Движение декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Это событие в русской истории носит краткое , но выразительное название: 14 декабря.
Людей, которые подготовили его и принимали в нем участие, называют декабристами.
Одним из наиболее интересных моментов в истории декабристов и истории конституционного движения в России позапрошлого века, без сомнения, является декабрьское восстание войск в Петербурге и на юге, восстание, закончившее новое русское междуцарствие, когда Россия вторично должна была пережить все тревоги неизвестности в участи верховной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………………3
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВОРЯНСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ……………………………………...……………….6
Глава 2. СОЗДАНИЕ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ………………………….……….10
2.1 Союз Спасения……………………………………………...……………..…10
2.2 Союз Благоденствия……………………………………………………….11
2.3 Южное Общество……………………………………………………………15
2.4 Северное Общество……………………….…………………………………18
Глава 3. ВОССТАНИЕ 14 ДЕКАБРЯ 1825 г., ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ………………………………………….………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.docx

— 67.76 Кб (Скачать)

Союз  благоденствия

В 1818 году на смену приходит новая организация  – «Союз Благоденствия», которая насчитывала уже около 200 членов. Теперь общество состояло не только из офицеров гвардии и Генерального штаба, но и из штатских. Общество имело общий руководящий орган – «Коренную управу», а также орган исполнительной власти – Совет (Думу). Также существовали отделения (управы) в Москве и на периферии. Устав организации назывался по цвету переплета «Зеленая книга» и делился на две части. Первая часть, содержащая общие положения по просвещению и гуманистическому воспитанию молодежи, была известна всем, но вторая, говорящая об уничтожении крепостного права и борьбе с абсолютизмом, была знакома немногим. Легальная деятельность членов общества заключалась в попытках воздействовать на общественное мнение через просветительские организации, книги, литературные альманахи.

Общественная  деятельность Союза разделяется  на четыре отрасли: человеколюбия, распространения правил нравственности в связи с воспитанием юношества и распространением познаний, правосудия о общественного хозяйства.

По первой отрасли, человеколюбия, Союз имеет  под своим наблюдением больницы, тюрьмы, вообще места, «где страждет человечество». Союз доводит до сведения правительства всякого рода злоупотребления в этих учреждениях. В той же отрасли члены Союза побуждают соотечественников к учреждению новых благотворительных заведений и сами работают в уже существующих. Они помогают находить работу людям, ее не имеющим.

Вторая  отрасль предполагает прежде всего распространение правил нравственности и добродетели. Так, этот отдел требует от членов, чтобы они подавали добрый пример, в исполнении семейных и общественных обязанностей, чтобы они унижали порочных людей и восхваляли добродетельных, чтобы они выказывали полную приверженность ко всему отечественному и т. п. Предполагалось правила нравственности распространять изданием сочинений, журналов. К этой отрасли относилось воспитание юношества. Члены обязаны были по знакомству или по службе принимать участие в управлении учебными заведениями или сами заводить училища.

К тому же отделу относилось и дело распространения знаний. Союз всеми силами собирался бороться с невежеством и обращать умы к полезным занятиям, особенно к познанию отечества. Наибольшее значение предполагалось придавать тем наукам, которые «поспешествуют общему благу, просвещают человека насчет его обязанности». Занимающиеся словесностью члены должны на произведения свои «налагать печать изящного», но в тоже время помнить, « что истинное изящное есть все то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства».

Отрасль правосудия  признавалась одной  из главных отраслей народного благоденствия. Союз собирался наблюдать за исполнением государственных постановлений, побуждать чиновников как светских, так и духовных к исполнению их обязанности, наблюдать за решаемыми в правительственных учреждениях делами и содействовать решению их по справедливости; поддерживать материально людей, пострадавших за правду. Члены этой отрасли обязаны были распространять понятия о том, что различные племена и сословия, существующие в государстве одинаково полезны для отечества. Неправосудие, взяточничество и всякого рода насилия находятся под наблюдением этой отрасли членов Союза.

Члены отрасли  общественного хозяйства, состоящие  преимущественно из людей, занимающиеся торговлею или служащих по государственному хозяйству, стараются о проведении начал честности и доверия в торговлю, составляют сочинения о новых и полезных открытиях, где-нибудь сделанных, поддерживают потерпевших убытки по какому-нибудь случаю. Они обращают особенное внимание на хлебопашество и вообще на земледелие и стараются поднять его культуру. Члены заводят вольные общества для улучшения земледелия и промышленности.

Из этого  обзора задач Союза Благоденствия  видно, что он должен был представлять собою общество с одной стороны  благотворительное. С другой – контроль над деятельностью общественных учреждений и даже частных лиц.

Члены Союза  составляют его Коренной Союз. Он избирает из своей среды шесть членов, составляющих Совет Коренного Союза. Один из них избирается блюстителем союза, остальные называются заседателями. Из членов Коренного Союза председатели сроком на два месяца. Заседатели выходят из Совета по жребию каждые четыре месяца и замещаются членами коренного Союза. Коренной Совет является исполнительной властью  Союза. Коренной Совет вместе с членами Коренного Союза в него не вошедшими, составляет Коренную Управу, которой принадлежат: законодательная власть Союза, Верховный Суд и избрание должностных лиц.

В уставе ("Зеленой книге") говорилось, что "Союз" "распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения" будет "споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия". Однако наряду с мирными задачами в тайной, второй части устава, известной лишь ядру общества, ставились более радикальные цели - введение конституции и ликвидация крепостничества. Вместо самодержавия предполагалось утверждение конституционной монархии , а в 1820 г. выносится предложение об установлении республики. Методами же достижения поставленной цели провозглашались пропаганда, просвещение, формирование общественного мнения в духе просветительских идей, что, как рассчитывали руководители общества, и позволит лет через 10-20 провести мирную революцию.

Вместе с  тем в обществе появилась группа, состоящая из людей, тяготившихся по разным причинам общественной деятельностью и мечтавших уйти в частную жизнь.

Реорганизация общества, проведенная в 1821 г., привела к отстранению крайних сил и победе умеренных (И. Якушкин, П. Граббе, М. и И. Фонвизины). Между тем становилось очевидным, что правительство отказалось от проведения ожидаемых обществом реформ, а это требовало изменений в тактике, программе и организации оппозиционных сил. К тому же власти, как стало известно членам "Союза", располагали информацией о его деятельности. В итоге в конце 1821 г. на тайном съезде было принято решение о самороспуске, позволившее всем умеренным и колеблющимся отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий перегруппировать свои силы.

Южное общество

Южное общество, самое многочисленное и радикально настроенное, состояло из Тульчинской, Каменской и Васильковской управ. Во главе го стояла Директория (или Коренная Дума), в которую в марте 1821 года были избраны П.И. Пестель, А.П. Юшневский и руководитель Северного общества Н.М. Муравьев.

Программным документом Южного общества стала «Русская Правда», составленная Пестелем.

Полное  название этого проекта – «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».

Конституционный проект Пестеля «Русская Правда» был плодом длительного и упорного труда. Пестель получил блестящее образование и, по собственному признанию, «особенную имел склонность к политическим наукам», «пристрастился к ним».

«Русская  Правда», представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным  памятником целой революционной  организации, обсужденным и принятым единогласно. Это — крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX в.

Особенно  тщательно разработал Пестель мысль  о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого,  по Пестелю, была оплотом от «ужасов безначалия» и «народных междуусобий», которых он хотел избежать. Декабристы называли этот период «роковым временем». Немедленное установление диктатуры Временного правительства после переворота и наличие готового «верного наказа» Временному верховному правлению — «Русской Правды» обеспечивало, по мнению Пестеля, нужный ход событий в самое опасное для революции время — с момента революционного военного выступления до момента установления республики и введения в действие новых революционных учреждений.

В «Русской правде» намечалось 10 глав: первая глава — о границах государства; вторая — о различных племенах, Российское государство населяющих; третья — о сословиях государства; четвертая—«о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая—«о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая—об устройстве и образовании верховной власти; седьмая — об устройстве и образовании местной власти; восьмая — об «устройстве безопасности» в государстве; девятая — «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая — наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции, и краткое заключение, содержавшее «главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учиненные".

Согласно  этому проекту Россия должна была стать республикой.

Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся весь царствующий дом: П.И. Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома.

Верховная власть разделялась на законодательную (Верховное Вече) и исполнительную (Державная Дума). Контролировать деятельность этих органов должен был Верховный Собор.

Верховное Вече составлялось из 500 народных представителей, избиравшихся на пять лет. Каждый год пятая часть депутатов должна была уходить в отставку, а на смену им избирались новые. Выборы предполагались двухстепенные. Председатель избирался ежегодно из депутатов, заседающих последний год.

Державная Дума должна была состоять из пяти депутатов, избираемых народом на пять лет. Ежегодно один из них должен был уходить в отставку и заменяться другим. Председателем Державной Думы становился депутат, заседающий последний год. Державная Дума должна была формировать все исполнительные органы власти.

Верховный Собор должен был состоять из 120 «бояр», которые должны были назначаться пожизненно и не участвовали бы в других органах власти. Собор должен был назначать из своих членов по одному Генерал-прокурору в каждое министерство и в каждую область. Верховный собор назначал, кроме того, главнокомандующего армией во время войны.

Избирательные права по проекту П.И. Пестеля имели все граждане мужского пола, достигшие 20 лет, без имущественного ценза. Ценза грамотности также не предусматривалось. Женщины избирательных прав не имели.

Все сословия в государстве должны были быть уничтожены и слиты «в единое сословие гражданское». Объявлялось равенство всех перед  законом и признавалось право  каждого гражданина участвовать  в государственных делах.

Утверждались  свобода вероисповедования, свобода  слова, свобода печати с ответственностью за опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для всех суд.

Проект  Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права.

Нельзя  сказать, что этот документ был во всем продуман и во всем привлекателен. Некоторые пункты спорны, а некоторые  выглядят крайне странно для лица, чьей целью является либерализация  нравов и человеческая свобода (речь не о личной свободе крестьян). С  этой точки зрения более всего показателен пункт в одном из параграфов главы «О народе в гражданском отношении»: «Всякие частные общества с постоянною целью учрежденные должны быть совершенно запрещены – хоть открытые хоть тайные – потому что первые бесполезны, а последние вредны. Первые потому бесполезны что они таких только предметов касаться могут, которые входят в круг действия Правительства и для которых уже Правительство учреждено со всеми его отраслями, частями и подразделениями особенно при существовании Волостных Обществ, вторые же потому вредны что они таких только касаться могут предметов которые не могут быть сделаны гласными а таковые предметы не могут быть иначе признаны как зловредными ибо государственный порядок в сей Русской Правде постановляемой не только ничего доброго и полезного не принуждает скрывать, но даже напротив того все средства дает к их введению и обнародованию законным порядком, и к объявлению таковых предметов и статей дружески и благосклонно всех и каждого приглашает. Следовательно нечего скрывать добро».

Чтобы не отвратить от проекта помещиков-землевладельцев  в «Русскую Правду» вносится пункт: «Освобождение Крестьян от Рабства не должно лишить Дворян дохода ими от Поместий своих получаемых» И, хотя в первых же главах провозглашается отмена всех сословий, присутствует и следующее утверждение: «Люди оказавшие Отечеству большие Услуги должны быть отличены от тех, которые только о себе думали и только о частном своем благе помышляли. Таковые Лица должны особенными пользоваться правами и Преимуществами. Вот Главное Правило основанием Дворянству служащее»

Северное  общество

Северное  общество оформилось несколько позже  Южного – в 1822 году. Оно также состояло из нескольких управ в гвардейских полках столицы. Возглавляла общество Дума из трех человек – Н.М. Муравьева, С.П. Трубецкого и Е.П. Оболенского. Также основное его ядро составляли Н.И. Тургенев, М.С. Лунин и И.И. Пущин.

Конституция Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы. Он начал ее писать с осени 1821 г., но нет сомнений, что подготовительный период ее создания начался ранее. Никита Муравьев изучил всевозможные действовавшие в то время конституции, штудировал основные законы революционной Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов, испанскую конституцию 1812 г. и многие другие.

Информация о работе Движение декабристов