Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 01:27, курсовая работа
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вт
Введение
Формирование личности Екатерины Великой
Россия на пороге царствования Екатерины
Международное положение России в начале правления Екатерины
Эпоха царствования Екатерины II
Внешняя политика Екатерины II
Внутренняя политика Екатерины II: "Эпоха просвещенного абсолютизма"
Итоги правления
Екатерина
II: личность и эпоха.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Формирование личности Екатерины Великой……………………..
Россия на пороге царствования Екатерины…………………………...
Международное положение России в начале правления Екатерины..
Эпоха царствования Екатерины II…………………………………….
Внешняя политика Екатерины II
Внутренняя политика Екатерины II: "Эпоха просвещенного абсолютизма"
Итоги правления
В ряду самодержцев
Российской империи много сильных,
волевых личностей, политическая и
законодательная деятельность которых
оказала огромное влияние на рост не только
России в целом (в плане экономики, внешнеполитических
отношений), но и отдельных социальных
слоёв, жизнь и культуру общества. Российская
императрица Екатерина II была властной
законодательницей; в своём управлении
государством она стремилась к реформам
и внесла неоценимый вклад в развитие
и укрепление России. Эпоха её правления
(вторая половина XVIII века) выделяется
историками как отдельный этап в развитии
империи, так как именно Екатериной II был
проведён курс реформ в социально-политической
жизни России, направленный на её модернизацию
и укрепивший государственную власть
в стране. Эта законодательная деятельность
императрицы отвечала духу времени, новым
европейским веяниям и идеям, которые
принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.
Политика просвещённого абсолютизма Екатерины
II, как основное отражение принципов эпохи
Просвещения в России, интересна не только
своими нововведениями, но и сочетанием
западных веяний с самобытностью России.
Формирование
личности молодой
Екатерины
Российская императрица Екатерина II Великая, до брака София Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штетине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют «золотым веком» Российской империи.
Екатерина родилась в скромной обстановке в городе Штетине, где её отец Христиан Август Ангальт-Цербский был губернатором; этот княжеский род уже сильно обеднел и жил службой. В детстве Екатерина жила просто, играла с детьми, её не звали принцессой. Уже с раннего детства появились черты, отличавшие её потом как русскую императрицу – это самостоятельность, предприимчивость, любовь к мужскому делу, она всегда была впереди всех и обыкновенно ближе к мальчикам, чем к девочкам. Она была хорошо сложена, с благородной осанкой, выражение лица её было некрасивое, но влиятельное, причём открытый взгляд делал её наружность привлекательной; такой Екатерина оставалась до старости.
Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью. Из записок Екатерины известно, что родители дали ей образование - у неё в детстве была гувернантка-француженка и два учителя: капеллан и преподаватель чистописания; учили её и музыке. О своём воспитании она сама писала потом, что дома её воспитали лишь настолько, чтобы выдать замуж за какого-нибудь князька, добром вспоминая из всех своих наставников лишь француженку, госпожу Кардель, которая приохотила принцессу к чтению Мольера, Корнеля, Расина и положила начало её литературным вкусам. Путешествуя с матерью, принцесса София в раннем детстве побывала в городах Брауншвейге, Цербсте, Гамбурге, Киле и Берлине. Когда Софии было уже десять лет: её познакомили с мальчиком по имени Ульрих-Пётр. Спустя несколько лет его тётка, Елизавета Петровна, стала русской императрицей и в 1742 году выписала из Голштинии своего племянника, сына сестры Анны Петровны, герцога Голштинского Ульриха-Петра, потенциального наследника русской и шведской короны, приходившегося, волею судьбы, внуком двум непримиримым противникам – Петру I и Карлу XXII, в Россию, окрестила его в православную веру и назначила наследником престола под именем Петра Фёдоровича. Когда цесаревич вырос, императрица пожелала женить его и подыскивала ему невесту среди дочерей и сестёр европейских герцогов и принцев. Прусский король выдвинул первой кандидаткой принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, и она получила приглашение приехать в Россию на смотрины благодаря широким политическим связям матери Иоанны. Так, в феврале 1945 года принцесса София с матерью прибыли в Москву.
Отдельно стоит описать жениха Екатерины. Пётр был полной противоположностью Екатерине, цветущей. Жизнерадостной, тактичной, умной, развитой не по годам молодой девушке, которая очаровывала всех окружающих. Пётр был больной, раздражительный человек, никого не любивший и никем не любимый. Этот принц и от природы получил не много даров, а нелепое воспитание искалечило его и сделало полуидиотом. Пётр рано лишился родителей. До 7 лет он был на попечении женщин, затем его сдали на руки офицерам, после смерти отца, в 11 лет мальчика сдали обер-гофмаршалу Брюммеру, тупому и развратному человеку. Его воспитательная система вредно отразилась и на физическом, и на моральном развитии Петра. Петра попеременно учили то русскому, то шведскому языку, то православию, то лютеранству, его учили и латинскому. В результате принц не знал ни русского, ни немецкого Закона Божия, а латинский ненавидел настолько, что уже будучи императором велел сжечь все латинские книги придворной библиотеки. Унижения, которым его изо дня в день подвергали, дали свои результаты: принц, как отмечают современники, сделался "вспыльчив, фальшив, любил хвастать, приучился лгать". Он вырос трусливым, скрытным, без меры капризным и много о себе мнившим человеком. Вот лаконичный портрет Петера Ульриха, нарисованный нашим блистательным историком В. О. Ключевским: "Его образ мыслей и действий производил впечатление чего-то удивительно недодуманного и недоделанного. На серьезные вещи он смотрел детским взглядом, а к детским затеям относился с серьезностью зрелого мужа. Он походил на ребенка, вообразившего себя взрослым; на самом деле это был взрослый человек, навсегда оставшийся ребенком". Великий князь был капризен, рано приучился пить и в 17 лет стал уже настоящим самодуром.
Готовясь к своему новому положению, Софья стала учить русский язык и православное вероучение, занимался с ней Симон Тодорский. Раз Екатерина простудилась во время своих занятий и чуть не умерла: это сильно тронуло Елизавету, что Екатерина живота своего не щадит для познания православной веры. Расположение Елизаветы ещё усилилось, когда больная Екатерина пригласила к себе не лютеранского пастора, а православного священника. Судьба благоприятствовала Екатерине: в лице Симона Тодорского она получила облегчение для перехода в православную веру.
28
июня 1745 года принцесса Софья
приняла православие и была
наречена Екатериной
Однако семейная жизнь молодоженов началась с разочарований. Как пишет сама Екатерина, плотно поужинавший в тот вечер супруг, "улегшись подле меня, задремал и благополучно проспал до самого утра". И так продолжалось из ночи в ночь, из месяца в месяц, из года в год. Петр Федорович, как и до свадьбы, самозабвенно играл в куклы, дрессировал (вернее, истязал) свору своих собак, устраивал ежедневные смотры потешной роте из придворных кавалеров его же возраста, а по ночам с азартом обучал "ружейной экзерциции" жену, доводя ее до полного изнеможения. Тогда же у него впервые обнаружилось чрезмерное пристрастие к вину и табаку.
Счастья
и уверенности в будущем у Екатерины
не было. Она часто ссорилась с мужем. Императрица
Елизавета, которой Екатерина внушала
опасение своим честолюбием, мечтами о
власти, окружила княгиню доносчиками
и шпионами, боясь популярности Екатерины
и дворцового переворота. Но Екатерина
сумела купить шпионов Елизаветы, научившись
от лакеев народным пословицам и выражениям,
которыми так любила щеголять; эта народность
сделала её потом популярной среди преображенцев
и семёновцев.
В 1754 году у Екатерины родился долгожданный
сын - наследник Павел, а спустя некоторое
время и дочь. Детей немедленно забрала
под свою опеку императрица, полагая, что
лишь она может воспитать их разумно и
достойно. Екатерина перестала играть
важную роль и была предоставлена сама
себе. Но она не хотела быть в стороне от
дел и, продолжая заниматься политикой,
вела тайную переписку с немецким двором.
Екатерина вела дневник, овладев русским
языком, читала летописи, древние своды
законов, жизнеописания великих князей
и отцов Церкви. Под впечатлением от всего
прочитанного и услышанного великая княгиня
думала, что страна может стать могучей
и богатой только в руках мудрого и просвещённого
государя. О своём стремлении к такой власти
она писала: "Я желаю только добра стране,
куда Бог меня привёл; слава страны составляет
мою собственную".
Двадцатилетняя великая княгиня 30 августа 1756 года сообщает английскому послу в России сэру Чарльзу Герберту Уилльямсу, с которым состояла в тайной переписке, что решила "погибнуть или царствовать". Жизненные установки молодой Екатерины в России просты: нравиться великому князю, нравиться императрице, нравиться народу.
В сравнении с капризной, стареющей императрицей, слабовольным и непредсказуемым в поступках Петром Федоровичем Екатерина много выигрывала во мнении большинства придворных; уже в то время она проявила себя государственным деятелем, укрепив авторитет безопасности Российского государства в глазах иностранных дипломатов. Елизавета оценила её твёрдый ум и гордость и часто прибегала к её советам в Европейской политике. И сам Пётр Фёдорович видел в ней свою опору, советуясь с ней в затруднительных случаях.
25
декабря 1761 года после долгой
болезни не стало императрицы
Елизаветы Петровны. Объявивший
эту давно ожидаемую весть
сенатор Трубецкой тут же
О существовании заговора знали самые высокопоставленные лица при дворе (генерал-прокурор Глебов, начальник полиции Корф, К. Разумовский, Н. Панин и другие), но они не предали заговорщиков. Они следили за развитием заговора. Екатерина в лице Г. Орлова и его четырёх братьев имела сильных приверженцев, которые завоевали ей симпатии всех гвардейских полков. Летом 1762 года в России был совершён дворцовый переворот в пользу Екатерины II. Гибель Петра Фёдоровича окончательно освободила ей дорогу к власти.
Годы, горькие испытания, грубое общество приучили молодую Екатерину искать утешения и радости в чтении, уходить в мир высших интересов. Тацит, Вольтер, Бейль, Монтескьё стали ее любимыми авторами. Когда она вступила на престол, она была женщиной высокообразованной.
Целых
17 лет ждала Екатерина
Россия
на пороге царствования
Екатерины
Предшественниками
Екатерины были Елизавета Петровна
(время правления 25.04.1742-25.12.1761) и Пётр III
(время правления 25.12.1761-28.06.1762)
Основными принципами внутренней и внешней
политики Елизавета Петровна провозгласила
возвращение к петровским преобразованиям.
Она упразднила возникшие после смерти
отца государственные институты (Кабинет
министров и др.), восстановила роль Сената,
коллегий, Главного магистрата. В 1741 г.
императрица приняла Указ, по которому
признавалось существование «ламайской
веры», буддизм был официально принят
государственной религией в Российской
империи. В 1744-1747гг. проведена 2-ая перепись
податного населения. В 1754 г. ликвидированы
внутригосударственные таможни, что привело
к значительному оживлению торговых связей
между регионами. Были основаны 1-е русские
банки - Дворянский (Заёмный), Купеческий
и Медный (Государственный). Осуществлена
реформа налогообложения, которая позволила
улучшить финансовое положение страны.
В социальной политике продолжилась линия
расширения прав дворянства. В 1746 году
за дворянами было закреплено право владеть
землей и крестьянами. В 1760 году помещиками
получено право ссылать крестьян в Сибирь
с зачетом их вместо рекрутов. А крестьянам
было запрещено вести денежные операции
без разрешения помещиков. Была отменена
смертная казнь (1756 год), остановлена массовая
практика изощренных пыток. При Елизавете
Петровне были реорганизованы военно-учебные
заведения. В 1744 году вышел указ о расширении
сети начальных школ. Открыты 1-ые гимназии:
в Москве (1755 г.) и Казани (1758 г.). В 1755 г. по
инициативе ее фаворита И.И. Шувалова основан
Московский университет, а в 1760 году - Академия
художеств. Созданы выдающиеся знаменитые
памятники культуры (царскосельский Екатерининский
дворец и др.). Оказывалась поддержка М.
В. Ломоносову и другим представителям
русской культуры и науки. В 1755 г. стала
выходить газета «Московские ведомости»,
а с 1760 г. первый московский журнал «Полезное
увеселение». В целом внутренняя политика
императрицы Елизаветы отличалась стабильностью
и нацеленностью на рост авторитета и
мощи государственной власти. Таким образом,
курс Елизаветы Петровны был первым шагом
к политике просвещенного абсолютизма.