Ефросинья Полоцкая

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:53, реферат

Описание работы

Яркая представительница белорусской культуры - Ефросинья Полоцкая,
ее вклад в развитие просвещения на белорусских землях
Деятельность Кирилла Туровского в просвещении белорусских

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Яркая представительница белорусской культуры - Ефросинья Полоцкая,

ее вклад в развитие просвещения на белорусских землях……………………5

2. Деятельность Кирилла Туровского в просвещении белорусских

Земель…………………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованных источников…………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Ефросинья Полоцкая и К.Туровский.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования республики беларусь                                                                        «УО» белорусский государственный  экономический университет

 

Кафедра экономической истории

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История Беларуси                                                                                     на тему: «Ефросинья Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели           белорусской культуры Хǀǀ ст.»

 
 
 

 

 

 

 

 

Минск 2011




Студент

УЭФ, 1-й курс, ДЭЗ-24                                                                     В.М.  Кречко

 

 

Проверил

Кандидат (доктор)

Исторических наук,

Доцент (профессор).

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Яркая представительница  белорусской культуры  -  Ефросинья  Полоцкая,

ее вклад  в развитие просвещения на белорусских  землях……………………5

2. Деятельность  Кирилла Туровского в просвещении  белорусских 

Земель…………………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованных источников…………………………………………...13

 

 

Введение

 

 

Развитие просвещения  на белорусских землях до вхождения  в состав Российской империи можно  условно разделить на три периода:

• Полоцкое и Туровское  княжества (IX—XII вв.)

• Великое княжество Литовское (середина XIII в. — 1569 г.)

• Речь Посполитая (1569 — 1795 гг.)

Согласно летописям, в XI—XIII вв. на территории Беларуси существовало 35 городов. Их рост, развитие ремесел  и торговли требовали грамотных  людей. На развитие письменности и просвещения  большое влияние оказало принятие христианства. Центрами культуры были монастыри и княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки, велась переписка книг. Письменность распространяется не только среди князей, но и среди простых людей. Свидетельством этого являются летописи, берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мсти-славле, рукописное Туровское Евангелие XI века, сохранившиеся надписи на архитектурных памятниках.

В рассматриваемый период наиболее высокого уровня развития достигло Полоцкое княжество, которое имело  тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией. Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители.

Одной из ярких  представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая (1110—1173).

В XII в. центром  культуры у восточных славян был  Туров, соперничавший с Киевом. Туровская  земля дала известного просветителя, деятеля церкви, писателя и проповедника Кирилла Туровского (1130—1190).

Цель исследования: показать влияние восточнославянских мыслителей на развитие и становление белорусской государственности.

Задачи:

· Изучить социальные условия, в которых происходило  становление личности Ефросиньи  Полоцкой

· Исследовать  основные направления деятельности просветительницы

· Представить основные направления деятельности Кирилла Туровского

· Изучить этапы  формирования философии Кирилла  Туровского

Для написания  рефераты были использованы книги Владимира  Орлова «Ефросинья Полоцкая», «Страна  Беларусь», «Тайны полоцкой истории», также книга Ю.Я. Гуртовенко и Т.И. Улевич «Из тьмы веков светлеющие лики». Данные книги помогли изучить основные направления деятельности Кириллы Туровского и Ефросиньи Полоцкой, а также их влияние на развитие белоруской культуры.

 

1. Яркая представительница белорусской культуры  -  Ефросинья Полоцкая, ее вклад в развитие просвещения на белорусских землях

 


Дочь полоцкого князя  Святослава Всеславича, Предслава получила основательное      образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым

характером, любовью  к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей.

В формировании взглядов Ефросиньи Полоцкой, ставших  одной из образованнейших женщин своей эпохи, исключительную роль сыграла литература того времени. Кроме библейских книг еще в юности она не могла не читать произведений патристики - римских и византийских богословов, считавшихся «отцами церкви». В полоцких собраниях книг хранились сочинения выдающегося византийского проповедника Иоанна Златоуста, учившего христианским добродетелям, образно изобличавшего человеческие пороки. Распространены были так же в то время произведения Григория Назиазина, Василия Кесарийского, Ефрема Сирина, Иоанна Синайского. Патристическая литература имела большое значение в становлении этических идеалов того времени. Тем же целям служили и жития святых и патерики - сборники коротких рассказов о людях, прославившихся набожностью или аскетизмом.

Каждый просвещенный человек  XI-XII веков должен был знать историю своего народа. Следовательно, Ефросинья изучала Несторову «Историю временных лет», вводившую восточное славянство во всемирную историю.

Наряду с отечественными летописями знаменитая полочанка читала и популярные тогда византийские хроники, которые благодаря династическим связям могли попадать в Полоцк непосредственно из Византии. Одна из таких книг «Хроника Георгия Амартола», к примеру, начиналась от сотворения мира, затем излагала библейскую историю, историю вавилонских и персидских царей, повествовала о римских и константинопольских императорах.

Представления о мироздании давали произведения византийской научной  мысли. Ефросинья, несомненно, изучала  так называемые «Шестодневы» - книги, которые дополняли и объясняли библейский рассказ о том, как за шесть дней Бог создал небо, землю, светила, растения, живых существ и человека. «Шестодневы» были сводом всех известных в то время византийской науке сведений о живой и мертвой природе. Естественнонаучный характер носил и такой памятник эпохи Ефросиньи, как «Физиолог», где речь шла преимущественно о живых созданиях, в числе которых встречались, правда, кентавры, сирены и прочие мифические существа. [6, c.78]

В ее руки должны были попадать и сочинения, вступающие в противоречие с богословско-схоластическим истолкованием мира, -- например книги византийского ученого -энциклопедиста Михаила Пселла, который рассматривал природу, как рассеянное везде, невидимое, но постижимое разумом начало.

Обществено-политические взгляды Ефросиньи отражены в певческом цикле XII века о великой соотечественнице. В нем утверждаются пламенный протест против братоубийственных войн, необходимость союза восточно славянских народов против внешней угрозы.

«Житие» повествует, что постригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в келье - «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Дело это было многотрудным. Переписчиками были почти исключительно мужчины. Уже одно то, что молодая женщина взялась за это - было подвигом. Вполне вероятно, что перо просветительницы выводило не только слова религиозно-нравственных текстов, но и строки византийских хроник, отечественных летописей, переводила книги с греческого и латинского. Из «Жития» можно понять, что часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Именно она заложила основу уникальной библиотеки Софийского собора, утраченной в период Ливонской войны.

С позволения полоцкого  епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключительно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи. [7]

По традиции того времени  Софийский собор был центром  духовной жизни — науки, культуры, письменности. В его стенах совершались  богослужения, хранились государственная казна и архив, находилась библиотека. Здесь учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послушанию, смирению, любви к ближнему). Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине.

Ефросинья основала два монастыря, где переписывать книги стали десятки грамотных людей. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности.

Игуменья не только наладила переписку книг, но и сплотила вокруг себя талантливых  людей — художников, ювелиров. По ее заказу была выстроена всемирно известная церковь Спаса — уникальный образец полоцкой архитектурной школы.

После основания  Ефросиньей двух монастырей в них  были созданы книжные мастерские - скриптории. Из скрипториев созданные  высокохудожественные книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределами. В школах того времени дети обучались чтению, письму, цифири и церковному пению. Высокообразованная игуменья стремилась расширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского юные полочане учили греческий, приобретали знания по естественным наукам, риторике, медицине. Большое внимание уделялось истории. Такова была роль Ефросиньи как просветительницы.

Находившаяся  в центре культурной жизни Полоцкого  княжества, Ефросинья предстает  перед нами в роли собирательницы талантов, своеобразной, и наверное, первой на нашей земле меценатки.

В середине XII века окончательно сформировалась полоцкая архитектурная школа. Ее наивысший взлет, связанный с творчеством архитектора Иоанна, , приходится на годы деятельности Ефросинии. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь.

Ефросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. По ее желанию византийский императорский дом прислал один прижизненных ликов Девы Марии. Этот самый ранний образец иконографии стал излюбленным сюжетом в белорусской иконописи.

С именем Ефросинии  связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого  креста - шедевра древнебелорусского ювелирного искусства. Реликвия выполняла роль ковчега для хранения святынь. Дальнейшая судьба креста Ефросинии драматична: похищен Иваном Грозным, во время оккупации Полоцка французами крест для сохранности был замурован в стену, в 1928 году крест оказался в Полоцком финотделе. В последние годы появились сообщения, что крест после 1941 года находится в частном владении одного из миллиардеров.

В годы высылки  Рогволодовичей в Византию Ефросиния  оставалась единственным представителем рода на Полоцкой земле и знаменем борьбы полочан за независимость.

Таким образом, становление личности Ефросинии  Полоцкой происходило в период наивысшего расцвета Полоцкого княжества. Являясь  внучкой князя Всеслава Чародея, юная княжна избрала себе путь отличный от судьбы женщин ее круга. С раннего детства впитала ее душа отголоски язычества в традициях и ценности христианства.

Изучая библейскую литературу, жития святых, труды  о живой и неживой природе, историю своей земли, стала одной  из образованнейших женщин своей эпохи. Свои знания, деньги и власть Ефросиньи Полоцкая применила для просветительства своего народа, поддержания и развития талантливейших архитекторов, художников и ювелиров полоцкой земли.

В годы изгнания Рогволодовичей из полоцкой земли она, являясь единственным представителем династии, проповедовала отказ от братоубийственных войн.

 

2. Деятельность Кирилла Туровского  в просвещении белорусских земель

 


В XII в. центром  культуры у восточных славян был  Туров, соперничавший с Киевом. Туровская земля дала известного просветителя, деятеля церкви, писателя и проповедника Кирилла Туровского (1130—1190). Он родился в знатной семье и получил хорошее образование. Знал греческий язык, богословие, семь свободных искусств. С целью постижения книжной премудрости ушел послушником в монастырь, где занимался образованием и самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Ту-рове. В это время он создал лучшие свои произведения. [7]

Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он занимался обустройством епархии, проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи. Его искусство оратора стало общепризнанным: послушать проповеди Туровского стекалось множество людей, а его изречения и молитвы знали за пределами Туровской земли. За ораторское мастерство современники прозвали его Златоустом. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были хорошо известны на Руси .

Кирилл Туровский  не оставил целостной педагогической системы. До нас дошли около 60 его  работ. Наибольшую ценность представляют три дидактические повести-притчи («Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и восемь проповедей («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержатся ценные советы по воспитанию. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Призывая свою паству учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простолюдинам.

Информация о работе Ефросинья Полоцкая