Древнейшие цивилизации Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:08, реферат

Описание работы

История мировой цивилизации является новой дисциплиной, которая по своему синтетическому и эвристическому потенциалу способна выступить основой гуманитарного образования в целом. Она не является традиционной историей (в ней не рассматриваются сценарии и картинки конкретных событий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (потому что мы не погружаемся в процессы воплощения истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки). В советское время подобные функции пытался выполнять исторический материализм. Сегодня он в качестве официальной доктрины уже не выступает, однако альтернативы ему в системе образования так и не предложено.

Содержание

Введение
1. Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.
2. Древнейшие цивилизации Востока
2.1 Феномен Востока
3. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока
3.1 Самая ранняя цивилизация на Земле
4. Общее и особенное в развитии стран Ближнего Востока
5. Древняя Вавилония
5.1 Развитие хозяйства Вавилонии
5.2 Ремесло
5.3 Торговля
5.4 Государство и общество Древнего Востока (Социальная структура свободного населения)
5.5 Рабство
5.6 Восточные государства-деспотии, их судопроизводство и право.
6. Государство и общество древнего Востока
6.1 Социальная структура свободного населения
Приложение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ИМЦ оригинал.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Характеристика первоисточников: законов Хаммурапи, Среднеассирийских  законов и Хеттского царства

Расцвет Вавилона приходится на время  правления шестого царя I Вавилонской  династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.

Важнейшим деянием царствования Хаммурапи  было составление свода Законов. Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря этому сохранившемуся сборнику Законов царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.

Издание Законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Сборник Законов разделяется на 3 части: введение (пролог), текст самих законов (разбивка текста на 282 отдельных параграфа) и заключение (эпилог). Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н.э.

В тексте Законов можно выделить следующие разделы: 1. основные принципы правосудия (§ 1 - 5); 2. охрана собственности  царя, храмов, общинников и царских людей (§ 6 - 25); 3. нормы, касающиеся служебного имущества (§ 26 - 41); 4. операции с недвижимостью, связанные с нею деликты (§ 42 - 88); 5. торговые и коммерческие операции (§ 89 - 126); 6. семейное право (§ 127 - 195); 7. телесные повреждения (§ 196 - 214); 8. операции с движимым имуществом и личный наем (§ 215 - 282). Далее следует эпилог, содержащий проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в Законах. «Пролог» и «Эпилог» написаны торжественным и архаичным языком и во многих отношениях напоминают литературные произведения, сами же узаконения изложены сухим и ясным, деловым языком.

В 1901-1902 гг. Французские археологи  раскапывали развалины города Сузы, столицы государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Вдруг  лопата одного из работавших ударилась о какой-то камень. Очень осторожно, чтобы не подпортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а впоследствии второй и третий куски каменного столба. Учёным сразу врезались в глаза надписи и изображения, вырезанные на гладко вышлифованной поверхности чёрного камня искусным резчиком. Пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы почти полностью, за исключением нескольких трещин и выбоин, составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки - закруглённый базальтовый столб, высотой в 2 м.

На лицевой стороне наверху  были вырезаны две рельефные мужские  фигуры с внушительными окладистыми  бородами и в длинных одеждах, ниспадающих до самых пят. Один из этих старцев восседал на троне. Его  голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд руке он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в подчинительной позе. Под изображением шла огромная надпись причудливыми клинообразными знаками. Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Лувра. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба сначала были переведены на французский язык, а затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.

Оказалось, что на столбе записаны те самые «Законы царя Хаммурапи». Фигуры, выгравированные на столбе, изображали самого царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царём, и разрешал ему от имени богов творить суд и расправу над всеми своими подданными. К сожаленью, из 282 его законов к настоящему времени сохранилось только 247. При вступлении законов в силу, Хаммурапи заявил: «…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей…».

Законы Хаммурапи считались  образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории «клинописной культуры» Месопотамии.

Необходимо отметить, что мнения специалистов о месопотамских Законах  значительно расходятся. Некоторые считают, что перед нами не законы в собственном смысле слова, а самовосхваление царей, долженствующие показать их мудрость и справедливость, либо некие теоретические упражнения месопотамских ученых, не имевшие практического значения. В науке же утвердилась точка зрения, согласно которой эти тексты являются настоящими законами, хотя и весьма архаичными, и распространяются на все население царства; однако они не дублируют обычного права там, где оно, с точки зрения законодателя, достаточно обеспечивало интересы правосудия и не нуждалось в замене новыми нормами; кроме того, несомненно, что эти законы, естественно, уделяют особое внимание интересам царского хозяйства и царских людей, особенно там, где царские интересы могли сталкиваться с интересами частных лиц.

 

5. Развитие хозяйства стран Древнего Востока

5.1.Сельское хозяйство

Экономика Вавилонского государства  времен Хаммурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.

Основной отраслью производства в  Вавилонии было сельское хозяйство. Во времена Хаммурапи наблюдается  расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет  такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных культур. Значительная часть обработанной земли принадлежала храмам, членам царской семьи, крупным торговцам, чиновникам царской и храмовой администрации. Мелкие землевладельцы обычно владели небольшими участками земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном орошении. Основой сельского хозяйства был труд свободных земледельцев и арендаторов, в ремесле также доминировал труд свободных ремесленников, занятие которых обычно наследовалось в семье.

Основным продуктом питания  горожан, как и сельских жителей, был хлеб. Поля, по выражению, употребленному в одном из писем того времени, были «душой страны». От их урожайности  зависело снабжение городов зерном, и, в конечном счете - благосостояние всех граждан. Жизнь городов во многом была подчинена ритму сельскохозяйственных работ.

Сельское хозяйство было основой  жизни в Месопотамии, неудивительно  поэтому, что в Законах Хаммурапи  уделяют ему очень большое  внимание.

Наличие богатых пастбищ, под которые  использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь. Неоднократно в  Законах Хаммурапи упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимались пастухи. Часто скот отдавался в наем для тяжелой работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.

Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не вспомнить  про лесное хозяйство, которым руководил  главный лесничий. Отдельные «лесные  участки» находились в ведении его  подчиненных, которые отвечали за сохранность  лесов - источника очень ценных строительных материалов.

Сохранившиеся документы указывают  на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на искусственном  орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосударственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и свободных общинников.

 

5.2. Ремесло

В Вавилонском государстве значительного  развития достигло ремесло. Оно было представлено самыми различными профессиями: строители домов, кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевенники, ювелиры, пекари, пивовары и т.д. К ремесленным профессиям в то время причислялись также врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики. Для оплаты труда ремесленников Законы Хаммурапи устанавливали твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен», - гласит статья 229. Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу и соответственно повышалась и понижалась. За неудачную операцию, сделанную свободному человеку, врачу отрубали кисть руки (статья 218). Совершенствование ремесел стимулировало активизацию роста научных знаний.

Ремесленники продавали свои изделия  на рынке, но чаще они заключали с  заказчиками контракты на изготовление различных предметов за определенную плату. Все это указывает на широкие товарные отношения в рабовладельческих обществах Передней Азии на заключительных этапах их развития.

 

5.3. Торговля

Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого  Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Евфрата в одних руках. Весьма закономерно, что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли-продажи.

Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамное масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительных пород камня и дерева, рабов, предметов роскоши.

 

В начале II тысячелетия до н.э. функции  денег последовательно выполняет  серебро, благодаря чему по сохранившимся документам возможно проследить соотношение цен на товары. Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торговля. Была введена единая система мер и веса. Помимо розничной существовала и оптовая торговля. Развитие торговли и ростовщичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских общин и неизбежно приводило к развитию рабства.

Торговля была предметом особой заботы государства, и ею занимались специальные торговые агенты - тамкары, которые были подчинены государственному чиновнику - «вакиль тамкарим». Тамкары  вели крупную государственную и  собственную торговлю, притом часто осуществляли ее через более мелких торговцев-посредников - шамаллумов. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали как арендаторы царской земли и земельных участков общинников. Нередко они были крупными ростовщиками.

 

6. Государство и общество древнего Востока

6.1 Социальная структура свободного населения

 

Вавилонское общество того состояло из полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства к какой либо (городской или сельской общине). На лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась в авилумам. Свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Законы Хаммурапи лишь в статье 202 различают «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяют разную степень их ответственности за совершение поступка. Во всех статьях Законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.

Полноправные граждане (государственные  и храмовые чиновники, купцы, писцы, жрецы, ремесленники и землевладельцы) являлись членами народного собрания, принимали участие в культовых  обрядах местного храма и имели право на получение определенной доли храмовых доходов. В юридическом отношении полноправные граждане считались равноправными, и их статус был наследственным.

Кроме свободных граждан в вавилонском  обществе имелась такая категория, как мушкенумы («склоняющийся ниц»). Они работали в царском хозяйстве. Мушкенумы не имели земли в собственности, но обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»). Из Законов следует, что мушкенумы имели имущество и рабов, их права, как собственников, строго защищались. Их имущество охранялось законом более строго, ведь оно фактически есть составная часть царского имущества, за похищение которого преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.

Отдельную социальную категорию в  Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени  зависела мощь государственной власти. Жизнь воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участия в боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если он на свое место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был быть готов нести государственную службу с оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.

Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов  Хаммурапи - с 26-й по 41-ю. Из кодекса  становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина  передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего воина.

Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли становиться  объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные материальные убытки. Все возвращалось владельцу. За долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.

Всеми перечисленными мерами государство  стремилось обеспечить себя профессиональной армией необходимой численности.

В Вавилонии было принято посвящение девочек в храмы для службы богам, и эти девочки становились  жрицами разных рангов, в том числе  и весьма высоких. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. до н.э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и мужчины.

Информация о работе Древнейшие цивилизации Востока