Феодальная раздробленность на Руси и ее последствия (XII - XIV вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:35, реферат

Описание работы

Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.
Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой.

Работа содержит 1 файл

Итог нов..docx

— 34.13 Кб (Скачать)

     1.4. Владимиро-Суздальское княжество. 

     Владимиро-Суздальское  княжество досталось младшему сыну Ярослава Мудрого Всеволоду Переяславскому и закрепилась за его потомками, как родовое владение. В XII - первой половине XIII века

     Владимиро-Суздальская  земля переживала экономический  подъем. Плодородные земли, огромные лесные массивы, многочисленные реки, озера создавали возможность  для развития земледелия, скотоводства.

     Доступные для добычи месторождения железных руд способствовали развитию ремесленного производства. В Владимиро-Суздальской  земле пролегали важнейшие торговые пути на юг, восток и запад, что и  определило здесь сильное развитие торговли. Северо-восточные земли  Руси были хорошо защищены лесами и  реками от половецких набегов, что привлекало сюда жителей южных земель, страдавших от частых нападений кочевников. Рост населения в Владимиро-Суздальском  княжестве имел большое значение для его экономического развития. Росло число городов. До нашествия  Батыя возникли такие города, как  Владимир, Переяславль-Залесский, Кострома, Тверь, Нижний Новгород и другие. В летописной записи 1147 года впервые упоминается Москва, небольшой городок, построенный Юрием Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. Города в Ростово-Суздальской земле создавали и внутри и на границах, как крепости, центры административного властвования. Они, обрастая торгово-ремесленными посадами, превращались также в центры развития ремесла и торговли. В XI-XII веках здесь сложилось крупное княжеское, боярское и церковное землевладение. Феодалы захватывали земли сельских соседских общин и закабаляли смердов. Отложилась от Киева Владимиро-Суздальская земля в 30-е годы XII века при сыне Владимира Мономаха Юрии Владимировиче Долгоруком, правившем с 1125 по 1157 год. Прозвище Долгорукий князь Юрий получил за свою военную и политическую активность. Он всегда был в центре всех распрей, усобиц русских князей. Юрий Долгорукий начал борьбу с Новгородом и Волжской Булгарией, стремясь расширить земли своего княжества. Под влияние ростово-суздальского князя попали Рязань и Муром. В течение многих лет Юрий Долгорукий вел изнурительную и вовсе ненужную для его княжества борьбу за киевский великокняжеский стол. Хотя власть великого князя безвозвратно ушла в прошлое, но княжение в Киеве подчеркивало старшинство князя. Для поколения князей Юрия Долгорукого это еще было важно в политической борьбе. Последующие поколения русских князей, называвшие свои княжества "великими", а себя "великими князьями", такого пиетета к титулу великого киевского князя уже не испытывал. 

     1.5. Галицко-Волынское княжество. 

     В Галицко-Волынской земле рано сложилось  крупное княжеское и боярское землевладение.

     До  середины XII века Галицкая земля была разделена на мелкие княжества. В 1141 году перемышльский князь Владимир Володаревич объединил их, перенеся столицу в Галич. Наивысшего могущества Галичское княжество достигло при сыне Ярославе Осмысле (1151-1187гг), получившим это прозвище за высокую образованность и знание восьми иностранных языков. Ярослав Осмысл обладал непререкаемым авторитетом, как во внутри русских делах, так и в международных.

     После смерти Осмысла Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. Длительность и сложность ее объясняется относительной слабостью Галицких князей, землевладение которых отставало по своим размерам от боярского. Огромные вотчины Галицких бояр и многочисленные слуги-вассалы позволяли им вести борьбу с неугодными им князьями, так как последние, имея меньшую вотчину не могли из-за нехватки земель увеличивать количество служилых людей, своих сторонников, на которых опирались в борьбе с боярством. 

     1.6. Новгородская феодальная республика. 

     В Новгородской земле в отличии  о других русских земель установилась боярская республика. Это была одна из самых развитых русских земель. Ее основная территория располагалась  между Ильмень озером и Чудским озером, по берегам рек Волхова, Ловати, Великой, Мста. Территория новгородской земли делилась на пятины, которые в свою очередь, в административном отношении делились на сотни и погосты. На границах новгородской земли военно-опорными пунктами были Псков, Ладога, Старая Руса, Торжок, Великие Луки, Юрьев. Через эти города проходили важные торговые пути. Самым крупным из этих городов был Псков, который к концу XIII века стал фактически самостоятельной республикой. Новгород был крупнейшим торгово-промышленным центром. Новгородская земля отделилась от Киева после восстания 1136г.

     Восставшие  горожане изгнали князя Всеволода  Мстиславича за "небрежение" городских интересов. В Новгороде установился республиканский строй. Высшим органом власти в Новгороде стало собрание свободных горожан - владельцев дворов и усадеб в городе - вече.

     Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославовом дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения (феодальные зависимые, кабальные люди), не имевшие права голоса. Они бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался посадник, тысяцкий, архиепископ. Посадник вершил управление и суд, контролировал деятельность князя.

     Тысяцкий  возглавлял народное ополчение и  вершил суд по торговым делам. Дабы сделать новгородскую епископию своим союзником, боярство в 1156 году добилось выборности архиепископа, который не только возглавлял церковь в Новгороде, но также ведал казной республики и ее внешними сношениями.

     Пять  концов были самоуправляющимися, территориально административными и политическими  единицами. В концах собирались кончанские вече, где избирались кончанские старосты. Нижней ступенью

     Новгородской  организации и управления были объединения "уличан", жителей каждой улицы, возглавлявшихся выборными старостами, избиравшихся на уличанских вече. Вечевой строй Новгорода был формой феодальной "демократии", где демократические принципы народного представительства, гласности и выборности должностных лиц, создавали иллюзию народовластия.

     Фактическая власть в республике находилась в  руках боярства и верхушки купечества. За всю ее историю должности посадников, тысяцких и кончанских старост занимали только представители элитной знати, называвшейся "300 золотых поясов". "Меньшие" или "черные" люди Новгорода подвергались произвольным поборам со стороны "лучших" людей, т.е. боярства и верхушки привилегированного купечества. Ответом на это были частые восстания простых новгородцев. Самым крупным из них было восстание 1207 года против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников. Новгород вел постоянную борьбу за свою независимость против соседских княжеств, в первую очередь против Владимиро-Суздальского, стремившихся подчинить себе богатый и вольный город. Новгород был форпостом обороны русских земель от крестоносной агрессии немецких и шведских феодалов. 

      1.7. Последствия феодальной  раздробленности  в истории России. 

     До  начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия), вся феодальная Русь представляла собой полтора десятка самостоятельных  княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с  другом и в известной степени  свободные от контроля государства. Но не правильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отожествляя ее с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжений варяжских отрядов, неурядиц княжеских распрей, и нескольких войн с половецкими ханами. К концу XII века выросли на столько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы, беда Руси заключалась в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро монгольским нашествием, на борьбу с которым Русь потратила более 150 лет. 

  1. Проекты реформ М. Сперанского  и декабристов. Общее  и особенное в  этих документах.
 

     В развитии Российского государства  выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это  время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в  руках одного лица – императора всероссийского.

     Развитие  государственного механизма в целом  характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

     Получив от императора поручение, разработать  проект преобразования государственного механизма, М.М. Сперанский предложил  создать Государственную думу –  представительный орган, избираемый собственниками недвижимости, которому вручались законосовещательные  прерогативы. Одновременно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на который возлагались бы также законосовещательные и вместе с тем административные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810 г. был создан.

     Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать  важнейшие из них. Вместе с тем  в "Образовании Государственного совета" подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом  без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались  также обязанности по финансовому  управлению.

     Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департамента законов, департаментов  дел военных, дел гражданских  и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может поручить функцию  председательствования одному из членов Совета. Практически в течение  рассматриваемого периода царь сам  ни разу не председательствовал в  Совете.

     Еще раньше были реформированы органы отраслевого  управления. Петровские коллегии уже  на протяжении XVIII в. постепенно захирели. Принцип коллегиальности, существовавший в этих органах, все больше заменялся единоначалием их президентов, а сами коллегии при Екатерине II одна за другой упразднялись. В самом начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого управления – министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. "Общим учреждением министерств". Создавались министерства иностранных дел, военное, финансовое, юстиции и др. Круг министерств на протяжении периода менялся.

     Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. Он был как бы самодержцем в своей  сфере деятельности. Тем не менее, при министре предусматривался также  коллегиальный орган – совет  министра. Он не был даже совещательным, а скорее лишь подготовительным органом, куда стекались все материалы  из департаментов министерства, идущие на подпись министру.

     Одновременно  с министерствами был создан Комитет  министров. Правда, положение о нем  было издано десять лет спустя, в 1812 г. Это был совещательный орган  при царе, имевший, прежде всего, межведомственные и надведомственные функции, т.е. он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра. Кроме того, у него был еще собственный круг полномочий, в частности Комитет, наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями. В состав Комитета министров входили председатели департаментов Государственного совета, министры, главноуправляющие ведомствами, государственный секретарь.

     Первыми возмутителями спокойствия России в XIX в. стали дворянские революционеры-декабристы. Основной целью их реформ была борьба с самодержавием и ограничение  крепостничества. Центральным вопросом была выработка программных документов: Н.М. Муравьев написал "Конституцию", П.И. Пестель – "Русскую правду". Конституция Муравьева, отражавшая взгляды умеренной части членов Северного общества, была менее радикальной, чем республиканская "Русская  правда" Пестеля, хотя многие положения  этих документов похожи.

     Разногласия имелись по вопросу о государственном  устройстве России. Н.М. Муравьев предложил  конституционную монархию с предоставлением  законодательной власти парламенту – Народному вече, а исполнительной власти – императору (эта власть переходила по наследству). П.И. Пестель  высказывался за республиканский строй. Законодательная власть – парламенту (тоже Народному вече), а исполнительная – Державной думе, избираемой на 5 лет в составе пяти человек. Ежегодно один из пяти членов думы становился президентом  республики, а после выбывал из ее состава.

     В аграрно-крестьянском вопросе оба  автора настаивали на немедленном и  полном уничтожении крепостного  права. Но в вопросах наделения крестьян землей имели место разногласия. Н.М. Муравьев предусматривал предоставление крестьянам приусадебного участка  и двух десятин пахотной земли  на двор. П.И. Пестель предлагал другой проект. Вся земля делилась на общественную и частную. Общественные земли нельзя было продавать, покупать, закладывать. Ими безвозмездно наделялись крестьяне. Для образования фонда общественных земель Пестель считал возможным частичную конфискацию помещичьей земли.

Информация о работе Феодальная раздробленность на Руси и ее последствия (XII - XIV вв.)