Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:54, контрольная работа
Патриции и плебеи. Первые реформы «военной демократии». Установление республиканского строя. Расширение пределов Римского государства. В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные. Компетенции сената. Принципы замещения магистратур.
1. Особенности государственного строя Древнего Рима в царский период…….3
2. Республиканский Рим………………………………….……………………..…..6
2.1. Общественные отношения…………………………….…………..…….6
2.2. Государственный строй……………………………………………..…10
2.3. Государственные должности и замещения……………………...……13
3. Римская империя…………………………………………………………...……16
Список использованной литературы………………………………..……………22
Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.
То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно.
Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Титул «император» долгое время оставался почетным военным титулом, и только со временем глава государства стал именоваться императором. Во всяком случае до середины III в. императоры получали свой титул как почетный военный титул по нескольку раз (Октавиан, например, - 21 раз, последним был Гордиан III, получавший этот титул за шесть лет своего правления 6 раз)[8]. Но и после этого они продолжали получать по несколько раз власть трибуна и консула.
Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских .традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.
Период империи принято делить на два этапа:
1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от «принцепс-сенатус» - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;
2) доминат (III-V вв.), от «доминус» - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.
Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.
Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.
Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.
Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.
Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.
Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников - придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.
В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц.
Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают «варвары», порой используется и вооруженная сила их племен.
Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху «солдатских императоров», преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме - префектом города), развившаяся тайная полиция - префектом претория.
Таким образом, в Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества - патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др.
Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины и переход от республики к империи.
1. Котов Ю.И. «Древний Рим: царский период». // Вопросы истории, № 7, с. 14-16, 1996.
2. Барабаш О.М. История Древних государств - М.: «История», 1996.
3. Карпунин В.М. Зарубежная история: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Знание», 2006.
4. Страны и народы. // Энциклопедия - М.: 2006.
5. Стучевский И.А. Из истории Древних государств. - М.: Просвещение, 2004.
[1] Котов Ю.И. «Древний Рим: царский период». // Вопросы истории, № 7, с. 14-16, 1996.
[2] Там же
[3] Барабаш О.М. История Древних государств - М.: «История», 1996.
[4] Страны и народы. // Энциклопедия – М.: 2006.
[5] Стучевский И.А. Из истории Древних государств. – М.: Просвещение, 2004.
[6] Котов Ю.И. «Древний Рим: царский период». // Вопросы истории, № 7, с. 14-16, 1996.
[7] Карпунин В.М. Зарубежная история: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Знание», 2006.
[8] Котов Ю.И. «Древний Рим: царский период». // Вопросы истории, № 7, с. 14-16, 1996.