Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:50, реферат
В философии Канта традиционно выделяется два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Ранние работы Канта: «Мысли об истинной оценке живых сил» (1747), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) посвящены естественно-научной проблематике. В этот период Кант высказывает космогоническую гипотезу об образовании из первоначальной «туманности» планетарной системы. В 1760-е гг. наметился переход Канта от естественно-научных проблем к философским. В «Единственно возможном основании для доказательства бытия Бога» (1762) Кант отвергает онтологическое и физико-телеологическое доказательства бытия Бога.
Введение…………………………………………………………………………………………………...стр. 3-4.
1.«Докритический» период философии Иммануила Канта…......................................................стр.4-6.
2.«Критический» период философии Иммануила Канта. Естественно-научная теория познания мира……………………………………………………………………………………………………………...стр.6-11.
Заключение……………………………………………………………………………………………...стр.11-12.
Список используемой литературы…………………………………………………………………...стр.13.
Эстетика. В центре эстетического учения (это предмет третьей кантов-ской "Критики" - "Критики способностисуждения") – исследование категорий "прекрасное" и "возвышенное", а также проблема "Гения" – художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что прекрасное философ связывает с "незаинтересованным", бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств. Ощущение возвышенного рождается из сложной диалектики чувств: наши сознание и воля сначала подавляются величием – бесконечностью и мощью природы. Но это чувство сменяется противоположным: человек ощущает, осознает не свою "малость", а свое превосходство над слепой, бездушной стихией – превосходство духа над материей. Воплощение эстетического духа –художник – творит свой мир свободно. Высшие творения художественного гения бесконечны, неисчерпаемы по содержанию, по глубине заключенных в них идей.
Учитывая сложный характер философии И. Канта, попытаемся еще раз в кратком схематическом виде обрисовать ее контуры.
Кант разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».
Ответ на первый вопрос изложен в его основном труде «Критика чистого разума». Лейтмотив этого произведения — критика самого разума, взятого в «чистом» виде, т.е. независимо от опыта. Ибо всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно, априорное — всеобще и необходимо.
Все опытные, эмпирические суждения синтетичны, т.к. они расширяют наши знания. Это, как утверждает Кант, аксиома. Проблема заключается в другом: возможны ли априорные синтетические суждения или они по своему существу аполитичны, т.е. носят поясняющий характер и не дают никакой прибавки к знаниям? Отсюда данная проблема, по Канту, распадается на три части: «Как возможна математика?» «Как возможно естествознание?» «Как возможна метафизика (философия)?».
Кант был убежден, что «чистая» теоретическая математика и теоретическое естествознание существуют. Достоверность знаний этих наук обусловлена наличием в сознании априорных форм чувственного созерцания (пространство и время), априорных форм рассудка (понятий) и априорных форм синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка.
Создание новой философии Кант связывал с преодолением ряда трудностей:
1. Поскольку мир разделен на доступные знанию «явления» (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), теоретическое знание имеет определенные пределы, которые никогда не преодолеваются. Ибо априорные формы обеспечивают всеобщность знаний мира, но не дают адекватных представлений о нем.
2. Разум неизбежно приходит в противоречие с самим собой, когда он пытается охватить мир в целом, без опоры на чувственное созерцание. Т.е. мышление по своей сути противоречиво (антиномично).
Из
самого факта существования этих
трудностей Кант не приходит к выводу
о невозможности философии
Согласно Канту новая философия не может ограничиваться критикой теоретического разума; не менее важной задачей является критика практического разума, под которым он понимал моральное сознание, нравственность, поведение.
Философ считает, что основу морального сознания (это логически вытекает из его системы) составляет априорный принцип, требующий, чтобы нравственные нормы носили всеобщий и необходимый характер.
При
выборе своего поведения человек
должен руководствоваться
1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.
2. В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью; его никогда нельзя использовать только как средство.
3. Все поступки должны быть ориентированы на общее благо.
Кант любил повторять, что нет ничего более ценного, чем звездное небо над нами и нравственный закон в нас.
В работах, посвященных социальной философии. Кант выдвинул идею о вечном мире. Средствами ее достижения он считал активное сотрудничество между народами, федерализм свободных государств, честную политику, основанную на взаимном доверии.
Наилучшим
гражданским устройством в
Заключение.
Основополагающим для кантовской философии является также различие априорного как безусловно независимого от всякого опыта, всеобщего и необходимого, и апостериорного, опытного в узком смысле. Сам опыт оказывается у Канта состоящим из двух частей: приходящего извне апостериорного материала и добавляемой самим субъектом априорной формы. В «Критике чистого разума» Кант задает вопрос о возможности математики, естествознания и метафизики; возможность наук он объясняет наличием априорно-синтетических суждений — суждений, независимых от опыта и расширяющих наше знание, — и механизмов, обеспечивающих возможность подобных суждений. Ответ на вопрос о возможности указанных наук Кант получает соответственно в разделах, которые трактуют различные познавательные способности человека: чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика).
В качестве априорных у Канта выступают пространство и время как априорные формы чувственности, которые упорядочивают приходящее извне многообразное. Чувственность аффицируется вещами самими по себе, которые для нас как таковые непознаваемы; они нам известны только как явления в пространстве, времени и через категории. Априорностью пространства и времени Кант объясняет существование математики как достоверной науки. Возможность чистого естествознания объясняется им априорностью категорий как чистых понятий и в то же время основоположений рассудка. Объективное значение чистых рассудочных понятий Кант показывает в трансцендентальной дедукции категорий, в ходе которой он приходит к трансцендентальному и синтетическому единству как «высшему пункту» трансцендентальной философии. Свое учение о категориях и основоположениях Кант противопоставляет учению Д. Юма, пытаясь на путях априоризма обосновать критикуемую Юмом теорию причинности. Разъясняя процесс образования необходимых и всеобщих суждений в чистом естествознании, Кант вводит в «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей проявиться как наука» (1783) различение между суждениями восприятия и суждениями опыта; природа оказывается у Канта совокупностью суждений опыта. Ответ на вопрос о возможности метафизики как науки приносит больше негативных, чем позитивных результатов. Три основные темы предшествующей метафизики — душа, мир и Бог — оказываются в трансцендентальной философии Канта идеями, которым в созерцании не может быть дан адекватный объект, они имеют не конститутивное, а регулятивное применение, т.е. направляют рассудок к определенной точке, объединяющей весь опыт в одно целое. Указанное различие у Канта выступает также как противопоставление трансцендентального и трансцендентного: первое обосновывает опыт и делает его возможным, второе выходит за границы возможного опыта. Особый резонанс в последующей философии имела критика Канта различных доказательств бытия Бога и учение об антиномиях чистого разума. Одним из основных итогов «Критики чистого разума» явилось крушение традиционной метафизики и замена трансцендентной метафизики трансцендентальной философией. В этой книге Кант высказывает идею о системе трансцендентальной философии, состоящей из двух частей: метафизики природы и метафизики нравов. Этот замысел Кант в целом реализовал, однако полученные им результаты оказались таковы, что не удовлетворили большинство последователей трансцендентальной философии; это привело к попыткам нового построения «системы» трансцендентальной философии его сторонниками.
Если в «Критике чистого разума» Кант отвечал по преимуществу на вопрос: «Что я могу знать?», то на другие вопросы он искал ответ в своих сочинениях по этической проблематике: «Основоположении к метафизике нравов» (1785) и «Критике практического разума» (1788). В этике Кант утверждает автономию воли, в связи с чем выступает против утилитаристских, гедонистических и эвдемонистических концепций, являющихся «гетерономными». Человек, по Канту, есть существо, находящееся в двух мирах: мире явлений и мире вещей самих по себе, феноменальном и интеллигибельном. Как «вещь сама по себе» человек свободен от природной необходимости, свобода человека состоит в самозаконодательстве и подчинении своему закону. Свобода является необходимым условием этики, без нее человеку нельзя было бы вменить в ответственность его поступки. Мораль относится, по Канту, только к намерению, максиме поведения, а не к результатам поступка. Действие ради достижения какой-либо цели называется Кантом гипотетическим императивом; действие же на основе одного закона и уважения к нему является категорическим императивом. Кант считает категорический императив априорной формой всякого поступка, его определение гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла бы иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Моральным Кант называет действие в соответствии с долгом, из уважения к моральному закону; действие же по склонности, внешне сообразное с законом, называется Кантом легальным. Т.о., ответ на вопрос о том, что человек должен делать, звучит так: следовать долгу, поступать так, чтобы быть достойным счастья.
В этике Кант вводит в качестве постулатов
практического разума свободу, бессмертие
души и бытие Бога, расширяя сферу практического
разума, однако оставляя неизменной границу
того, что доступно лишь для чистого разума.
Кант утверждает примат практического над теоретическим
(«Критика практического
разума», «Спор факультетов»
(1798), а также независимость морали от религии;
более того, последняя оказывается зависимой
от морали. Единственно истинная религия
состоит, по Канту, из нравственных законов,
устанавливаемых практическим разумом
(«Религия в пределах только разума» (1793).
Истолковывая Бога как постулат практического
разума и видя его роль в приведении в
состояние соразмерности достойности
быть счастливым и обладанием счастьем,
Кант отвечает на вопрос о том, на что человек
может надеяться. Однако главный вопрос,
к которому сводятся все философские вопросы,
звучит у Канта так: «Что такое человек?»
В «Критике способности суждения» (1790)
Кант перебросил мост от принципов природы
к принципам морали, поскольку мы должны
нравственно вести себя в эмпирическом
мире. Посредничество между двумя мирами
усматривается Канта в понятии целесообразности;
«Критике способности суждения» речь
идет о целесообразности в искусстве и
природе. В искусстве Кант придает первостепенное
значение суждению вкуса, а также понятиям возвышенного
и прекрасного. Им разрабатывается также
учение о гении и классификация прекрасных искусств. Говоря
о целесообразности в природе, Кант истолковывает
вещи как цели природы и как организмы,
пытаясь дополнить механическое описание
телеологическим. Историю человечества
(«Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском
плане» (1784) и др. работы) Кант рассматривал
как «осуществление тайного плана природы»,
который направлен на приведение государственного
устройства в такое совершенное состояние,
при котором могли бы полностью развиться
все задатки, вложенные природой в человечество.
Средством, которым природа принуждает
человечество к его цели — достижению
«всеобщего правового гражданского общества»,
— является антагонизм, «необщительная общительность
людей». В исторической науке Кант ставил
задачу найти «априорную нить», которая
позволила бы добиться в истории знания,
сопоставимого по достоверности с математическим
и естественно-научным знанием. Выступая
с пацифистских позиций, Кант в соч. «К
вечному миру» (1795) дал набросок оснований
будущего интернационального мирового
порядка. Последние годы жизни К. работал
над завершающим произведением (Opus postum),
которое не было закончено. Основными
темами в нем были — переход от метафизики
к физике, еще ранее намеченный в «Математических
началах естествознания», и идея трансцендентальной
философии как метафизики, как завершенной
системы.
Список используемой литературы:
1. Асмус В. Ф., Философия И. Канта, -М., 1957 г.
2. Большая советская энциклопедия, -М.: Государственное научное
издательство «Большая советская энциклопедия»,1953г.
3. Длугач Т. Б. “И. Кант: от ранних произведений к “Критике чистого
разума”, -М., Наука, 1990
4. История философии. Философия ХV-XIX вв. под редакцией профессора
Н. В. Мотрошиловой, -Москва: Издательство «Греко-латинский кабинет»
Ю. А. Шатилина
5. Кант И. Сочинения в шести томах, т. 5, «Всеобщая естественная история и теория неба», стр. 201-377.
6. Карапетян А., Критический анализ философии Канта., 2 изд., М., 1962г.
7. Лавриненко В. Н. Философия. Учебное пособие, -М.: Издательство
«Юристъ», 1996г.
8. Философский словарь. Под редакцией М. М. Розенталя, -М.: Издательство
«Политическая литература», 1975г.
9. Шашкевич П. Д., Теория познания И. Канта,-М., 1961 г.
Информация о работе Естественно-научная теория познания Иммануила Канта