Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:51, реферат
Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.
Введение 3
История Китая 4
Общество Древнего Китая 6
Древний Китай - культура и воспитание детей 12
Заключение 17
Список литературы 18
Конфуцианство и даосизм
Одним из наиболее известных китайцев является Кун Цю (551-479 гг. до н. э.). Европейцам он известен как Конфуций. Его именем названа система представлений о мире, которую он распространял, - конфуцианство.
По его мнению, в старину люди жили под властью мудрых царей и приносили богам жертвы. Поэтому все у них было хорошо. Конфуций считал, что человеческая мудрость сможет вернуть прежние времена. Но для этого люди должны добросовестно поклоняться богам, придерживаться старых обычаев. Особое место в конфуцианстве занимает поклонение предкам.
Государство строится как семья. Если в семье главным является старший, то во главе государства стоит император. Как слово старшего - закон для всей семьи, так и приказ императора - закон для всей страны. Вскоре конфуцианство стало государственной религией.
Основателем даосизма считают Лао-Цзы. По преданию, он был современником Конфуция. Его изображают как старца с большой седой бородой, который едет на быке. Но точно неизвестно, существовал ли этот человек на самом деле.
Даосисты считают, что жизнь всего мира заключена в «дао» - «пути». Человек не может понять дао, тем более изменить его: «Дао, которое можно выразить в словах, не является настоящим дао».
Поэтому даосисты считают, что поскольку человек не может воздействовать на мир, то лучше и не пробовать это делать.
Таким образом, оба учения требовали от человека полного подчинения существующим государственным порядкам. [2]
Письменность
Китайская письменность использует иероглифы. Каждый знак на письме обозначает целое слово. Это очень тяжелая система письма. Надо было учиться много лет, чтобы ее освоить. Первые надписи были сделаны на костях животных. Потом начали писать на дощечках из бамбука. Дощечки связывали веревкой. Чтобы поднять даже маленькую книгу, надо было быть настоящим силачом. В империи Цинь знали письмо на шелке. Но это был очень дорогой материал. В I в. до н. э. китайцы изобрели бумагу. Ее делали из тряпок, бамбука и коры деревьев. Из-за ее дешевизны начали пользоваться только ею.
Литература и искусство
Древние китайцы очень любили поэзию. До нас дошло много поэтических сборников. Каждый образованный китаец должен был помнить много стихов. Стихи читались под музыку. Сохранилось выражение: «Слова могут обмануть, люди могут прикидываться, только музыка не может лгать».
Дома и дворцы не сохранились. Их строили из дерева. Но по глиняным и бронзовым моделям мы знаем, как они выглядели. Представление о них дают и раскопки императорских дворцов. Их строили на каменном фундаменте, который возвышался над землей. На него ставили столбы, поддерживающие крышу. Между столбами возводили стену из глины, а потом из кирпича. Крышу покрывали черепицей. Во дворцах начала развиваться и китайская живопись.
Самой нужной в повседневной жизни была математика. Сохранился сборник «Математика в девяти книгах». Из него мы узнаем, что китайцам была известна, например, теорема Пифагора и решение уравнений.
Близко к математике стояла астрономия. Китайские ученые довольно точно вычислили время солнечного года - 365,25 дня. Они знали 783 звезды. Астрономия использовалась и в сельском хозяйстве. Были написаны специальные книги, в которых сельскохозяйственные работы связывались с календарными периодами. Существовали и агрономические труды.
Сейчас во всем мире широкой популярностью пользуется китайская медицина. Она имеет древнее происхождение. Китайцы открыли иглоукалывание. Китайские медики использовали чай как лекарство. Потом его начало употреблять в пищу все население.
Китайские купцы побывали во многих странах. Их знания дали начало географии, был составлен сборник «Книга гор и морей». Древним китайцам был уже известен компас и сейсмограф. [4]
Культура Древнего Китая всегда подразумевала в первую очередь воспитание детей. Еще в древности китайцы были известны во всем мире тем, что они уделяли очень большое внимание этому вопросу. Они учили своих детей так: чтобы добиться успеха в «достижении гармоничной семейной жизни, управлении нацией и победы над врагами» человек, прежде всего, должен совершенствовать свою нравственность и добродетель.
Согласно традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Несмотря на принятые в других странах более свободные стили воспитания, воспитание детей в Древнем Китае всегда было очень ранним. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.
В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Они все вместе играли во дворе или на улице. Обычно это были несколько простых игр, в которых могли участвовать несколько детей: мяч с перьями, «камушки», «волки и овцы». Однако когда детям исполнялось семь лет, все игры сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах.
Крупные кланы и влиятельные семьи имели храмы предков, находившиеся в поместьях родных провинций. Храм предков помимо поклонения также предназначался для обучения детей, то есть его использовали как школу. Причем обучаться могли все члены клана из различных семей, в независимости от их нынешнего статуса или материального положения. В Древнем Китае образование было подчинено государственным целям, все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.
В культуре Древнего Китая семейное воспитание дополнялось образованием. При обучении первоочередное значение исходно придавалось изучению истории, так как именно на материале конкретных исторических прецедентов и их последствий легче всего научить человека распознавать добро и зло, привить ему стремление к добродетелям и внушить ему страх перед пороками. Кроме истории в школах Древнего Китая детей обучали основным понятиям и представлениям о мироздании. Изучали три начала: небо, землю, человека; четыре времени года и четыре части света. Давалось представление о теории пяти элементов и пяти добродетелях. Изучали основы музыки и ритуалов, норм социального поведения.
Воспитание мальчиков традиционно было более сложным и важным по сравнению с воспитанием девочек. Мужскую половину учили вежливости и знакомили с календарем, учили песням нравственного содержания. Девочкам в Древнем Китае было достаточно научиться быть скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства.
Наибольшее влияние на развитие педагогики и воспитания, а так же в культуру Древнего Китая оказали идеи Конфуция и его последователей. Конфуций отмечал, что возможности человека от природы неодинаковы. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правдивостью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу. В конфуцианстве всегда исключительное значение придавалось семье и нормам семейного общежития. По образу семьи в древнем Китае должны были строиться и взаимоотношения людей по социальной вертикали. В данном случае император Поднебесной является отцом, а подданные и народ - его дети.
К примеру, Чжугэ Лян (181-234 г.н.э.) был известным политиком и военным стратегом Древнего Китая. В 54 года он написал популярную книгу под названием «Рекомендации для моих детей». Чжугэ Лян посвятил ее своему восьмилетнему сыну Чжугэ Чаню. В этой книге он подытожил свой жизненный опыт, а также описал ответственность, возложенную на детей. В этой книге он просит своих детей быть миролюбивыми, постоянно совершенствовать себя и смотреть внутрь себя. Он сказал, что для того, чтобы стать благородным и достичь нравственного благочестия, человек должен вести скромный образ жизни. Чтобы достичь истинной мудрости, человеку необходимо быть спокойным и усердным. Чтобы достичь успеха в самосовершенствовании, человек должен быть непреклонным.
Таким образом, особенностью воспитания детей в Древнем Китае являлась многосторонность образования с упором на развитие и совершенствование нравственных качеств. Помимо общих представлений о мире и истории, обучение в Древнем Китае предусматривало воспитание эрудированного, вежливого, обладающего внутренним самоконтролем человека. Большое значение уделялось способности заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших поколений к старшим. Благодаря этому в древние времена достигалось приобретение большого терпения, сдержанности и самообладания, которое было свойственно всему китайскому народу. [1]
Заключение
Китайцы считали себя лучше своих соседей. Они их называли «варвары четырех сторон мира».
Считалось, что император имеет божественное происхождение, что он «Сын Неба». Его власть была безграничной. Императоры говорили: «Я - единственный среди людей». Они разделили общество на ранги с определенными правами и обязанностями. Ранг сохранялся по наследству. Его можно было повысить за заслуги перед государством и денежную плату. Разница в положении отдельных рангов защищалась религией.
Жизнь простых людей в древнем Китае была тяжёлой. Беспрерывно велись войны, опустошавшие страну. По селениям ездили чиновники со стражниками и собирали налоги. Крестьян, которые не могли расплатиться, отдавали в рабство. А в голодные годы случалось, что крестьяне сами продавали в рабство своих детей. Крестьяне должны были возводить плотины вокруг полей, рыть каналы. Их заставляли строить Великую Китайскую стену. Но как ни тяжело было крестьянам, положение рабов было еще хуже. По всей стране возникали новые рынки рабов, где их содержали, как животных.
Как и другие народы, в древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов.
Культура Древнего Китая всегда подразумевала в первую очередь воспитание детей.
Список литературы
1. Бадак А.Н. История Древнего мира. Древний Восток: Индия Китай. Страны Юго-Восточной Азии. Минск Харвест, 2000 г.
2. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.
3. История Востока: том 1 «Восток в древности» под ред. Р.Б Рыбакова. Москва. Восточная литература РАН. 2002 г.
4. www.istmira.com
2