Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:18, контрольная работа
История древних германцев – история этноса, сыгравшего основную роль в крушении могущественной Римской Империи, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы, давшего толчок становлению феодального общества. В целом, раннее средневековье в истории Европы явилось тем моментом всемирной истории, когда завязался узел, в котором сплелись пути развития трех общественных форм — античного общества, общества варваров, зарождавшегося феодального общества. Все это делает эпоху раннего средневековья и историю древних германцев, как ярких её представителей, интересной для историка, философа, социолога, поучительной в теоретическом отношении.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Хозяйственный строй германцев 4
2. Общественный строй германцев 7
3. Вопрос об эволюции общины (I в. до н. э. – I в н. э.) в историографии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы 15
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
ИСТОРИИ СРЕДНИХ
ВЕКОВ
Тема: Древние
германцы в первые века
н. э.;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Хозяйственный строй германцев 4
2. Общественный строй германцев 7
3. Вопрос об эволюции общины (I в. до н. э. – I в н. э.) в историографии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы
15
ВВЕДЕНИЕ
История древних германцев – история этноса, сыгравшего основную роль в крушении могущественной Римской Империи, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы, давшего толчок становлению феодального общества. В целом, раннее средневековье в истории Европы явилось тем моментом всемирной истории, когда завязался узел, в котором сплелись пути развития трех общественных форм — античного общества, общества варваров, зарождавшегося феодального общества. Все это делает эпоху раннего средневековья и историю древних германцев, как ярких её представителей, интересной для историка, философа, социолога, поучительной в теоретическом отношении.
Однако некоторые аспекты
В
данной работе мы попробуем проследить
социально-экономическую
Хозяйственная
жизнь древних германцев стояла
на значительно более низком уровне,
чем хозяйственная жизнь
Характеристика
экономического строя древних германцев
в представлении историков
Цезарь, застав свевов во время
их переселения, достаточно
Не менее широко известны слова Тацита: «Они каждый год меняют пашню и [все-таки] еще остается [свободное] поле».4 Эти слова могут свидетельствовать о существовании у германцев переложной системы землепользования (Feldgraswirtschaft), при которой пашню приходилось систематически забрасывать для того, чтобы почва, истощенная экстенсивной обработкой, могла восстановить свое плодородие.
Более пристальное чтение повествований Тацита о войнах римских полководцев в Германии показывает, что леса использовались ее жителями не для поселения, но в качестве убежищ, где они прятали свой скарб и свои семьи при приближении противника, а также для засад, откуда они внезапно нападали на римские легионы, не приученные к войне в подобных условиях. Селились же германцы на полянах, на опушке леса, близ ручьев и рек, а не в лесной чаще.5
Археологические находки
Значительно изменился у древних германцев порядок пользования землёй. «Земля,— писал Тацит в 26-й главе «Германии»,— занимается всеми вместе, поочерёдно, по числу работников, и вскоре они делят её между собой по достоинству; делёж облегчается обширностью земельной площади».7
Таким образом, в отличие от прежних порядков, пахотная земля «занятая всеми вместе», т. е. продолжавшая находиться в коллективной собственности родовых общин, уже не обрабатывалась ими коллективно. Она делилась между входившими в данные общины большими семьями, в которых сыновья и внуки продолжали ещё вести общее хозяйство с главой семьи. При этом семья вождя и семьи так называемых знатных лиц племени (родовых старейшин и пр.) получали большее количество земли, чем семья простого свободного германца, так как вождь и родовая знать уже имели в это время большее количество скота и другого имущества и могли обработать больший земельный участок. Именно это и означали слова Тацита о том, что раздел пахотной земли происходил «по достоинству» тех лиц, которые в данном разделе участвовали. Принадлежавшие общине луга и леса продолжали, как и раньше, находиться в коллективном пользовании.8
Торговые сношения существовали между отдельными племенами, но интенсивнее торговля развивалась в местах, пограничных с римскими владениями, и римские купцы проникали в германские земли не только в мирное, но даже и в военное время. Германцы предпочитали меновую торговлю, хотя деньги были им известны уже во времена Цезаря. У римлян германцы покупали металлические изделия, оружие, домашнюю утварь, украшения и разные принадлежности туалета, а также вино и фрукты. Римлянам они продавали скот, шкуры, меха, янтарь с побережья Балтийского моря. Плиний пишет о гусином пухе из Германии и о некоторых овощах, которые вывозились оттуда римлянами. Энгельс считает, что германцы продавали римлянам рабов, в которых они обращали пленных, захваченных во время военных походов. 9
Торговые
отношения с Римом
Климатические изменения (понижение среднегодовой температуры) привели к необходимости постройки более постоянных жилищ. В домах этого периода (они лучше изучены в северных районах расселения германских народов, во Фрисландии, Нижней Германии, в Норвегии, на о-ве Готланд и в меньшей степени в Средней Европе4) наряду с помещениями для жилья располагались стойла для зимнего содержания домашних животных. Эти так называемые длинные дома (от 10 до 30 м в длину при 4—7 м в ширину) принадлежали прочно оседлому населению.
В это время германцы селились большими деревнями и умели строить деревянные дома, которые они обмазывали разноцветной глиной, такой чистой и яркой, что создавалось впечатление цветного узора.
В домах делались погреба, служившие местом хранения сельскохозяйственных продуктов. Сравнительное обилие этих продуктов свидетельствовало о возросшем значении земледелия в хозяйственной жизни германцев. На это указывают также обязательный при заключении брака дар мужа жене в виде упряжки волов; употребление германцами пшеницы и ячменя не только в пищу, но и для производства «напитка, подобного вину»; ношение одежды из льняного холста и т. д.10
Типичной «исходной» формой германских поселений, по единодушному утверждению современных специалистов, были хутора, состоявшие из нескольких домов, или отдельные усадьбы. Они представляли собой небольшие «ядра», которые постепенно разрастались.
Вместе
с поселениями приобрели
За
несколько десятков лет до нашей
эры и в её начале германцы, жившие
в области между Рейном, Верхним
Дунаем и Эльбой, а отчасти и
в области коренного
В первые века нашей эры германцы по-прежнему жили в условиях первобытно-общинного строя. Из родичей составлялись военные отряды; родичи получали часть штрафа, платившегося виновным в каком-либо поступке потерпевшему; при родичах происходило заключение браков, оценка приданого, наказание неверной жены и т. д. 12
В то же самое время в жизни германцев уже наблюдались и признаки начавшегося разложения первобытно-общинных отношений. Возникло имущественное неравенство. Скот перешёл в частную собственность. Наиболее зажиточные из германцев начали отличаться от всех остальных даже своей одеждой. Зародились классы. Появились рабы и распространилась первоначальная, так называемая патриархальная, форма рабства. Рабы, которыми становились захваченные во время войн пленные, отличались от римских рабов и были близки по условиям своей жизни к римским колонам IV — V вв. Они получали участок земли и вели своё собственное хозяйство, будучи обязаны господину только оброком: хлебом, мелким скотом или одеждой. Однако самая возможность иметь то или иное количество рабов, несмотря на более мягкие по сравнению с римскими формы их эксплуатации, усиливала социальное неравенство в древнегерманском обществе.13
Во главе германских племен стояли старейшины – кунинги. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник. Он собирал вокруг себя дружину. Ф. Энгельс писал, что "это была наиболее развитая организация управления, какая вообще могла развиться при родовом устройстве".14
В
эту эпоху у германцев
О кровной мести, характерной для родового строя, имеются упоминания у Тацита, в древнегерманских сагах и песнях. Тацит отмечает, что месть за убийство может заменяться выкупом (скотом). Этот выкуп - "вира" - поступает в пользование всего рода. 15
Особые отношения складываются с дружиной, происходит переход от родственных связей к узам личного подчинения. В дружинах, указывал Энгельс, имелся уже «… зародыш упадка старинной народной свободы, и такую именно роль они сыграли во время переселения народов и после него».16
В
связи с зарождением
За простыми членами племени оставалось лишь право отвергать предложения старейшин «шумным ропотом» или же одобрять их, «потрясая оружием». Менее значительные дела на народном собрании не обсуждались вовсе, а решались, как писал Тацит, самостоятельно «первыми людьми племени».18
Маркс и Энгельс называли