Договоры Руси с Византией как источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение правового содержания и значения договоров Руси с Византией.

Объект исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 годов).

Предмет исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 гг.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО

ПРАВА……………………………………………………………………….........5
Правовые обычаи Древней Руси……………………………………….…5
Русская правда как основной источник права…………………………...6

ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО ДОГОВОРОВ РУСИ И

ВИЗАНТИИ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА……………….....11

2.1. Предпосылки и условия заключения договоров………………………...11

2.2.Анализ правового содержания русско-византийских договоров (907 г., 911 г., 945 г.)……………………………………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Курсовая, иогп.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

       Принято делить сборник на  три редакции (большие группы статей, объединённые хронологическим и смысловым содержанием): Краткую. Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию. Ярослав задобрил новгородцев “дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите”. За этими словами в Новгородской летописи помещен текст Древнейшей Правды.

      Правда Ярославичей включает в себя ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

       Со второй половины ХI в.  стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов социально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды.

    Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

       В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

       Бесспорно, Русская Правда является  уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО ДОГОВОРОВ РУСИ И  ВИЗАНТИИ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

    2.1. Предпосылки и условия заключения  договоров

     В IX – X вв. на Руси не существовало письменных сборников обычного права. Впервые письменную форму стали применять только при заключении договоров. Договор стал главным средством перехода от обычного права к законодательству. Наука знает различные типы договоров, среди которых, прежде всего, выделяются международные договоры.

    Первые  международные соглашения – договоры Руси с Византией. Это не случайно, т.к. киевские князья в Х в. проводили свою внешнюю политику посредством военных походов на Византию. При этом Русь, в первую очередь, стремилась приобрести заморские рынки и обеспечить для русского купечества безопасность торговых путей1. Известны походы Олега (907 г.), Игоря (941 г. и 944 г.), Святослава (971 г.) и др. Результатом походов были торговые соглашения. Летопись сохранила четыре договора Руси с Византией: Олега 907 и 911 гг., Игоря 945 г. и один краткий договор или только начало договора Святославова 971 г.  Очень вероятен тот факт, что предварительный договор 907 г. был подтвержден Олегом в 911 г формальным договором.2 Договоры составлялись на греческом языке и с надлежащими изменениями формы переводились на язык, понятный Руси. Все договоры, по мнению В.О.Ключевского, отличаются замечательной выработкой юридических норм, особенно международного права.

    Основное  содержание договоров составляют нормы  торгового, международного, частного, уголовного, гражданского права. Прежде всего, подробнее и точнее определены в договорах порядки ежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам.

     Договоры  Олега и Игоря определяют юридическое  положение руссов в Византии, взаимные обязательства сторон, причем договор  Игоря 945 г., заключенный после неудачного похода на Константинополь, несколько  ограничивает права русских, предоставленные  им договорами 907 и 911 гг.

     По  мирному договору 907 г. византийцы обязались  выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем ежегодно уплачивать еще  и дань; он добился для русских  купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках. Договор 907 г. предоставлял русским очень широкие права: руссы даже получили право мыться в константинопольских банях  столько, сколько захотят.  В 911 г. Олег подтвердил свой мирный договор  с Византией: этот договор открывается  многозначительной фразой: «Мы от рода русского … посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его – светлых  и великих князей, и его великих  бояр… ». В 14 статьях соглашения стороны договорились по всем интересующим их вопросам.

     Новый мирный договор был заключен после  русско-византийской войны 941 - 944 гг. в 945 году. Между странами восстанавливались  мирные отношения. Византия обязывалась по-прежнему выплачивать Руси ежегодную денежную дань и предоставить военную контрибуцию. Были подтверждены многие статьи договора  911 г. Но появились и новые, соответствовавшие отношениям Руси и Византии уже в середине Х в., одинаково выгодные обеим сторонам нормы. Однако право беспошлинной русской торговли в Византии было отменено.3

     По  договорам Олега было постановлено, что послы приносили золотые  печати от князя, а купцы – серебряные. Договоры  устанавливали, что русские должны были входить в Царьград одними воротами, без оружия, партиями не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, предъявив княжескую грамоту с обозначением числа кораблей, имен купцов и послов, прибывших в Византию и «чтобы из таких [грамот] узнали и мы, что приходят они с мирными намерениями». В договоре Игоря было прибавлено: «входящее же Русь град, да не творят пакости».4 Императорские чиновники отбирали у прибывших купцов княжескую грамоту и переписывали имена прибывших княжеских послов и простых купцов; это была мера предосторожности, чтобы под видом агентов киевского князя в Царьград не прокрались русские пираты. Русские купцы, по договору Игоря, являлись в Константинополь только на торговый сезон, продолжавшийся 6 месяцев; оставаться там на зиму никто не имел права. Со своей стороны, греки обязывались предоставлять корм русским (послы получали посольские оклады, а купцы – «месячину», т. е. месячное содержание по старшинству русских городов: сначала корм предоставлялся киевским купцам, затем черниговским, переяславским и из прочих городов), продовольствие и судовые снасти на дорогу, когда русские покидали Византию.  Также договор Игоря устанавливает, что прибывшие русские купцы «обитают вблизи монастыря святого Маманта»5.

     Как уже говорилось, русские послы  и гости во все время своего пребывания в Константинополе пользовались от местного правительства даровым  кормом и даровой баней – знак того, что на эти торговые поездки  Руси смотрели не как на частные  промышленные предприятия, а как  на торговые посольства союзного киевского  двора. По свидетельству Льва Диакона, такое значение русских торговых экспедиций в Византию было прямо оговорено в трактате Цимисхия со Святославом, где император обязался принимать приходящих в Константинополь руссов в качестве союзников, «как искони повелось…»6

     Торговля  была преимущественно меновая: этим можно объяснить сравнительно малое  количество византийской монеты, находимой  в старинных русских кладах и  курганах. Также договоры устанавливают  порядок совершения купли: никто  не имел права купить драгоценной  ткани больше, чем на 50 золотников, и их купец должен показать царскому чиновнику. Тот, в свою очередь, накладывал на ткани печать и возвращал их купцу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2.Анализ  правового содержания русско-византийских  договоров 

    (907 г., 911 г., 945 г.)

     Договоры содержали ряд норм уголовного и гражданского права.

     Статья 4 договора Олега 911г. и ст. 13 договора Игоря 945 г. указывают на ответственность  за убийство русским византийца и  наоборот. Статьи носят альтернативный характер: убийца «да умрет», - то есть преступник может быть предан по византийскому  праву смертной казни или убит по обычаю кровной мести руссов. При этом  та часть имущества  убийцы, которая ему полагается по закону, отходит к родственникам  убитого, а жена убийцы «пусть сохранит то, что ей полагается по обычаю».    Статья 5 договора Олега 911 г. и статья 14 договора Игоря 945 г. устанавливают ответственность за причинение телесных повреждений «ударом мечом» или другим предметом: «да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому», а если совершивший данное деяние окажется неимущим, то пусть даст столько, сколько сможет (включая одежду, в которой ходит), и только после клятвы в том, что у него ничего нет и никто ему не поможет, он будет считаться свободным.  Статьи 6, 7 договора Олега и статьи 5, 6 договора Игоря, говоря об имущественных преступлениях, уже различают кражу (убийство преступника в момент совершения преступления является ненаказуемым в случае оказания последним сопротивления), грабеж и разбой, причем статья 6 договора Игоря также предоставляет альтернативу в выборе наказания вора по «закону Гречьскому» или «по закону Русскому». Ответственность за кражу, разбой, грабеж состояла в виде штрафа в тройном размере от стоимости предмета, на который было совершено посягательство, а в случае убийства вора при его задержании – возврате того имущества, которое пропало.

     Мы  видим, что именно та часть русско-византийских договоров, в которых содержатся нормы уголовного права, более всего  имеет права руссов, свидетельствуя о существовании на Руси в Х  в. свода устных норм обычного права – «Закона Русского»7.

     Также в договоре Олега 911 г. в статье 13 есть постановление о наследовании руссов, находящихся на службе у  византийского императора: возможно наследование по завещанию («створит обряжение») и по закону – указываются родственники нисходящие («свои») и боковые («малые ближники»). При наследовании по закону имущество умершего передавалось его ближайшим родственникам на Руси, по завещанию – тем, кому умерший «написал распоряжение» наследовать имущество.

     Договор Олега в статье 12 и договор  Игоря в статьях 3 и 4 также содержат нормы о рабовладении, определяя  взаимные обязательства сторон о  возвращении беглых рабов: «Если  убежит челядин от русских,… и  если найдется он, то пусть его возьмут; если же не найдется … тогда возьмут  от нас … 2 драгоценные ткани за челядина» установлено в статье 3 договора Игоря и «Если убежит к Вам наш челядин … то Вам следует возвратить его; а если все, что он принес, будет цело, то взять от него [т.е. хозяина] два золотника за поимку»8 - в статье 4.

     В этих нормах специалисты видят зачатки  международного частного права (например, вопросы охраны имущественных прав иноземцев, порядок наследования имущества, оставшегося после русса в  Византии) 

     Помимо  торговых сношений, договоры регулируют международные отношения в других областях. Например, договор Олега 911 г.  определяет международные обязательства русских о помощи греческим кораблям в случае аварии, возвращении имущества потерпевшим крушение (ст. 8), содержит нормы о взаимном выкупе и возвращении в отечество рабов и пленников (ст.ст. 9,11), о выдаче преступников (ст. 14), о праве руссов свободно поступать на службу к греческому императору (ст. 10). Несколько статей договора Игоря 945 г. посвящены вопросам военной помощи грекам со стороны русских (ст. 15). Русский князь обязывается не позволять «черным болгарам» нападать на византийский город Корсунь, отказываясь при этом сам от притязаний на херсонскую страну («И о Корсунской стране»). Причем Игорь может требовать военную помощь от греков только при том условии, если навсегда откажется от притязаний на черноморский берег (ст. 8, 10, 11).

     Анализируя  тексты источников, историки по-разному  решают вопрос о том, чье же именно право в них преобладает. При этом предпочтительнее выглядит компромиссная точка зрения большинства ученых, которые видят в этих соглашениях право смешанное, славяно-византийское9. И этот факт доказывают те статьи договоров Руси с Византией, в которых разработаны нормы уголовного права.  Эти статьи предоставляют альтернативу в решении вопроса о наказании виновного в совершении преступления: наказание может быть назначено по «закону Гречъскому» или по «закону Русскому»  (ст. 4, 5, 6, 7 договора Олега 911 г. и ст. 5, 6, 13, 14  договора Игоря 945 г.). Это говорит о том, что византийское и русское право при составлении договоров учитывалось одинаково, приоритет при этом не отдавался ни русским, ни византийским нормам права (даже несмотря на то, что право византийское на тот момент времени было совершенным).   
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Договоры Руси с Византией как источники права