Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:31, контрольная работа
В Сибири система образования началась с возникновения духовных школ, основной целью которых являлась — подготовка священнослужителей. Духовенство в Сибири являлось духовной опорой большинства переселенцев и едва ли не единственной нитью, связывающей их со своей родиной, культурой, историей.
Введение…………………………………………………………………….3
I Становление и развитие духовного образования……………………….4
II Тобольская архиерейская славяно-русская школа……………………..5
III Тобольская духовная семинария………………………………………..9
Вывод……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………..16
ОМСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа по дисциплине
«История Сибири»
Духовное
образование в Сибири (XVII – XIX вв.)
Факультет Управления
1 курс, группа зиУ1-313
Выполнила: Маленкова
Ксения
Христофоровна
Омск 2011
План
Введение…………………………………………………………
I Становление и развитие духовного образования……………………….4
II Тобольская архиерейская славяно-русская школа……………………..5
III Тобольская духовная семинария………………………………………..9
Вывод…………………………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………..16
Введение
В Сибири система образования началась с возникновения духовных школ, основной целью которых являлась — подготовка священнослужителей. Духовенство в Сибири являлось духовной опорой большинства переселенцев и едва ли не единственной нитью, связывающей их со своей родиной, культурой, историей.
В XVII в. преобладало домашнее обучение начальной грамоте, то есть чтению, письму и счету. Грамотные люди чаще всего сами обучали этому своих детей. Но были также учителя из духовенства, а затем и мирских людей. Для части таких учителей из мирских людей обучение грамоте стало профессией, а плата за обучение — источником существования. Данное явление привело к возникновению, как мы сказали бы теперь, начальных школ. В то время в Сибири, как и в центральной России, школы часто организовывались при монастырях, церквях, архиерейских домах.
Первая духовная школа в Сибири была основана в 1703-1704гг. при Тобольском архиерейском доме; впоследствии она была преобразована в духовную семинарию. В 1744 г. по приказанию митрополита Сибирского и Тобольского Антония была открыта школа в Томском Алексеевском монастыре.
В
20-х годах XVIII в. в Сибири появляются
первые светские школы: навигационные,
геодезические, цифирные и т.д. В Барнауле,
Змеиногорске были открыты горнозаводские
школы. При фабриках и заводах, где число
работающих превышало 250 человек, следовало
открывать школу по типу церковно-приходских
или школы-церкви. В них проводились религиозно-нравственные
беседы и чтения для рабочих в праздничное
и свободное время. Но светские школы не
получили большого распространения.
I Становление
и развитие духовного
образования
Реформы Петра обнажили многие недостатки русского общества, среди которых одной из главных являлось необразованность духовенства. В Сибири эта проблема ощущалась еще острей. Мысль о специальном духовном образовании была впервые высказана Петром I патриарху Адриану после возвращения царя из его первого путешествия по Европе.
Московская академия по
В результате реформ были
Однако, не встретив поддержки с первых лет своего царствования со стороны русского духовенства, Петр здраво решил, что малороссы (украинцы) или как их еще называли «черкасы», станут более ревностно выполнять все его указы и нововведения, а потому в спешном порядке сменил в большинстве епархий великороссов на «черкасс», назначив их архиереями в наиболее крупных епархях.
Именно монахи из «черкасс» открыли первые духовные школы в Чернигове, Ростове, Смоленске, Тобольске, взяв за образец систему обучения Киевской академии, где целиком и полностью царили европейская школа латинской направленности.
II Тобольская
архиерейская славяно-русская
школа
С учреждением Св. Синода согласно духовному регламенту было приказано заводить школы по всем епархиям и содержать их за счет архиерейских домов из сборов с церковных и монастырских земель (по 30-й — с церковных и по 20-й части с монастырских хлебных доходов). Обучаться в них было обязательным для всех детей духовенства. Главное предназначение духовных школ виделось властям в подготовке детей духовенства «в надежду священства».
Курс обучения был рассчитан на 8 лет и состоял из изучения:
1) грамматики или латинского языка, в котором рекомендовалось изучать историю с географией;
2) из арифметики и геометрии;
3) логики с диалектикой;
4) пиитики с риторикой;
5) физики с краткой метафизикой;
6) политики;
7) богословия в течение двух лет.
По своей сути архиерейские школы являлись закрытыми учебными заведениями «образом монастыря». Правилами предусматривались редкие свиданья учеников с родными, распределением времени по точным «регулам» со строгим надзором за семинаристами ректора, префекта и других служителей.
Начало сибирской духовной
Известный сибирский историк
церкви А. И. Сулоцкий в своих
трудах указывает, что в
В ответ царь через дьяка А. А. Виниуса ответил: «преосвященному митрополиту паче простиратися в учение славяно-российской грамматики, и чтобы вся, я же попу или диакону надобно знать, изучились…».
Но в отдельных вопросах царь-
-завести в Тобольске школу;
-учить в ней не только детей духовенства, но и других сословий;
-обучение вести на латыни;
-на содержание учеников и на учебники дать пособие из казны;
-завести при школе типографию («друкарню») с тем, чтобы печатать в ней учебники;
-позволить школьным учителям и миссионерам приезжать в Сибирь беспрепятственно и оплачивать их проезд за счет государства.
Но Петр имел несколько другое представление и не одобрил большую часть предложений сибирского митрополита.
В качестве учителей были
С целью приучить учеников
славяно-русской школы к
Духовная школа по мысли ее учредителей должна была кроме всего прочего выполнять роль миссионерского центра. В ней предполагалось с одной стороны готовить проповедников «слова Божия», а с другой набирать детей из числа местных народностей для обучения, а впоследствии ведения миссионерской деятельности в местах их коренного проживания. В 1718 г. в послании к архимандриту Верхотурского Никольского монастыря Сильвестру митрополит предписывает набирать в школу детей из числа новокрещенных остяков и вогулов: «а буде возможно и в Тобольск отсылать в дом архиерейский ко учению, где многие новокрещенных робята учатся в грамоте». Келейником у митрополита был Петр Тунгус, который затем служил иподьяконом и письмоводителем при Тюменском правлении.
Дело Филофея (Лещинского) продолжил его приемник митрополит Антоний (Стаховский) (1721–1740) так же выпускник Киевской духовной академии. По прибытии на Тобольскую кафедру он разослал по всей епархии строгий указ, предписывающий священникам, диаконам и причетникам направлять своих детей в Тобольскую школу. В своем отчете на запрос Верховного тайного совета о состоянии архиерейской школы он сообщает: «Здесь обучалось 5 человек букваря малаго, часослова, псалтыря, писать и петь; 14 человек десятисловию и граматики и одному десятисловию 14». Следовательно, почти за четверть века существования школы ее закончило 33 человека.
С 1727 г. в школе обучается
уже 57 человек, и 14 человек в
Знаменском монастыре, (где так
же была школа) осваивали
Таким образом, Тобольской духовной школе с самого начала был придан ярко выраженный профессиональный характер по подготовке сибирского духовенства.
Обучение в школе велось с
самого начала ее основания
по букварю, часослову и
Информация о работе Духовное образование в Сибири (XVII – XIX вв.)