевской Руси дает основание считать, что существовали нормы, охраняющие церковное имущество и церковных служителей от преступных посягательств. В церковном уставе Владимира говорится о таких преступлениях, как кража в церкви, ввод в церковь животных и птиц, моление под овином, в рощах, у воды, колдовство. 
Целью наказания было прежде всего возмездие и возмещение ущерба. Как право – привилегия уголовное право в Киевской Руси открыто провозглашало в форме сословных привилегий классовый характер наказания. Жизнь, честь и имущество феодалов ограждались более суровыми наказаниями, чем жизнь, честь и имущество простых свободных людей древнерусского общества.  
Древнейшей формой наказания являлось месть преступнику со стороны потерпевшего или его родственников. Во времена Русской Правды месть вначале ограничивается (ст. 1 КП, ст. 1 ПП), а затем отменяется совсем (ст. 2 ПП). 
Преобладающим видом наказания по Русской Правде были денежные взыскания с преступника, слагавшиеся из двух частей; штрафа и компенсации; штраф поступал князю, компенсация за причиненный ущерб шла потерпевшей стороне.  
Тяжким наказанием в виде денежного взыскания была вира – денежный штраф, взыскивавшийся в пользу князя за убийство свободного человека. Двойная вира в размере 80 гривен полагалась вначале за убийство огнищанина, а позднее - вообще княжих мужей (ст. ст. 19,22 КП, ст. 3 ПП), что свидетельствует об усиленной защите жизни представителей класса феодалов.  
За совершение таких преступлений, как отсечение ноги, руки, носа, выкалывание глаза, убийство женщины взималось «полувирье» - т.е. штраф в размере 20 гривен (ст.ст. 27,88 ПП). 
Русская Правда предусматривает и такой вид наказания, как «продажа» - денежный штраф, взыскивавшийся с преступника в пользу князя за совершение ряда преступлений как против личности, так и имущественных. Продажа выражалась в строго установленных суммах: 12,3 и 1 гривна. Сопровождалась она обычно пошлиной, шедшей судебным агентам и исчислявшейся в размере 20% от продажи. Пострадавший получал денежное возмещение, носившее название «урок». 
Высшей мерой наказания по Русской Правде являлся так называемый «поток и разграбление». Этот вид наказания полагался за три вида преступлений: убийство в разбое (ст. 7 ПП), конокрадство (ст. 35 ПП), поджог дома и гумна (ст. 83 ПП). У преступника конфисковывалось все имущество («разграбление»), и он изгонялся вместе с женой и детьми из общины («поток»), что обрекало изгнанных на гибель. А, возможно, что обращался с женой и детьми в рабство. Статьи, предусматривавшие «поток и разграбление», своим острием были направлены против усилившейся к началу XII в. классовой борьбы народных масс.  
Смертная казнь, телесные и членовредительные наказания не были свойственны древнейшей системе русского права, но появились они фактически довольно рано и прежде всего в практике церковных судов. Летописи сохранили сведения о смертной казни в Древней Руси. Так, в княжении Владимира Святославича увеличились разбои. Разбой представлял собой, в основном, акт классовой борьбы, социального протеста со стороны людей, терявших в процессе феодализации землю и стоявших на грани потери свободы. Они предавались смертной казни, но «со испытом», т.е. после судебного разбирательства обстоятельств преступления. Епископы и «старцы» обратились к киевскому князю, указав ему на необходимость возвращения к вирам, которые в условиях усиления военной опасности нужны были для приобретения оружия и коней. В результате Владимир отменил смертную казнь и восстановил виры. 
 

Заключение

1. На  Руси феодальные отношения существовали  около 1000 лет с 9 в. – 1861г., но и 

после некоторые элементы крепостного  хозяйствования присутствовали.

2. Феодальная  экономика в Русском государстве  возникла на основе

разложения  первобытнообщинного строя при наличии некоторых форм патриархального

рабства.

3. Эволюция  форм феодальной земельной собственности,  докапиталистической 

феодальной  ренты, форм зависимости населения  – это специфика развития. 

Земельная собственность:

-         Право земельной собственности  принадлежит феодалу;

  • Феодальная собственность изменялась;
  • В дофеодальный период свободный общинник «сидел» на свободных землях, но
  • уже в Киевской Руси появился пример феодального хозяйства – вотчина – была
  • главной формой феодальной земельной собственности в период феодальной
  • раздробленности (вотчина = аллоду).

-     В период ликвидации феодальной  раздробленности появляется поместное 

землевладение – условное феодальное землевладение = поместье = бенефиций.

Помещик владел землей, но не мог дарить или продавать, а только менять

(за  обменом скрывалась купля-продажа).

Владельцы земельной собственности: дворяне, бояре, гости (купцы), придворные слуги.

К 16 веку поместье стало преобладающей формой землевладения, опричнина подорвала

вотчину. Постепенно различия между вотчиной и поместьем исчезали, этому 

способствовали: - Соборное уложение 1649г. признавало право  наследственной

передачи  дворянином своего поместья сыну, при  условии, что он будет служить  так же,

как и отец.

Особенности церковного землевладения: – не подвергалась отчуждению. Источники

церковного  землевладения: завещание (пожертвование), покупка, захват земель

общинников, жалования церковными нестяжателями.

Процесс эволюции феодальной ренты на Руси: за право пользования землей крестьяне

несли феодальную ренту, формы ренты аналогичны европейским, по-другому шел 

процесс коммутации: в Киевской Руси – отработочная рента, в период

феодальной  раздробленности – натуральная  рента, к 16 в. возрастает роль отработочной

ренты (преобладала до середины 18 в.). Связь  с рынком через феодала.

Зависимое население: - смерды, платили дань, несли повинность в пользу государства.

Пути  закрепощения:

  1. Посредством экономического принуждения: временно зависимые, но т. к. вернуть

долг  не удавалось => постоянно зависимые.

  • Закуп – брал ссуду
  • Рядович – заключал договор на ссуду.
  1. Внеэкономическое:
  • закрепощение с помощью государства
  • рабство  (холопство) – военнопленные, должники, женитьба на холопке.

«Русская  правда» зафиксировала пути закрепощения.

Процесс формирования крепостничества:

  1. Судебник 1497 г. Ограничил период ухода крепостных крестьян неделей от Юрьева

дня, при  этом надо заплатить пожилое и  выполнить все повинности.

  1. 1581г. «Указ о заповедных летах». Запрещен переход крестьян в определенные годы.
  2. Конец 16 в. «Указ об урочных летах».
  3. Соборное Уложение 1649 г. Полностью запретило переход крестьян

Вывод: К концу 17 в. большинство крестьян были закрепощены, и процесс 

феодализации  завершился.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1. Бернадский  В. Н. "Новгород и новгородская  земля в XV веке. "

2. Козлов Ю. А. "От князя Рюрика до императора Николая II: станицы управления государством".

Информация о работе Феодальная вотчина на Руси и её эволюция