Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:57, реферат
Казань - единственный крупный город мира, не имеющий твердой даты своего основания. Почти каждый из десятков авторов, писавших о Казани, дал совершенно различные даты основания города. Поэтому в данной работе я хочу заняться изучением истории возникновения города Казани как одного из старейших городов Российской Федерации.
Тема выбрана мной не случайно, т.к. особенно актуальна в ситуации формирования современного мышления и самомнения татарского народа. А так как Казань является центром всех татар мира, своего рода «татарской Меккой» притягивающей своими сохранёнными историческими достопримечательностями. Ведь не зря Казань была названа «Жемчужиной Поволжья».
Введение 3
Глава I. Ранняя история Казани и окрестностей. 4
Глава II. История Казани на основании летописи "Джагфар тарихы" 6
Заключение 15
Список литературы: 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра
Гуманитарного образования и
Социологии
Реферат
по курсу: «История и культура народов Татарстана»
на тему:
«Дискуссии о времени возникновения города
Казань»
Выполнил: студент группы 20-01
Гарифуллина А.А.. (20-01-0*)
Проверил: к.полит.н., доцент кафедры ГОС
Сабирзянова
Ф.Р.
Альметьевск 2011 г.
Оглавление
Введение 3
Глава I. Ранняя история Казани и окрестностей. 4
Глава II. История Казани на основании летописи "Джагфар тарихы" 6
Заключение 15
Список
литературы: 16
Казань - единственный крупный город мира, не имеющий твердой даты своего основания. Почти каждый из десятков авторов, писавших о Казани, дал совершенно различные даты основания города. Поэтому в данной работе я хочу заняться изучением истории возникновения города Казани как одного из старейших городов Российской Федерации.
Тема выбрана мной не случайно,
т.к. особенно актуальна в
Реферат состоит из двух
В данной работе для
Самые ранние следы первобытных людей, обитавших на территории современной Казани, относятся к эпохе камня - позднему палеолиту (X-IX тыс. до н.э.), мезолиту (X-VI тыс. до н.э.) и неолиту (IV-III тыс. до н.э.).
На территории Казани (например, в овраге между Центральным парком и Арским кладбищем) и её окрестностях (напротив устья Казанки, на правом берегу Волги) ещё в XIX в. находили выходы костей ископаемых животных верхнепалеолитического времени, а также отщепы и сколы патинизированного кремня со слабыми следами ретуши.
Стоянка
первобытных людей эпохи
Древнейшее местонахождение человека каменного века в пределах исторической части современной Казани было обнаружено в 2001 при раскопках на территории двора главного корпуса Казанского государственного университета. Изучение костей мамонта и кремневых отщепов позволило высказать предположение о возможном позднепалеолитическом или раннемезолитическом возрасте находок. Учёные не исключают, что на южной оконечности Кремлевского холма, недалеко от речки Булак и озера Кабан, располагалось небольшая стоянка первобытных охотников и рыболовов.
В эпоху неолита районы Волги – Казанки были заняты племенами волго-камской и балахнинской культур. Стоянки волго-камского неолита в пределах современной Казани открыты в урочище "Вороний куст", на месте более позднего городища Казанка II (за ул. Новаторов в Советском районе), к юго-востоку от посёлка Савиново. Балахнинцы - племена с так называемой ямочно-гребенчатой керамикой - жили севернее в лесной зоне, они были пришлыми. Их стоянки раскопаны археологами у посёлков Обсерватория, Займище, Аракчино, Дербышки, Малые Отары.
На рубеже III-II и в первой половине II тыс. до н.э. в приустьевой части Казанки проживали волосовские племена - далекие предки финноязычных народов Восточной Европы. В Казани поселения волосовцев открыты в районе ул. Гривка, на Сухой Реке, у Центрального парка культуры и отдыха им. Максима Горького и в некоторых других пунктах.
Бронзовый век (вторая половина II - начало I тыс. до н.э.) представлен многочисленными поселениями и могильниками приказанской археологической культуры, продолжающей поздневолосовские традиции. Основные памятники обнаружены в окрестностях Казани (Займище, Обсерватория, Атабаево, Балым). В пределах Казани располагаются Савиновские, Старо-Победиловские поселения.
В конце I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н.э. в окрестностях Казани обитала часть пьяноборского и азелинского населения. Один из значительных памятников этой культуры - городище Казанка I, расположенное на мысу левого берега Казанки примерно в 500 м к северо-западу от ул. Новаторов. Археологи выявили здесь мощные, до 1,5 - 2 м толщины, культурные напластования, отложившиеся в течение почти двух тысячелетий, начиная с ананьинского времени.
С конца V в. до н.э. до I - II столетий н.э. окрестности Казани, как и другие районы Нижнего Прикамья, были редко населённой территорией. Лишь в I - II вв. здесь появились племена, памятники которых археологи связывают с материалами андреевско-присеральского круга.
В III - VI вв. бассейн реки Казанки заселяется племенами азелинской культуры, сформировавшейся на позднепьяноборской основе. Типично азелинскими являются материалы могильника у Старого стекольного завода (район бывшего речного порта), раскопанного в 1898.
В
X - XI вв. средневолжские земли в районе
современной Казани были заняты волжскими
булгарами.
Возникшая
в последнее время
Напомним,
что еще в XIX в. русские ученые-"скептики"
объявили недостоверными "Повесть
временных лет" и "Русскую
правду" - главные источники по
истории России, однако эти произведения
до сих пор остаются основными
русскими источниками. А
Н.Х.Халитов, приступая к анализу сведений "Джагфар тарихы", отметил: "Одним из наиболее загадочных и интригующих источников... является до настоящего времени не опубликованный "рукописный свод булгарских летописей"... "История Джагфара" ("Джагфар тарихы" - русский перевод), список которой находится в личной собственности историка Ф.Г.Нурутдинова и готовится им к публикации. В нем содержится довольно много сведений о мечетях и других постройках городов Булгарии..., которые владелец рукописи любезно предоставил публике для использования в своих научных работах. Эти сведения нуждаются в самом серьезном изучении и анализе и до их подтверждения археологическими или иными материалами могут считаться легендарными. Подобное же опубликование легендарных сведений предпринималось исследователями прошлого неоднократно.
Среди них можно назвать работы П.Е.Заринского, Н.Ф.Катанова, Ш.Марджани, К.Насыри и др. (Н.Халитов. Указ.соч., стр.8). В своих более поздних работах Н.Х.Халитов неоднократно отмечает, что последние открытия археологов и архитекторов подтверждают данные свода "Джагфар тарихы". К примеру, приводя вывод специалистов о возникновении Соборной мечети г.Болгара в 1230-1260 годах, Н.Х.Халитов пишет: "Не расходятся с приведенной датировкой и сведения, даваемые Джагфар тарихы...»
Говоря об исследованиях той же Соборной мечети, Н.Х.Халитов подчеркивает: "Согласно исследованиям С.Айдарова, в конце XIII столетия здание было капитально перестроено. "Джагфар тарихы" подтверждает: "при эмире Мухаммед-Аламе (1293-1307 гг.) мечети были приданы современные формы и она получила название "Исмаилдан Джами" - и т.д.
И.Н.Агишева,
уже не первый год
Сам свод - достаточно сложное сочинение. Бахши Иман, как это видно уже из беглого прочтения текста свода, объединил в единый труд очень разные по стилю, научному уровню и степени достоверности булгарские летописи IX-XVII вв. В том, что они у него под рукой были, сомневаться не приходится: крупнейший русский публицист XVI в. поп Иван Глазатый, работавший в 1564-
1565 гг.
с булгарскими летописями при
написании "Казанской истории"
(этот труд называют также "
Данные свода "Джагфар тарихы" свидетельствуют, что уже в 1003- 1004 гг. на территории Казани существовало поселение Биш-Балта (Биш-Балтавар). Эти же данные указывают, что настоящим городом Казань стала в 1103 году , когда булгарским принцем Шамгуном Шам-Саином (Шамгун-Саин) были основаны на территории современного центра столицы республики три укрепления ("Югары Керман" - на месте нынешнего Кремля, "Калган" - южнее, по ул.Ленина, - оба на холме Богылтау, и "Акбикюль" - в низине возле современных парков Черное озеро и Ленинский сад), объединенные в один город Учель - "Три Города" (уч - три, эль - город, укрепление, страна, земля, губерния). В 1220 г., по сообщению
"Джагфар тарихы", город Учель получил имя булгарского полководца Газана, которое позднее, в народном произношении, получило форму Казан - "Казань" по-русски. В 1361 г., по данным "Джагфар тарихы", Казань вновь переименовывается в город Болгар аль-Джадид , а в 1431 г. возвращает себе имя Казан-Казань. Помимо этого, "Джагфар тарихы" подробно описывает Казань.
Многие сообщения "Джагфар тарихы" об основании и о ранней истории
Казани
подтверждаются известиями
1). "Джагфар тарихы" сообщает об основании города Казани эмиром (будущим царем) Шамгуном-Саином. Иван Глазатый, автор "Казанской истории" (1565 г.), пишет, что основателем города Казани был царь "Саин Болгарский" .
2). Согласно сведениям "Джагфар тарихы", город Болгар в 1028-1183 гг. официально назывался Ибрагимом - "Бряхим", "Брягов" по-русски, и был владением Шамгуна-Саина. Иван Глазатый также пишет, что "Саин Болгарский" прибыл на место будущей Казани из города "Брягова" .
Информация о работе Дискуссии о времени возникновения города Казань