Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:56, реферат
Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице — женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа. Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу.
Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребёнка от злых духов.
Регистрировать ребёнка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.
Впервые
регистрацию новорожденных ввел
на заре новой эры Октавиан Август,
обязывая граждан в течение 30 дней
с момента рождения регистрировать
младенца. Регистрация детей проводилась
в храме Сатурна, где находилась
канцелярия наместника и архив. При
этом подтверждалось имя ребёнка, его
дата рождения. Подтверждалось его
свободное происхождение и
Образование
Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.
Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.
На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям.
В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.
За
пределами Италии образование получали
преимущественно в Афинах, на острове
Родос, где также совершенствовались
в ораторском искусстве, получали представление
о различных философских
В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.
Римляне
заботились и о том, чтобы получили
образование женщины в связи
с той ролью, которую они имели
в семье: организатор семейного
быта и воспитатель детей в
раннем возрасте. Были школы, где девочки
учились вместе с мальчиками. И
считалось почётным, если про девочку
говорили, что она образованная девица.
В римском государстве уже
в I веке новой эры приступили к
обучению рабов, так как рабы и
вольноотпущенные начали играть все
более заметную роль в экономике
государства. Рабы становились управляющими
в имениях и занимались торговлей,
ставились надсмотрщиками над другими
рабами. Грамотных рабов привлекали
в бюрократический аппарат
Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса[6].
Бывшие
рабы, вольноотпущенники, постепенно стали
составлять значительную прослойку
в Риме. Не имея за душой ничего, кроме
жажды власти и наживы, они стремились
занять место служащего, управленца
в государственном аппарате, заниматься
коммерческой деятельностью, ростовщичеством.
Стало проявляться их преимущество
перед римлянами, которое состояло
в том, что они не чуждались
любой работы, считали себя ущемленными
и проявляли упорство в борьбе
за свое место под солнцем. В конечном
итоге они смогли добиться юридического
равноправия, оттеснить римлян от управления
государством.
Войско
Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.
При
стратегической угрозе Риму или Италии
либо достаточно серьёзной военной
опасности (tumultus) прекращались все работы,
останавливалось производство и
в армию набирались все, кто мог
просто нести оружие — жители этой
категории назывались tumultuarii (subitarii),
a войско — tumultuarius (subitarius) exercitus. Так
как обычная процедура набора
занимала больше времени, главнокомандующий
этим войском магистрат выносил
из Капитолия специальные знамёна:
красное, обозначающие набор в пехоту,
и зелёное — в конницу, после
чего традиционно объявлял: «Qui rempublicam
salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику,
пусть последует за мной»). Военная
присяга также произносилась
не индивидуально, а вместе.
Культура
Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Для
раннеримского мировоззрения
Религия
Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой, вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев, пенатов, ларов, лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.
Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.
На
рубеже н. э. Октавиан Август предпринял
меры по установлению официального культа
империи.
Наука
Римская
наука унаследовала ряд греческих
изысканий, но в отличие от них (особенно
в сфере математики и механики)
имела в основном прикладной характер.
По этой причине всемирное
Древнеримская
философия развивалась
Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида — фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга.
Написанные
в римскую эпоху