Федеративная модель государственного управления после образования СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 16:35, реферат

Описание работы

Референдум был проведен в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации". По условиям проведения референдума Конституция считалась принятой, если за нее проголосовало 50% избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в референдуме участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей. По итогам голосования такие условия были соблюдены: в голосовании участвовало более 58 млн. избирателей (54,8%), а за принятие Конституции проголосовало 33,4 млн. избирателей, что составило 58,4% всех участвовавших в референдуме.

Содержание

1 Основные этапы развития российского федерализма…….…………………3

2 Образование СССР………………………………………….………………….7

3 Разработка Конституции СССР 1924 года……………….………………....10

4 Содержание Конституции СССР 1924 года…………….…………..………16

5 Статус союзных республик…………………………………………………..19

6 Конституция РСФСР 1925 года………………………………………..……..22

Список использованных источников……………………………………..……25

Тесты………………………………………………………………………...……26

Вопросы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 48.26 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История государственного управления в России» на тему «Федеративная модель государственного управления после образования СССР» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1 Основные этапы развития российского федерализма…….…………………3

2 Образование СССР………………………………………….………………….7

3 Разработка Конституции СССР 1924 года……………….………………....10

4 Содержание Конституции СССР 1924 года…………….…………..………16

5 Статус союзных республик…………………………………………………..19

6 Конституция  РСФСР 1925 года………………………………………..……..22

Список использованных источников……………………………………..……25

Тесты………………………………………………………………………...……26

Вопросы…………………………………………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Основные этапы развития российского федерализма 

     Территориально-государственная  форма устройства России прошла несколько этапов в своем развитии.

     Первый  этап начался с провозглашения на III Всероссийском съезде Советов  в январе 1918 г. Российской Федерации, что явилось прямым следствием осуществления  Октябрьской революции и распада  бывшей Российской империи. Это был  этап создания и развития социалистического  федерализма, в результате которого было образовано новое государство - Российская Федерация, а 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР. На российской территории произошло  образование республик и областей по национальному и географическому  признакам, хотя четких границ национального  расселения населения не устанавливалось, как не было и четкого различия между республикой и областью, а также разграничения компетенции  между центральным правительством и автономными образованиями. Кроме  того, административно-территориальные  части России включали также губернии и области. В 1923 г., например, в состав РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и  области.

     В 1922 г. был провозглашен СССР - новое  федеративное государство, которое  включало в свой состав формально  равные субъекты - социалистические республики, обладавшие правом выхода из Союза. В  действительности это была фиктивная  федерация с ярко выраженной тенденцией к созданию централизованного унитарного государства. РСФСР вошла в состав СССР на правах отдельной союзной  республики. При этом статус ее автономий  и административно-территориальных  единиц не изменялся. Было провозглашено, что субъекты Советского Союза - республики - являются национальными по форме  и социалистическими по содержанию. Руководящая роль Коммунистической партии, которая официально характеризовалась  как интернациональная сила, превращала Советский Союз, по существу, в фактически унитарное государство с формальными признаками федеративного государства, построенного по национальному принципу.

     После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась  уникальная, с точки зрения территориально-государственной  структуры, ситуация, когда в состав федеративного государства входило  другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами. В этот период вопрос о национально-территориальной  структуре РСФСР отошел на второй план, поскольку на первый план вышли  вопросы укрепления Союза ССР  как единого жестко централизованного  государства.

     В 1936 г. была принята новая Конституция  СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной  была принята новая Конституция  РСФСР. В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние  не были перечислены в тексте Конституции). Края и области, в которых проживала  большая часть населения РСФСР, в качестве субъектов Федерации  не признавались. Автономные республики являлись государствами, но несуверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом. Правовое положение автономных областей и национальных округов не нашло своего четкого конституционного закрепления. В последующий период существование в СССР тоталитарного государства и особенно практика политических репрессий очень серьезно ударили по национально-территориальному устройству РСФСР. Были физически уничтожены многие руководители автономных образований РСФСР, были ликвидированы многие автономии без какого-либо юридического обоснования, а целые народы были насильственным путем переселены в другие места с мест их традиционного проживания.

     Уже в современный период в 1991 г. был  принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в соответствии с которым действия советских  властей в отношении репрессированных народов были признаны преступными, а эти народы были юридически реабилитированы.

Важнейший этап развития территориально-государственной  формы Российской Федерации приходится на начало 90-х гг., когда требования демократизации политической и государственной  структур Советского Союза привели  к его распаду и фактическому провозглашению суверенитета большинством автономных республик и многими  автономными областями в составе  РСФСР. Это явление, получившее название "парада суверенитетов", привело  к сильному росту сепаратизма  и национализма, что, в свою очередь, обернулось даже требованием некоторых  республик о выходе из состава  Российской Федерации. Серьезное значение для сохранения целостности Российской Федерации имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который  впоследствии был включен в текст  Конституции РСФСР в качестве ее составной части. Договор подтверждал  суверенитет республик в составе  Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург  признавались субъектами Российской Федерации. Кроме того, Федеративный договор  разграничил предметы ведения и  полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов Российской Федерации. Федеративный договор не смог решить всех проблем территориально-политического  устройства Российской Федерации и  поставить заслон росту националистических тенденций в ряде субъектов, поскольку  фактически не гарантировал принцип  равноправия субъектов и оставлял много нерешенного во взаимоотношениях федеральных органов власти с  органами власти субъектов.

     И наконец, особым этапом развития современного российского федерализма стало  принятие всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Проект был одобрен Конституционным  совещанием и представлен Президентом  РФ на всенародное голосование. Большинством голосов проект был одобрен, и Конституция Российской Федерации вступила в силу, положив начало новому этапу развития федеративных отношений в России.

     Референдум  был проведен в соответствии с  Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. "О проведении всенародного голосования  по проекту Конституции Российской Федерации". По условиям проведения референдума Конституция считалась  принятой, если за нее проголосовало 50% избирателей, принявших участие  в голосовании, при условии, что  в референдуме участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей. По итогам голосования такие условия  были соблюдены: в голосовании участвовало  более 58 млн. избирателей (54,8%), а за принятие Конституции проголосовало 33,4 млн. избирателей, что составило 58,4% всех участвовавших в референдуме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2 Образование СССР 

     Федерализм  в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего  в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис  мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. В. И. Ленин прямо называл советскую  федерацию переходной формой к полному  единству трудящихся разных наций. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Но это, разумеется, с самого начала была не федерация в общепризнанном смысле этого слова.  
 Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

     30 декабря 1922 г. в Москве открылся  исторический I съезд Советов 
Союза СССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.

     Декларация  провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это  событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношения высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.

     В Договоре предусматривались широкие  права Союза Советских 
Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждения единого государственного бюджета, формирования монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользование недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановление съездов 
Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.

     Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых советских  республик, зародившихся еще во время  Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь превращалось в единое могучее союзное государство. Однако, созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковым была коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 Разработка Конституции СССР 1924 года 

     В соответствии с решение I съезда Советов  СССР Президиум ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты Декларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно их рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.

Информация о работе Федеративная модель государственного управления после образования СССР