Факторы самобытности русской исории

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Проблема роли и места Россия в мировой и европейской цивилизации и истории волновала многих ученых, общественных деятелей.
Центральное место занимает проблема соотношения русского и иноземного в российской истории. По своему географическому положению и этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. И не случайно ее назвали Евразией или Срединным миром, что указывает на ее промежуточное положение между Западом и Востоком.

Содержание

Введение 3
I. Природно-климатический фактор. 6
II. Геополитический фактор. 7
III. Религиозный фактор. 9
IV. Социально-политический фактор. 11
Заключение 14

Работа содержит 1 файл

История РФ Факторы самобытности русской исории.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

   III. Религиозный фактор.

   Отличительной чертой российской цивилизации является выбор православной веры.

       Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование православия. Связано это было в первую очередь со своеобразием славянского мировоззрения. Христианство ведь внедрялось на Руси не на пустом месте – у славян к тому времени существовала развитая система языческих верований.

       И получилось так, что христианство на Руси довольно долгий исторический период уживалось с язычеством. В домонгольское  время вообще сложилось двоеверие, когда за язычеством и христианством сохранялись самостоятельные, достаточно обособленные сферы. Так, сохранялось основное содержание язычества – обожествление природы, и на эту область христианство, по существу, не распространялось.

       Конечно, христианская церковь боролась с  остатками язычества, но и приспосабливалась к нему, как, например, приспосабливала чисто христианские праздники к языческим. И некоторые языческие обряды в народе отправляли на протяжении веков, а отдельные из них дожили и до наших дней.

   Расхождения между западной (католической) и восточной (православной) церквями проявились достаточно рано, в IV-V вв. С течением времени они возрастали, сопровождаясь борьбой между папой римским и константинопольским патриархом. Начиная с XI в. римская церковь разрабатывала доктрину папской теократии - вселенской власти. Эта идея окончательно утвердилась в XIII в. Папа был провозглашен наместником Христа, ему должны были служить все светские правители, которых он мог смещать. К этому времени оформился догмат о непогрешимости пап в вопросах веры и о праве даровать отпущение грехов.

   Одной из важнейших причин раскола христианства на две ветви (произошел в 1054 г) был  спор о Божественной Троице. В Византии полагали, что Святой дух исходит  только от Бога-Отца, на Западе утверждали, что от Бога-Сына также, что расценивалось греческой церковью как ересь. Расходились две ветви христианства и в порядке совершения церковных таинств. Богослужение на Западе велось исключительно на латыни, в то время как византийская церковь наряду с греческим использовала и языки крещеных народов Разногласия существовали и относительно безбрачия духовенства: в Византии оно распространялось только на монашество, на Западе - на всех служителей бога.

   Разным  было положение католической и православной церкви в государстве, степень вмешательства в мирские дела. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям киевских князей.

   Православная  церковь отличается большей свободой внутренней жизни, большей терпимостью к другим верам. Она концентрирует свое внимание не на светской власти, а на душах людей. Однако православие считает, что соединяющей силой земного и небесного порядков должна быть власть монарха. Власть православного царя - гарант спасения души после смерти. Отсюда ее харизматический характер, надежда на власть, как в прошлом, так и в настоящем.

   Русская православная церковь играла огромную роль в политической и духовной жизни  России. Она была политическим институтом, частью государственного аппарата, являлась носителем идеи государственности, источником духовно-нравственной жизни общества.

   IV. Социально-политический фактор.

     Под влиянием природно-климатического, геополитического и религиозного факторов в России сложилась специфическая социально-политическая организация. Ее элементы следующие:

   - первичная хозяйственно-социальная  ячейка - корпорация, а не частнособственническое  образование, как на Западе;

   - государство - не надстройка над гражданским обществом, а становой хребет, творец гражданского общества;

   - государство, общество, личность  не разделены, не автономны,  а взаимопроницаемы, целостны, соборны;

   - государство опирается на корпорацию  служилой знати (дворянство, чиновничество,  номенклатура).

   Данная  социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения.

   На  протяжении тысячелетий в России сложилась жестко централизованная авторитарная власть. Самодержавие вполне вписывалось в систему ценностей русского человека, но оно противоречило демократии и законности.

   Российское  государство являлось то созидающей силой, то тормозом развития, что приводило  к разрушению государства. Утрата государственности  для России означала потерю исторической перспективы.

   Русский деспотизм имел глубокие исторические корни. Начало русской государственности  академик Д.С. Лихачев видит в  соединении северогерманской организации  княжеских дружин с исконно существовавшим на Руси вечевым укладом. Однако Батыево  нашествие внесло принципиальные изменения в становление российской государственности. Москва обязана своим возвышением не географическому, а политическому фактору. Московское государство зарождалось под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в XV-XVI вв. среди упорной борьбы за свое существование на западе, юге и юго-востоке. Оно складывалось медленно и тяжело. Можно выделить три главные особенности российского государства. Первая - милитаристский характер. Оно боролось на западе - за национальное единство, на юго-востоке -за христианскую цивилизацию, там и здесь - за свое существование. Вторая особенность - тягловый неправовой характер внутреннего управления. Сословия различались не правами, а повинностями. Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, т.е. кормить тех, кто его обороняет. Третья особенность - неограниченная власть. Московские князья, русские цари, а затем советские вожди, обладавшие огромной властью и престижем, были убеждены, что страна является их "собственностью", что все живущие в России являются государевыми слугами. Такое государство можно найти на Востоке, но подобия ему не было в Европе.

   П.Я. Чаадаев в свое время, верно, подметил патерналистский характер российского  государства (государь - отец, подданные - дети). Государство, имея право наказывать подданных, обязано было их защищать. Патерналистские стереотипы имеют глубокие корни в российском общественном сознании. Монарх есть не иначе как царь-батюшка. На этой же патерналистской основе формировался образ Сталина как отца народов.

   Постепенно  сформировался российский тип этатизма. Этатизм -стремление все огосударствить - достиг необычайных размеров по сравнению  с другими странами. Одной из особенностей развития России было преобладание в  ее истории политических факторов, гипертрофированная роль государства, которое, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно брало инициативу на себя, используя при этом методы принуждения, опеки, контроля и прочих регламентации.

   Характерная черта российской цивилизации - особая роль бюрократии, которая формируется по принципу жесткой иерархической зависимости от вышестоящего начальства. В России роль чиновников всегда понималась не как государственная, а как государева (ныне президентская) служба. Человек зависим от произвола чиновников. Коррупция, злоупотребления властью при такой общественной системе неизбежны. Прямое или косвенное вымогательство взяток характерно для поведения чиновников, как в прошлом, так и сейчас.

   Исходя из перечисленных выше факторов и особенностей, Россия развивалась как мобилизационное общество

   Мобилизационный тип развития осуществляется за счет сознательного вмешательства власти в механизм функционирования общества. Такой тип развития является или  средством выхода из застойного состояния, или инструментом ускорения эволюционных процессов и представляет собой систему чрезвычайных мер. Он используется в тех ситуациях, когда необходимо быстро отреагировать на условия, угрожающие существованию системы. Для него характерна строгая определенность целей, которая позволяет концентрировать на приоритетных направлениях ресурсы и ценой сверх усилий и сверх эксплуатации трудовых ресурсов достигать желаемого.

   В мобилизационном обществе складывается программно-целевая система управления. Сильной стороной такой системы является способность быстро решать поставленные задачи. Ее слабость - в уверенности, что будущее состояние общества можно сконструировать и построить без учета его социокультурной специфики.

   Одной из особенностей мобилизационного развития России было доминирование политических факторов и, как следствие, гипертрофированная роль государства в лице центральной власти.

   Другая  особенность мобилизационного развития России состояла в том, что особая роль внешних факторов вынуждала  правительство выбирать такие цели развития, которые постоянно опережали социально-экономические возможности страны. Государство для достижения "прогрессивных" результатов прибегало к политике "насаждения сверху", к методам форсированного развития.

   Третья  особенность - тесная связь между мобилизационным типом развития России и потенциалом военной угрозы. В России постоянно высокий уровень затрат на военные нужды.

   Еще одна особенность мобилизационного типа развития России обусловлена социокультурной  спецификой. Существуют серьезные различия в культуре управляющих и культуре управляемых. Раскол культуры приводит к поляризации ценностей в разных социальных группах, порождает социальный конфликт, который не может решиться в результате диалога культур. Чаще всего конфликты заканчиваются подавлением культурных ценностей проигравшей стороны.

   Исходя  из концепции мобилизационного развития, можно предположить, что выход  из современного кризиса России можно  найти на основе общенациональной идеи, которая объединила бы власть и народ. Необходимо восстановить государственный контроль над экономикой, так как в ментальности россиян заложена идея величия государства, и она получит всенародную поддержку. Любые программы обновления нашей страны будут успешными лишь тогда, когда они, наряду с общемировыми тенденциями, будут учитывать ее самобытность, своеобразие истории и культуры, менталитет населения и соответствующую им систему ценностей.

   Заключение

   История распорядилась так, что русский  народ всегда занимал особое положение  в ряду других народов. Сразу оговорюсь – в данном случае речь идет не о какой-то исключительности или богоизбранности. Нет, признание особого места русского народа в истории человечества – это только констатация общеизвестного. И в этом небольшом очерке я остановлюсь всего лишь на нескольких моментах, подчеркивающих и иллюстрирующих сказанное выше.

   Россия  находилась, да и находится до сих  пор, на стыке двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно, Россия воспринимала, и, надо сказать, чутко воспринимала, влияние и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей.

   Это влияние сказывалось, прежде всего, в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов, одним из главных передаточных звеньев между западной и восточной цивилизациями. Дело даже не в торговых контактах, которые происходили на территории России между Западом и Востоком. Главное – в столкновении двух разных культур, двух разных миропониманий. И Россия выступала перед лицом Запада представителем культуры Востока, а перед Востоком – представителем культуры Запада.

   Помимо  этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие  Востока на Запад в виде татаро-монгольских орд, а затем два столетия противостояла турецкой империи. А с другой стороны, Россия остановила католическую экспансию Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему Евразийскому континенту.

   Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Факторы самобытности русской исории