Древние германцы в первые века н. э.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:18, контрольная работа

Описание работы

История древних германцев – история этноса, сыгравшего основную роль в крушении могущественной Римской Империи, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы, давшего толчок становлению феодального общества. В целом, раннее средневековье в истории Европы явилось тем моментом всемирной истории, когда завязался узел, в котором сплелись пути развития трех общественных форм — античного общества, общества варваров, зарождавшегося феодального общества. Все это делает эпоху раннего средневековья и историю древних германцев, как ярких её представителей, интересной для историка, философа, социолога, поучительной в теоретическом отношении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Хозяйственный строй германцев 4
2. Общественный строй германцев 7
3. Вопрос об эволюции общины (I в. до н. э. – I в н. э.) в историографии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

КОНТРА.doc

— 100.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ИСТОРИИ СРЕДНИХ  ВЕКОВ  
 
 
 

         Тема:  Древние  германцы в первые века н. э.; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ                3

 1. Хозяйственный строй германцев            4

 2. Общественный строй германцев             7

 3. Вопрос об эволюции общины (I в. до н. э. – I в н. э.) в историографии   10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                13 

Список литературы                  15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    История древних германцев – история  этноса, сыгравшего основную роль в крушении могущественной Римской Империи, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы, давшего толчок становлению феодального общества. В целом, раннее средневековье в истории Европы явилось тем моментом всемирной истории, когда завязался узел, в котором сплелись пути развития трех общественных форм — античного общества, общества варваров, зарождавшегося феодального общества. Все это делает эпоху раннего средневековья и историю древних германцев, как ярких её представителей, интересной для историка, философа, социолога, поучительной в теоретическом отношении.

      Однако некоторые аспекты истории  древних германцев до сих пор исследованы недостаточно несмотря на наличие источников, к которым относятся сочинения Тацита («Анналы» и, прежде всего, «О происхождении германцев и местоположении германцев»), а также «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря. Эти источники дают богатый материал о расселении, хозяйстве, занятиях, обычаях, верованиях древних германцев, но во многом противоречат друг другу, что привило к  появлению различных точек зрения в исторической литературе и продолжающимся спорам, поэтому можно говорить об актуальности нашей темы.

    В данной работе мы попробуем проследить социально-экономическую эволюцию древнегерманских племён на рубеже новой и старой эр; обнаружить главную тенденцию развития социальной структуры варваров-германцев на рубеже нашей эры; определить конкретный уровень развития хозяйства и общественных отношений германцев до их переселения на римскую территорию с учетом различных точек зрения. 
 
 

  1. Хозяйственный строй германцев
 

    Хозяйственная жизнь древних германцев стояла на значительно более низком уровне, чем хозяйственная жизнь рабовладельческого общества, находившегося в периоде  расцвета (I в. до н. э.— I и II вв. н. э.). За 150 лет, отделявших германцев, о которых писал Юлий Цезарь, от германцев, описанных Тацитом, они сильно продвинулись вперёд в своём общественном развитии. «Эпоха между Цезарем и Тацитом,— писал Ф. Энгельс,— представляет… окончательный переход от кочевой жизни к оседлости.1

    Характеристика  экономического строя древних германцев  в представлении историков разных школ и направлений, была предельно  противоречива: от первобытного кочевого быта до развитого хлебопашества. Сторонники номадной теории полагали, что в период, разделяющий «Записки» Цезаря и «Германию» Тацита, германцы переходили от кочевого быта к оседлости и начаткам земледелия. Однако постепенно наука отказалась от номадной теории — слишком уж бросались в глаза не согласующиеся с такими оценками указания Тацита и даже Цезаря.2

      Цезарь, застав свевов во время  их переселения, достаточно определенно  говорит: свевов привлекали плодородные  пахотные земли Галлии.3

    Не  менее широко известны слова Тацита: «Они каждый год меняют пашню и [все-таки] еще остается [свободное] поле».4 Эти слова могут  свидетельствовать о существовании у германцев переложной системы землепользования (Feldgraswirtschaft), при которой пашню приходилось систематически забрасывать для того, чтобы почва, истощенная экстенсивной обработкой, могла восстановить свое плодородие.

    Более пристальное чтение повествований  Тацита о войнах римских полководцев  в Германии показывает, что леса использовались ее жителями не для  поселения, но в качестве убежищ, где  они прятали свой скарб и свои семьи при приближении противника, а также для засад, откуда они внезапно нападали на римские легионы, не приученные к войне в подобных условиях. Селились же германцы на полянах, на опушке леса, близ ручьев и рек, а не в лесной чаще.5

      Археологические находки свидетельствуют о распространенности у германцев железодобываюшего промысла, который давал им орудия, необходимые для расчистки лесов и вспашки почв, также как и оружие. Это  особенно заметно по находкам в северных частях континента, где в последние века до начала н.э. появляется тяжелый плуг с отвалом и лемехом. Подобный плуг был существенным условием для подъема глинистых почв, и внедрение его в сельское хозяйство расценивается в научной литературе как революционное новшество, свидетельствующее о важном шаге на пути интенсификации землепашества.6

    Значительно изменился у древних германцев  порядок пользования землёй. «Земля,—  писал Тацит в 26-й главе «Германии»,—  занимается всеми вместе, поочерёдно, по числу работников, и вскоре они  делят её между собой по достоинству; делёж облегчается обширностью земельной площади».7

    Таким образом, в отличие от прежних  порядков, пахотная земля «занятая всеми вместе», т. е. продолжавшая находиться в коллективной собственности родовых  общин, уже не обрабатывалась ими  коллективно. Она делилась между входившими в данные общины большими семьями, в которых сыновья и внуки продолжали ещё вести общее хозяйство с главой семьи. При этом семья вождя и семьи так называемых знатных лиц племени (родовых старейшин и пр.) получали большее количество земли, чем семья простого свободного германца, так как вождь и родовая знать уже имели в это время большее количество скота и другого имущества и могли обработать больший земельный участок. Именно это и означали слова Тацита о том, что раздел пахотной земли происходил «по достоинству» тех лиц, которые в данном разделе участвовали. Принадлежавшие общине луга и леса продолжали, как и раньше, находиться в коллективном пользовании.8

    Торговые  сношения существовали между отдельными племенами, но интенсивнее торговля развивалась в местах, пограничных с римскими владениями, и римские купцы проникали в германские земли не только в мирное, но даже и в военное время. Германцы предпочитали меновую торговлю, хотя деньги были им известны уже во времена Цезаря. У римлян германцы покупали металлические изделия, оружие, домашнюю утварь, украшения и разные принадлежности туалета, а также вино и фрукты. Римлянам они продавали скот, шкуры, меха, янтарь с побережья Балтийского моря. Плиний пишет о гусином пухе из Германии и о некоторых овощах, которые вывозились оттуда римлянами. Энгельс считает, что германцы продавали римлянам рабов, в которых они обращали пленных, захваченных во время военных походов. 9

    Торговые  отношения с Римом стимулировали  развитие ремесел у германских племен. К 5 в. можно наблюдать значительный прогресс в различных областях производства - в судостроении, обработке металлов, чеканке монет, изготовлении украшений и т.д.  

    Климатические изменения (понижение среднегодовой  температуры) привели к необходимости постройки более постоянных жилищ. В домах этого периода (они лучше изучены в северных районах расселения германских народов, во Фрисландии, Нижней Германии, в Норвегии, на о-ве Готланд и в меньшей степени в Средней Европе4) наряду с помещениями для жилья располагались стойла для зимнего содержания домашних животных. Эти так называемые длинные дома (от 10 до 30 м в длину при 4—7 м в ширину) принадлежали прочно оседлому населению.

    В это время германцы селились большими деревнями и умели строить  деревянные дома, которые они обмазывали разноцветной глиной, такой чистой и яркой, что создавалось впечатление цветного узора.

    В домах делались погреба, служившие  местом хранения сельскохозяйственных продуктов. Сравнительное обилие этих продуктов свидетельствовало о возросшем значении земледелия в хозяйственной жизни германцев. На это указывают также обязательный при заключении брака дар мужа жене в виде упряжки волов; употребление германцами пшеницы и ячменя не только в пищу, но и для производства «напитка, подобного вину»; ношение одежды из льняного холста и т. д.10

    Типичной  «исходной» формой германских поселений, по единодушному утверждению современных  специалистов, были хутора, состоявшие из нескольких домов, или отдельные  усадьбы. Они представляли собой  небольшие «ядра», которые постепенно разрастались.

    Вместе  с поселениями приобрели константность  и хозяйственные формы. Об этом свидетельствует  изучение следов полей раннего железного  века, обнаруженных в Ютландии, Голландии, внутренней Германии, на Британских островах, на островах Готланд и Эланд, в Швеции и Норвегии. Их принято называть «древними полями» — oldtidsagre, fornakrar (или digevoldingsagre — «поля, огороженные валами») или «полями кельтского типа — celtic fields. Они связаны с поселениями, жители которых возделывали их из поколения в поколение.11 

      
     

  1. Общественный  строй германцев
 

    За  несколько десятков лет до нашей  эры и в её начале германцы, жившие в области между Рейном, Верхним  Дунаем и Эльбой, а отчасти и  в области коренного славянского  расселения по южному побережью Балтийского моря и делившиеся на множество племён, не имели никакой письменности. Об их общественном строе известно из сочинений римских писателей и по данным археологии.

    В первые века нашей эры германцы по-прежнему жили в условиях первобытно-общинного строя. Из родичей составлялись военные отряды; родичи получали часть штрафа, платившегося виновным в каком-либо поступке потерпевшему; при родичах происходило заключение браков, оценка приданого, наказание неверной жены и т. д. 12

    В то же самое время в жизни германцев уже наблюдались и признаки начавшегося разложения первобытно-общинных отношений. Возникло имущественное неравенство. Скот перешёл в частную собственность. Наиболее зажиточные из германцев начали отличаться от всех остальных даже своей одеждой. Зародились классы. Появились рабы и распространилась первоначальная, так называемая патриархальная, форма рабства. Рабы, которыми становились захваченные во время войн пленные, отличались от римских рабов и были близки по условиям своей жизни к римским колонам IV — V вв. Они получали участок земли и вели своё собственное хозяйство, будучи обязаны господину только оброком: хлебом, мелким скотом или одеждой. Однако самая возможность иметь то или иное количество рабов, несмотря на более мягкие по сравнению с римскими формы их эксплуатации, усиливала социальное неравенство в древнегерманском обществе.13

    Во  главе германских племен стояли старейшины – кунинги. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник. Он собирал вокруг себя дружину. Ф. Энгельс писал, что "это была наиболее развитая организация управления, какая вообще могла развиться при родовом устройстве".14

    В эту эпоху у германцев господствуют патриархально-родовые отношения. Вместе с тем, у Тацита и в некоторых  других источниках, которые приводит Ф. Энгельс, имеются сведения о наличии  у германцев пережитков матриархата. Пережитком матриархата является и то, что в женщине древние германцы видели особую пророческую силу, советовались с ней в важнейших делах. была страшна мысль о том, что женщины их племени могут попасть в плен.

    О кровной мести, характерной для  родового строя, имеются упоминания у Тацита, в древнегерманских сагах и песнях. Тацит отмечает, что месть за убийство может заменяться выкупом (скотом). Этот выкуп - "вира" - поступает в пользование всего рода. 15

    Особые  отношения складываются с дружиной, происходит переход от родственных  связей к узам личного подчинения. В дружинах, указывал Энгельс, имелся уже «… зародыш упадка старинной народной свободы, и такую именно роль они сыграли во время переселения народов и после него».16

    В связи с зарождением имущественного и социального неравенства среди германцев изменился и их политический строй. Хотя верховная власть продолжала принадлежать ещё народному собранию, на которое собирались все свободные германцы-воины, значение этого собрания сильно уменьшилось. За ним сохранилось решение лишь наиболее важных дел — вопросов войны и мира, выбора военачальников, а также рассмотрение таких преступлений, которые наказывались смертью. К тому же все эти дела выносились на народное собрание знатью племени только после их предварительного обсуждения на совете старейшин.17

    За  простыми членами племени оставалось лишь право отвергать предложения  старейшин «шумным ропотом» или  же одобрять их, «потрясая оружием». Менее значительные дела на народном собрании не обсуждались вовсе, а  решались, как писал Тацит, самостоятельно «первыми людьми племени».18

      Маркс и Энгельс называли такое  видоизменение прежних родовых  порядков «военной демократией», поскольку сложившихся классов  в то время ещё не существовало, как не существовало и государства,  которое бы стояло над народом, а войны были обычным и повседневным явлением.19

Информация о работе Древние германцы в первые века н. э.