Феодальная вотчина на Руси и её эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 03:14, контрольная работа

Описание работы

Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разорившейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.

Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках развития экономики и культуры.

Содержание

Введение 3

Причины и сущность 3

Социально-экономическое развитие Руси в XII-XIII вв. 5

Сельское хозяйство 5

Город и ремесло в XII - XIII вв. 7

Государственно-политический строй и управление 10

Власть князя 10

Вассалы и сюзерены 11

Русская Правда как образец феодального права. 13

Источники Русской Правды 13

Основные редакции Русской Правды 14

Понятия «преступление» и «наказание» по Русской Правде 15

Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Экономическая История-реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

е) Итог

Важнейшим итогом развития феодального хозяйства  в XII-XIII вв. являлась кристаллизация его  основных черт как натурального хозяйства, основывающегося на эксплуатации лично  зависимых крестьян, наделенных средствами производства и ведших свое хозяйство на надельной земле.

2) Город и ремесло  в XII - XIII вв.

В результате дальнейшего  развития общественного разделения труда, продолжавшегося отделения  ремесла от земледелия и роста  торгово-рыночных связей быстро растет число городов и укрепленных поселений, которых к середине XIII в. по летописным сведениям насчитывалось до 300. Из деревенского ремесла, носившего подсобный сезонный характер выделились в первую очередь ремесленные специальности, технология и сложные орудия труда которых требовали профессионального мастерства и значительной затраты времени, а изделия могли быть использованы для товарообмена. Крестьяне, овладевшие сложными ремесленными специальностями, могли скорее и легче вырваться из феодальной зависимости уходом (или бегством) в города, так как земледелие не являлось для них единственным источником существования.

а) Складывание  рыночных связей

Развитие русского ремесла накануне татаро-монгольского нашествия являлось основой складывания  рыночных связей, создания местных  рыночных центров, связывавших город с сельской округой. Сосредоточение в городах ремесленников - профессионалов способствовало дифференциации ремесленного производства. В XII-XIII вв. уже насчитывалось до 60 ремесленных специальностей. Высокого совершенства достигли русские мастера в технологии обработки металлов, в сварке, пайке и ковке, в изготовлении высокохудожественных; тончайшего литья и чеканки изделий. Основная масса городских ремесленников работала на заказ, но часть их продукции поступала на городской рынок, с которым были связаны близлежащие сельские округи. Наиболее квалифицированные мастера крупнейших ремесленных центров наряду с работой на заказ работали уже и на рынок, становясь мелкими товаропроизводителями, изделия которых пользовались спросом на Руси и внешних рынках: в Византии, Польше, Болгарии, Чехии, Германии, Прибалтике, Средней Азии, Северном Кавказе, в половецких степях. В ряде городов этих стран имелись особые дворы и улицы русских купцов, продававших и обменивавших изделия русских ремесленников (мечи, доспехи, ювелирные изделия, знаменитые "русские замки" и др.) .

В свою очередь  в русских городах появляются "дворы" иноземных купцов. Расширение внешних торговых связей находило отражение  в заключении крупнейшими русскими торгово-промышленными центрами (Новгород, Смоленск, Полоцк и др.) с германскими и прибалтийскими городами торговых договоров, обеспечивавших взаимовыгодные условия для торговли.

б) Городское  население

Приток в города деревенских ремесленников, беглых крестьян и холопов, образование в них под стенами "детинцев" торгово-ремесленных посадов качественно изменили социальную структуру и облик русских городов. Русский город в XII-XIII вв. был уже сложным социальным организмом, в котором были представлены все слои феодального общества. Основную массу населения городов составляли "черные", "меньшие" люди - мелкие торговцы, ремесленники, подмастерья, кабальные "наймиты" и не имевшие определенных занятий деклассированные элементы ("убогие люди") средневековый люмпен-пролетариат. Значительную группу составляла челядь, жившая во дворах феодалов. Городской плебс в разной форме подвергался феодальной эксплуатации (посредством ростовщического закабаления, прямых и косвенных налогов) .

в) Объединения

В крупных торгово-ремесленных  городах создаются ремесленные и купеческие объединения с выборными старостами во главе, со своей "казной" и своими патрональными церквами ("улицы", "ряды", "сотни", "братчины", "обчины"). Ремесленные объединения создавались по территориально - профессиональному признаку, представляя и защищая интересы ремесленного посада в экономической и политической жизни города. Купеческие объединения складывались по типу западноевропейских купеческих гильдий. Так в Киеве было объединение купцов "гречников", ведших торговлю в Византии, в Новгороде влиятельнейшим купеческим объединением было знаменитое " Ивановское сто" купцов вощников, имевшее свой устав, казну и патрональную церковь Ивана Предтечи на Опоках.

г) Торгово-ремесленная  знать

В сословном  отношении торгово-ремесленная верхушка стояла значительно ниже городской феодальной знати, державшей в своих руках городское управление, суд, руководство городским ополчением, опутывавший городской плебс ростовщическими кабалами, взимавший с ремесленного люда и мелких торговцев феодальную ренту за пользование ими дворами и участками в обширных боярских усадьбах. Социальные противоречия в городах выливались в частые восстания городской бедноты, еретические движения, ожесточенные схватки на вечевых собраниях.

д) Вечевые собрания

Расцвет вечевых  собраний в XII-XIII вв. связан с возросшей ролью городов и городского населения в политической жизни княжеств. Внешне вечевые собрания представляли собой своеобразную форму феодальной "демократии", исключавшей, однако, решающее участие в управлении городского плебса. Летописные известия показывают, что вечевые собрания были прежде всего собраниями городской феодальной знати и посадской верхушки, использовавших их демократическую форму для привлечения на свою сторону городского плебса в борьбе за городские вольности (прежде всего за права и привилегии бояр и торговой верхушки) и за решающую роль в политической жизни своего города и княжества. Место и роль вечевых собраний в жизни каждого города, состав их участников зависели от остроты социальных противоречий в городах, от расстановки классовых и внутриклассовых сил в них, от развитости и политической активности торгово-ремесленного населения. В крупных городах (Киев, Псков, Полоцк, и др.) вечевые собрания нередко превращались в арену ожесточенных социальных схваток, заканчивавшихся расправой с наиболее ненавистными для горожан ростовщиками, боярами, лицами из городской и княжеской администрации. Во время восстаний вечевым собраниям знати иногда противопоставлялись стихийно собиравшиеся вечевые собрания городского люда. Пока в борьбе местной знати с княжеской властью ни одна из сторон не взяла решительного перевеса, до тех пор и бояре и князья вынуждены были обращаться за поддержкой к городскому плебсу, допускать возможность для последнего оказывать через вечевые собрания свое влияние на политическую жизнь своего города и княжества. С победой одной из этих борющихся сторон значение вечевых собраний резко сокращается (как, например, в Новгороде в начале XV в.) , или же они ликвидируются совсем (как во Владимире - Суздальском княжестве с конца XII в.) .

е) Итог

В политической жизни Руси периода феодальной раздробленности  города играли двойственную роль. С  одной стороны, города, как локальные  политические и экономические центры, являлись оплотом областного сепаратизма, децентрализаторских устремлений со стороны удельных князей и земской боярской знати. С другой стороны, качественные сдвиги, происходившие в экономике страны в результате развития городов и городского ремесла и торговли (первые шаги по пути превращения ремесла в мелкотоварное производство, развитие товарно-денежных отношений и установление рыночных связей, выходивших за пределы слагавшихся местных рынков) , были идентичны сдвигам, происходившим в западноевропейских городах накануне эпохи первоначального накопления. В результате на Руси, как на Западе, в лице численно растущего и экономически крепнущего торгово-ремесленного населения складывалась политическая сила, которая тяготела к сильной великокняжеской власти, в борьбе которой с удельными князьями и боярской знатью пробивалась тенденция к преодолению государственно-политической раздробленности страны.  

III. ГОСУДАРСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ

1) Власть князя

а) Княжеская  власть

В политическом строе русских земель и княжеств имелись местные особенности, обусловленные различиями в уровне и темпах развития производительных сил, феодальной земельной собственности, зрелости феодальных производственных отношений. В одних землях княжеская власть в результате упорной, продолжавшейся с переменным успехом борьбы смогла подчинить себе местную знать и укрепиться. В Новгородской земле, наоборот, утвердилась феодальная республика, в которой княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть подчиненную, преимущественно военно-служебную роль.

С торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось до номинального "старейшинства" среди других князей. Связанные друг с другом сложной системой сюзеренитета и вассалитета (в силу сложной иерархической структуры земельной собственности) , правители и феодальная знать княжеств при всей своей местной самостоятельности вынуждены были признавать старейшинство сильнейшего из своей среды, объединявшего их усилия для разрешения вопросов, которые не могли быть решены силами одного княжества или же затрагивали интересы ряда княжеств.

Уже со второй половины XII в. выделяются сильнейшие княжества, правители которых становятся "великими", "старейшими" в своих землях, представляя в них вершину  всей феодальной иерархии, верховного главу, без которого вассалы не могли обойтись и по отношению к которому они одновременно находились в состоянии непрерывного мятежа.

б) Политические центры

До середины XII в. таким главой в феодальной иерархии в масштабе всей Руси был киевский князь. Со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям, которые в глазах современников, как "старейшие" князья, были ответственны за исторические судьбы Руси (представление об этническо-государственном единстве которой продолжало сохраняться) .

В конце XII - начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых  оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Северо-Восточной  и Западной (а также в немалой  степени для Северо- Западной и Южной) Руси - Владимиро-Сузальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси - Галицко-Волынское княжество; для Северо-Западной Руси - Новгородская феодальная республика.

в) Общерусские  съезды

В условиях феодальной раздробленности резко возросла роль общерусских и земельных съездов (сеймов) князей и вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договора, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и проведении других совместных мероприятий. Но попытки князей созывом таких съездов сгладить наиболее отрицательные последствия утраты государственного единства Руси, связать свои местные интересы с встававшими перед ними проблемами общерусского (или общеземельного) масштаба в конечном счете терпели неудачу из - за непрекращавшихся между ними усобиц.

2. Вассалы и сюзерены

а) Схема управления в мелких княжествах

Князья обладали всеми правами суверенных государей. Небольшие размеры княжеств позволяли им лично вникать во все дела по управлению и контролировать своих агентов, вершить суд на своем дворе или во время объездов своих владений. Наряду с продолжавшими действовать нормами "Русской Правды" в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение в междукняжеских договорах и в торговых договорах русских городов с зарубежными городами.

В сборниках  церковного права содержались нормы, касающиеся семейно - брачных и других сторон жизни феодального общества, отнесенных к юрисдикции церковного суда. В составе княжеской и вотчинной администрации, составлявший в совокупности аппарат управления в княжествах, фигурируют военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие агенты (воеводы, наместники, посадники, волостели, тысяцкие, дворские, казначеи, печатники, конюшие, вирники, тиуны и др.) .

Материальное  обеспечение их осуществлялось передачей  им части доходов от управления (кормление) или же пожалованием земель в вотчину.

б) Бояре

Одной из важнейших  обязанностей вассалов было оказание своему сюзерену помощи советом, обязанность  думать вместе с ним "о строе  земельном и о ратех". Этот совещательный  орган при князе (боярская "дума") не имел юридически оформленного статуса, созыв его и состав думцев, так же как и круг вопросов, ставившихся на обсуждение, зависели от князя. Рекомендации думцев для князя считались необязательными, но лишь немногие князья решались их игнорировать или поступить вопреки совету своих могущественных вассалов. При слабых князьях власть фактически сосредотачивалась в руках бояр - думцев.

в) Роль духовенства  в управлении княжеством

Помимо бояр и лиц из дворового управления в княжеской думе принимали участие  представители высшего духовенства. С ростом церковного землевладения духовенство превращалось в могущественную, с своей сложной иерархической лестницей, сословную корпорацию феодалов - землевладельцев. Опираясь на свой духовный авторитет, возраставшее экономическое могущество и преимущество, которое ей давало сохранение в условиях раздробленной Руси сословного и организационного единства, церковь начинает претендовать на роль верховного арбитра в междукняжеских отношениях, активно вмешиваться в политическую борьбу и княжеские усобицы.

Русская Правда как образец  феодального права. 
История развития государства и права России имеет свою собственную периодизацию. 
Первым историческим типом государства и права на территории нашей страны был рабовладельческий. Это рабовладельческие государства: Урарту, Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья. 
Второй исторический тип государства и права – феодальный. 
Восточные славяне миновали рабовладельческую общественно-экономическую формацию, а, следовательно, и рабовладельческий тип государства и права. В результате разложения первобытного строя в IX веке у них возникло феодальное государство и право. Древнерусское государство и право существовало с IX века до середины XII в. В этот период происходит становление феодализма, формирование двух основных классов феодального общества: феодалов и феодальной зависимого крестьянства. Закрепляются привилегии феодалов и зависимое положение эксплуатируемых слоев населения. Монархия принимает форму раннефеодальной монархии. Десятичная система управления вытесняется дворцово-вотчинной. Создается феодальное право, крупнейшей классификацией которого была Русская Правда. 
Русская Правда - это важнейший памятник феодального права. Ее нормы закрепляли привилегированное положение феодалов и их окружения, усиленно защищали жизнь и имущество господствующего класса. Подтверждение тому – содержание статей об ответственности за убийство, нанесение оскорблений, о праве наследования и др. Отдельные части Русской Правды возникли в наиболее сложные и острые моменты истории Киевской Руси, когда обострялась классовая борьба в стране, выливаясь в массовые народные движения. Поэтому по содержанию Русской Правды можно проследить, как развитие феодальных отношений определяло характер и формы классовой борьбы, а классовая борьба влияла на изменения государственного строя и эволюцию права.

Информация о работе Феодальная вотчина на Руси и её эволюция