Египет - страна древней культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Религия в Древнем Египте………………………………………………...4

1.1. Пантеон богов…………………………………………………………4

1.2. Заупокойный культ. «Книга Мёртвых»……………………………..7

Глава 2. Культура Древнего Египта……………………………………………….10

2.1. Храмовые сооружения………………………………………………10

2.2. Пирамиды…………………………………………………………….12

2.3. Изобразительное искусство………………………………………...20

2.4. Язык. Письменность. Литература…………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Египет - страна древней и таинственной культуры.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

      Сама  пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — пяти ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

      Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды15.

      У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные  сановники и высокие должностные  лица, с которыми царь сталкивался  в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Когда наклонную плоскость, сооруженную строителями пирамиды Хеопса для подъема камня, переделывали в пандус, ведущий из нижнего храма Хефрена в верхний, в ее самом начале была оставлена грандиозная глыба известняка, напоминающая силуэт лежащего льва. Эта скала была остатком каменоломни, откуда доставлялся строительный материал при сооружении Большой пирамиды. Именно таково, по мнению египтологов, происхождение Большого сфинкса. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе — царском платке16.

         Таким образом, возник символ  стража храма, о распространении  культа которого свидетельствуют некоторые вотивные стелы, найденные в Гизэ. Таинственный образ сфинкса был обращен лицом к восходящему солнцу.

      Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из больших блоков гранита. Его стены имеют легкий наклон и в связи с этим он производит впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде наоса, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипость с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Стоит обратить внимание на цветовую игру полированного красного гранита, контрастирующего с алебастровыми плитами пола, а также на эффекты светотени в гипостиле. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий отдельно на каждую статую. Третьим монументальным сооружением комплекса в Гизэ является пирамида Микерина. Как и предыдущие пирамиды, она имеет в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Первоначально пирамида достигала в высоту 66,5м, а угол наклона ее стен составлял 51°. Интересно, что для строительства этой наименьшей из трех пирамид были употреблены наиболее крупные по величине блоки. Нижняя часть гробницы была облицована гранитом, в большинстве своем не полированным, а ее верх — белым известняком из Туры.

      тоит  упомянуть еще об одной пирамиде времени IV династии — гробнице фараона Реджедефа, расположенной неподалеку от Гизэ, около селения Абу-Роаш. Реджедеф был по-видимому сыном Хеопса и его жены ливийки. Он убил своего старшего брата Каваба, матерью которого была египтянка. Реджедеф правил всего лишь восемь лет, а после его смерти власть перешла к его младшему брату — Хефрену. Пирамида Реджедефа является наиболее выдвинутой к северу царской гробницей. Эта постройка, по-видимому никогда не завершенная, была задумана в монументальном стиле как сооружение, достойное преемника Хеопса. Стены ведущих вниз коридоров, также как и стены погребальной камеры, были выложены большими блоками известняка и гранита толщиной около двух метров. Сохранившиеся следы облицовки нижних частей наружных стен пирамиды свидетельствуют, что они были также отделаны гранитом. Над погребальной камерой пирамиды находилась по всей вероятности разгрузочная конструкция — также как и в пирамиде Хеопса.

      Пирамида, находящаяся в южной части  Саккары, примыкающая к возделываемым  полям, известна под названием Харам эшь-Шауаф. Эта усыпальница принадлежала фараону Джедкара-Асеси. Она имеет в плане форму квадрата, каждая сторона основания которого равна 80 м; высота пирамиды достигала 24 м. Пирамида была возведена из грубо отесанного известняка, ее облицовка не сохранилась. Пирамида Унаса была выстроена к юго-западу от пирамиды Джосера.

      Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода  художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до нынешнего времени памятники. 

2.3. Изобразительное  искусство

      Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной  форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будь то портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо художественное истинное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма  ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.

      В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая  с выдвинутой левой ногой и  опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).

      Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим  соблюдением фронтальности и  симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры  неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских-желтого,  волосы - черного, одежды - белого цвета17.

      Основной  характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

      «Жизненность» египетского портрета имеет сугубо религиозную природу и связана с представлением египтян о смерти как о временном расставании души с телом, в которое она когда-нибудь возвратится—вот почему следует сохранить тело(отсюда идея мумифицирования) и по возможности из готовить его «дубликат», который душа узнает.

      Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.

      В период Среднего царства, дабы усилить  значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых  владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.

      Голова  статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины, глубоко посаженные глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором  энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии18.

      Лирическое  начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе «певицы Амона» хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

      Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства  стало время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до н.э. Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей: центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания, домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.

      Существенным  новшеством храмовых ансамблей, при  сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений  центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

      Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требование  простоты и естественности, которые должны были проявиться не только в чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона, доходящий иногда до гротеска: статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф «Семья Эхнатона» на пограничной стеле. В наиболее поздних произведениях уже нет гротесковых преувеличений губ и носа,  моделировка лица отличается мягкостью19. 

 2.4. Язык. Письменность. Литература

      Разговорный и литературный язык древних египтян  менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и пошел пять последовательных стадий своего развития. В научной  литературе различают: язык Древнего царства—язык древнеегипетский; среднеегипетский—классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся в последствии образцами для подражания; новоегипетский язык(16-8 вв. до н.э.); демотический язык(8 в. до н.э. –5 в. н. э.); коптский язык(3-7 вв. н.э.). Несмотря на различные преемственности между этими языками, каждый из них  был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой(египтянин Нового царства с трудом мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не говоря о более древних эпохах).

        Египетский язык был разговорным  живым языком коренного населения  долины Нила и за её пределы  практически не выходил даже  при создании великой Египетской  империи в эпоху Нового царства. Египетский язык стал мёртвым (то есть на нем не разговаривали) уже в 3 веке нашей эры, когда на смену ему пришёл коптский язык20.

Информация о работе Египет - страна древней культуры