Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:09, реферат
Если последняя треть XIX в. представлена в теории Запада в первую очередь именами А. Маршалла и Л. Вальраса, то первая половина 19 столетия ознаменована формированием экономической системы выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). Именно Кейнс вывел западную экономическую теорию из состояния глубокого кризиса, именно он сумел представить наиболее убедительный ответ на вопрос, почему существует катастрофическое перепроизводство и что следует предпринять, чтобы не допустить его в дальнейшем. Кейнс во многом способствовал восстановлению престижа западной экономической науки, подорванного драматическими событиями «великой депрессии» 1930-х гг., а его учение на несколько десятилетий стало подлинным руководством к действию для правительств наиболее развитых капиталистических стран.
В «Общей теории…» Кейнс отбросил классическую теорию спроса на деньги, отдав преимущество собственным теоретическим построениям, в которых главную роль играет понятие нормы процента. Он рассматривал деньги как один из типов богатства и утверждал, что та часть портфелей активов, которую экономические агенты желают сохранять в виде денег, зависит от того, насколько высоко они оценивают свойство ликвидности. Поэтому и кейнсианскую теорию спроса на деньги называют теорией «преимущества ликвидности». Ликвидность у Кейнса – это возможность продать за единицу времени по максимальной цене любое имущество. Экономические агенты, покупая активы, отдают преимущество более ликвидным из-за опасений значительных финансовых затрат за счет снижения деловой активности.
Люди, в силу ряда причин, вынуждены сохранять хотя бы часть своего богатства, в виде ликвидных денежных активов, таких как наличные, а не в виде активов менее ликвидных, но таких, что дают доход (например, облигации). И именно этот спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой ссудного процента: спрос на деньги постепенно увеличивается с падением нормы ссудного процента на рынке ценных бумаг.
Таким образом, Дж.Кейнс рассматриват спрос на деньги как фунцию двух переменных величин. В других одинаковых условиях увеличение номинального дохода порождает увеличение спроса на деньги, что обусловлено существованием транзакционного мотива осторожности. Снижение нормы ссудного процента также увеличивает спрос на деньги через спекулятивные мотивы.
Дж.М.Кейнс был сторонником присутствия большого количества денег в обращении, что, по его мнению, мало влияло на снижение процентной ставки. Это, в свою очередь, стимулировало бы уменьшение «осторожности ликвидности» и увеличение инвестиций. По мнению Кейнса, высокий процент является препятствием для преобразования денежных ресурсов в инвестиции, т.е. он защищал необходимость максимального снижения уровня процента как способа поощрения использования накоплений на производственные цели.
Именно от Кейнса в большей мере берет начало концепция дефицитного финансирования, или искусственного накачивания денег в экономику, создание «новых денег», которое являются дополнением к общему потоку затрат и, тем самым, компенсирует недостаточный спрос, занятость и ускоряет увеличение национального дохода. Дефицитное финансирование на практике означает отказ от политики сбалансированного бюджета и систематическое увеличение государственного долга, что в свою очередь, предусматривает использование инфляционных тенденций как способа поддержки деловой активности на высокому ровне.
Основным стратегическим
Важнейшими мероприятиями,
Дж.Кейнс и его сторонники надеялись смягчить негативные последствия деловых циклов с помощью планомерного проведения контрциклической политики. По их мнению, в случае угрозы экономического спада правительство может увеличить налоги, уменьшить трансфертные платежи, отложить запланированные государственные закупки.
Характеризуя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия, обязательно следует обратить внимание на теорию мультипликатора. Важным моментом этой модели является то, что изменение уровня равновесия национального дохода больше, чем изменение того исходного уровня автономных затрат, которые его обусловили. Это понятие в макроэкономической теории известно как мультипликационный эффект. Его действие можно наглядно показать на примере зависимости между приростом инвестиций и национальным доходом: увеличение капиталовложений ведет к росту объемов производства товаров и услуг. Но у Кейнса эта зависимость рассматривается через призму формирования индивидуального денежного дохода. Логика такого подхода заключается вот в чем: национальный доход состоит из индивидуальных доходов, следовательно, необходимо выяснить, как инвестиции влияют на величину этих индивидуальных доходов.
В конце концов, каждая инвестиция превращается в сумму доходов индивидов и когда бы эти доходы не тратились, прирост национального дохода за определенный промежуток времени равнялся бы, как мы уже определили, приросту инвестиций. Но на практике полученный доход тратится и превращается в новые доходы, которые, в свою очередь, опять тратятся и т.д. В конечном счете прирост национального дохода через определенное время будет значительно большим, чем прирост начальных инвестиций, т.е. он становиться умноженной величиной начальных капиталовложений. Сам же умножитель, или мультипликатор, зависит от того, какую часть своих доходов общество тратит на потребление: чем выше склонность к потреблению, тем больший мультипликатор, и наоборот.
Значение работы Дж.М.Кейнса «Общая тория занятости, процента денег» для развития экономической мысли неоценимо. Ее главная идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. По сути дела эта идея вызвала так называемую «кейнсианскую революцию», которая положила конец безраздельному господству доктрины «laises faire, laises passer» («дайте возможность делать, дайте возможность идти») – этому пламенному призыву экономистов XVIII века, обращенного к государству. Это была настоящая революция в экономической мысли: происходила внезапная и неимоверно быстрая трансформация всей теоретической сферы, включая метафизическое «виденье» экономического процесса, с которого начинались все предыдущие теории. Кейнс возбудил веру в то, что правительства могут ликвидировать депрессию и безработицу, регулируя государственные расходы и налоги.
Значение тории Кейнса как исходной базы развития теории
макроэкономической динамики обуславливается множеством существенных моментами:
спроса», которая положила начало развития динамической теории цикла;
1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс,
1978 г.
2. Курс экономической теории. / под ред. М.Н. Чепурина, 1994 г.
3. Історія Економічних учень: Підручнік/А.Я.Корнійчук, Н.О.Татаренко,
А.К.Поручнік, та ін; За ред. Л.Я.Корнійчук, Н.О.Татаренко.—К.:КНЕУ,
1999.—564с.
Информация о работе Дж. М. Кейнс и его труд «Общая теория занятости, процента и денег