Дорога войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:27, творческая работа

Описание работы

Цель моего исследования: Вспомнить благодарно и свято всех, чьё детство и юность опалены самой страшной в истории человечества войной, чьё детство, выпавшее на 1941-1945 годы, не состоялось, кто, тяжело трудился наравне со взрослыми, кто, прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса… Чтобы никто. Никогда. Не забыл.

Содержание

Введение______________________________________ стр. 1-2
Основная часть:
«Считать строительство железнодорожной линии Астрахань – Кизляр важнейшей стройкой в республике»________________ стр. 3-4
Дети на строительстве железной дороги Кизляр – Астрахань_стр. 5-8
III. Заключение______________________________________ стр. 9
IV. Литература______________________________________ стр. 10

Работа содержит 1 файл

дорога войны.docx

— 691.29 Кб (Скачать)

Басангова Булсун Дорджиевна 

Во время  строительства железной дороги мы работали с утра до вечера, часов ни у кого не была. Мы просыпались с восходом солнца и засыпали с закатом. Жили мы на 11 разъезде в кибитках. Работала с 15 лет.

Манджиева Бошан Маркшаевна 

Когда начали строить эту железную дорогу, мне было 17 лет. Единственными орудиями труда были носилки и лопаты. Помню, как мы сильно уставали, не чуя ног, валились спать. С восходом солнца мы спешили на работу. Наша задача была быстрее ввести в эксплуатацию эту  дорогу. Для нас была большая проблема: незнание русского языка.

Босходжиев  Борис Очирович

Как и  все подростки в 41 году я участвовал в строительстве железной дороги. Оно было одним из крупнейших военных  строек. Для Калмыкии это строительство  было принципиально важно, поскольку  железная дорога  способствовала развитию экономики и культуры республики. Ежедневная норма на человека была 20 кубометров земляных работ. На шею  мы вешали тряпичные баулы, чтобы  таскать песок. По вечерам у нас  болели руки, шея и плечи, но никто  не жаловался. 27 декабря 1941 года было завершено строительство первой очереди дороги.

Оськиева Баерха Мукаевна

Мне было 13 лет, когда меня мобилизовали на строительство  железной дороги. Это была зима. Зима была холодная и морозная. Били землю  ломами и таскали на насыпь. Было трудно и тяжело, невозможно было лом  удержать в руках. Работала  до окончания  строительства. Первый поезд встречали  с  удивлением и смотрели как на чудо. Мы же его никогда не видели. Это была очень тяжелая работа, и все время хотелось есть. До сих пор вспоминать тяжело… 

Коткаев Кетя Эрдеевич

Мне было 10 лет, когда родителей наших угнали на строительство железной дороги. Вместе с ними угнали и нас. Отец говорил: «Куда их берете, они еще дети». Но в ответ услышал: «Какие маленькие, год их уже подошел». Дисциплина была военная. Поднимали на работу в 3 часа ночи, если нужно было срочно разгружать гравий. Рельсы клали вручную, вручную рыли землю и таскали на спине в мешках. Людей работало очень много. Жили в бараках или в землянках. Хлеб давали по 200 грамм на человека. Страшно вспоминать, какой голод мы пережили. У всех была одна мечта – вдоволь наесться. Я не забыл ничего из этой жизни, но вспоминать об этом тяжело…

Алтхаев Николай Тумудович

Работал на строительстве железной дороги с самого начала. Мне было всего 10 лет. Жили в землянках, а летом в поле под пологами. Домой ходили один раз в неделю помыться. Насыпь делали вручную. Трудно было. Хлеб давали грамм по 200-300. Работали в дождь и снег, жару и холод.

Коткаева  Булгун Тутраевна

На строительство  железной дороги я была мобилизована вместе с матерью. Мне было тогда всего 9 лет. Вместе с мамой с раннего утра выходила на работу. Мама выполняла более тяжелую работу, носила песок на носилках, а я с другими рабочими  ровняла песок вдоль железнодорожного полотна. На руках у меня были очень сильные мозоли. Помню, русская женщина приносила мазь и обрабатывала их. По возрасту я была младше всех работающих на стройке. С наступлением холодов я уже не работала. Меня отправили домой, в колхоз. 
 

III. Заключение

Здесь всем народом строили дорогу,

Она нужна была для  фронта, для

страны.

Мужчин  в селе осталось уж немного

Лишь  старики да молодые  пацаны.

Девчата, женщины и Шура вместе с ними

Возили  землю в казалатках и арбах.

И на носилках вверх  её носили,

И насыпь вырастала  на глазах.

Как муравьи трудились  люди днем и

ночью,

Укладывая шпалы на балласт.

И хоть зимою было трудно очень,

Дорога  все же день за днем росла.

В сорок втором пошли  составы с

грузом!

Военной техникой, бензином и

смолой…

Сплотились  люди со всего союза,

Живя  надеждой – справятся  с войной. 

     Героический и самоотверженный труд участников строительства № 8, общая численность  которых (включая местное население) доходила до 20 тыс. человек, позволил в  сжатые сроки выполнить основные работы. 4 августа 1942 г. первый поезд  из Кизляра прибыл в Астрахань. Это  торжественно отмеченное событие стало  началом регулярного движения поездов  по 335-километровой новостройке, снявшей  остроту проблемы доставки бакинской  нефти в европейскую часть  страны.

     Вот такая была героическая история  стройки НКПС № 8/108 по сооружению железной дороги Кизляр – Астрахань, снявшей  в 1942-1943 гг. остроту проблемы по обеспечению  Красной Армии и народного  хозяйства горючим. Многие активные участники этого военно-трудового  подвига были отмечены высокими государственными наградами и награждены медалью «За оборону Кавказа».

     А дети, работавшие на строительстве железной дороги, пережили потом холод и голод сибирской ссылки, затем возвратились  на родину. Они взрослели, выходили замуж, женились, растили детей, помогали воспитывать внуков, правнуков.

     Сегодня их немногим более 250 человек. И, пока есть такая возможность, мы должны слушать  и слышать их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература:

1. В. Церенов. Эркетени. Элиста, 1997

2. Газета «Ленинец», 2011 г., 3сент.

3. Газета «Ленинец», 2011 г., 17сент.

4. Газета «Ленинец», 2011 г., 24 сент.

5. Газета  «Известия  Калмыкии» 20011 г., 1 окт.

6. Очерки истории  калмыцкой организации КПСС. Элиста, 1980 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

    1. Введение______________________________________        стр. 1-2
    2. Основная часть:
  1. «Считать строительство железнодорожной линии Астрахань – Кизляр важнейшей   стройкой в республике»________________         стр. 3-4
  1. Дети на строительстве железной дороги Кизляр – Астрахань_стр. 5-8

     III. Заключение______________________________________      стр. 9

     IV. Литература______________________________________      стр. 10

     V. Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Дорога войны