Две концепции самодержавия в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Разгром Ливонского ордена русскими привел к разделу орденских владе­ний между Россией, Польско-Литовским государством, Швецией и Данией Курляндия признала власть польского короля, Ревель отошел к шведам; остров Эзель — к датчанам. В 1563 г. царь Иван IV лично возглавил на­ступление в пределы Литвы. После осады войска штурмом взяли крупную пограничную крепость Полоцк, открыв себе, путь на литовскую столицу; Вильну. Однако уже через год литовцам удалось нанести тяжелое пораже­ние русским войскам, посланным к Вильне.

Содержание

Введение………………………………………………………………… …с.3
глава I Взгляды Ивана Грозного и А.М. Курбского на Российское самодержавие…………………………………………………... с.5
глава II Письма Ивана Грозного и А.М. Курбского как исторический источник………………………………………………………..с. 10
Заключение………………………................................................................с.13
Список источников и литературы…………………………………………с.14

Работа содержит 1 файл

история отечества.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

              Обе спорившие стороны были не довольны друг другом и государственным порядком, в котором действовали и которым даже руководили. Раздор с особенной силой обнаруживался два раза  и по одинаковому поводу, по вопросу о наследнике престола: государь назначал одного, бояре хотели другого. Речь шла не о том, как править государством, а о том кто будет им править. Тогда боярин выбирал себе князя, переезжая от одного княжеского двора к другому. Теперь, когда уехать из Москвы стало некуда или неудобно, бояре хотели выбирать между наследниками престола, когда представлялся случай. Свое требование они могли оправдывать отсутствием закона о престолонаследии.

              Исторический интерес переписки виднейшего идеолога  боярства Курбского с Грозным заключается в том, что она представляет яркий образец столкновения двух враждебных идеологий – в лице Курбского идеологии родовитого боярства, стремившегося удержать свои социальные привилегии и не останавливавшегося при этом перед изменой своему государству, а в лице Грозного – идеологии самодержавной царской власти, в интересах централизованного государства подавлявшего боярскую оппозицию, противостоявшую историческому ходу развития русской государственности.


Заключение

 

              Переписка Грозного с Курбским часто трактуется как выражения борьбы нового со старым. При этом Грозный оказывается выразителем нового государственного начала, а Курбский старого, родового. Но политические взгляды обоих были лишены ориентации на будущее. Здесь явно прослеживается столкновение двух социальных позиций – родовитого боярства и служивого дворянства, утверждавшего необходимость крепкой самодержавной власти. Что же касается места писем в истории литературы, то черты будущего ясно сказываются в обоих. Значительный рост индивидуального начала в стиле произведений, индивидуальные особенности стиля, которые поднялись над жанровыми трафаретами, были уже в достаточной мере ясны у обоих главных персонажей эпохи Грозного и Курбского. То обстоятельство, что переписка, особенно письма Курбского, были известны лишь крайне ограниченному числу современников, не лишает ее показательности для своего времени. Оба высказывали свои взгляды не только в приписке, но и в многочисленных своих произведениях. Грозный в разнообразных посланиях и устных высказываниях, Курбский в «Истории о великом князе московском» и в других сочинениях. Оба были крупнейшими фигурами на общественной арене своего времени, выразителям характернейших взглядов: первый - приверженцев сильной царской власти, второй – оппозиционных слоев населения и в первую очередь боярства. Эта переписка как интереснейший литературный документ эпохи, составляет важный этап в истории русской публицистики XVI – XVII века.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

I.                    Источники

 

1.      Лихачев Д.С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века)/ Переписка Ивана Грозного и А.М Курбского/ М., 1986

 

II.                 Литература

 

1.      Ключевский В.О. Русская история полный курс лекций (книга первая). М., 1993

2.      Лихачев Д.С Великий путь. М., 1987

3.      Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М.,1998

4.      Скрынников Р.Г. Русь IX – XVII века. С. – Петербург 1999

 

14

 



[1] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /второе послание Курбского Ивану Грозному/ стр.69

[2] Ключевский В.О. Русская история полный курс лекций /книга первая/стр.476

[3] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века ) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 35

[4] Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года, стр. 154

[5] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 71

[6] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр.289

[7] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 35

[8] Скрынников Р.Г. Русь IX – XVII века, стр.200

[9] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 35

[10] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 35

[11] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Курбского Ивану Грозному/ стр. 18

[12] Лихачев Д.С. Великий путь, стр. 181

[13] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 71


Информация о работе Две концепции самодержавия в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского