Духовное образование в Сибири (XVII – XIX вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

В Сибири система образования началась с возникновения духовных школ, основной целью которых являлась — подготовка священнослужителей. Духовенство в Сибири являлось духовной опорой большинства переселенцев и едва ли не единственной нитью, связывающей их со своей родиной, культурой, историей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I Становление и развитие духовного образования……………………….4
II Тобольская архиерейская славяно-русская школа……………………..5
III Тобольская духовная семинария………………………………………..9
Вывод……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУ история сибири.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

      Семинария упрочила свои позиции  с прибытием на Тобольскую  кафедру 12 декабря 1749 г. митрополита  Сильвестра (Гловатского) (1749–1755), который  долгие годы был преподавателем  в Казанской духовной семинарии.  Имея достаточный опыт в деле подготовки будущего духовенства, он ввел должность префекта. Первым префектом стал выпускник Киевской академии, учитель риторики Михаил Миткевич. 7 марта 1752 г. он принял рясофор с именем Модеста, а 25 марта был посвящен в иеромонахи с именем Михаил. Затем он получил сан архимандрита Тобольского Знаменского монастыря с правом служения в митре, мантии с зелеными скрижалями и с посохом. Именно он стал в дальнейшем первым ректором Тобольской духовной семинарии.

       Но еще долгое время тобольская  семинария именовалась не иначе как «славяно-латинская школа». В семинарии того времен изучали букварь, часослов, псалтирь, краткий катихизис, славянский и латинский языки, нотное пение, грамматику, пиитику, риторику и изъяснение Св. Писания. Около 1755 г. ввелось преподавание философии. Название классов семинарии звучали так: фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика и риторика.

      Долгое время не была решена  финансовая сторона вопроса: на  содержание духовной семинарии  в Тобольске ни у казны, ни  у Синода лишних средств не находилось «за большими у казны расходами». И потому первое время преосвященный вынужден был содержать семинарию на штрафные деньги, собираемые с духовенства за те или иные провинности. Тобольская семинария была переведена на казенное содержание по 490 руб. в год; (в 1780 г. финансирование повышено до 2000 руб. и с 18 декабря 1797 г. — до 4000 руб.).

      Годовой денежный доход архиерейского  дома во время управления епархией  митрополитом Сильвестром, составлял  не более 1259 р. Из этих денег ежегодно до 500 р. тратится на жалованье «домовым служителям», а 700 р. на «домовые потребности», строительство и ремонт епархиальных зданий, включая приходские храмы.

       6 декабря 1755 г. митрополит Сильвестр  покинул пределы епархии, в  связи с переводом на новое место служения. На Тобольской кафедре его заменил митрополит Павел (Конюскевич), который прибыл в Тобольск 20 ноября 1758 г. Именно при нем с 1763 г. в семинарии был введен полный курс предметов, обязательных для духовных заведений подобного типа

      Подводя итоги по просветительской  деятельности православной церкви  в Западной Сибири в XVIII в., можно  сделать такие выводы.

      XVIII век стал переломным, во истину  просветительским веком для Западной  Сибири, когда в начале его  были практически одновременно открыты гражданская и духовная школы в Тобольске, которая не прекращала своей деятельности вплоть до реорганизации ее в семинарию.

      Именно духовенству принадлежит  роль главного просветителя сибирского  населения в XVIII столетии. Благодаря открытию архиерейской школы, а затем преобразованию ее в духовную семинарию по образцу Киевской духовной академии была налажена долгосрочная система обучения по подготовке священнослужителей. Тобольская духовная семинария на несколько десятилетий опередила открытие гражданского Главного народного училища, для которого в качестве учителей направлялись ее выпускники. С первых лет открытия семинарии перед ней была поставлена задача привлечения и подготовки учеников из числа коренного населения Сибири.Уже первые выпускники семинарии заняли довольно высокие посты в сибирской иерархии: Никита Никитич Арамельский (Арамильский) — стал учителем Тобольской семинарии, а затем протоиереем Троицкого и кафедрального Софийского соборов в Тобольске; в 1786 г. он принял монашество с именем Никодима и был назначен архимандритом в Енисейск. Михаил Федорович Карпинский получил должность кафедрального протоиерея (1786 по 1789 гг.). Василий Яковлевич Копылов был назначен учителем, а затем префектом семинарии, а так же священником и ключарем кафедрального собора.

      В семинарии изучались татарский  и остяцкий (хантыйский) языки; в  ее стенах были подготовлены  первые в России словари татарского  языка, а так же переведены  молитвы на остяцкий и вогульский  языки. Все это повлекло за собой медленный, но неуклонный процесс просвещения сибиряков.

      Несмотря на экономические трудности  и минимальную поддержку центральной  власти сибирскими митрополитами  были найдены средства для  непрерывной и стабильной деятельности  семинарии. Особенно важен тот факт, что в семинарии на полном материальном обеспечении находились сироты и дети из бедных семей духовенства. В 1764 г. были введены штатные оклады для преподавателей. Со временем Тобольская духовная семинария стала центром духовной культуры в Западной Сибири: в ней находилась богатая для своего времени библиотека с книгами, как на русском, так и на иностранных языках — именно в ней хранилась известная Черепановская летопись; при семинарии был открыт первый в Сибири театр; из нее направлялись студенты для замещения вакантных должностей гражданского ведомства.

      В тоже время далеко не сразу  сибирское духовенство осознало  необходимость обучения своих  детей и прятала их от школы.  Методы обучения в семинарии  и заказных школах не давали  возможности развиться студенческим дарованиям, а обязательный латинский язык выхолащивал ум молодых людей, о чем писали многие семинарские выпускники. Постоянно ощущалась нехватка преподавателей. Если на момент ее открытия учителей пригласили из Киева, то в дальнейшем подобный «вахтовый метод» не прижился и на должности учителей назначали преимущественно выпускников семинарии, а то и прямо студентов старших классов. Над отметить, что весь век шло становление семинарии и лишь в последние его десятилетия был введен полный курс обязательных по программе предметов.

      Таким образом, духовное просвещение  в Западной Сибири шло в  ногу со своим временем, накапливая  опыт для дальнейшего роста  и совершенства.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

    В наше время, когда возрождено и открыто множество духовных школ нельзя не учитывать прошлый как позитивный, так и негативный опыт, чтобы не повторить тех ошибок, которые способны привести не только к личным, но и к общественным по своим масштабам трагедиям. Тем более это необходимо сознавать перед лицом той духовной, точнее лжедуховной агрессии, которая осуществляется ныне по отношению к нашему народу. Поэтому, чтобы нам и нашим детям духовно и нравственно выжить, наше образование по своему характеру должно быть ориентированно прежде всего на возрождение тех образовательных принципов, которые существовали на Руси до "латинского пленения".

    Главное внимание должно быть обращено на духовное и нравственное воспитание учащихся, на укрепление их веры. Необходимо не просто напичкивать человека огромной массой отвлеченной информации, кучей "сырого" теоретического материала, но помочь ему стать христианином не по названию только, но и по существу.

    Прежде  всего нужно научить человека исполнению евангельских заповедей, основам  правильной молитвы, деятельному и живому изучению творений святых отцов. Только на этом пути православие способно стать для человека тем бесценным сокровищем, найдя которое он готов пожертвовать всем, что у него есть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Знаменский  П. В. История русской церкви. М., 1996. С. 389.
  2. Кацюба Д.В. «Этнография народов Сибири: учеб. пособие». Кемерово, 1994. – 202с.
  3. Олех Л.Г «История Сибири: учеб.пособие/ Л.Г.Олех.-Изд.2-е перераб и доп. – Ростов н/Д.: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005.-360с.»
  4. Сулоцкий А.И. Сочинение в трех томах о церковных древностях Сибири.-Тюмень, 2000.
  5. Чернышев А.В. Роль Тобольской епархии в системе образования и просвещение в крае. XVIII - начало XX вв. // Религия и церковь в Сибири. - Выпуск 2 . - Тюмень, 1991.

Информация о работе Духовное образование в Сибири (XVII – XIX вв.)