Договоры Руси с Византией как источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение правового содержания и значения договоров Руси с Византией.

Объект исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 годов).

Предмет исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 гг.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО

ПРАВА……………………………………………………………………….........5
Правовые обычаи Древней Руси……………………………………….…5
Русская правда как основной источник права…………………………...6

ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО ДОГОВОРОВ РУСИ И

ВИЗАНТИИ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА……………….....11

2.1. Предпосылки и условия заключения договоров………………………...11

2.2.Анализ правового содержания русско-византийских договоров (907 г., 911 г., 945 г.)……………………………………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Курсовая, иогп.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет»

Институт  экономики и права

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 

Допущен к защите:

Руководитель  работы____________

/к.и.н., доцент Е.А. Хлыстов 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «История отечественного государства  и права» 

на тему: ДОГОВОРЫ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА 

Исполнитель:  студент очной формы обучения группы 570-3

ЛОГИНОВА  ЛИДИЯ БОРИСОВНА/________/ 
 
 
 
 
 

Защищена на оценку_______________ 

Руководитель  работы/                                            /к.и.н., доцент Е.А. Хлыстов 
 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ 2011

                                          ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО

 ПРАВА……………………………………………………………………….........5

    1. Правовые обычаи Древней Руси……………………………………….…5
    2. Русская правда как основной источник права…………………………...6

ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО ДОГОВОРОВ РУСИ И

ВИЗАНТИИ  В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА……………….....11

  2.1. Предпосылки  и условия заключения договоров………………………...11

  2.2.Анализ  правового содержания русско-византийских  договоров (907 г., 911 г., 945 г.)……………………………………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    За  длительный период исследования мировой  истории проблема происхождения  права не потеряла своей актуальности. Процесс становления права в  тех или иных странах мира подвергался  тщательному анализу, и хотя в разные периоды времени на передний план выдвигались его различные аспекты (социальные, экономические, культурные и др.), в конечном счете именно их совокупность позволяет воссоздать объективную картину исторического развития.

    Существенные  изменения в оценке процессов  образования государства в современной  исторической и правовой науках позволяет  ныне более широко и непредвзято  подойти к рассмотрению происхождения источников древнерусского права, в условиях длительного и неоднозначного процесса формирования государства, в ходе которого возникали многочисленные промежуточные, переходные формы, не имевшие четких формационных признаков.

    В древнейший период истории Руси право  было представлено в основном нормами  обычного права, и в этот же период появляются договоры. Это были как  договоры международные, так договоры русских князей между собой.

    Первыми правовыми памятниками нашего государства  являются договоры Руси с Византийской империей. Эти договоры являются результатами военных походов русских князей. Договоры заключались в письменной форме; что было новым для Руси, т.к. до этого не существовало письменных сборников обычного права. «Закон русский» был устным сводом обычного права.

    Кроме того, необходимо отметить, что развитие правовой системы Византии было намного  выше, чем древнерусской. Поэтому  очень важным является вопрос о том, какое право преобладает в  договорах: древнерусское или византийское.

    Исходя  из вышеизложенного, необходимо сформулировать следующие задачи данной работы:

    • изучить правовое содержание международных соглашений Руси с Византией: проследить, какие сферы деятельности обоих государств регламентируются в договорах, к каким отраслям относятся нормы, разработанные в договорах;

    • оценить выгодность данных договоров для Руси;

    • рассмотреть полемичный вопрос о том, какое право в договорах преобладает: русское или византийское;

    • оценить значение данных договоров для развития древнерусского права.

    Целью данной работы является рассмотрение правового содержания и значения договоров Руси с Византией.

    Объект  исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 годов).

      Предмет исследования – договоры Руси с Византией (907, 911, 945 гг.).

    Методология и методика исследования: в основу положены методы сравнительного анализа, функционального и системного подхода, критического анализа и синтеза. Практическая значимость исследования: данная работа позволяет расширить  круг знаний по теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

    1.1.Обычаи Древней Руси

    С чего начиналось право древнерусского государства? Как и у других народов, одним из главных источников права у славян был обычай. Обычаи формировались уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращалась в норму должного поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих выбивающихся каким-либо образом из рамок общинной жизни соплеменников, так можно говорить о появлении обычного права.

    Вообще  под обычаем понимается правило  поведения, сложившееся и выработавшееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Статус правового обычай получает после того, как государство официально одобряет и утверждает его. Дошедший до нас крупный законодательный памятник прошлого Русская правда, является сборником правовых обычаев.

       Природа правового обычая характеризуется  следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках относительно небольших общественных групп людей.

       Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения.

    Правовой  обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную  норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной  или административной практикой. Решение  государственного органа, в котором  применен обычай, признается соответствующим  государством и может быть принудительно  исполнено. Обычай по природе своей  носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в  результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские  предрассудки, расовую и религиозную  нетерпимость, исторически сложившееся  неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан  государство вполне оправданно запрещает.

       Государство к различным обычаям  относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Более или менее длительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например, при регулировании внешней торговли.

    Известно  лишь несколько статей Кодекса торгового  мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или международных обычаев мореплавания (ст. 134 КТМ РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки".). В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкновения. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте.

    Обычное право выражается в юридических  действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых  обстоятельствах защищает каждого  общинника круговой порукой). Оно  выражается также в юридических  сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу»  и т.п. Обычное право часто долго  соседствует с правом публичным  в условиях, когда уже складывается государство и все институты  права. На Руси долго считали, что  поступать по старине, значит поступать  соответственно праву. «Что старее, то правее», – говорит пословица. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью.

    К древнейшим нормам обычного права восточных  славян можно отнести кровную месть, круговую поруку, похищение невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их можно обнаружить в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. К примеру, кровная месть запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

       Правовой обычай исторически  был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства и права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Русская правда как основной источник права

       Наиболее крупным памятником  древнерусского права является “Русская правда”, сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права, т.к. частная юридическая жизнь древнейшей Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права, в Русской Правде.

       В нашей литературе по истории русского права господствуют два взгляда на происхождение Русской Правды. Одни видят в ней не официальный документ, и не подлинный памятник законодательства, как он вышел из рук законодателя, а приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего явилось множество разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей.

       Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского но и литовского права.

       В статьях Русской Правды говорится  об установлении права феодальной  собственности не только на  землю и угодья, но и на движимое  имущество коней, рабов, орудия производства и др.

       Для эпохи предшествовавшей Русской  Правде характерным объединением  сельского населения была соседская  община. Она выросла в процессе  разложения семейной общины.

       Внешняя форма памятника (прямых указаний от лица князя нигде не прослеживается, и князья упоминаются исключительно в третьем лице), переработка отдельных статей, в смысле постепенного обобщения содержащихся в них правил, разнообразие статей в разных списках позднейшей редакции, характерные комментарии к некоторым статьям – все это не оставляет сомнения в том, что “Правда” – это разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений (первоначально во всей конкретной обстановке), княжеские уставы, или уроки, и заимствованные из Византии правовые нормы.

    Русская Правда - древнейший русский сборник  законов, сформировалась на протяжении ХI-ХII вв., но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Наименование памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия “устав”, “закон”, “обычай”, но кодекс был обозначен термином “Правда”.

Информация о работе Договоры Руси с Византией как источники права