Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:11, контрольная работа
Разгром Ливонского ордена русскими привел к разделу орденских владений между Россией, Польско-Литовским государством, Швецией и Данией Курляндия признала власть польского короля, Ревель отошел к шведам; остров Эзель — к датчанам. В 1563 г. царь Иван IV лично возглавил наступление в пределы Литвы. После осады войска штурмом взяли крупную пограничную крепость Полоцк, открыв себе, путь на литовскую столицу; Вильну. Однако уже через год литовцам удалось нанести тяжелое поражение русским войскам, посланным к Вильне.
Введение………………………………………………………………… …с.3
глава I Взгляды Ивана Грозного и А.М. Курбского на Российское самодержавие…………………………………………………... с.5
глава II Письма Ивана Грозного и А.М. Курбского как исторический источник………………………………………………………..с. 10
Заключение………………………................................................................с.13
Список источников и литературы…………………………………………с.14
Обе спорившие стороны были не довольны друг другом и государственным порядком, в котором действовали и которым даже руководили. Раздор с особенной силой обнаруживался два раза и по одинаковому поводу, по вопросу о наследнике престола: государь назначал одного, бояре хотели другого. Речь шла не о том, как править государством, а о том кто будет им править. Тогда боярин выбирал себе князя, переезжая от одного княжеского двора к другому. Теперь, когда уехать из Москвы стало некуда или неудобно, бояре хотели выбирать между наследниками престола, когда представлялся случай. Свое требование они могли оправдывать отсутствием закона о престолонаследии.
Исторический интерес переписки виднейшего идеолога боярства Курбского с Грозным заключается в том, что она представляет яркий образец столкновения двух враждебных идеологий – в лице Курбского идеологии родовитого боярства, стремившегося удержать свои социальные привилегии и не останавливавшегося при этом перед изменой своему государству, а в лице Грозного – идеологии самодержавной царской власти, в интересах централизованного государства подавлявшего боярскую оппозицию, противостоявшую историческому ходу развития русской государственности.
Заключение
Переписка Грозного с Курбским часто трактуется как выражения борьбы нового со старым. При этом Грозный оказывается выразителем нового государственного начала, а Курбский старого, родового. Но политические взгляды обоих были лишены ориентации на будущее. Здесь явно прослеживается столкновение двух социальных позиций – родовитого боярства и служивого дворянства, утверждавшего необходимость крепкой самодержавной власти. Что же касается места писем в истории литературы, то черты будущего ясно сказываются в обоих. Значительный рост индивидуального начала в стиле произведений, индивидуальные особенности стиля, которые поднялись над жанровыми трафаретами, были уже в достаточной мере ясны у обоих главных персонажей эпохи Грозного и Курбского. То обстоятельство, что переписка, особенно письма Курбского, были известны лишь крайне ограниченному числу современников, не лишает ее показательности для своего времени. Оба высказывали свои взгляды не только в приписке, но и в многочисленных своих произведениях. Грозный в разнообразных посланиях и устных высказываниях, Курбский в «Истории о великом князе московском» и в других сочинениях. Оба были крупнейшими фигурами на общественной арене своего времени, выразителям характернейших взглядов: первый - приверженцев сильной царской власти, второй – оппозиционных слоев населения и в первую очередь боярства. Эта переписка как интереснейший литературный документ эпохи, составляет важный этап в истории русской публицистики XVI – XVII века.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
1. Лихачев Д.С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века)/ Переписка Ивана Грозного и А.М Курбского/ М., 1986
II. Литература
1. Ключевский В.О. Русская история полный курс лекций (книга первая). М., 1993
2. Лихачев Д.С Великий путь. М., 1987
3. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М.,1998
4. Скрынников Р.Г. Русь IX – XVII века. С. – Петербург 1999
14
[1] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /второе послание Курбского Ивану Грозному/ стр.69
[2] Ключевский В.О. Русская история полный курс лекций /книга первая/стр.476
[3] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века ) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 35
[4] Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года, стр. 154
[5] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 71
[6] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр.289
[7] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 35
[8] Скрынников Р.Г. Русь IX – XVII века, стр.200
[9] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 35
[10] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 35
[11] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Курбского Ивану Грозному/ стр. 18
[12] Лихачев Д.С. Великий путь, стр. 181
[13] Лихачев Д. С. Памятники литературы древней Руси (вторая половина XVI века) /первое послание Ивана Грозного Курбскому/ стр. 71
Информация о работе Две концепции самодержавия в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского