Древнерусское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

Содержание

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 3
1.1. Предпосылки 3
1.2.Основные этапы складывания древнерусского государства 6
1.3.Особенности и историческое значение образования государства восточных славян 10
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ 20- НАЧАЛЕ 21 ВВ. 12
2.1 Россия в системе международных отношений 14
2.2. Внешняя политика современной России 19
2.3 Геополитическое положение современной России 21
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

Для России большую значимость имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское  сообщество.

Объективной базой развития российско-американских отношений  является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых  договоренностей по сокращению и  уничтожению ядерных, химических и  иных вооружений, соблюдение положений  Договора по ПРО.

В Азиатско-Тихоокеанском  регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и  стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.

Российская внешнеполитическая концепция имеет целью сформировать вокруг себя необходимый общегосударственный  консенсус. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции  поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и  займет свое неповторимое место в  мире. Положение региональной державы  с ограниченными международными интересами сменится ситуацией, в которой  России будут обеспечены выходы на роль мировой державы.

2.2. Внешняя политика современной  России

 

Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение  страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят  ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии  и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений .

В настоящее время можно  говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией  своей линии поведения на международной  арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса  великой державы и продолжения  прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического  влияния и контроля над другими  государствами. Несмотря на несбыточность  такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего  такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического  руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).

Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние  может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять  логику поведения «сверхдержавы» в  локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического  влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и  взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и  прагматическом сближении или отдалении  от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные  интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь  в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к  внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических  и других внутренних проблем .

В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное  решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум  к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

Среди приоритетных направлений  внешней политики России можно выделить следующие :

создание новой системы  взаимоотношений с бывшими социалистическими  странами;

вхождение в европейское  и мировое сообщество;

разработка новых принципов  межгосударственных отношений с  бывшими республиками СССР;

разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом  пространстве;

активизация отношений с  Китаем, странами Юго-Восточной Азии;

равноправное развитие отношений  с США;

противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;

участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных  конфликтов под эгидой ООН.

2.3 Геополитическое положение современной  России

 

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с  учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной  от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки  зрения своего геополитического положения  Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась  в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей .

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности  считается приоритетной в области  внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления  в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких  республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая  интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства  наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России .

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных  месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как  Черноморский и Балтийский, составлял  значительную часть российского  геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что  если контроль над пространством  теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как  геополитического субъекта стал активно  проявлять себя в направлении  Центральной Азии, Поволжья и Северного  Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский .

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая  исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.

Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах  возникает своего рода «санитарный  кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад  и превращающий Калининградскую  область в оторванный от основной российской территории эксклав.

Другая точка зрения в  менее драматизированной форме  представляет, что ряд стран Центральной  Европы, присоединившиеся к НАТО, в  прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас –только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО.

В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском  регионах удастся, если Россия будет  опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.

Если иметь в виду восточное  направление, то российские позиции  на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались  под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2- места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится  на второе место, за ним будут следовать  Япония, Индия и Индонезия[44] .

И в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет  определяться в первую очередь основными  показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории  всегда была серьезным геополитическим  субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в  мире территорией, которая расположилась  на двух континентах.

Задача, которую Россия сама должна решить, – не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой  арене, во-вторых, оттеснения от участия  в решении проблем, затрагивающих  ее стратегические интересы.

Глобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию международных и  межгосударственных отношений. Это  означает, что политика ведется ради людей, что интересы человека, его  права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а  государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью. Главный критерий любых государственных и общественных институтов – служение людям. Однако идея верховенства человека не должна превращаться в абсолют, отрываться от реальностей бытия. Он должен рассматриваться  в неразрывной связи с другими  людьми, производством, обществом, природой, осознавать, что смысл жизни – не в потреблении, а в созидании, в служении другим людям.

Таким образом, глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены  между собой, с региональными  и национально-государственными проблемами. В их основе – противоречия глобального  масштаба, затрагивающие основы существования  современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене  ведет к деструктивным процессам  в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется  также и тем, что пока еще низок  уровень управления глобальными  процессами со стороны международных  организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем  современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного  развития.

При разработке внешнеполитической стратегии нашей страны важно  сохранить органическое единство принципов  формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство  должно предусматривать наличие  единых стандартов, регулирующих отношения  со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями  Запада, Россия не должна сама допускать  такого рода действия по отношению  к соседним странам, осуждая проявления национализма и фашизма в сфере  международных отношений, столь  же решительно бороться с ними внутри страны, требуя открытости от своих  конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и  на международной арене.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Думин С.В., Турилов А.А.  “Откуда есть пошла Русская  земля?” // История Отечества:  люди, идеи, решения: Очерки истории  России IХ - нач. ХХ в. М.,1991.

2. Кирпичников А.Н., Дубов  И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги: Русско - скандинавские отношения  домонгольского времени // Славяне  и скандинавы. М., 1986.

3. Концепция внешней политики Российской Федерации – 12 июля 2008 года.

4. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003.

5. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000.

6. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель.// Вопросы истории, 1991, №2.

7. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IХ-ХI веков. Смоленск, 1995.

8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

9. Седов В.В. Восточные славяне в VI-ХIII вв. М., 1982.

10. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов// Вопросы истории.1991, №6.

11. Цыганков П. А. Международные отношения. — М., 1996.

12. Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до ХVII века. М.,1994.

 


Информация о работе Древнерусское государство