Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:22, лекция
Двинская уставная грамота — наиболее древняя из дошедших до нас уставных грамот Московского государства. Относительно даты появления документа в литературе нет единого мнения. Н. М. Карамзин, М. Ф. Владимирский-Буданов, И. Д. Беляев и др. считают, что она была создана в 1397 году, а Н. П. Загоскин, С. В. Пахман, П. М. Мрочек-Дроздов-ский и др. —в 1398 году'. Впервые Двинская уставная грамота была опубликована Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского», где был дан и перевод памятника на русский язык, современный Карамзину. В дальнейшем в 1846 году Э. С. Тобин разбил текст грамоты на 16 статей". Эта нумерация сохранилась и до настоящего времени. В последующие годы грамота неоднократно переиздавалась.
Продати противу
поличного — продать часть имущества вора, соответствующую
стоимости похищенного.
Памятники
русского права,
выпуск третий,
с. 192.
Владимирский-Буданов М. Ф. Указ. соч., с. 129.
Статья 4
Защита феодальной собственности на землю — одна из основных задач феодального права. Двинская уставная грамота в осуществлении этой задачи идет дальше по сравнению с Русской Правдой. Если Русская Правда (ст. 34 Краткой и ст. 72 Пространной редакции) не выделяет еще земельную собственность князей и бояр в качестве особого объекта охраны, устанавливая одинаковый размер штрафа за повреждение межи, вне зависимости от того, кому принадлежала земля, то Двинская уставная грамота знает три разновидности земельной собственности и соответствующие этому три разновидности штрафов. Княжеские земли охранялись наиболее строго. Далее законодатель устанавливает порядок защиты межи между двумя селами. И наконец, наименьшим штрафом наказывалось повреждение межи простого общинника. Феодальное право как право-привилегия проявляется в ст. 4 Двинской уставной грамоты исключительно ярко.
О вязебной пошлине говорит ст. 114 Пространной редакции Русской Правды; о ней также упоминают договоры Новгорода с князьями (см., например, грамоту Новгорода тверскому великому князю Михаилу Ярославичу, 1304— 1305 гг.)5.
Статья 5
Обострение классовой борьбы в процессе феодализации, нарастание протеста угнетенных низов обусловливало рост уголовной репрессии. Русская Правда еще не предусматривала смертной казни в качестве меры наказания, предписываемой непосредственно приговором суда. Двинская уставная грамота является, возможно, первым в истории русского права документом, законодательно закрепившим применение этой меры наказания. Статья 5 также впервые устанавливает повышенную уголовную ответственность за повторное и многократное совершение преступления. Рецидив как отягчающее вину обстоятельство, предусмотренный Двинской уставной грамотой, свидетельствует о том, что этот правовой документ был значительным шагом вперед в развитии русского уголовного права.
А. А. Зимин и А. Г. Поляк считали, что продадут его не жалуя, означает продажу вора в рабство, без предоставления ему возможности договориться с истцом1". Владимирский-Буданов М. Ф. полагал, что здесь речь идет о конфискации всего имущества7. Первая точка зрения представляется более правильной.
Статья 6
Крепнущее феодальное
государство стремится
Статья 7
Взимание уголовного штрафа за совершение преступления было регламентировано еще Русской Правдой. Данная статья Двинской уставной грамоты устанавливает размер штрафа, полагавшегося наместнику. Этот размер составляет половину стоимости иска.
Статья 8
Осуществление судебных функций было важной сферой деятельности наместников и источником их доходов. Поэтому законодатель стремится не только установить точный размер штрафа при решении дел, но ввести систему оплаты за выезды для рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также и за вызов в суд. Статья 8 определяет размеры подобных денежных взысканий. В ней содержится также требование о том, чтобы арест применялся только в случае отсутствия у обвиняемого поручителей.
Статья 9
Статья устанавливает, что, если ответчик не проживал в Двинской земле и в силу этого не был подсуден местному суду, наместник (или другое лицо, выступающее в роли судьи) может отдавать его на поруки до рассмотрения дела судьей, имеющим на то полномочия.
Грамота правая бессудная выдавалась в случае неявки на суд одной из сторон другой, явившейся в суд и уже поэтому выигравшей дело. М. Ф. Владимирский-Буданов объясняет это тем, что неявка стороны в суд равнозначна признанию своей неправоты9.
Статья 10
Статья содержит перечень пошлин, взимавшихся в пользу наместника и дьяков, а также указывает на размер этих пошлин. Наместник получал пошлину за скрепление грамоты печатью и пошлину от судебного поединка, дьяк — за написание судебного документа. А. А. Зимин и А. Г. Поляк полагают, что статья является первым свидетельством распространения письменного судопроизводства на Руси10.
Ьторая часть ст. 10, в которой говорится о пошлине сотско-
185
Грамоты
наместничьего
управления
Дювернуа Н.
Источники права
и суд в Древней
России. М, 1869,
с. 276.
Пятнити
— подвергнуть клеймению.
Владимирский-Буданов М. Ф Указ. соч., с. 132.
10
Памятники
Русского Права,
выпуск третий,
с 195.
Езда на правду
— выезд
должностных лиц,
представителей
суда на место
преступления или
к спорному
имуществу по
требованию
стороны для
размежевания,
повального обыска,
изъятия поличного
и проч.
186
Российское законодательство X — XX веков
По пцзу
— пуз в
XIV — XV вв.
был ме ро й сыпучих тел.
Пуз ржи весил 1,5 пуда.
11
Владимирский-
Буданов М. Ф.
Указ. соч.,
с. 132—133.
12
Ленин В И. Поли, собр. соч . т 1,
с. 153.
Тамга
— внутренняя
торговая пошлина,
взимавшаяся при
продаже товара.
Костки
— пошлина,
взимаемая
с людей,
сопровождавших
привозимый то вар.
Явка
— пошлина, которая взималась при предъявлении
товара.
привезенного для
продажи в данной
местности
му и подвойскому с лодьи, по мнению М. Ф. Владимирского-Буданова, к судебным пошлинам не относится, так как в данном случае речь идет о постоянном содержании этих должностных лиц, получаемом с приходящих судов".
Статья 11
Двинская уставная грамота, как и Пространная Правда, исходит из того, что холоп является вещью собственника, поэтому убийство холопа господином не является преступлением. Правда, здесь речь идет, очевидно, о неосторожном убийстве.
Статья 12
Запрещение великокняжеским приставам въезжать в Двинскую землю для осуществления судебных функций не только подчеркивало полновластие наместников вновь присоединенной Двинской земли, но и ее некоторую автономность в составе Московского великого княжества. В. И. Ленин указывал на «живые следы прежней автономии» отдельных земель даже в период уже Московского царства *, т. е. в XVI в. Тем более они заметны были в начальный период процесса образования Российского государства.
Статья 13
Законодатель
стремился воспрепятствовать
Статья 14
Здесь речь идет о размерах пошлин, которые уплачивают двинские купцы, торгующие на территории Московского великого княжества.
Статья 15
Двинские купцы, торгуя в Устюге, Вологде, Костроме, были неподсудны местным властям. Судебные споры с их участием, а также совершаемые ими преступления подлежали рассмотрению наместником Двинской земли. Исключение составляли кражи с поличным, когда судьей выступал сам великий московский князь.
Статья 16
Как и в ст. 14, здесь речь идет об освобождении от уплаты пошлин двинских купцов, торгующих в Московском княжестве. Двинская уставная грамота завершается общей декларацией о наказании за нарушение ее постановлений.