Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:14, курсовая работа
От одного поколения к другому передаются былины и сказания о великих людях, выдающихся государственных деятелях и народных героях русской земли, боровшихся с ее врагами и укреплявших ее мощь и единство.
Имена великих предков свято чтятся в нашей стране. Мужественные образцы их служат символом справедливости в борьбе против иноземных поработителей, и вдохновляет народ на героические ратные подвиги во имя чести и независимости Родины.
История Руси тесно связана с именем великого князя Московского Дмитрия Ивановича, получившего прозвание Донского за славную победу над Мамаем в Куликовской битве. Это величайшее событие вдохнуло новые силы и надежды в сердца русских людей, поразило воображение современников и потомков. Москва показала себя политическим лидером Руси, князь вождем национального значения.
Содержание
Введение
От одного поколения к другому передаются былины и сказания о великих людях, выдающихся государственных деятелях и народных героях русской земли, боровшихся с ее врагами и укреплявших ее мощь и единство.
Имена великих предков свято чтятся в нашей стране. Мужественные образцы их служат символом справедливости в борьбе против иноземных поработителей, и вдохновляет народ на героические ратные подвиги во имя чести и независимости Родины.
История Руси тесно связана с именем великого князя Московского Дмитрия Ивановича, получившего прозвание Донского за славную победу над Мамаем в Куликовской битве. Это величайшее событие вдохнуло новые силы и надежды в сердца русских людей, поразило воображение современников и потомков. Москва показала себя политическим лидером Руси, князь вождем национального значения.
Государственная
и полководческая деятельность
Дмитрия Донского была
Борьба, которую возглавил Дмитрий Донской, решала судьбу не только русской нации. Русский народ, приняв на себя удары татаро-монгольских захватчиков, обеспечил мир и культурное развитие народом Западной Европы.
Князь Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 году в семье Ивана Ивановича Милославского, прозванного также Красным (1353-1359), среднего сына великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, и княгини Александры, вероятнее всего, сестры тысяцкого Василия Васильевича Вельяминова, который фактически имел полномочия московского градоначальника.
Тогда в Москве княжил
Симеон Иванович Гордый, дядя маленького
Дмитрия и старший сын Ивана
Калиты. Трудный это был период
на Руси, стонавшей под татаро-
Когда Дмитрию было около трех лет, Русь сильно пострадала от невидимого врага – эпидемии чумы. Страшная болезнь не щадила ни кого – ни бедных, ни богатых. Вымирали села, пустели города. Умерли митрополит Московский Феогност, великий князь Симеон Иванович, которому было всего 36 лет, и два его маленьких сына.
Великое княжение Владимирское и Московское перешло к отцу Дмитрия, Ивану Ивановичу Красному, в 1353 году. Князь вел осторожную и мудрую политику по отношению к Золотой Орде и русским удельным князьям. Задабривая татар, он не позволял ордынским послам бесчинствовать на Руси. Эта политика была дальновидной и целеустремленной, действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги и хитрость, московский правитель медленно, но верно укреплял свою власть, положение Москвы как политического центра Руси.
В 1356 году в Золотой Орде произошел первый дворцовый переворот: место хана Джанибека занял Бердибек, убивший отца и заодно 12 своих братьев. По заведенному обычаю, великий князь Иван Иванович отправился с дарами в Сарай к нему на поклон. Бердибек встретил его с почестями и сохранил за ним великое княжение владимирское. Однако по возвращении Иван Красный прожил не долго и осенью 1378 года скончался во цвете лет: ему было всего 33 года. Причина смерти летописях не упоминается, лекари тогда посмертных заключений не составляли.
Москва осталась без взрослого князя, а девятилетний Дмитрий стал сиротой. Огромная ответственность легла на плечи маленького князя. Сам он, конечно еще не мог управлять княжеством и во всем слушался княжеского совета: тысяцкого – Василия Вельяминова и Митрополита Алексия, происходившего из старомосковского боярского рода. Он отличался светлым умом, образованностью и прекрасной способностью совмещать обязанности духовного владыки и энергичного политика. Митрополит Алексий стал духовным отцом Дмитрия и, по существу, заменил ему отца земного. Он воспитал его в любви к Богу и к отчизне.
В это время Золотая Орда продолжала переживать династическую усобицу. Власть постепенно прибирал в свои руки Мамай, хитроумный темник. Мамай выгодно женился на сестре Бербидека, в результате чего заметно возвысился и, по существу, руководил часто менявшимися ханами.
Дмитрий Иванович был еще совсем ребенком, суздальско-нижегородские князья смогли заполучить, купить себе ханский ярлык на Владимирское княжение, дававший право на формальное первенство среди русских князей. Это право уже не одно десятилетие принадлежало Москве, и его потеря носила её авторитету огромный ущерб. Между там Суздальско-Нижегородское княжество, возникшее в 1341 году, было серьёзным противником. Оно представляло собой мощное государственное образование, включавшее в себя Суздаль, Нижний Новгород и Городец. И вот суздальский князь Дмитрий Константинович торжественно возводится на великокняжеский престол во Владимире.
В 1362 году Москва начинает борьбу за утраченное великое княжение. Орда в это время уже распалась на два ханства. Заручившись поддержкой сначала одного, а затем и другого хана, московские бояре явочным порядком возвращают княжение Дмитрию Ивановичу, заняв со своим войском Владимир. Положение Дмитрия Константиновича осложнялось сварой среди самих суздальско-нижегородских князей. Один из них, младший брат Дмитрия Суздальского – городецкий князь Борис, - неожиданно захватил Нижний Новгород, по праву ему не принадлежавший. Дмитрий Константинович, остро нуждавшийся в военной помощи и политической поддержке, вынужден был обратиться в Москву. Москва вернула ему Нижний Новгород, захваченный городецким князем Борисом, но в качестве платы за услугу бывший великий князь в 1365 году подписал договор, по которому отказывался от своих претензий.
Во Владимире, в 1362 году, в величавом белокаменном Успенском соборе, двенадцатилетний Дмитрий Иванович был венчан на великое княжение. В семье князя Дмитрия Константиновича Суздальско-Нижегородского подросла дочь, красавица Евдокия. Именно она была выбрана в невесты шестнадцатилетнему Дмитрию Ивановичу. Венчание состоялось 17 января 1366 г. в Коломне. Несмотря на то, что в начале преобладали политические мотивы для этого брака, в великокняжеской семье царили любовь верность и понимание. Родители они были очень чадолюбивые: у них родилось 8 сыновей и 4 дочки. Только два сына умерли малолетними.
Пользуясь усобицей в Золотой Орде, с 1374 года Дмитрий Иванович перестал возить туда дань, тем самым прервал с ней отношения. Эти деньги очень пригодились для восстановления Москвы после страшного пожара. Вместо сгоревших деревянных стен Ивана Калиты был построен белокаменный Кремль с башнями, боевыми площадками и с железными воротами. Московский Кремль был первым после татарского нашествия крупным каменным сооружением на Руси. Очень скоро новые неприступные стены помогли выдержать осаду литовского войска.
Великому князю
Дмитрию Ивановичу приходилось
быть судьей в спорах между
удельными князьями. Клинский князь
Семён Константинович, умерший от
моровой язвы, завещал свои владения
старшему из живших братьев,
Василию Михайловичу
В 1367 году Михаил вернулся из Литвы с полками своего зятя-Ольгерда и без труда занял Тверское княжество. В Москве решили пойти на хитрость. Михаила позвали на переговоры и клятвенно гарантировали неприкосновенность. Однако по приезде тверского князя “поймали” и “держали в истоме”. Приезд татарского посольства способствовал его освобождению: в Москве пока ещё опасались показать Орде самовольство в обращении с русскими князьями, поскольку ордынцы считали это исключительно собственным правом. Михаил был вне себя. Он кинулся в Литву и организовал нашествие в московские пределы, известное под названием “первой литовщины”.
Об Ольгерде не зря говорили, что “когда он шел на войну, никто не ожидал его воинов”. Перебив союзников Дмитрия и разбив сторожевой полк, литовский князь внезапно появился под стенами Москвы. Дмитрий с митрополитом и князем Владимиром Андреевичем Серпуховским (двоюродным братом князя) затворились в городе. Здесь пригодились новые каменные стены. Простояв три дня под Москвой и разграбив окрестности, Ольгерд ушел, жестоко бесчинствуя по пути, чем сникал себе в русском народе дурную славу.
Дмитрий Иванович незамедлительно нанес ответный удар. Опустошению подверглись земли, непосредственно принадлежавшие Михаилу: города Микулин, Зубцов. Разгневанный тверской князь, находившийся в Литве, вновь стал умолять Ольгерда о помощи. Так в 1369 году началась “другая литовщина”. Ольгерд опять явился с войском к самой Москве, и великий князь Дмитрий вновь укрылся за стенами, а Владмир Андреевич стоял у Перемышля близ Подольска, и под его команду сходились союзные рати для удара в тыл Ольгерду. Владимир Андреевич был самым способным и удачливым московским полководцем второй половины 14 века, и за ним закрепилось прозвище “Храбрый”. Во внешних столкновениях Владимир был первым помощником Дмитрия. Дружина грозила отрезать Ольгерда от литовских владений и заставила его просить “вечного мира”, но в результате было заключено только перемирие: видно, Москва уверилась в своих силах и склонна была торговаться из-за условий. В действительности это означало, что в данный момент тверской князь не мог больше расчитывать на помощь Литвы.
Весной 1370 года разочаровавшийся в силе Ольгерда Михаил Тверской поехал с большими дарами к Мамаю искать ярлыка на великое княжение Владимирское. Мамай не преминул использовать его в борьбе с осмелевшим московским князем, не платившим дани, и дал Михаилу вожделенный ярлык. Узнав об этом, князь Дмитрий перекрыл вероломному тверскому князю путь во Владимир. Бояре большинства княжеств поддержали Дмитрия.
Князь Михаил Александрович понял бесполезность своих претензий и с досады направился грабить новгородские земли, а Дмитрий Иванович, оказав пышный прием ханскому послу Сарыхоже, стал сам собираться в Орду.
Дмитрию шел уже 21 год. Внешне он стал поистине русским богатырем. Летописцы скупо описывают его могучее телосложение, густые черные волосы и бороду, называя огненными его светлые глаза.
Эта величавая внешность и мудрые речи князя, и богатые дары возымели на Мамая благоприятное действие. Дмитрий Иванович вернулся в Москву с ярлыком на великое княжение Владимирское. Более того, он окончательно «посрамил» своего противника, выкупив и увезя с собой его сына, задолжавшего Орде колоссальную сумму в 10 тысяч рублей.
В Москве Дмитрия Ивановича встретила радостная весть. Желая укрепить перемирие, Ольгерд обещал выдать свою дочь Елену за князя Владимира Андреевича и обязался не поддерживать больше Михаила Тверского в несправедливых притязаниях на престол. Однако Тверь еще не покорилась, и для борьбы с Дмитрием вновь была вызвана помощь из Литвы. Летом 1372 года братья Елены в третий раз пошли на Москву. До крупных столкновений дело не дошло, но заключенное перемирие сохранялось недолго. В июле 1375 года в Тверь перебежали представитель знатнейшего московского семейства Иван Васильевич Вельяминов (обиженный за то, что не получил должности московского тысяцкого - руководителя городского ополчения) и богатый купец Немат Сурожанин.
В августе 1375 года состоялся союзный поход московской коалиции русский князей на Тверь; подошедшие было на помощь литовские отряды отошли, не решившись вступить в бой. Осажденный Михаил заключил мир, по условиям которого навсегда отказывался от притязаний на владимирское княжение и признавал себя «братом молодшим» великого князя Дмитрия. Теперь уже никто из князей Северо-Восточной Руси не осмеливался оспаривать первенство Москвы.
Несомненно, главное в княжении Дмитрия - героическая борьба с татарами и победа на Куликовом поле. В самом начале двадцатилетней «Замятни» Золотая Орда раскололась на две враждовавшие между собой части, претендовавшие на власть над Русью. В одной из них не прекращались усобицы, и ханы менялись довольно часто. Что касается другой половины, то здесь реальная власть принадлежала Темнику (высшему военоначальнику) Мамаю, правившему через подставных ханов, которых он периодически устранял, заменяя на новых. Именно Мамай представлял наиболее реальную опасность для Москвы. Еще в первой половине 70-х годов Темник стал думать о восстановлении былых даннических отношений между Ордой и Русью.
Летом 1373 года состоялся поход татар на рязанскую землю, в отражении которого участвовали московские войска. С этого момента начинается «розмирье» Москвы с татарами. К тому времени большинство княжеств уже полностью признало первенство Москвы, и поэтому появляется реальная возможность составить общерусскую коалицию против татар. В 1374 году в Нижнем Новгороде появляется Мамаев посол Сарайка, попытавшийся рассорить Дмитрия Константиновича с зятем. Такая попытка закончилась неудачей. Посол был схвачен, а чуть позже убит нижегородцами.