Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:17, реферат
Отношение государства к обычаям пле¬менного строя и
периода военной демократии было неодинако¬во. Одни обычаи регулировали
отношения, в которые государ¬ство не считало нужным вмешиваться, предоставляя
населе¬нию самому решать, соблюдать их или не соблюдать. Эти нор¬мы так и
действовали как нормы обычаев. В частности, госу¬дарство не вмешивалось в ход
проведения сельскохозяйствен¬ных работ, здесь продолжал действовать календарь —
древ¬нейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и пр. Другие обычаи
оказались вредными в новых условиях, и госу¬дарство всеми силами стремилось их
изжить. Так, в связи с переходом в руки государственных органов суда по
наиболее тяжким правонарушениям (например, убийству, разбою) госу¬дарство
преследует суд и расправу общины над преступника¬ми, что нашло отражение и в
древнейших законах, например, в ст. 33 Краткой Правды. Еще одну категорию
обычаев составля¬ли те, в соблюдении которых государство было настолько
заин¬тересовано, что готово было всеми силами принуждать к их исполнению.
Нормы этих обычаев становились таким образом обычно-правовыми и в
совокупности явили собой древнейший, первый по времени возникновения источник
права — обычное право. Итак, нормы догосударственного периода как бы плавно
врас¬тают в право. Примечательно, что право у славян обозначалось общим
термином "правда".
Древние обычаи, воспринятые государством в качестве правовых и ставшие
древнейшим источником права, хотя и не были записаны, достаточно хорошо
сохранились в памяти на¬рода. Подобно обычаям племенного строя, нормы
обычного пра¬ва были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказа¬ний.
В сфере уголовного права нормы обычного права действо¬вали достаточно долго.
В начале XI века Ярослав законодатель¬ным путем закрепил правовой обычай
кровной мести, внеся в него свои изменения и дополнения. Регулирование
имущест¬венных отношений нормами обычного права осуществлялось тоже в течение
достаточно длительного времени, поскольку го¬сударство не спешило вмешиваться
в сферу частных отноше¬ний. Длительное время законодатель не касался порядка
за¬ключения договоров, оставляя это на усмотрение сторон. Лишь конфликты,
возникавшие на этой почве, заставляли государст¬во так или иначе реагировать.
Древнерусские правовые обычаи и «Закон русский».
Договоры Руси с Византией: первые международные нормы.
Княжеские церковные уставы. Влияние византийского права.
Русская Правда: редакции, источники, характеристика.
Правовое положение феодалов и феодальной администрации.
Гражданско-правовые отношения.
Преступления и наказания. Понятие преступления. Виды преступлений. Умысел и неосторожность. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Судопроизводство: «Закличь», «свод», «Гонение следа». Виды доказательств.
«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 18 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.
Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»)."Пространная правда" состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитиемтоварно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.
«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. вМосковском государстве после присоединения территории "Пермь Великая" По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.
В процессе развития феодальных отношении повсеместно происходил процесс превращения родоплеменной знати в собственников земля, феодалов. Прямые захваты общинных земель способствовали росту феодального землевладения и ускоряли формирование класса феодалов.
Высшей социальной группой в Киевской Руси были великие и удельные князья. Они являлись крупнейшими землевладельцами Руси. В "Русской Правде" нет ни одной статьи, в которой бы прямо определялось правовое положение князя. И в этом, видимо, не было никакой необходимости. Сосредоточение в его руках законодательной, исполнительной, военной и судебной власти делало его и верховным собственником всех земель, входящих в состав княжества. Одним из начальных способов установления княжеской собственности на землю была финансово-административная реформа княгини Ольги. Отменив полюдье и заменив его определенными ставками дани и другими повинностями, она тем самым положила начало превращению дани в феодальную ренту. Другим способом установления собственности князя на землю являлось строительство городов на окраинах княжеских сел, где князья эксплуатировали холопов и обезземеленное крестьянство: закупов, изгоев и т. д.
Дальнейшее развитие княжеского домена шло по линии постепенной консолидации княжеских городов и волостей с города ми и волостями, находившимися в общей административной системе земли - княжений.
Киевские князья в процессе своей законодательной деятельности стремились создать нормы права, которыми закреплялось бы их право на землю, эксплуатацию крестьян, охрану и защиту собственности феодалов. Бояре, как верхушка класса феодалов, стремились оформить свое правовое положение, обеспечив за собой целый ряд привилегий.
Первоначально право владения землей предоставлялось вассалам князя на период службы, но со временем они добились превращения этого права в наследственное. Владение феодалов стали называться вотчинами. И "Русская Правда", как кодекс феодального права, чутко стояла на страже защиты феодальной собственности на землю. "Русская Правда" охране феодальной собственности на землю уделяла большое внимание. За порчу межевых знаков в бортных лесах, за перепахивание полевой межи (ст. 71, 72), за уничтожение дерева с межевым знаком (ст. 73) полагалась продажа в размере 12 гривен, в то время как за убийство крестьянина (смерда) штраф составлял всего лишь 5 гривен (ст. 18).
Очень много статей посвящено охране имущества феодалов. Так, ст. 83 назначала поток и разграбление (обращение преступника и членов его семьи в рабство и конфискация всего имущества) за поджог жилого и нежилого помещения (двора, гумна), ст. 35 - за конокрадство. За преднамеренное истребление скота по ст. 84 взыскивался штраф в пользу князя -12 гривен и возмещался вред хозяину (урок). За порубку бортного дерева (ст. 75) - 3 гривны штраф князю и полгривны - хозяину.
Гражданское
право. Русская Правда и другие источники
древнерусского права довольно четко
различают две основные части гражданского
права -право собственности и обязательственное
право. Право собственности возникает
с утверждением феодализма и феодальной
собственности на землю. Феодальная собственность
оформляется в виде княжеского домена
(земельного владения, принадлежащего
данному княжескому роду), боярской или
монастырской вотчины. В Краткой редакции
Русской Правды закреплена незыблемость
феодальной земельной собственности.
Кроме собственности на землю, она говорит
и о праве собственности на другие вещи
- коней, тягловый скот, холопов и пр.
Что касается обязательственного права,
то Русская Правда знает обязательства
из договоров и обязательства из причинения
вреда. Причем последние сливаются с понятием
преступления и называются обидой.
Для древнерусского обязательственного
права характерно обращение взыскания
не только на имущество, но и на личность
должника, а порою даже на его жену и детей.
Основными видами договоров были договоры
мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного
найма. Договоры заключались в устной
форме, но в присутствии свидетелей - послухов.
Купля-продажа земли, по-видимому, требовала
письменной формы. При продаже краденной
вещи сделка считалась недействительной,
а покупатель имел право требовать возмещения
убытков.
Наиболее полно в Русской Правде регламентирован
договор займа. В 1113 г. произошло восстание
киевских низов против ростовщиков, и
Владимир Мономах, призванный боярами,
чтобы спасти положение, принял меры к
упорядочению взимания процентов по долгам.
Закон в виде объекта займа называет не
только деньги, но и хлеб, мед. Существуют
три вида займа:
обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый
между купцами (с упрощенными формальностями),
и заем с самозакладом - закупничество.
Просматриваются различные виды процентов
в зависимости от срока займа. Срок взимания
процентов ограничен двумя годами. Если
должник выплачивал проценты в течение
трех лет, то он имел право не возвращать
кредитору одолженной суммы. Краткосрочный
заем влек за собой наиболее высокую процентную
ставку.
О системе уголовного
права Древнерусского государства можно
говорить, лишь понимая под ней те нормы
"Русской Правды", за нарушения которых
прямо предусматривались наказания. Основными
причинами, повлиявшими на становление
уголовного права, было дальнейшее развитие
феодальных отношений, наличие антагонистических
классов и обострение борьбы между ними.
Именно они определяли направление карательной
деятельности государства.
Одной из особенностей "Русской Правды"
было отсутствие четкого разграничения
между уголовными преступлениями и гражданскими
правонарушениями. Все они объединялись
понятием "обида", но не в смысле оскорбления
чести, а в смысле причинения вреда (физического,
материального и морального).
В понятие "обида" входило как убийство,
так и неплатеж долга: "аще убиють огнищанина
в обиду, то платить дань 80 гривен убийце".
В порядки преследования обидчиков разницы
не существовало: то и другое возникало
по инициативе потерпевшего.
Субъектами преступления по "Русской
Правде" являлись феодалы, городские
люди и феодальнозависимые крестьяне.
Холопы не являлись субъектами права,
и за свои преступления и поступки они
подлежали наказанию иногда более жестокому,
нежели остальные члены общества. Так,
по ст. 65, раба, ударившего свободного мужа,
можно было убить. Отсутствие имущества
делало невозможным для них уплату денежных
штрафов. Поэтому за совершение преступления
холопы подлежали иной ответственности.
Уплату денежного штрафа, возмещение ущерба
причиненного холопом, производил его
хозяин и наказание холопа за совершение
преступления было делом уже не государства,
а феодала. Статьей 121 предусматривалась
ответственность за кражу, совершенную
беглым холопом, господин бежавшего холопа
обязан был заплатить за унесенное его
холопом имущество по урочной цене. Он
мог его бить, убить, а в случае кражи у
третьих лиц хозяин холопа мог выдать
его пострадавшим, от кражи лицам (ст. 121).
Если же хозяин оставлял холопа у себя,
то он обязан был уплатить пострадавшим
урок. Свободный человек за кражу платил
штраф в пользу князя и урок в пользу пострадавших
(ст. 75, 79, 82 и др.). При соучастии в краже,
т. е. когда субъектами одного преступления
являются несколько человек, накладывалась
одинаковая ответственность независимо
от степени участия в совершении преступления
(ст. 42,43, 44). В ст. 35-46, 69, 76, 81 законодатель
предусматривал различные виды краж, прежде
всего в зависимости от характера и ценности
похищенного имущества - конокрадство,
кражу скота, хлеба, одежды и т. д.
При определении наказания за кражу учитывалось
откуда было похищено имущество (со двора,
хлева, поля и т. д.).
Если "Краткая Правда" (ст. 13) установила
за конокрадство и кражу из закрытых помещений
3 гривны, то "Пространная Правда",
защищая интересы феодалов, усиливает
уголовную репрессию и предусматривает
за аналогичные преступления высшую меру
наказания - поток и разграбление (ст. 35).
Статья 44 перечисляла денежные штрафы
за хищение различных видов скота, устанавливала
повышенную ответственность за хищение
княжеского скота. Усиливая охрану феодальной
собственности, статья имела в виду пресечение
покушений на нее, в первую очередь, со
стороны смердов.
При определении наказания "Русской
Правдой" учитывалось наличие умысла
при совершении преступления: "Если
кто по злобе зарежет чужого коня или другую
скотину, тот платит 12 гривен штрафа, а
хозяину за причиненный ущерб урочную
цену".
Статьи 54, 55 подробно указывали злостное,
неосторожное и случайное банкротство
и в зависимости от значения субъективного
момента определяли различные наказания.
При случайном или неосторожном банкротстве
купец получал рассрочку, платежа на несколько
лет ("зане же пагуба от бога есть"),
при злостном же банкротстве купец мог
быть продан в рабство.
Стадий подготовки и совершения уголовных
преступлений "Русская Правда" не
знает.
В период существования Киевского государства
в обществе еще не сложилось абстрактное
представление о государстве и государственной
власти, не было и понятия о государственных
преступлениях. Всякие преступления против
государства понимались как выступления
против княжеской власти.
Преступления против личности. К ним относилось
убийство, но "Русская Правда" подразумевала
не всякое убийство чело века. Так, согласно
"Правде Ярослава", убийство, совершенное
в порядке кровной мести, не являлось преступлением
и не подлежало наказанию. В "Правде
Ярославичей" месть была заменена денежной
вирой и головничеством, а убийство, совершенное
в порядке кровной мести, стало преступлением
и подлежало наказанию на общих основаниях
(ст. 1). Статья 3 "Пространной Правды"
за убийство "княжа мужа" устанавливала
двойную виру (80 гривен), а за убийство
всех других представителей княжеской
администрации - простую виру (40 гривен).
За убийство свободной женщины ст. 88 "Пространной
Правды" взыскивала 20 гривен.
Не являлось преступлением убийство ночного
вора (ст. 40), застигнутого на месте преступления,
но при условии, что в момент убийства
вор не был связан, и это убийство произошло
до наступления рассвета. Не являлось
преступлением по "Русской Правде"
и убийство холопа или рабыни (ст. 89). Закон
расценивал это как нанесение хозяину
холопа имущественного ущерба и обязывал
убийцу возместить хозяину урочную цену,
а князю - 12 гривен продажи лишь в случае
убийства холопа или рабыни без вины. Если
же холопа или рабыню убивал сам хозяин,
то это преступлением не считалось, и виновный
не платил не только урока, но и продажи.
Наиболее опасным преступлением считалось,
по "Пространной Правде" убийство
в разбое без всякой ссоры. За это преступление
была установлена высшая мера наказания
- поток и разграбление (ст. 7), Почти таким
же опасным преступлением считалось убийство
"княжа мужа" в разбое, если конкретный
убийца не установлен и община не ищет
убийцу. Вира в 40 гривен изымалась за убийство
свободных людей, приближенных ко двору,
а также за убийство боярских и младших
княжеских слуг. Менее опасным для господствующего
класса представлялось убийство других
категорий, граждан, о чем свидетельствуют
размеры продажи, взимаемой в пользу князя:
за ремесленника и ремесленницу - 12 гривен
(ст. 15), смерда и холопа - 5 гривен (ст. 16),
рабы - 6 гривен. Более позднее происхождение
имеет ст. 89, которая предусматривала за
убийство холопа и раба 12 гривен продажи
князю.
"Русская Правда" посвящала довольно
много внимания и другим преступлениям
против личных прав. Так, "Краткая Правда"
за отсечение руки назначала штраф в 40
гривен, за побои до синяков и крови допускала
кровную месть, а в случае невозможности
мести - 3 гривны за обиду, и плату лекарю
вносил преступник.
За преступления против чести "Русская
Правда" предусматривала 12 гривен штрафа.
Все имущественные преступления обозначаются
термином татьба. Важнейшим преступлением
против прав собственности "Русская
Правда" признает поджог двора и гумна
- за это назначался поток и разграбление.
Различные виды краж наказывались продажею.
Установление денежного штрафа в сумме
17-18 гривен связано с повышением хозяйственного
значения холопов, которых уже сажали
на пашню и превращали в крепостных крестьян.
Таким образом, система преступлений и
система наказаний в "Русской Правде"
свидетельствуют о строгой охране законом
феодальных отношений.
Виды наказаний
Наказания в Киевском государстве являлись
средством осуществления карательной
деятельности в отношении классовых врагов
и уголовных преступников. Лишь в начальном
периоде существования Киевского государства
кровная месть была пережитком первобытнообщинного
строя. Месть заключалась к причинении
зла противнику. Мера зла, причиняемая
мстителем обидчику, не определялась ничем
другим, кроме его произвола. Кровная месть
не соответствовала интересам класса
феодалов. Основные принципы феодального
права требовали ее отмены и установления
норм, по которым жизнь, здоровье и честь
феода лов, как и их имущество, охранялись
бы несравненно строже, нежели жизнь, здоровье
и имущество другого свободного чело века.
Во второй половине XI в. кровная месть
как наказание была заменена денежным
взысканием.
"Русская Правда" знает довольно
сложную систему денежных штрафов (виру,
продажу, урок).
Вира уплачивалась не за все преступления,
а за убийство свободных людей и лиц княжеской
администрации, за отсечение руки, ноги,
носа или выкалывание глаз (ст. 1, 2, 3, 11,
12, 27 Кр. Пр.), за убийство "княжеского
мужа" взыскивалась двойная вира - 80
гривен, а за убийство холопа (ст. 89) она
не предусматривалась.
В некоторых случаях "Русская Правда"
назначала дикую виру, или повальную. Община
оплачивала дикую виру, если при совершении
убийства в разбое она отказывалась искать
преступника (ст. 3). В этом случае уплата
общиной виры предусматривалась в рассрочку
на несколько лет (ст. 4). Дикая вира назначалась
за убийство в ссоре (ст. 6), если преступник
состоял с членами верви в круговой поруке.
Обязанность общины помогать преступнику
в уплате виры наступала только тогда,
когда преступник ранее сам участвовал
в платежах дикой виры.
Продажа назначалась за имущественные
преступления в зависимости от количества
похищенного и за некоторые преступления
против личности (ст. 30, 68), предусматривающие
материальную компенсацию за увечья.
За нанесение материального ущерба виновные
по "Русской Правде" уплачивали пострадавшим
денежную компенсацию (урок). Он предусматривался
за убийство холопов (ст. 14, 16, 89), нанесение
увечья (ст. 27), побои (ст. 29). Статья 85 приводит
весь прейскурант урочных цен, которые
взыскивались в пользу потерпевших за
украденный у них скот.
Высшей мерой наказания были поток и разграбление.
Сущность этого наказания постепенно
была сведена к физическому уничтожению
преступника и его имущества. С. В. Юшков
при водит яркий пример применения потока
и разграбления неугодных Новгороду представителей
администрации: "...заутра убища Семена
Борисовича, и дом его весь разграбища,
и села, и жену его яща". Налагалось это
наказание за убийство в разбое (ст. 7),
поджог (ст. 83) и конокрадство, которое,
по всей вероятности, каралось потоком
и разграблением в том случае, если совершалось
неоднократно одним и тем же лицом. Иначе
трудно понять смысл ст. 47, предусматривающей
за кражу княжеского коня штраф 3 гривны;
а за смердьего коня - 2 гривны".
Смертная казнь как наказание в "Русской
Правде" не упоминается. Однако она
широко применялась к восставшим против
княжеской власти, к изменникам. Князь
Владимир по совету епископов ввел смертную
казнь для наказания разбойников, хотя
спустя некоторое время были восстановлены
виры, необходимые для пополнения княжеской
казны. Сын киевского князя Святополка
приказал Инека Федора, который не мог
указать, где находится клад "мучити
крепко, яко омочиться власяница от крови
его и посем повеле в дыме велице повесити
и привязати его". Обычными видами казни
в Новгороде были повешение, сожжение
и свержение с моста в реку Волхов. "В
1141 г. Якуна мало не до смерти убища, обнаживши
яко мати родила и свергоща с моста, но
бог избави прибреде к берегу".
В системе наказаний, установленных "Русской
Правдой", получили ясное выражение
принципы права привилегии и четкий классовые
подход к наложению наказаний. Системой
высоких денежных штрафов "Русская
Правда" старалась внушить трудовому
народу страх перед невозможностью его
уплаты.
Как по уголовным, так и по гражданским делам судебный
процесс носил ярко выраженный состязательный, то есть обвинительный характер. Судебный процесс начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным,
значительную роль в системе доказательств играли присяга,
жребий и ордалии (суд божий).
Ордалии (в средневековом
дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде судебный поединок не упоминается. Однако различные источники говорят о практическом применении поля.
Другим видом суда божьего
были испытания железом и
Особым видом доказательства была присяга — «рота». Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.
Система доказательств по
свидетеля в качестве такового мог выступить только боярский тиун (тиун — домоуправитель, дворецкий). Закуп тоже мог быть свидетелем, но только по крайней необходимости и по небольшим спорам (ст. 66 Пространной редакции Русской Правды).
Судебный процесс проходил в три этапа. Первый — это
закличь, то есть форма информации о бежавшем или пропав-
шей вещи. Делалось публичное извещение на торговой площади
(на
торгу) с указанием
вещи или отличительных особенностей пропавшего. Если про-
пажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента закли-
ча, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст. 32 и 34
Пространной редакции Русской Правды).
Следующий этап — свод (свод — процесс отыскания не-
добросовестного владельца вещи, розыск виновника похище-
ния или присвоения домашнего животного или вещи), что на-
поминало очную ставку. Эта процедура начиналась при опозна-
нии собственником похищенной вещи и имела своей целью
найти лицо, которое украло или присвоило вещь, а затем пере-
дало ее другим лицам. Лицо, у которого обнаружили пропав-
шую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приоб-
ретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до чело-
века, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.
Таковой и признавался татем (вором, от татьба — воровство,
кража). Если свод выходил за пределы населенного пункта, где
произошла кража, он продолжался до третьего владельца, ко-
торый и брал на себя дальнейший розыск. Для того, чтобы побу-
дить третьего владельца к продолжению свода и отысканию преступ-
ника, с этого третьего лица по счету владельца взыскивалась стоимость
украденной вещи, и ему предоставлялось право далее самому продол-
жать свод (ст. 35—39 Пространной редакции Русской Правды).
Третий этап судебного
следа заключалось в поиске доказательств и розыске преступ-
<