Дискуссии о времени возникновения города Казань

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:57, реферат

Описание работы

Казань - единственный крупный город мира, не имеющий твердой даты своего основания. Почти каждый из десятков авторов, писавших о Казани, дал совершенно различные даты основания города. Поэтому в данной работе я хочу заняться изучением истории возникновения города Казани как одного из старейших городов Российской Федерации.
Тема выбрана мной не случайно, т.к. особенно актуальна в ситуации формирования современного мышления и самомнения татарского народа. А так как Казань является центром всех татар мира, своего рода «татарской Меккой» притягивающей своими сохранёнными историческими достопримечательностями. Ведь не зря Казань была названа «Жемчужиной Поволжья».

Содержание

Введение 3
Глава I. Ранняя история Казани и окрестностей. 4
Глава II. История Казани на основании летописи "Джагфар тарихы" 6
Заключение 15
Список литературы: 16

Работа содержит 1 файл

Казань.docx

— 40.38 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра Гуманитарного образования и  Социологии 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по курсу: «История и культура народов Татарстана»

на тему: «Дискуссии о времени возникновения города Казань» 
 

Выполнил: студент группы 20-01

Гарифуллина А.А.. (20-01-0*)

Проверил: к.полит.н.,  доцент кафедры ГОС

Сабирзянова Ф.Р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Альметьевск 2011 г.

 

Оглавление

Введение 3

Глава I. Ранняя история Казани и окрестностей. 4

Глава II. История Казани на основании летописи "Джагфар тарихы" 6

Заключение 15

Список  литературы: 16 

 

Введение

    Казань - единственный крупный город мира, не имеющий твердой даты своего основания. Почти каждый из десятков авторов, писавших о Казани, дал совершенно различные даты основания города. Поэтому в данной работе я хочу заняться изучением истории возникновения города Казани как одного из старейших городов Российской Федерации.

    Тема выбрана мной не случайно, т.к. особенно актуальна в ситуации  формирования современного мышления  и самомнения татарского народа. А так как Казань является  центром всех татар мира, своего  рода «татарской Меккой» притягивающей  своими сохранёнными историческими  достопримечательностями. Ведь не  зря Казань была названа «Жемчужиной  Поволжья». 

   Реферат состоит из двух основных  глав. Первая глава называется  «Ранняя история Казани и окрестностей», в которой идёт речь об общем зарождении Казани как города и основных местах археологических раскопок. И второй главы под названием «История Казани на основании летописи "Джагфар тарихы"» в которой я детально представлю историю города на основании такого литературного памятника как летопись "Джагфар тарихы"

    В данной работе для достижения  результата исследования я использовала  такие методы исследования как  изучение научной литературы, чтение исторических документов, а также подбор справочной информации из сети Интернет.

 

Глава I. Ранняя история Казани и окрестностей.

Самые ранние следы первобытных людей, обитавших на территории современной  Казани, относятся к эпохе камня - позднему палеолиту (X-IX тыс. до н.э.), мезолиту (X-VI тыс. до н.э.) и неолиту (IV-III тыс. до н.э.).

На  территории Казани (например, в овраге между Центральным парком и Арским кладбищем) и её окрестностях (напротив устья Казанки, на правом берегу Волги) ещё в XIX в. находили выходы костей ископаемых животных верхнепалеолитического времени, а также отщепы и сколы патинизированного кремня со слабыми следами ретуши.

Стоянка первобытных людей эпохи мезолит  была открыта в XIX в. на северной окраине посёлка Савиново на дюне высокой поймы правого берега Казанки.

Древнейшее  местонахождение человека каменного  века в пределах исторической части  современной Казани было обнаружено в 2001 при раскопках на территории двора главного корпуса Казанского государственного университета. Изучение костей мамонта и кремневых отщепов позволило высказать предположение о возможном позднепалеолитическом или раннемезолитическом возрасте находок. Учёные не исключают, что на южной оконечности Кремлевского холма, недалеко от речки Булак и озера Кабан, располагалось небольшая стоянка первобытных охотников и рыболовов.

В эпоху неолита районы Волги – Казанки были заняты племенами волго-камской и балахнинской культур. Стоянки волго-камского неолита в пределах современной Казани открыты в урочище "Вороний куст", на месте более позднего городища Казанка II (за ул. Новаторов в Советском районе), к юго-востоку от посёлка Савиново. Балахнинцы - племена с так называемой ямочно-гребенчатой керамикой - жили севернее в лесной зоне, они были пришлыми. Их стоянки раскопаны археологами у посёлков Обсерватория, Займище, Аракчино, Дербышки, Малые Отары.

На  рубеже III-II и в первой половине II тыс. до н.э. в приустьевой части Казанки проживали волосовские племена - далекие предки финноязычных народов Восточной Европы. В Казани поселения волосовцев открыты в районе ул. Гривка, на Сухой Реке, у Центрального парка культуры и отдыха им. Максима Горького и в некоторых других пунктах.

Бронзовый век (вторая половина II - начало I тыс. до н.э.) представлен многочисленными  поселениями и могильниками приказанской археологической культуры, продолжающей поздневолосовские традиции. Основные памятники обнаружены в окрестностях Казани (Займище, Обсерватория, Атабаево, Балым). В пределах Казани располагаются Савиновские, Старо-Победиловские поселения.

В конце I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н.э. в окрестностях Казани обитала  часть пьяноборского и азелинского населения. Один из значительных памятников этой культуры - городище Казанка I, расположенное на мысу левого берега Казанки примерно в 500 м к северо-западу от ул. Новаторов. Археологи выявили здесь мощные, до 1,5 - 2 м толщины, культурные напластования, отложившиеся в течение почти двух тысячелетий, начиная с ананьинского времени.

С конца V в. до н.э. до I - II столетий н.э. окрестности Казани, как и другие районы Нижнего Прикамья, были редко населённой территорией. Лишь в I - II вв. здесь появились племена, памятники которых археологи связывают с материалами андреевско-присеральского круга.

В III - VI вв. бассейн реки Казанки заселяется племенами азелинской культуры, сформировавшейся на позднепьяноборской основе. Типично азелинскими являются материалы могильника у Старого стекольного завода (район бывшего речного порта), раскопанного в 1898.

В X - XI вв. средневолжские земли в районе современной Казани были заняты волжскими булгарами. 

Глава II. История Казани на основании летописи "Джагфар тарихы"

Возникшая в последнее время необходимость  выявить наиболее достоверную дату основания и историю города Казани, вызванная стремлением утвердить  суверенитет республики, обострила  интерес к своду средневековых  булгарских летописей "Джагфар тарихы" (1680 г.) Бахши Имана. Это понятно: данный свод - единственный памятник, достаточно подробно рассказывающий о возникновении и средневековой истории города Казани. Ряд турецких, украинских и казанских ученых уже в 1990-1991 гг. ввели данные "Джагфар тарихы" в научный оборот. Из казанских ученых первыми это сделали доктор архитектуры Н.Х.Халитов , профессор Казанской государственной архитектурно-строительной академии И.Н.Агишева), доцент кафедры Отечественной истории Казанского государственного педагогического университета О.Л.Малышева и др. Любые источники, любые летописи в какой-то степени субъективны, и тот или иной исторический факт устанавливается на основе сравнительного анализа самых разных и независимых исторических источников. В любом источнике, в любой летописи есть ошибки и другие погрешности. Тем не менее историки используют такие источники.

 Напомним, что еще в XIX в. русские ученые-"скептики" объявили недостоверными "Повесть  временных лет" и "Русскую  правду" - главные источники по  истории России, однако эти произведения  до сих пор остаются основными  русскими источниками. А сколько  раз ученые-"скептики" объявляли  подделкой "Слово о полку  Игореве"! И что же? Это произведение  остается фундаментом российской  литературы. А вот что пишут  казанские ученые, которые уже  исследовали характер и степень  достоверности сведений свода  "Джагфар тарихы".

 Н.Х.Халитов, приступая к анализу сведений "Джагфар тарихы", отметил: "Одним из наиболее загадочных и интригующих источников... является до настоящего времени не опубликованный "рукописный свод булгарских летописей"... "История Джагфара" ("Джагфар тарихы" - русский перевод), список которой находится в личной собственности историка Ф.Г.Нурутдинова и готовится им к публикации. В нем содержится довольно много сведений о мечетях и других постройках городов Булгарии..., которые владелец рукописи любезно предоставил публике для использования в своих научных работах. Эти сведения нуждаются в самом серьезном изучении и анализе и до их подтверждения археологическими или иными материалами могут считаться легендарными. Подобное же опубликование легендарных сведений предпринималось исследователями прошлого неоднократно.

 Среди них можно назвать работы П.Е.Заринского, Н.Ф.Катанова, Ш.Марджани, К.Насыри и др. (Н.Халитов. Указ.соч., стр.8). В своих более поздних работах Н.Х.Халитов неоднократно отмечает, что последние открытия археологов и архитекторов подтверждают данные свода "Джагфар тарихы". К примеру, приводя вывод специалистов о возникновении Соборной мечети г.Болгара в 1230-1260 годах, Н.Х.Халитов пишет: "Не расходятся с приведенной датировкой и сведения, даваемые Джагфар тарихы...»

Говоря  об исследованиях той же Соборной мечети, Н.Х.Халитов подчеркивает: "Согласно исследованиям С.Айдарова, в конце XIII столетия здание было капитально перестроено. "Джагфар тарихы" подтверждает: "при эмире Мухаммед-Аламе (1293-1307 гг.) мечети были приданы современные формы и она получила название "Исмаилдан Джами" - и т.д.

 И.Н.Агишева,  уже не первый год использующая  данные "Джагфар тарихы" при реконструкции облика средневековой Казани, дает такое заключение об этом источнике: "Свод летописей "Джагфар тарихы" дает яркую и красочную картину возникновения и развития города, быта и культуры горожан. Многие моменты истории Казани, особенностей ее пространственно-планировочного строя и архитектуры, описанные в своде, подтверждаются известными летописными, иконографическими и архивными материалами, данными историко-археологических, градостроительных и архитектурных исследований, данными геоморфологии города и его окрестностей.

 Сам  свод - достаточно сложное сочинение.  Бахши Иман, как это видно уже из беглого прочтения текста свода, объединил в единый труд очень разные по стилю, научному уровню и степени достоверности булгарские летописи IX-XVII вв. В том, что они у него под рукой были, сомневаться не приходится: крупнейший русский публицист XVI в. поп Иван Глазатый, работавший в 1564-

1565 гг. с булгарскими летописями при  написании "Казанской истории" (этот труд называют также "Историей  о Казанском царстве" и "Казанским  летописцем") пишет: "Об основании  же Казанского царства - в какое  время или как возникло оно  - не нашел я в летописях  русских, но немного видел в казанских". Это известие напрочь отметает предположения некоторых историков о гибели всех булгарских летописей во время штурма Казани войсками Ивана IV в 1552 г.

 Данные  свода "Джагфар тарихы" свидетельствуют, что уже в 1003- 1004 гг. на территории Казани существовало поселение Биш-Балта (Биш-Балтавар). Эти же данные указывают, что настоящим городом Казань стала в 1103 году , когда булгарским принцем Шамгуном Шам-Саином (Шамгун-Саин) были основаны на территории современного центра столицы республики три укрепления  ("Югары Керман" - на месте нынешнего Кремля, "Калган" - южнее, по ул.Ленина, - оба на холме Богылтау, и "Акбикюль" - в низине возле современных парков Черное озеро и Ленинский сад), объединенные в один город Учель - "Три Города" (уч - три, эль - город, укрепление, страна, земля, губерния). В 1220 г., по сообщению

"Джагфар тарихы", город Учель получил имя булгарского полководца Газана, которое позднее, в народном произношении, получило форму Казан - "Казань" по-русски. В 1361 г., по данным "Джагфар тарихы", Казань вновь переименовывается в город Болгар аль-Джадид , а в 1431 г. возвращает себе имя Казан-Казань. Помимо этого, "Джагфар тарихы" подробно описывает Казань.

 Многие  сообщения "Джагфар тарихы" об основании и о ранней истории

 Казани  подтверждаются известиями русских  источников - в первую очередь  летописей. Приведем только некоторые  из этих известий.

1). "Джагфар тарихы" сообщает об основании города Казани эмиром (будущим царем) Шамгуном-Саином. Иван Глазатый, автор "Казанской истории" (1565 г.), пишет, что основателем города Казани был царь "Саин Болгарский" .

2). Согласно  сведениям "Джагфар тарихы", город Болгар в 1028-1183 гг. официально назывался Ибрагимом - "Бряхим", "Брягов" по-русски, и был владением Шамгуна-Саина. Иван Глазатый также пишет, что "Саин Болгарский" прибыл на место будущей Казани из города "Брягова" .

Информация о работе Дискуссии о времени возникновения города Казань