Ефросинья Полоцкая

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:53, реферат

Описание работы

Яркая представительница белорусской культуры - Ефросинья Полоцкая,
ее вклад в развитие просвещения на белорусских землях
Деятельность Кирилла Туровского в просвещении белорусских

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Яркая представительница белорусской культуры - Ефросинья Полоцкая,

ее вклад в развитие просвещения на белорусских землях……………………5

2. Деятельность Кирилла Туровского в просвещении белорусских

Земель…………………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованных источников…………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Ефросинья Полоцкая и К.Туровский.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.

В период, когда  Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского (вторая половина XIII в.—1569 г.) белорусский язык становится государственным языком. На нем писали летописи, вели дипломатическую переписку. Как и в Европе, церковь монополизировала просвещение, однако, по мнению ряда историков, эта монополия не была абсолютной. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера. [7]

С XIV века на территорию Беларуси проникает католицизм, открываются  католические храмы и школы. В  католических начальных школах учили  чтению, письму, счету, молитвам. В городах (Вильно, Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют трехклассные кафедральные католические школы, в которых помимо языков (латынь, польский, греческий) изучались арифметика, грамматика, пение.

 

Заключение

 

 

Период становления  белорусской государственности  ознаменован жизнью и деятельностью выдающихся философов и просветителей, какими являются для нашей земли Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский.

Оба великих  соотечественника выросли в богатой  среде в эпоху фактически существовавшего  двоеверья, получили блестящее образование  и выбрали единственно возможный для себя путь: служить просвещению родной земли. Такая деятельность была возможна, будучи служителями церкви в эпоху становления христианства на белорусской земле.

Так, деятельность Ефросиньи Полоцкой была направлена на образование детей в школах, книгописание, развивавшееся при монастырях, поддержку и развитие искусств и ремесел. По праву Ефросинью Полоцкую называют первой меценаткой белорусской земли. Другим направлением общественной деятельности Ефросиньи стала борьба против братоубийственных войн, феодальных между усобиц, раздиравших родину.

Кирилл Туровский  известен в первую очередь, как философ  прошедший путь от признания истины, как данности в «Святом писании» до признания человека «венцом творения». Его наследие, включающее дидактические повести, проповеди и гимнографии, формирует идеал мирского человека того времени. Общественная деятельность Кирилла в разные периоды его жизни, так же как и его великой соотечественницы, направлена на борьбу против братоубийственных войн, раздора и раскола.

 

Список использованных источников

 

1. Гуртовенко  Ю.Я., Улевич Т.И. Из тьмы веков  светлеющие лики - Минск, Беларусь, 1994. - 192с.

2. Ермолович  М. Древняя Белорусь: Полоцкий  и новгородские периоды - Минск, 1990

3. Замалеев А.Ф.  Восточнославянские мыслители: Эпоха средневековья - Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998.- 270с.

4. Орлов В.  Ефросинья Полоцкая - Минск, 1992

5. Орлов В.  Страна Беларусь - Мартин, «Neografia», 2003. -320с.

6. Орлов В.  Тайны Полоцкой истории - Минск, 1994

 

 


Информация о работе Ефросинья Полоцкая