Фазы этногенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнрй идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев.

Содержание

1. Введение
2. Фаза подьема.
3. Акматическая фаза
4. .Фаза надлома.
5. Фаза инерции.
6. .Фаза обскурации.
7. .Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
8. Обрывы этногенеза.
9. Заключение
10. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

пассионарии и гармоничные люди.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Южный Федеральный  Университет 

Исторический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему:

«Фазы этногенеза» 
 
 
 

                                              Выполнила студентка

                                              V курса 4 группы

                                              Моисеенко Анна Сергеевна

                                              Проверила:

                                              Табунщикова Людмила 

                                              Викторовна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Ростов-на-Дону

2011г. 

План: 

  1. Введение
 
  1. Фаза подьема.
  2. Акматическая фаза
  3. .Фаза надлома.
  4. Фаза инерции.
  5. .Фаза обскурации.
  6. .Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
  7. Обрывы этногенеза.
 
  1. Заключение
  2. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой  взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом.  Генеральнрй идеей творчества Л.Н.Гумилева  было  евразийство  –  направление  русской исторической мысли, возникшее в  первой  половине  ХХ  века.  Он  не  раз выражал  согласие  с   основными   историко-методологическими   взглядами евразийцев. Но он не  ограничился популяризацией концепции евразийства. В 1979  г.  было   впервые   опубликовано   основополагающее   произведение

    «Этногенез  и биосфера Земли», в котором  автор  дал  целостное  изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о  пассионарности. Создавая теорию этногенеза, Л.Н.Гумилев выступил не только  как  историк, но и географ, этнограф, востоковед, психолог.  Он  –  один  из  тех,  кто понял, что наступил век интеграции наук. Однако, в период «застоя» работа Гумилева замалчивалась, а если и были отзывы, то, в основном, негативные. Так,  В.Чивилихин  усмотрел  в  его  концепции  «русофобско-спекулятивную сущность», Б.Рыбаков назвал ее «самообманом» и т. д. В  последующие  годы также  явилось  немало  критиков,  но  всех  их  объединяет   одно: они ограничиваются  критикой  частных  моментов.  Никем  не  сделано  попыток опровергнуть теорию в  целом.

    Вся история  человечества, писал  Л.Н.Гумилев,  состоит  из  череды изменений. Издавна люди пытались понять и объяснить истоки своей истории. Ответы  получались  разные,  ибо  история  многогранна:  она  может  быть историей социально-экономических формаций, или военной историей, историей науки и культуры,  и  т.д.  Гумилев  рассматривает  историю  как  историю народов. Именно в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом, творится история, ибо  каждый  исторический  факт есть достояние жизни конкретного народа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фаза  подъема. 

    Вначале протекает инкубационный период  формирования нового этноса  (в среднем около 100 - 150  лет),  обычно  не  оставляющий  заметных  следов  в истории. Это «пусковой механизм»,  не  всегда  приводящий  к возникновению нового этноса потому, что  возможен  внезапный  обрыв  процесса  посторонней силой. В одном-двух поколениях появляется некоторое  количество  персон,  не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их  деды.  Первые  из  них гибнут, если коллектив оказывает им сопротивление, но если  процесс  идет  с достаточной  интенсивностью,  этих  людей  оказывается достаточно, чтобы сплотиться и навязать свою волю спокойным людям прежнего склада. В  какой-то момент на  исторической  арене  появляется  исторически  установимая  группа людей, или консорция, быстро развивающаяся  и  формирующая  свое  этническое лицо и самосознание. Наконец,  она  облекается  в  соответствующую   времени социальную форму и выходит на  широкую  историческую  арену,  часто  начиная территориальную  экспансию.  Оформление  этно-социальной  системы  знаменует конец инкубационного периода фазы подьема. Примером  могут  служить  события на Востоке Римской империи, где в 1-П  веках  н.  э.  на  стыке  эллинского, древнееврейского и сирийского этносов возникла популяция,  равно  близкая  и равно  чуждая  всем  перечисленным  выше.  Это  была  христианская   община, противопоставлявшая себя «языцем»,  т.е.  всем  остальным,  и  действительно выделявшаяся среди них по характеру своего поведения. В середине 1 в. н.  э. проповеди апостола Павла положили начало консорциям, еще не выделившим  себя из исходных этнических  субстратов.  В середине  П века  н. э. благодаря деятельности  Юстина  Философа  христиане  выделились в особый субэтнос, категорически размежевавшись с иудаизмом. Поддержав императора  Константина, христиане  доставили  ему  победу   и   диадему,   удовлетворившись   только

  предоставлением себе права на легальное существование. И тогда,  с 313  г.

  новый этнос «христиане-ромеи» стал фактом  всемирно-исторического  значения. Затем из него вырос огромный суперэтнос с  культурой,  которую  мы  называем «Византийской».

      Как только особи нового склада создают новую  этническую  целостность, они выдвигают новый принцип  общежития,  новый  императив  поведения:  «Будь тем,  кем  ты  должен  быть».  Это  означает:  по  мере  сил  исполняй  свои общественные обязанности: если ты воин – воюй, если крестьянин – паши.

    Ведущая часть  населения  толкает  всю  систему  по  пути  этнического

  развития, накапливает материальные  и  духовные  ценности.  Каждый  активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем дела  предков, к которому он еще что-то добавляет. Каждая  прожитая  минута  воспринимается как приращение к прожитому, которое живет  в  человеке. Результатом  такого восприятия  времени  (пассеизм)  являются   подвиги   героев, добровольно отдававших  жизни  за  Отечество:  царь  Леонид  и  его  300  спартанцев   в Фермопилах, Роланд в Ронсевальском ущелье,  послушники  Сергия  Радонежского Пересвет и  Ослябя,  погибшие на Куликовом поле.

Для   них характерно отсутствие личной заинтересованности. Они как будто любили свое дело больше себя. Они чувствовали себя не просто наследниками  великих  традиций,  но  и частицами их,  и  поступали  так  согласно  своему нервно-психологическому складу, определявшему вектор и характер их деятельности.

    Ведущая роль в фазе подъема принадлежит  пассионариям, но и роль гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна. Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно.

    Фаза  подъема, как правило, связана с внешней  экспансией, расширением территории. Общественная система укрепляется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Акматическая  фаза. 

    Биохимическая энергия достигает таких значений,  что  пассионариев  в популяции становится «слишком много» (в этой фазе  их  –  максимум),  и они начинают воевать друг с другом. Соподчиненность элементов  структуры  этноса нарушается. Господствующий императив  меняется:  каждый  хочет  «быть  самим собой» и ради этого ломает созданную организацию, принося интересы этноса  в жертву своим собственным.  Как  правило,  при  этом  обильно  льется  кровь. Крестьяне устремляются в города, а те, кто  остается  на  земле,  устраивают «жакерии». Церковь дробится. Бароны учиняют смуты и войны  (например,  война Алой и Белой роз в Англии). Новые  политические,  социальные,  религиозные водоразделы возникают один  за  другим.  Акматическая  фаза часто является весьма пестрой и разнородной по характеру, доминантам и интенсивности протекающих этнических  процессов. По утверждению Гумилева,  если 10% населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация (1).

    При пассионарном перегреве гибнут одна за другой  пассионарные  особи. Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает  роль гармоничных особей. Переход к фазе надлома  знаменуется  новым  императивом: «Мы устали от великих». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Фаза  надлома. 

    Надлом - переход от накала акматической фазы к разумному хозяйничанию инерции.  Цели  и  задачи  те  же,  а  силы  убывают.  Пассионарная  энергия неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и субпассионарных  растет. Субпассионарии формируют  кадры  исполнителей  во  время  гражданских  войн. Снижаются, а  то  и  сводятся  на  нет  усилия  персон  творческих,  которых объявляют  «фанатиками».  Именно  отсутствие  внутренней  поддержки  «своих» определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников.

    Так,  в  Западной  Европе   ХУ-ХУП   веков   процент   субпассионариев значительно возрос за счет  истребления  консервативной  части  населения  – гармоничных  особей  –  людей  наиболее  законопослушных и   трудолюбивых. Система суперэтноса потеряласвою устойчивость, так   как отдельные пассионарии  легко   могли   навербовать   себе   бродяг-солдат   из   числа субпассионариев. Раньше их самовластное поведение наталкивалось на сопротивление  других  пассионариев.  Теперь  же, когда  их  стало  меньше,  у  каждого  появился   большой   ареал.   Поэтому столкновения эпохи Реформации и Контрреформации приобрели большой  размах  и стоили  еще  больших  жертв.  В  эпоху  Возрождения  человекоубийство   было повседневным занятием обитателей  западной  Европы,  причем  имело  массовые масштабы. Объектом гонений оказывались не только философы  и  поэты  (Мигель Сервет, Джордано Бруно), но и большей  частью  простые,  безобидные  люди  с воображением.  Их  сжигали,  объявляя  колдунами и ведьмами. Гибли люди честные, гнушавшиеся доносительством, и талантливые, вызывавшие зависть, а размножались морально   нечистоплотные   тупицы, породившие поколение европейского обывателя, характерное для Х1Х века.

    Конец фазы надлома  и  переход  к  инерционной  фазе  знаменует  новый императив: «Дайте же жить, гады!». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Фаза  инерции. 

    Отличительной  чертой  этого  периода  является  сокращение  активного элемента  и  полное  довольствие  эмоционально  пассивного  и  трудолюбивого населения. После пережитых потрясений люди хотят не  успеха,  а  покоя.  Они уже научились понимать, что индивидуальности, желающие  проявиться  во  всей оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность.  Избежать  ее можно,  изменив  общественный  императив.  «Будь  таким,  как  я»,  -  девиз инерционной фазы. Так, в Новое время – ХУП-Х1Х  вв.  –  этот  принцип  нашел воплощение в образе «джентельмена», которому полагалось  подражать  по  мере сил,  а   уклонение   от   подражания   осуждалось   общественным   мнением. Посредственность становится идеалом. Для людей, не  желавших  отказаться  от своей  оригинальности,  оставались  сферы  искусства  и  науки,   казавшиеся безобидными.

    Инерционная фаза  –  период  интенсивного  накопления  материальных  и культурных ценностей. Жить  спокойно  и  хорошо.  Предметов  первой  и  всех последующих степеней необходимости –  в  достатке.  Л.Н.Гумилев  назвал  эту фазу «золотой осенью» этноса.

    В этой фазе способность к расширению ареала снижается. Наступает  пора воздействия на  ландшафт собственной страны. Растет техносфера –  количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари –  за  счет  природных ресурсов. Этнос теряет связь с почвой, т.е. жизнью, и  наступает  неизбежный упадок. Облик этого упадка обманчив: на него  надета  маска благополучия  и процветания, которые современникам представляются вечными,  потому  что  они тешат  себя  иллюзиями  о  неисчерпаемости  природных  богатств.  Но  это  – утешительный самообман, рассеивающийся после того, как наступает последний, роковой фазовый  переход.

    Люди нетрудолюбивые, нетворческие,   но   обладающие   завышенными требованиями к жизни, которые в героические эпохи имеют мало шансов  выжить, в мягкое  время цивилизации при общем материальном  изобилии   начинают размножаться без ограничений, и поскольку являются  особями  нового  склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не  стремись  ни  к  чему такому, чего нельзя было бы  съесть  или  выпить.  Следует  переход  к  фазе обскурации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Фаза  обскурации. 

    Завершает пассионарный цикл эпоха так называемой обскурации: отцовское наследие растрачено, таланты не  рождаются,  инициатива  пропала,  этнос  не способен себя  защитить.  Примером  может  служить  Западная  часть  Римской империи. В то время,  как  Восток  бурлил,  Запад  неуклонно  остывал.  И  в Западной, и в Восточной империях был один социальный  строй,  одна  религия, один противник – варвары, нажимавшие на ту и на другую с  равной  силой.  Но Восток  отбился,  а  Запад  пал  под  их  ударами,  ибо  находился в фазе обскурации.

Информация о работе Фазы этногенеза