Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:19, реферат
Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнрй идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев.
1. Введение
2. Фаза подьема.
3. Акматическая фаза
4. .Фаза надлома.
5. Фаза инерции.
6. .Фаза обскурации.
7. .Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
8. Обрывы этногенеза.
9. Заключение
10. Список использованной литературы
Субпассионарии
выдвигают императив: «Будь таким,
как мы», т.е. живи только для
себя. Всякий рост становится
явлением одиозным, трудолюбие
подвергается осмеянию, интеллектуальные
радости вызывают ярость.
В искусстве идет снижение стиля,
в науке оригинальные работы
вытесняются компиляциями, в армии солдаты
держат в покорности офицеров и
полководцев, угрожая им мятежами. Ни на
кого нельзя положиться, и
правитель вынужден применять тактику
разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать
и убивать своих соратников. В обществе
господствуют, как и в предшествующих
стадиях, группы, только отбор иной
– негативный: ценятся не
способности, а их отсутствие,
не знания, а невежество,
не принципы, а беспринципность.
Правящая группа не способна ничего ни
создать, ни сохранить, она способна
только паразитировать, разъедать
тело народа, и потому
победа субпассионариев ведет их к гибели.
Фаза обскурации ужасна тем,
что она является серией
резких изменений уровня
пассионарности, хотя и незначительных
по абсолютной величине. Адаптация
запаздывает, и этнос гибнет как
системная целостность. Носители обскурации
исчезают, как дым, и остаются
уцелевшие после всех
передряг носители первоначального
статического состояния.
Переход к мемориальной
фазе ознаменован императивом:
«День, да мой».
Мемориальная
фаза и дальнейшая
судьба этноса.
После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди отнюдь не становятся хуже, слабее, глупее. Изменяются не люди, а системная целостность. Пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не идет. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Идеалом становится консервация: «Помни, как было прекрасно». Память о прошлом переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди не в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у современников, хотя они и не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду или былину. Если среди людей этой фазы случайно рождаются пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у соседей.
Дальнейшая судьба потерявшего пассионарность этноса зависит, в первую очередь, от окружения: при отсутствии хищных соседей он может длительное время влачить жалкое существование как этнос-реликт. Реликтовых этносов довольно много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется с другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность и занимаемую территорию. Это – этносы, пережившие себя и находящиеся в стадии гомеостаза (равновесия с природой). В стадии гомеостаза утрачивается уже и историческая память. Этнография знает довольно много этносов-изолятов, благодаря географическому положению не втянутых в общение с другими этносами или вовлеченных в него только за последние сто лет. Это – статические народы, у которых жизненный цикл повторяется в каждом поколении без изменений. Так называемые «отсталые» или «дикие» народы – не дети, а старички. Этносы, потерявшие былую пассионарность, могут существовать за счет пассионарности соседнего этноса, передаваемой даже не половым путем, а через системные связи (симбиоз). Примером является контакт пигмеев Центральной Африки с банту, которые используют их как проводников и платят за это своими изделиями из железа.
Но когда беззащитный этнос окружен представителями других суперэтносов, он обречен на полное истребление: англичане устраивали облавы на тасманийцев; негры банту ловили бушменов для использования их на тяжелых работах, а их самих обращали в рабство буры. Чтобы отбиваться от беспощадного врага, этносу приходилось тратить остатки пассионарности: ведь отбивались наиболее энергичные.
Итак, даже на финальных фазах этногенеза необходима пассионарность, хотя бы заимствованная. И именно поэтому пассионарные толчки не только губят, но и спасают этносы, находящиеся в ареале толчка. Такой этнос попадает в горнило переплавки, и при благоприятных условиях из нескольких обломков выплавляется новый этнос, лишь смутно помнящий о своем происхождении, так как для него куда важнее дата его нового рождения.
Смерть
этноса – это распад системной
целостности, а не поголовное
истребление людей, в нее входящих.
Обрывы
этногенеза.
Инерция пассионарного толчка теряется за 1200 лет при любом, даже самом благоприятном варианте, но лишь счастливые этносы доживают до своего естественного конца. В истории наблюдаются постоянные обрывы этногенезов в самых разных возрастах. Однако, и тут есть статическая закономерность. Этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим и непокорим. Но этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен.
Новорожденный этнос, еще не набравшийся сил, может разбиться о сильное сопротивление соседей. Так получилось с зулусами в Х1Х веке, когда Чака (1810-1828) повел их к победам. Но технический прогресс Европы оказался сильнее: буры разбили зулусов в 1838 г. и основали на их землях республику Трансвааль.
Этнос уязвим и при переходе из фазы подъема в акматическую фазу. Соподчиненность элементов структуры нарушается, каждый хочет «быть самим собой», и ради этого ломает организацию. Яркий пример – распадение Арабского халифата в Х веке на эмираты. В переломный момент роста, при переходе в акматическую фазу были застигнуты вторжением конкистадоров и погибли ацтеки и инки. Но как только испанцы натолкнулись на племена в устойчивых фазах (арауканы), они были разбиты и перешли к обороне. Испания признала Арауканию независимой державой.
Очевидно, любой переход от фазы к фазе несет в себе опасность для этноса. Как змея беззащитна, пока меняет кожу, так этнос бессилен, пока «меняет душу», т.е. стереотип поведения и общественный императив.