Дискуссии о времени возникновения города Казань

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:57, реферат

Описание работы

Казань - единственный крупный город мира, не имеющий твердой даты своего основания. Почти каждый из десятков авторов, писавших о Казани, дал совершенно различные даты основания города. Поэтому в данной работе я хочу заняться изучением истории возникновения города Казани как одного из старейших городов Российской Федерации.
Тема выбрана мной не случайно, т.к. особенно актуальна в ситуации формирования современного мышления и самомнения татарского народа. А так как Казань является центром всех татар мира, своего рода «татарской Меккой» притягивающей своими сохранёнными историческими достопримечательностями. Ведь не зря Казань была названа «Жемчужиной Поволжья».

Содержание

Введение 3
Глава I. Ранняя история Казани и окрестностей. 4
Глава II. История Казани на основании летописи "Джагфар тарихы" 6
Заключение 15
Список литературы: 16

Работа содержит 1 файл

Казань.docx

— 40.38 Кб (Скачать)

3). Иван  Глазатый пишет, что во время основания Казани возле ее места жили беженцы из Ростовской области Руси, не пожелавшие принимать христианство и помнившие еще о своем ростовском происхождении. Антихристианское восстание в Ростовской земле, отмеченное летописцами, было только одно и датируется оно 1071 годом .

 Это  сообщение косвенно подтверждает  то, что город Казань был основан  в 1103 г. - ведь помнить о своем  ростовском происхождении в 1103 г., спустя более 32 лет после  своего бегства из Ростовщины (в 1071 г.) переселенцы еще могли.

4). "Джагфар тарихы" свидетельствует, что сразу после основания

 Учеля-Казани в 1103 г. последовала Трехлетняя булгаро-русская война, закончившаяся после похода булгар на Балын-Суздаль . Иван Глазатый подтверждает, что сразу после построения Казани булгарский царь начал булгаро-русскую войну, которая продолжалась "три лета" - т.е. "три года".

 Простейший  расчет показывает, что если Учель-Казань была основана в 1103 г., то Трехлетняя война происходила в 1104-1107 гг. Другие русские летописцы отмечают, что осада булгарами Суздаля произошла в 1107 г., что совпадает с хронологией "Джагфар тарихы".

5). Иван  Глазатый прямо указывает в "Казанской истории", что Казань на первом этапе своего существования (даже в конце XII в.) еще не называлась Казанью и приводит одно из булгарских названий ранней Казани - "Саин". "Джагфар тарихы" подтверждает это название, содержит сообщение о Саиновом рве, отделявшем Югары Керман от остальной части Учеля.

6). Существование  первоначального названия Казани - "Учель", косвенно подтверждается замечанием Ивана Глазатого о том, что Казань была основана на пограничье трех земель - Болгарской, Вятской и Пермской - ведь "Учель" можно перевести на русский язык и как "Три Земли"

7). Существование  первоначального названия Казани - "Учель" - подтверждается и тем, что, как установил А.Х.Халиков, русские летописцы упомянули Казань 1205 года под марийским названием

 "Хомола" (см. А.Х.Халиков. О времени, месте возникновения и названии города Казани.- Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976), а "Комола" ("Хомола" - русская форма марийского названия "Комола") по-марийски значит "Три (ком) Города (ола)".

8). Существование  первоначального названия Казани - "Учель" - подтверждается и сообщением русской летописи о том, что суздальский князь Андрей Боголюбский перед взятием города Бряхимова-Брягова (Ибрагима-Болгара) в 1164 г.- сжег "3 города". Как известно, русские войска крайне редко брали хорошо укрепленные булгарские города, и уж если это действительно случалось, то называли эти города по имени. Уже поэтому представить себе, что Андрей Боголюбский в 1164 г. взял сразу три разных булгарских города, невозможно.

 Помимо  этого, на пути от Суры до  Болгара по Волге (по этому пути всегда двигались русские войска к центру Булгарии) не было в середине XII в. никаких городов, кроме Учеля, который Андрей Боголюбский (как сообщает "Джагфар тарихы") сжег по пути к Болгару-Бряхимову (ДТ, т.I, стр.131). Все это заставляет признать, что летописное "3 города" является русским переводом названия Учель - "Три Города".

9). Существование первоначального названия Казани - "Учель" - и известие "Джагфар тарихы" об основании Учеля-Казани в 1103 г. прямо подтверждается сообщениями русских летописей о нападении новгородского князя Мстислава на "Очелу" в 1111 г. и о набеге суздальского князя Святослава на волжский город Ошел в 1220 г. То, что "Очела" и "Ошел" - это Учель-Казань, подтверждается следующим. На всей Волге не было, кроме Учеля, городов, названия которых даже отдаленно напоминали бы летописные "Очелу" и "Ошел". В "Джагфар тарихы" эти нападения описываются, как набеги русских князей на Учель-Казань то, что русские летописцы искажали название Учель - неудивительно. Искажение булгарских названий было типичным для русского летописания. Так, северорусский летописец в одном сообщении (о набеге на Учель в 1220 г.) умудрился дважды исказить название Учеля: вначале он назвал Учель "Ошлявой", а затем - "Ошел". Кроме этого, один русский летописец, сведения которого использует В.Н.Татищев при описании суздальского нападения в 1220 г. на Учель (он называет Учель "Ашла"), именует учельского князя "угорским". Слово "угорский" здесь явно является искаженным написанием названия казанского кремля - резиденции казанских беков (князей) "Югары Керман" ("угорский" - искажение "югары") и подтверждает, что сообщения об Ошеле (Очела, Ошлява, Ашел) относятся к Учелю-Казани.

10). Существование  названия казанского кремля "Югары Керман", приведенное только "Джагфар тарихы", прямо подтверждается Иваном Глазатым, называющим казанский кремль "Вышгородом" ("Югары Керман" как раз и значит "Верхний город" - т.е. "Вышгород" по- древнерусски) при описании штурма Казани войсками Ивана IV в 1552 г.: "И вбежали казанцы в Вышгород, и не успели в нем запереться; прибежали они на царский двор и в царские палаты и бились с русскими камнями, и дубинками, и обшивочными досками..."

11). Русские  летописи подтверждают также  данные "Джагфар тарихы" о переименовании Учеля в Газан (Казань) в 1220 г. и Казани - в

 Болгар  аль-Джадид. Так, русская Никоновская летопись под 1229 годом отмечает: "Болгаре, глаголемии казанцы, прислаша к великому князю Юрью Всеволодичу о миру..." - "Булгары, называемые казанцами, прислали к великому князю Юрию Всеволодовичу послов для переговоров о мире...". Под 1376 годом Никоновская летопись сообщает о походе русских князей "(на) Болгары, рекше на Казань..." - "(на) Болгар, как называют Казань..."

12). Иван  Глазатый прямо указывает, что город Казань был основан ранее 1164 г., т.к. в этом году Брягов был разрушен и перестал существовать, а Саин Болгарский пришел основывать город Казань из еще существовавшего города Брягова

 К этому добавим, что белокаменная стена Казани XII в., обнаруженная во время раскопок 1977-1978 гг. в Казанском Кремле, очень напоминает (по мнению археолога А.Х.Халикова) белокаменную стену Новгородской Ладожской крепости 1114 года (см. История

 Казани, кн.1. Казань, 1988, стр.16-17). Как не вспомнить в связи с датой 1114 года дату основания Казани (по "Джагфар тарихы") - 1103 год и год нападения на Учель-Казань новгородского князя - 1111 год!

 Мы  могли бы продолжить этот список  совпадений сведений "Джагфар тарихы" и русских летописей, но, думаем, приведенных данных вполне достаточно для утверждения: сведения "Джагфар тарихы" об основании (в 1103 г.) и ранней истории города Казани подтверждаются - прямо и косвенно - целым рядом сообщений русских летописей, и это превращает их в исторический факт.

 Что  касается даты "1177 год", выдвинутой  в качестве даты основания  города Казани некоторыми учеными,  то она не только не подтверждается  ни одним из известных исторических  источников, но и противоречит  всем историческим данным. Как  известно, оригинал произведения  Ивана Глазатого утрачен, и мы располагаем несколькими списками его истории. Дата "1177 год" приводится только в одном из списков "Казанской истории", а в другом списке той же "Казанской истории" имеется иная дата "основания Казани" - 1172 год. Но дата "1172 год" относится к истории Казани, ее знают и русские, и булгарские источники, как дату нападения суздальского войска князя Мстислава (действовавшего по приказу Андрея Боголюбского) на Булгарию и на Учель-Казань

 А  вот дату "1177 год" не знают  ни булгарские, ни русские летописи. Возникла она явно вследствие  бытования на Руси различных  систем летосчисления (разница  между ними колебалась от 1 до 5 и даже 10 лет!), путем добавления  переписчиком к реальной дате "1172 год" пяти лет, т.е.  искусственно. Так что искусственная  дата "1177 год" в расчет приниматься  не может. Но и дата "1172 год"  также не является тем годом,  который указал Иван Глазатый в качестве даты основания Казани. Ведь сам Глазатый, как мы помним, приводил данные об основании Казани Саином ранее 1164 г. (см. пункт 12 настоящей работы), и поэтому никак не мог написать о возведении Саином Болгарским Казани в 1172 г. (и тем более в 1177 г.). Дата "1172 год" могла относиться у Глазатого только к предложению "И дале тот же князь велики (Андрей Боголюбский - Ф.Н.) повоева", т.к. поход 1164 г. закончился взятием Брягова, и "дале" (дальше) воевать булгар суздальское войско Андрея могло только в 1172 г. (других походов на Булгарию Андрей не организовывал, а в 1174 г. был убит заговорщиками).

 Очевидно, дата "1172 год" располагалась  в оригинале "Казанской истории"  так: "И дале тот же князь великий повоева в лета 6680 (1172 г.)", но после утраты подлинника труда Глазатого (и, вместе с этим, подлинной даты основания Казани) была превращена позднейшими переписчиками в дату основания Казани (а потом еще и переделана в "1177 год"!).

 Итак, весь комплекс рассмотренных  нами русских исторических материалов  свидетельствует о достоверности  только одной из известных  науке дат основания Казани - 1103 года, сообщенной сводом Бахши Имана "Джагфар тарихы".

 

Заключение

     Не так много на планете городов, насчитывающих многовековую историю. Сегодня Казань входит в новую эпоху - эпоху возрождения старинных и самых великих ценностей народа. Сделать столицу Татарстана достойным членом семьи старейших городов планеты, сделать все для того, чтобы этот древний город на пороге своего второго тысячелетия стал городом мировой цивилизации, городом мировой культуры, - вот та сверхзадача, что поставлена сейчас перед всеми жителями и правительством Татарстана. Казань должна стать местом, открытым всему миру, городом с развитой инфраструктурой и богатейшим культурным и историческим наследием. Но это не возможно без знания истории своей семьи, своего города, своего края. А так как Казань является центром для татар всего мира, то мы тем более должны изучать и анализировать историю этого великого города.

 

Список  литературы:

  1. Бахши Иман. Джагфар Тарихы. 1,2,3 том, Оренбург 1997 г.
  2. Татищев В.Н. Истории России с древнейших времен. М., 1768
  3. Рычкова П.И. Опыт Казанской истории. СПб., 1863
  4. Хузин Ф.Ш., Ситдиков А.Г. Древняя Казань. Казань, 2005
  5. Алишев С.Х. Все об истории Казани. - Казань: Раннур, 2005.

Информация о работе Дискуссии о времени возникновения города Казань