Дмитрий донской

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

От одного поколения к другому передаются былины и сказания о великих людях, выдающихся государственных деятелях и народных героях русской земли, боровшихся с ее врагами и укреплявших ее мощь и единство.
Имена великих предков свято чтятся в нашей стране. Мужественные образцы их служат символом справедливости в борьбе против иноземных поработителей, и вдохновляет народ на героические ратные подвиги во имя чести и независимости Родины.
История Руси тесно связана с именем великого князя Московского Дмитрия Ивановича, получившего прозвание Донского за славную победу над Мамаем в Куликовской битве. Это величайшее событие вдохнуло новые силы и надежды в сердца русских людей, поразило воображение современников и потомков. Москва показала себя политическим лидером Руси, князь вождем национального значения.

Работа содержит 1 файл

Дмитрий Донской.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Зимой 1374 года в Переяславле-Залесском  состоялся княжеский съезд, на котором решался вопрос о дальнейшей тактике борьбы с Ордой. По некоторым данным, в Переяславском Съезде участвовали почти все влиятельные князья Северо-Восточной Руси. Так закладывались основы общерусского военно-политического единства.

В 1376 году состоялся поход  московского войска на одну из территорий Орды - область волжских булгар. Полки  вел воевода князь Дмитрий  Михайлович Боброк-Волынский. В результате успешных действий местный правитель  признал зависимость от Москвы.

В 1377 году к русским пределам подошел царевич Арабшах из конкурировавшей с Мамаем Орды, разоривший нижегородские места. Навстречу татарам выступил сам Дмитрий Иванович вместе с нижегородскими князьями. Недооценив силы врага, они потеряли бдительность - сложили доспехи в телеги и мешки и увлеклись хмельным питьем. Неожиданный удар ордынцев закончился их полной победой. Победители подвергли страшному погрому Нижний Новгород и другие города княжества.

Годом позже, 1376 стремясь вернуть былую власть над русскими землями, Мамай послал войско в несколько десятков тысяч человек под командованием опытного полководца Бегича. Но Дмитрию Ивановичу и его соратникам урок Пьяны пошел впрок. Навстречу вышло большое московское войско во главе с самим правителем.

Оба войска, примерно одинаковые по численности, сошлись в начале августа 1378 года на реке Воже, в Рязанских пределах, к югу от Оки. Они стали на ее противоположных берегах. Несколько дней выжидали, перестреливались через Вожу. 11 августа ордынское войско было наголову разбито сразу после переправы. Эта победа укрепила уверенность русских в своих силах, показала, что можно побеждать крупные силы татар.

Занимаясь ратными делами, великий князь Дмитрий Иванович не забывал и о созидании. Кроме  белокаменного Кремля и древних великокняжеских палат было выстроено множество церквей. Росла Москва, все больше народу селилось вокруг нее. Новые поселения назывались слободами, потому что новоселы были на довольно большой срок освобождены от податей. Льготы и ссуды выдавались не только крестьянам и ремесленникам, но и монастырским братствам, что тоже способствовало заселению новых земель. Всячески поощрялась князем также деятельность купцов.

 

 

 

 

 

4. Куликовская битва

Мамай, озлобленный поражением, собрал огромнейшее войско, привлекая наемников богатым жалованием и будущей наживой. Он возымел желание славы Батыя и летом 1380 года сам повел войска на Русь.

В короткий срок удалось  Дмитрию Ивановичу собрать огромную для Руси рать - 100-150 тысяч воинов. Он был поддержан почти всеми  русскими князьями. Ему прислали полки из большинства русских земель. Не прислали дружин только Олег Рязанский, Михаил Тверской и Новгород Великий. Особенно сложным было положение рязанского князя Олега Ивановича. Его вотчина лежала на сомой границе со степной областью - Диким Полем. Зажаты как бы между двух огней, рязанский князь занял позицию странного «нейтралитета». Есть сведения, что он послал своих людей в Москву, чтобы предупредить о передвижении Мамая. Одновременно с этим Олег обещал и Мамаю быть его верным союзником.

Перед выступлением поскакал Дмитрий Иванович к преподобному Сергию Радонежскому испросить благословения. Обладавший даром предвидения преподобный  не только благословил князя на битву, но и предрек ему победу.

20 августа 1380 года русские  рати покинули Москву. Часть войск под руководством Владимира Андреевича отправилась в направлении Серпухова, где в нее предстояло влиться конным и пешим дружинам юго-западных областей. Главная часть, предводимая Дмитрием Ивановичем, направилась вдоль Москвы-реки к Коломне. На ночь войско остановилось в тихом месте на берегу, где великому князю явилась икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепила князя верой и надеждой “и сия вся угреша сердце его”. С тех пор место это называется Угреша.

В Коломну прибыли русские войска со всех сторон. 25 августа сводная рать вышла к Лопасне, где соединилась с войсками, собранными князем Владимиром Андреевичем. Несмотря на то, что Литва была на стороне Мамая, не подвели Дмитрия Ивановича новые союзники, литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи. Объединенное войско представляло собой внушительную силу. Впервые с момента монголо-татарского завоевания удалось собрать войско, сравнимое по мощи с ордынским.

После сбора в Коломне  великий князь произвел осмотр своих  сил. Войско выстроилось в походный порядок и двинулось к Дону. Впервые за долгие годы русские полки вторглись в степную область, которая была безраздельным владением ордынцев. На состоявшемся военном совете по настоянию великого князя было принято решение перейти Дон. В самом деле, это сулило две несомненные выгоды. Во-первых, татары лишались возможности использовать свой излюбленный прием - фланговый охват конницей - и должны были атаковать в лоб. Во-вторых, Дмитрий обезопасил себя от возможного удара в тыл со стороны великого князя литовского Ягайло (союзника Мамая), который форсировал Оку и находился неподалеку, ожидая исхода противостояния. Неясна была позиция и рязанского князя Олега.

Вскоре русские полки  переправились через Оку и  спустя несколько дней подошли к месту слияния Дона и Непрядвы. За рекой воинство вышло на огромное Куликовское поле. Мосты за великокняжеским войском приказано было сжечь.

Утро 8 сентября выдалось туманное. Дмитрий Иванович обскакал все полки, отдавая последние  распоряжения. Сам князь хотел биться на передовой линии, личным примером увлекая воинов, а не стоять позади войска, как было принято. Вернувшись в срединный полк, Дмитрий Иванович переоделся в доспехи простого воина, а свое облачение передал боярину Михаилу Бренку и велел стоять ему непоколебимо под великокняжеским стягом.

Битва началась в полдень  поединком Александра Пересвета  и Челубея, русского и ордынского богатырей. Когда они пали, пронзив  друг друга копьями, многотысячные  войска сошлись. Сражение длилось до вечера. Настал звездный час князя Дмитрия Ивановича. Его замечали то там, то здесь, в самой гуще битвы. Видели, как он менял коня, как отбивался сразу от четырех ордынцев. Русские витязи сражались отважно, многие тысячи сложили свои головы, но около трех часов дня превосходящие силы врага, казалось, стали уже одолевать наших глубоко вклинившись в срединный полк. Михаил Бренок был убит, княжеский стяг был подрублен. Мамай уже ликовал, видя это со своего холма. Но рано он радовался.

В этот самый момент вступил  в сражение резервный полк Дмитрия Ольгердовича, а затем и засадный полк князя Владимира Андреевича и искусного воеводы Дмитрия Боброка. Свежая русская конница, вихрем вырвавшись из дубравы, обрушила удар на врага. Он был настолько стремителен и страшен, что ордынцев, смятых и разгромленных, охватила паника. Их конница бросилась бежать - одни падали под русскими саблями, другие тонули в Непрядве, третьи, смяв свою же пехоту, устремились к Красному холму, ставке Мамая. Началось общее бегство. Хан едва успел собрать шатер и унести ноги. Русская конница во главе с Владимиром Андреевичем, прозванным Храбрым за воинскую доблесть, преследовал Мамая около 40 км. до реки Мечи, но Темнику удалось ускользнуть, часто меняя лошадей.

Победа на Куликовом  поле была “радостью со слезами на глазах”. Предположительно, полегла половина рати. Победа была достигнута, но очень дорогой ценой. Битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра - организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. Орда так и не смогла оправиться от нанесенного удара, распад её стал необратим. Даже несмотря на то, что летом 1382 года Москва была взята и сожжена ханом Тохтамышем, прежняя система господства над Русью, существовавшая в 13-м - первой половине 14 века, уже никогда не была восстановлена. На Куликово поле шли жители из разных русских земель и городов - вернулись же они с битвы как русский народ.

Дмитрий Иванович мужественно  сражался в передовом полку, в  одежде простого ратника. После битвы, уже в сгустившихся сумерках, его  отыскали среди убитых и истекающих кровью глухо стонущих воинов. Князь  пребывал в бессознательном состоянии. Когда он очнулся, с него с трудом сняли проломленные, пробитые и промятые во многих местах доспехи. К великой радости княжеского окружения, смертельных ран на крепко сложенном его теле не оказалось. Но, похоже, именно с того дня Дмитрий Иванович почувствовал недомогание.

Возвращаясь с битвы, отслужили молебен на месте чудесного  явления иконы Святителя Николая, и благоверный князь Дмитрий  повелел воздвигнуть на этом месте  храм и иноческую обитель. Он возвращался  в Москву не сразу. Огромное напряжение битвы здоровье Дмитрия Ивановича. Но, похоже, что окончательно от него князь так и не смог.

Подобно многим монастырям, расположенным близ столицы, Николо-Угрешский  монастырь испытал немало бедствий в тяжелые для нашего Отечества годы - горел и разорялся, но потом вновь возрождался и благоукрашался. Богатству и славе монастыря способствовало то, что находился он поблизости от дворцового села Острова, любимого и часто посещаемого московскими царями. По дороге сюда из Москвы Царская семья непременно совершала “угрешский поход ” в обитель со всей своей свитой. Царь Михаил Федорович Романов сделал таких походов тринадцать, а его сын, царь Алексей Михайлович, - девять. Во время одного из самых замечательных “угрешских походов” царя Алексея Михайловича, 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три патриарха: Александрийский Паисий, Антиохский Макарий и Московский Иоасаф.

Не раз монастырские стены видели вражеские полчища: татарскую конницу, литовцев, французов. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Махмед-Гирея. Но всего несколько десятилетий понадобилось обители, чтобы возродится. В 1611 году воеводы Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий сделали монастырь местом сбора своих полков перед походом на Москву, занятую поляками.

В связи с секуляризацией церковных земель и ограничением числа монашествующих, 18 век явился сложным временем для русских  монастырей. Николо-Угрешский монастырь  пережил тогда период разрухи, какой  не помнил во время татарских набегов. Монашеская братия в Угреше таяла с каждим годом: в 1833 году в монастыре оставалось лишь шесть человек, и речь шла об упразднении обители. Но господь не дал угаснуть древнему монастырю: игумен Иларий бывший оптинский монах, постриженник Соловецкого монастыря, и его преемник преподобный Пимен, долго, терпеливо и успешно трудились над возрождением былого духа Угрешской обители, заложив этим основу для его подъема и расцвета.

С 1840-х годов на протяжении полувека монастырь непрерывно отстраивался. Обновлялись стены, перестраивались старые и создавались новые церкви. Были построены гостиницы для паломников. Грандиозный преображенский собор, крупнейший из храмов Москвы и Московской области, сооруженный архитектором А.С.Каминским в 1880-1894 годах, стал доминантой монастырского ансамбля. Неоднократно обитель посещал Святейший Патриарх Тихон.

Заканчивая свой недолгий земной путь, Дмитрий московский освоил сильно окрепшую Русь - Московско-Владимирское великое княжество, заветы на будущее. Умирая, он передает, не спрашивая согласия хана, своему сыну Василию (1389-1425) Владимирское великое княжение как свою вотчину, выражая надежду на то, что Бог освободит Русь от ордынского ига.

Дмитрий Донской скончался  в возрасте 39 лет 19 мая 1389 года. Похоронили в великокняжеской усыпальнице под сводами Архангельского собора. Вся Москва от мала до велика пришла проститься со своим любимым князем. Неописуемо было народное горе. Спустя несколько лет было написано “Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича”, предположительно, Епифанием Премудрым, автором жития преподобного Сергия Радонежского. Дмитрий Донской был причислен к лику месночтимых московских святых. Его стали изображать на иконах, древнейшая из которых написана знаменитым Дионисием в 15 веке.

В 1988 году, в дни празднования тысячелетия крещения Руси, состоялся акт общецерковной канонизации святого благоверного князя Дмитрия Донского.

 

Заключение

Военные успехи Дмитрия  Донского высоко подняли  международный  авторитет Московского государства  и положили начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Как полководец Дмитрий  Донской показал высокие образцы  стратегического и тактического искусства.

Победы Московского  князя над татарами опровергают  всякого рода размышления о заимствовании  русскими у татар их способов ведения войны и боя. Наоборот, эти победы подтверждают высокий уровень русского военного искусства, выделяют его национальный характер и ведущую роль по отношению к современному военному искусству других стран.

Отличительной чертой тактики  Дмитрия являлся умелый выбор местности. Еще полнее тактическое искусство Дмитрия Донского выразилось в использовании им резерва. На Куликовом поле он, наряду с частным резервом, вывел в общий резерв наиболее боеспособные дружины, удар которых и решил исход сражения.

Если как стратег Дмитрий безошибочно указывал решающее направление, то, как тактик он не менее искусно умел сосредоточить силы на решающем участке поля битвы.

Отличительной особенностью полководческого искусства Дмитрия  Донского является, прежде всего, то, что  на первый план он выдвигал уничтожение живой силы врага. Вот почему тактика Дмитрия носила активный, наступательный характер.

Великая заслуга Дмитрия  Донского перед Родиной состоит  в том, что он в годы татарского ига правильно понял устремление  своего народа и мужественно возглавил его борьбу за освобождение.

Информация о работе Дмитрий донской