ВВЕДЕНИЕ
Изучение культуры древних народов
является неотъемлемой частью
культуры в наши времена. Очень
большое значение имеет культурный
опыт, накопленный тысячелетиями
многими народами. Культура Месопотамии
отличалась насыщенной культурной
жизнью: письменность, научные изыскания,
искусство, литература, архитектура –
все это оставило нам множество памятников
своей гениальности и отличительной неповторимости.
Множество идей, открытий, записей, сделанных
народами Месопотамии используются в
наши дни и они без сомнения представляют
большую важность для ученых многих областей.
Также изучение культурологии имеет большое
социальное значение, а именно, создание
культурного человека, занимающегося
своим культурным совершенствованием
и совершенствованием культуры своего
государства.
А так как занимаясь какой
– либо областью культуры: искусством,
литературой, архитектурой и т.д.,
следует знать историческое развитие
данной области: «прецеденты развития»
и интересные факты, то постоянный
интерес к течению культурной жизни
должен быть неотъемлемой частью жизни
каждого интересующегося культурой человека.
В наше время, без сомнения,
все понимают важность и ценность
изучения исторического развития
культурологии. Любой человек,
считающий себя интеллигентным,
культурным человеком должен разбираться
в стремительном течении культурной жизни
и по возможности участвовать в ее круговороте.
Цель
работы: рассмотреть культуры Древней
Месопатамии, дать подробную интерпретацию
историческим фактам.
Задачи:
- рассмотреть
возникновение культуры в Двуречье Тигра
и Евфрата.
- изучить
культуру Шумера. Вавилона, Ассирии.
- проанализировать
мифологию Двуречья.
Обзор литературы: Множество литературы,
описывающей бытность древних народов,
представляет большой интерес, так как
позволяет разобраться в особенностях
жизнедеятельности разных народов, в особенностях
принятия ими решений при жизни в различных
климатических условиях и при различных
условиях жизни (государственный строй).
Раздел
1. КАК ВОЗНИКЛА КУЛЬТУРА
В ДВУРЕЧЬЕ ТИГРА И ЕВФРАТА,
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
В IV – III тыс. до н.э. на территории Двуречья
– долине рек Тигр и Евфрат – возникла
и утвердилась высокая культура. Это был
один из древнейших очагов человеческой
цивилизации. В Двуречье стремительно
(по историческим меркам) сменяли друг
друга различные государственные образования,
в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия,
перемешивались, торговали и воевали друг
с другом разные народы, быстро воздвигались
и до основания разрушались храмы, крепости,
города.
Основателями всей вавилонской
культуры были шумеры. Множество
источников свидетельствуют о
высоких астрономических и математических
достижениях шумеров, их строительном
искусстве (именно шумеры построили
первую в мире ступенчатую пирамиду).
0ни авторы древнейшего календаря, рецептурного
справочника, библиотечного каталога.
Однако, пожалуй, самым весомым вкладом
древнего Шумера в мировую культуру является
"Сказание о Гильгамеше" ("все видевшем")
— древнейшая на земле эпическая поэма.
Записанная
клинописью, которая была общей системой
письменности для говоривших на разных
языках народов Месопотамии, поэма
о Гильгамеше является великим памятником
и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское
(собственно, Древневавилонское) царство
объединило север и юг — области Шумера
и Аккада, став наследником культуры древних
шумеров. Город Вавилон достиг вершины
величия, когда царь Хаммурапи сделал
его столицей своего царства. Хаммурапи
прославился как автор первого в мире
свода законов (откуда до нас дошли, например,
выражение "око за око, зуб за зуб").
Культура Древнего Вавилона
связана с земной сферой существования
человека, его
мирскими заботами. Это легко
объяснить бурным течением потока
истории в междуречье Тигра
и Евфрата.
Культура Ассирии отличается поразительной
даже для того времени жестокостью, милитаризованным
характером . Даже царь здесь — не столько
сакральная фигура, сколько военачальник.
Основная тема ассирийского искусства
— охота, сражения, расправа над пленными.
Вместе с тем это жестко натуралистическое
искусство отличается поражающей воображение
выразительностью. Говоря об ассирийской
культуре, нельзя не упомянуть знаменитую
библиотеку царя Ашшурбанипала (VII век
до н.э.). В своем дворце в Ниневии, столице
Ассирийского царства, Ашшурбанипал собрал
грандиозную (особенно если учесть, что
клинописные тексты писались на глиняных
табличках) библиотеку.
Ассиро-вавилонская культура стала
наследницей культуры Древней
Вавилонии. Вавилон, входивший
в состав могучей Ассирийской державы,
был огромным (около 1 миллиона жителей)
восточным городом, горделиво именовавшим
себя "пупом земли".
Вавилоняне внесли в мировую
культуру позиционную систему
чисел, точную систему измерения
времени. Оставили вавилоняне потомкам
и астрологию, науку о предполагаемой
связи человеческих судеб с расположением
небесных светил . Все это — далеко не
полное перечисление наследия вавилонской
культуры в нашей повседневности.
1
Раздел
2. КУЛЬТУРА ШУМЕРА, ЕГО
ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА,
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ,
ИСКУССТВО.
Древнейшая культура Двуречья
– шумеро-аккадская. По мнению
большинства востоковедов, шумеры
– родоначальники всей вавилонской
культуры. Их культурные достижения
велики и бесспорны: шумеры
создали первые в человеческой
истории поэмы – о «Золотом веке»; написали
первые элегии, составили первый в мире
библиотечный каталог. Шумеры – авторы
первых и древнейших в мире медицинских
книг – сборников рецептов. Они разработали
и записали первый календарь для двух
сезонов (зимы и лета), делившийся на 12
месяцев по 29 и 30 дней каждый. Каждый новый
месяц начинался вечером при исчезновении
лунного серпа. Составили первые сведения
о защитных насаждениях. Даже идею создания
первого в истории людей рыбного заповедника
впервые письменно зафиксировали тоже
шумеры. Им принадлежит первая глиняная
карта. Первые струнные музыкальные инструменты
– лира и арфа – появились также у шумеров.
Древнейшая на Земле письменность
принадлежит этому же народу
– это шумерская клинопись.
Она очень декоративна и, как полагают
исследователи, берет начало от рисунков.
Впрочем, старые предания говорят о том,
что и до возникновения рисуночного письма
здесь существовал еще белее древний способ
фиксации мыслей – завязывание узелков
на веревке. Со временем рисуночное письмо
совершенствовалось и видоизменялось:
от полного, достаточно подробного и тщательного
изображения предметов шумеры постепенно
переходят к его неполному или символическому
изображению. Древнейшие в мире письменные
памятники – шумерские клинописные таблички
– относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись
– это письменность, знаки которой состоят
из групп клинообразных черточек, они
выдавливались на сырой глине. Клинопись
возникла как идеографическо-ребусное
письмо, впоследствии превратившееся
в словесно-слоговое. Долгое время ученые
считали, что язык шумеров не похож ни
на один из известных человечеству живых
или мертвых языков, и вопрос о происхождении
этого народа оставался загадкой. Однако
сейчас можно считать установленным, что
язык шумеров так же, как язык древних
египтян, относился к семито-хамитской
языковой семье.
Сохранилось много памятников
шумерской литературы – они
записаны на глиняных табличках,
и почти все их них удалось
прочесть. В основном это гимны
богам, религиозные мифы и легенды,
в частности, о возникновении цивилизации
и земледелия, заслуги чего приписываются
богам.
На шумерских табличках, относящихся
примерно к 2800г. До н.э., записаны
произведения первой известной
миру поэтессы – Энхедуанны, дочери
аккадского царя Саргона. Возведенная
в ранг верховной жрицы, она написала несколько
гимнов в честь великих храмов и богов
Земли.
Важнейший памятник шумерской
литературы – цикл сказаний
о Гильгамеше, царе города Урука,
сыне смертного и богини Нинсун.
Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь
с многочисленными опасностями и врагами,
побеждая их, познает смысл жизни и радость
бытия, узнает (впервые в мире!) горечь
потери друга и бесповоротность смерти.
Предания о Гильгамеше оказали очень сильное
слияние на культуру соседних народов,
которые приняли и адаптировали их к национальной
жизни.
Исключительно
сильное воздействие на всемирную
литературу оказали легенды о
всемирном потопе. В них рассказывается,
что потоп был устроен богами,
которые замыслили погубить все
живое на Земле. Только один человек смог
избежать гибели – благочестивый Зиусудра,
который по совету богов построил заранее
корабль.
Раздел
3. КУЛЬТУРА ВАВИЛОНА:
ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ, ПИСЬМЕННОСТЬ,
ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА
И ИСКУССТВО
Наследницей шумеро-аккадской цивилизации
была Вавилония. В середине II тыс. до н.э.
при царе Хаммурапи город Вавилон объединил
под своим главенством все области Шумера
и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый
Свод законов, записанный клинописью на
двухметровом каменном столбе. В этих
законах отразились хозяйственная жизнь,
быт, нравы и мировоззрение древних обитателей
Двуречья. Мировоззрение их определялось
необходимостью постоянной борьбы с окружающими
племенами. Все основные интересы были
сосредоточены на реальной действительности.
Вавилонский жрец не обещал благ и радостей
в царстве мертвых, но в случае послушания
обещал их при жизни. В вавилонском искусстве
почти нет изображений погребальных сцен.
В целом религия, искусство и идеология
Древнего Вавилона били реалистичными.
Огромную роль в верованиях
древних обитателей Двуречья
играл культ воды. Отношение к
воде не было однозначным. Вода
считалась источником доброй
воли, приносящей урожай и жизнь,
вода – это культ плодородия.
Вода – это также мощная
и недобрая стихия, причина разрушений
и бед.
Другим очень важным культом
был культ небесных светил. В
их неизменности и чудесном
движении по раз и навсегда
заданном пути жители Вавилона
видели проявление божественной
воли. Внимание к звездам и
планетам способствовало быстрому
развитию математики и астрономии. Так
была создана шестидесятеричная система,
которая и по сей день существует в исчислении
времени – минутах, секундах. Вавилонские
астрономы впервые в истории человечества
высчитали законы обращения Солнца, Луны
и повторяемость затмений. Однако все
научные знания и исследования ученых
Вавилонии были связаны с магией и гаданием;
как научное знание, так и магические формулы
и заклинания были привилегией мудрецов,
звездочетов и жрецов.
Научные знания, например в области
математики, часто опережали практические
потребности, религиозные воззрения отвечали
духовным запросам общества.
Согласно учению вавилонских
жрецов, люди были созданы из
глины, чтобы служить богам.
Вавилонские боги были многочисленны.
Самыми главными из них были: Шамаш – богиня
Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды,
Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти,
Ирра – бог войны, Вильги бог огня. Боги
изображались как покровители царя, что
свидетельствует об оформлении идеологии
обожествления сильной царской власти.
В то же время богов очеловечивали: как
и люди, они стремились к успеху, желали
выгоды, устраивали свои дела, действовали
по обстоятельствам. Они были неравнодушны
к богатству, владели имуществом, могли
обзаводиться семьями и потомством. Они
должны были пить и есть, как и люди; им,
как и людям, были свойственны различные
слабости и недостатки: зависть, злость,
непостоянство. Боги определяли судьбы
людей. Волю богов могли знать только жрецы:
они одни могли и умели вызывать и заклинать
духов, беседовать с богами, определять
будущее по движению небесных светил.
Люди покорялись воле жрецов
и царей, веря в предопределенность
человеческой судьбы, в подвластность
человека высшим силам, добрым
и злым. Но покорность судьбе
была далеко не абсолютной: она сочеталась
с волей людей одержать победу в борьбе
с враждебным окружением человека. Постоянное
сознание опасности для человека в окружающем
мире сочеталось с желанием полностью
насладиться жизнью. Загадки и страхи,
суеверие, мистика и колдовство сочетались
с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.
Религиозные верования древних
обитателей Двуречья отразились
в их монументальном искусстве.
В городах строили храмы, посвященные
богам; возле храма главного
местного божества обычно находился
зиккурат – высокая башня из кирпича,
опоясанная выступающими террасами и
создающая впечатление нескольких башен,
которые уменьшались в объеме уступ за
уступом. Заккураты были раскрашены, причем
нижние уступы более темные чем верхние;
террасы были, как правило озеленены. Верхняя
башня заккурата нередко была увенчана
золотым куполом. В ней находилось святилище
бога, его «жилище», где бог гостил по ночам.
Внутри этой башни не было ничего, кроме
ложа и золоченного стола. Впрочем, эту
башню использовали и для более конкретных
и земных нужд: жрецы вели от туда астрономические
наблюдения.