Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:38, реферат
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.
Введение
1.Малые божества и боги-чудовища
2.Звериные божества
3.Человекоподобные божества
4.Домашние божества
2.Древний пантеон
3.Боги земледельческой эпохи
4.Боги – воины и пантеон князя Владимира
5.Календарь
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
по дисциплине: Отечественная
история
тема: Древнеславянский
пантеон богов и его культы
План.
Введение
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Славяне
отделились от индоевропейского языкового
массива во II тысячелетии до нашей
эры. Их верования уходят корнями
в воззрения древних
За
это время их воззрения претерпели
существенные изменения. По мнению наиболее
выдающегося исследователя
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.
Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.
Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.
Из-за
разрозненности языческих верования,
так и не достигших своего расцвета,
сохранилось очень мало сведений о язычестве,
да и то довольно скупых. Собственно славянские
мифологические тексты не сохранились:
религиозно-мифологическая целостность
язычества была разрушена в период христианизации
славян. Возможна лишь реконструкция основных
элементов славянской мифологии на базе
вторичных письменных, фольклорных и вещественных
источников. Главный источник сведений
по раннеславянской мифологии — средневековые
хроники, анналы, написанные посторонними
наблюдателями на немецком или латинском
языках и славянскими авторами (мифология
польских и чешских племен), поучения против
язычества ("Слова") и летописи. Ценные
сведения содержатся в сочинениях византийских
писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических
описаниях средневековых арабских и европейских
авторов. Обширный материал по славянской
мифологии дают позднейшие фольклорные
и этнографические собрания, а так же языковые
данные (отдельные мотивы, мифологические
персонажи и предметы). Все эти данные
относятся в основном к эпохам, следовавшим
за праславянской, и содержат лишь отдельные
фрагменты общеславянской мифологии.
Хронологически совпадают с праславянским
периодом данные археологии по ритуалам,
святилищам (храмы балтийских славян в
Арконе, Перыне под Новгородом и др.), отдельные
изображения (Збручский идол и д.р.).
В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота , а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили лютый, а себя называли “лютичи”. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С принятием христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом «волкодлак» ( т.е. облаченный в длаку – волчью шкуру) стали называть злого оборотня, позднее «волкодлак» превратилось в «вурдалак».
Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.
Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман- оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.
Миф о Медведе - хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских сказках. Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось в слух и поэтому не дошло до нас. Медведь- это прозвище зверя ,означающее «недоед » , в слове «берлога» сохранился и более древний корень – « бер, т.е. «бурый» (берлога – логово бера).
Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались произносить слово «медведь» и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию рогов -–"«соха» – оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, - кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий – Большой и Малой Медведицы – Лось и Лосенок. Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч.
Среди
домашних животных славяне более
всего почитали Коня, ведь некогда предки
большинства народов Евразии вели кочевой
образ жизни, и в облике золотого коня,
бегущего по небу, им представлялось солнце.
Позднее возник миф о боге солнца, едущем
по небу на колеснице. Образ Солнца-коня
сохранился в убранстве русской избы,
увенчанной коньком, изображением одной
или двух конских голов. Амулет с изображением
конской головы или просто подкова, подобно
другим солнечным символам считались
могучим оберегом.
1.2. Человекоподобные божества
С течением времени человек все больше освобождался от страха перед миром животных, и звериные черты в образах божеств постепенно начали уступать место человеческим. Хозяин леса из медведя превратился в косматого лешего с рогами и лапами, но все же напоминающего человека.
Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может наоборот завести человека в чащу и погубить. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стали восприниматься враждебно.
Божествами
влаги и плодородия у славян были
русалки и вилы, выливающие на поля
росу из волшебных рогов. О них
говорили, то как о девушках лебедях,
прилетающих с небес, то как о
хозяйках колодцев и ручьев, то как
о мавках-утопленницах, то как о полудницах,
бегающих в полдень по хлебным полям и
придающим силу колосу. По народным поверьям,
в короткие летние ночи русалки выходят
из своих подводных убежищ, качаются на
ветвях, а если встретят мужчину, могут
защекотать до смерти либо увлечь за собой
на дно озера.
Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств – доброхотов и доброжилов, во главе которых стол домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь. В новый дом домового переносили в горшке с углями из старой печи, повторяя при этом: «Домовой, домовой, пойдем со мной!».
Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева были старательны, об к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Считалось, что с особенным вниманием домовой относился к скотине: по ночам расчесывал гривы и хвосты коней (а если сердился, то наоборот спутывал шерсть животных в колтуны) он мог отнять молоко у коров, а мог сделать удой обильным, он имел власть над жизнью и здоровьем новорожденных домашних животных. Потому домового старались задобрить. При переезде в новый дом накануне переезда брали 2 фунта белой муки, 2 яйца, 2 столовых ложки сахара, 0,5 фунта масла, 2 щепотки соли, замешивали тесто и несли в новый дом. Пекли из этого теста хлеб. Если хлеб хороший, то жизнь хорошая, если плохой – то скоро переезжать. На 3-й день звали гостей и накрывали ужин и лишний прибор ставили для домового. Наливали вино и чокались с домовым. Разрезали хлеб, угощали всех. Одну горбушку заворачивали в тряпочку и хранили вечно. Вторую солили 3 раза, втыкали ребром серебряную деньгу и клали под печку. Ставили рюмку полную до самых краев и приговаривали: « Хозяин-батюшка, сударь домовой меня полюби да пожалуй, мое добро береги, мою скотину береги, мое угощение прими и вина отпей из полной чаши. Клонились этой печке 3 раза с 3 сторон. Брали кошку и подносили к печке в подарок домовому: « Дарю тебе домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор. Через 3 дня смотрели – выпито ли вино, если выпито, то доливалось снова. Если вино не выпито, то просили 9 дней 9 раз, чтобы отведал угощение. Угощение для домового ставили каждого 1 числа месяца.
Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего.
Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков. Выражение «Чур меня!» означало просьбу: «Предок храни меня!». На Руси верили, что домовой лицом сходен с хозяином дома, только руки у него покрыты шерстью.
В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог (эти доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, им оставляли в углу хлева немного хлебе и творога), а также овинник – хранитель запасов зерна и сена.
Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву баннику приносили черную курицу.
В бане также оставляли жертвы навьям – злым душам тех, кто умер насильственной смертью. Навьи представлялись в виде огромных птиц без оперения, летающих по ночам, в бурю, дождь. Эти птицы кричали как голодные ястребы, и их крик предвещал смерть. Чтобы уберечься от гнева навий, с собой всегда носили головку чеснока, иголку без ушка или серебряный амулет.
Культ
«малых» божеств не исчез с
приходом христианства. Поверья сохранились
по двум причинам. Во-первых, почитание
«малых» божеств было менее явным,
чем культ богов неба, земли и грозы.
«Малым» божествам не строили святилищ,
обряды в их честь совершались дома, в
кругу семьи. Во- вторых, люди считали,
что малые божества живут рядом и человек
общается с ними ежедневно, поэтому, несмотря
на церковные запреты, продолжали почитать
добрых и злых духов, тем самым, обеспечивая
себе благополучие и безопасность.
Самым грозным считался владыка подземного и подводного мира - Змей. Змей – могучее и враждебное чудовище – встречается в мифологии практически любого народа. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках.
Информация о работе Древнеславянский пантеон богов и его культы