Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:18, контрольная работа
История древних германцев – история этноса, сыгравшего основную роль в крушении могущественной Римской Империи, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы, давшего толчок становлению феодального общества. В целом, раннее средневековье в истории Европы явилось тем моментом всемирной истории, когда завязался узел, в котором сплелись пути развития трех общественных форм — античного общества, общества варваров, зарождавшегося феодального общества. Все это делает эпоху раннего средневековья и историю древних германцев, как ярких её представителей, интересной для историка, философа, социолога, поучительной в теоретическом отношении.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Хозяйственный строй германцев 4
2. Общественный строй германцев 7
3. Вопрос об эволюции общины (I в. до н. э. – I в н. э.) в историографии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы 15
Таким образом, в первые века нашей эры у древних германцев родовой строй вступил уже в период разложения. Развитие классовых отношений в обществе древних германцев было в значительной мере ускорено их соприкосновением с общественными порядками в поздней Римской империи IV—V вв.
3. Вопрос об эволюции общины (I в. до н. э. – I в н. э.) в
историографии.
В советской историографии общепринято выделение двух основных типов общины — первобытной, кровнородственной и соседской, территориальной, что соответствует двум принципиально различным социально-экономическим типам общества — доклассовой и классовым докапиталистическим формациям. Спорным является вопрос о переходных формах (соседско-родовых, соседско-большесемейных и пр.). Часть исследователей рассматривает большую семью в качестве типа, равноценного родовой и соседской общины. В развитии родовой общины обычно различают раннеродовую общину охотников, рыболовов, собирателей и развитую родовую общину ранних земледельцев и скотоводов. Первая приходится на стадию присваивающего хозяйства, вторая — на начальный этап производящего. Однако критерии различия той и другой со стороны внутренней структуры общины, конкретных форм кровнородственных связей понимаются по-разному.20
При всём огромном
Перечисленные стадии общины характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего дуализмом коллективного и индивидуального землевладения, но соотношение этих начал в них было разным. Азиатская стадия общины по сути являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В основе её лежала ещё общая собственность на землю. Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Такого рода общинная организация опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках общины, слабость либо отсутствие разделения труда между разными общинами. Античная стадия (полис), представлявшая следующую ступень разложения первоначального единства общины и обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности, предполагала такую организацию, при которой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в общине, но каждый член общины уже стал частным собственником обрабатываемого надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности (Ager publicus) отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших своё существование.22
Германская община являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших Община семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность лишь дополнение к собственности отдельных домохозяев. Если в античной общине существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в общине (полисе, государстве), то в германской форме, напротив, наличие самой общины обусловлено потребностями семейно-индивидуального хозяйства.23
Соседская община лучше всего представлена в источниках и изучена на примере германской марки. Первоначально община-марка представляла собой объединение свободных землевладельцев. В процессе феодализации с переходом крестьянских наделов из частной собственности их владельцев в феодальное держание свободная марка превращалась в зависимую. В классическом варианте с характерным разделением земель на наделы отдельных семей и альменду, со строго регламентированным использованием последней, принудительным севооборотом, системой «открытых полей», различными сервитутами и самоуправлением община-марка сложилась к 12—13 вв. и просуществовала до конца средневековья (а в ряде стран и районов и дольше).
В этой связи следует упомянуть так называемую «марковую теорию», которая сложилась в западной историографии конца 19 в., согласно которой исходным пунктом аграрной эволюции и всего социального строя средневековья было общинное землевладение с коллективной собственностью на землю. Отдельные положения теории были выдвинуты Ганзеном (Германия) и Олуфсеном (Дания); Маурером (Германия).
С точки зрения эволюции общины представители теории исследовали происхождение и развитие феодальной вотчины, городов и их строя, используя сравнительно-исторический метод и особенно такие его разновидности, как метод исторических переживаний и ретроспективный метод исторического исследования. 24
Слабой стороной теории стало рассмотрение аграрной истории феодальной эпохи как плавного, эволюционного процесса, лишенного внутренних антагонизмов, объяснение социальных конфликтов не классовыми противоречиями противоречиями, а вторжением в деревню внешних сил, недооценка роли насилия и переоценка роли правовых институтов в истории, представление о неизменности таких ист. категорий, как марка, альменда, марковый строй. Все эти идейно-методологические принципы, присущие теории, определили ограниченность познавательных возможностей в исследованиях представителей этой теории.25
Однако,
по мнению Энгельса, марковый строй «...
на протяжении всего средневековья служил
основой и образцом всякого общественного
устройства и пронизывал всю общественную
жизнь не только в Германии, Северной Франции,
Англии и Скандинавии».26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая
социально-экономическую
Характеристика
экономического строя древних германцев
в представлении историков
Родовой строй как при Цезаре, так и при Таците играл огромную роль у германцев. Однако уже во времена Тацита родовой строй германского этноса обнаруживает признаки своего разложения. Родовая знать приобретает всё большие богатства и всё большую власть, происходит поляризация между знатью (nobilitas) и рядовыми членами рода (plebs). Процесс стратификации идет медленно, тем не менее мы наблюдаем усложнение социальной структуры. В связи с зарождением имущественного и социального неравенства среди германцев изменился и их политический строй.
Все это подталкивало процесс разложения первобытно-общинных отношений и перехода к феодализму.
В
целом нужно признать, что структура
общины у древних германцев нам
известна слабо. Отсюда — те крайности,
которые зачастую встречаются в
историографии: одна, выражающаяся в
полном отрицании общины в изучаемую
эпоху (между тем как жителей поселков,
изученных археологами, несомненно, объединяли
определенные формы общности); другая
крайность — моделирование древнегерманской
общины по образцу средневековой сельской
общины-марки, порожденной условиями более
позднего социального и аграрного развития.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Энгельс
Ф. К истории древних
[2,5,6,11,12] Гуревич А. Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. Т. 1. М., 1985. С. 90–137.
[3] Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне. – Кн. 1. гл.31, 33, 48, 50, 51. Кн. IV. Гл. 1, 2, 3, 21, 22, 23.
[4,7,18] Тацит Корнелий. Германия. Гл. I - 49. Анналы. Кн. II. Гл.5, 10, 11, 14, 45, 62. Кн. IV. Гл. 72. Кн. XI. Гл. 16. Кн. XII. Гл.29. Кн. XIII. Гл.121. Кн. XIX. Гл. 8–9; XXXVII. Гл.42.
[8,10]
Неусыхин А. И. Эволюция
[9,15]
Соловьева Л.Н. Древние
[13,17]
Гуревич А. Я. Древние
[14,15]
Энгельс Ф. Происхождение
[20,22,23] Большая советская энциклопедия. Т. 18. — М.: Советская энциклопедия. Под ред А.М. Прохоров, 3-е изд.., 1974. с. 252-255.
[21] Маркс К., Энгельс Ф. // Формы, предшествующие капиталистическому производству, Соч., 2 изд., т. 46, с. 461—503.
[24] Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в нем. историографии конца XIX - нач. XX в., (М., 1958);
[25]Советская
историческая энциклопедия. — М.:
Советская энциклопедия . Под ред.
Е. М. Жукова. 1973—1982.