Древнерусское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

Содержание

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 3
1.1. Предпосылки 3
1.2.Основные этапы складывания древнерусского государства 6
1.3.Особенности и историческое значение образования государства восточных славян 10
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ 20- НАЧАЛЕ 21 ВВ. 12
2.1 Россия в системе международных отношений 14
2.2. Внешняя политика современной России 19
2.3 Геополитическое положение современной России 21
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

К концу Х века сложились  основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская  власть; простейший государственный  аппарат в лице дружины и наместников  князя; система данничества; территориальный  принцип расселения, вытесняющий  племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

1.3.Особенности и историческое  значение образования государства  восточных славян

Суровость климатических  условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации  задерживали и замедляли процесс  складывания государства у восточных  славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и  внешних факторов, что и позволило  ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской  цивилизации, раньше и быстрее подошли  к государственным формам организации  общественной жизни.

Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет  способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства  имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало  благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства  формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система  общества.

В рамках древнерусского государства  происходит складывание единой древнерусской  народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского  и белорусского.

Древнерусское государство  в течение веков после своего возникновения отбивало “волны”  кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные  условия для развития европейской  цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через  который совершался культурный и  торговый обмен между Западом  и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая  внутренние противоречия, углубляя социокультурный  раскол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ 20- НАЧАЛЕ 21 ВВ.

 

Внешняя политика России является одной из ключевых проблем современного мира. Это обусловлено многими  причинами, главными из которых являются:

- большая территория страны  и в связи с этим большое  количество населения, 

- запасы полезных ископаемых, добыча которых существенно влияет  на мировой рынок, 

- тесно связанная с  предыдущим пунктом - Россия является  одним из крупнейших экспортеров  нефти и газа, что определяет  котировки мировых валют, 

- вся история нашей  страны показывает, что любое  событие, происходящее в России, может существенно повлиять на  ход истории всех остальных  стран.

Все это определяет повышенный интерес к нашей стране. Особенный  интерес вызывали происходящие в  нашей стране события в конце  прошлого начале нынешнего века.

Это было вызвано коренной ломкой политического и экономического строя страны: переход от авторитарный формы правления к демократической, от командной формы экономики  к рыночным отношениям – все это  оказало большое влияние на все  страны мира. Экономический кризис конца 90-х годов XX века был отчасти  вызван и событиями, произошедшими  на территории России.

Внешняя политика России определяется Президентом РФ и осуществляется Министерством иностранных дел.

Россия — один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую восьмерку» экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

Россия вместе с Белоруссией  составляют Союзное государство  России и Белоруссии.

Россия поддерживает дипломатические  отношения со 191 государством, имеет  дипломатические представительства в 144 странах.                                                                                                                                                                                                                              У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года), Бутаном и Соломоновыми Островами, а также Тувалу, с которым, однако, уже достигнута договоренность об их установлении.

Международное сообщество признало Россию государством-продолжателем  СССР. Это означает, что, с международно-правовой точки зрения, Россия и СССР —  одно и то же государство (в отличие  от понятия «правопреемник», подразумевающего смену одного государства другим). Благодаря этому Россия продолжила осуществление всех международных  прав и выполнение международных  обязательств СССР. Среди них особенно важны статус постоянного члена  Совета безопасности ООН, членство в  других международных организациях, права и обязательства по международным  договорам, имуществу и долгам перед  другими государствами.

Вместе с тем, Россия признается «сверхдержавой» в значительной степени по инерции, поскольку она  лишилась многих внешнеполитических позиций, которыми в свое время обладал  СССР, и в целом влияние современной  России на мировую политику гораздо  меньше советского.

 

2.1 Россия в системе международных  отношений

 

Система международных отношений  характеризуется совокупностью  связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе  международных отношений произошли  коренные изменения. Эти изменения  связаны с распадом «социалистического содружества», затем и самого его  создателя – Советского Союза .

В истории крах одной системы  международных отношений вызывался  либо масштабными войнами, либо революциями. Своеобразие современного периода  заключается в том, что замена системы международных отношений (или, как говорят, международного политического  порядка), сложившейся после 1945 г., произошла  в условиях относительно мирного  времени, несмотря на наличие многочисленных региональных вооруженных конфликтов, и «холодной войны», вызывавших постоянную напряженность между двумя противоположными блоками.

Исследователи считают, что  в 1945-1989 гг. существовала особая система  международных отношений, для которой  характерными были следующие черты: биполярная структура; придание мировой  политике нормативного порядка, создание ООН, других международных организаций  и институтов; углубляющиеся противоречия между экономически развитыми и  слаборазвитыми странами. В этой системе  СССР принадлежала одна из ведущих  ролей, определяющая международный климат .

В условиях перехода к новой  системе международных отношений  Россия (преемник СССР) претерпела глубокую трансформацию как участник системы  международных отношений. Российское государство столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, временной  дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возниковением новых государств и т.д.

Подобные процессы не могли  не ослабить внешнеполитические позиции  России. На Западе широкое распространение  получил тезис о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне проиграли все, и все  выиграли от ее окончания. Тем не менее  основу взаимоотношений в период распада мирового социализма, Варшавского  договора и СССР составляли заявления  западных политиков о «ненанесении ущерба интересам СССР» (затем они  трансформировались в «неиспользование нынешней слабости России в своих  односторонних интересах»). Такие  формулировки свидетельствуют об одном: сложилось новое соотношение  сил не в пользу России. Возникла реальная перспектива утраты Россией  статуса великой державы на мировой арене.

Россия не в состоянии  была оказать противодействие созданию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств — членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран Балтии и  других стран). Все это — попытки  исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской  и мировой безопасности. Такое  развитие событий может придать  России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса  в международных делах. В создавшихся  условиях, т.е. в крайне невыгодной обстановке для обеспечения своего участия  в формировании положения дел  в Европе и мире, России нужно  в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.

Одним из результатов таких  дипломатических усилий стало подписание Основополагающего акта, регулирующего  отношения между Россией и  НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает  в рамках деятельности Совместного  постоянного совета участие сторон на равноправной основе в случае достижения консенсуса в планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ. Вместе с тем положения Основополагающего акта не дают России или НАТО права вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или НАТО принимать решения и действовать самостоятельно. Они не могут быть использованы как средство ущемления интересов других. Тем самым партнерство между Россией и Западом получило свою институционализацию .

Для западных политиков, несмотря на определенную слабость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Не случайным  является приглашение России присоединиться к «большой семерке» ведущих развитых государств и составить вместе с  ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка» стала  эффективным регулятивным центром  международных отношений, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений: 1) ликвидировать существующие и  не допускать возникновения в  будущем региональных конфронтационных военно-политических осей; 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными  режимами (создание единого мирового политического пространства).

Стать полноценным членом «большой восьмерки» — сложная задача, поскольку членство в ней связано  не только с правами, но и определенными  финансовыми обязательствами, которые  сегодняшней России пока не по плечу. Улучшение же внутренних экономических  показателей и выполнение взятых на себя серьезных обязательств, безусловно, скажется на повышении роли России в принятии экономических и политических решений мирового уровня в рамках «восьмерки».

Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной  задачей внешней политики самостоятельной  России является возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные  Правительством Основные положения  концепции внешней политики Российской Федерации.

Одной из особенностей данной концепции является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий  к какой-либо политической силе, поворот  к национальным интересам России и ее гражданам, защита которых и  есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.

К основным положениям относятся: обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и  экономических реформ; активное и  полноправное участие России в строительстве  новой системы международных  отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.

В складывающейся системе  международных отношений Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее  входивших в состав СССР.

Любые действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах рассматриваются как  угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.

Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических  интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере .

В фокусе внимания российской внешней политики остаются отношения  со странами Востока и Центральной  Европы, находящихся в исторически  сложившейся сфере ее интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну.

Информация о работе Древнерусское государство