Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:47, курсовая работа
Рассматриваемый в данной курсовой работе период истории дипломатических отношений относится к новому времени, охватывающему период с XVI века до конца первой мировой войны и заключения Версальского мира — 1919г.
Введение ………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Политическая карта Европы в XVI-XVII веках.
Дипломатия крупнейших европейских государств
в XVI-XVII веках ........................................................................................…..6-10
Глава 2. Дипломатическая служба в XVI — XVIII веках.
2.1. Органы внешней политики и дипломатии в этот период………….….11-13
2.2. Быт и нравы дипломатов XVI-XVII веков. Типы дипломатов…….….14-15
Глава 3. Международное право в XVI — XVIII веках.
3.1. Зарождение науки международного права……………………………16-17
Заключение ………………………………………………………….…….....18-19
Список использованной литературы ………………………………….………20
2.2.
Быт и нравы
дипломатов XVI-XVII
веков. Типы дипломатов.
Установление постоянного представительства и появление юридических норм, регулирующих положение и деятельность дипломатов, свидетельствовали о значительной роли, которую стала играть дипломатия как орудие внешней политики.
Но в сознании людей, которые выполняли дипломатические функции, деятельность эта представляла еще скорее личный, нежели государственный интерес. Послы и прочие крупные дипломаты набирались из среды высшего феодального дворянства. В этом классе живы были еще старые представления, отождествлявшие государство с вотчиной. В новом централизованном государстве дворянство продолжало еще смотреть на доходы казны, как на источник своего обогащения. Это порождало явление, знакомое и буржуазному государству: взяточничество и продажность, от первого министра до последней чиновной сошки, которые царили в феодальном государстве. Этот порок был свойственен и дипломатам абсолютных монархий. В еще большей степени самим дипломатам приходилось подкупать влиятельных людей и важных государственных чинов в странах, в которых они были аккредитованы. Наставник послов Викфор поместил в своей книге целую главу, обозначенную: «Послу позволяется подкупать министров двора, при котором он выполняет свои функции». Однажды, рассказывает Викфор, к английскому королю Якову I явился джентльмен, который заявил, что хочет выдать королю некую важную тайну; однако король при этом должен дать ему полную гарантию неприкосновенности. Когда такая гарантия была дана, джентльмен заявил королю, что многие придворные и члены королевского совета получают пенсии от испанского короля. Яков I поднял на смех простодушного джентльмена. Все это ему, королю, хорошо известно, сказал он. При этом король прибавил, что не возражал бы, если бы король испанский давал в десять раз больше, чем теперь: тем меньше у него было бы денег на войну против Англии. Коррупция при Стюартах была очень сильна: ею, как известно, были затронуты сами члены королевской семьи. Карл II был просто на жалованьи у Людовика XIV. Продав официально Дюнкерк Франции (1662 г.) за 5 миллионов ливров, он дал тайную расписку в получении 8 миллионов, из чего следует, что он положил 3 миллиона в собственный карман. Королева Елизавета была в этом отношении строже: она приказала посадить в тюрьму двух своих послов Николая Клиффорда и Антония Шерли за то, что они осмелились без ее согласия принять от французского короля Генриха IV ордена св. Михаила. Королева подозревала, что они оказали услугу Франции, быть может, в ущерб интересам Англии; а простого подозрения, полагает Викфор, вполне достаточно для того, чтобы по крайней мере отозвать посла и положить конец его карьере. [7]
ХVI и XVII века выработали даже особый термин для посла — «почетный шпион» («espion honorable»). Еще Филипп де Коммин, знаменитый историограф королей Людовика XI и Карла VIII и менее знаменитый как дипломат, писал в своих мемуарах, что для посла «великое дело» проникнуть в дела чужого государя через подкуп его министра. Это — самая большая услуга, какую он может оказать своему государю. Поэтому, замечает Викфор, посол, подкупающий министра чужой страны, нисколько не нарушает международного права, и все согласны с тем, что он в данном случае только выполняет свои обязанности. Лишь бы посол не переходил границ и не занимался подкупом таких лиц, которые угрожают жизни государя или порядкам страны, в которой он аккредитован. У Викфора есть забавное соображение, что обязанность посла проникать в чужие секреты путем подкупа настолько важна, что о странах, которые не пользуются этим обычаем, можно сказать, что они теряют миллионы экю, боясь потерять 50 тысяч. Такова, например, республика Соединенных провинций. У нее нет специальных фондов, предназначенных для подкупа, а когда таковые отпускаются Штатами, то это совершается гласно и становится всем известным, тогда как такое дело требует абсолютной тайны. Поэтому дипломатия в Голландии находится в руках принцев Оранских, а они не гнушаются получать пенсии от французского короля. И действительно, в инструкции министра Генриха IV Жаннена от 11 августа 1609 г. имеются любопытные строки. В них французскому послу Прео указывается, что он должен платить определенную сумму денег на поддержку Морица Оранского и других высоких лиц, дабы укрепить их французские симпатии и их вражду к Испании, исконному врагу Франции. Король Генрих IV в примечании к инструкции назначил для этой цели 100 тысяч ливров. [1]
В дипломатических
кругах XVI—XVII и XVIII веков вращалось достаточное
количество подозрительных людей и творилось
много темных дел. При медленности передвижения
в те времена и при опасности путешествий
ограбление «неизвестными лицами» посольских
курьеров, перлюстрация почты и просто
исчезновение в пути дипломатических
агентов были делом обыкновенным. Французский
министр Лувуа советовал однажды тайно
арестовать австрийского посла графа
Лизола, неприятного французскому правительству,
добавив, что «даже убийство этого посла
не причинило бы никаких затруднений»
(1674 г.). Среди агентов, бравших на себя
такого рода поручения, были люди, которые
достигали иногда больших постов и играли
крупную роль в политике.
Глава
3. Международное право
в XVI — XVIII веках.
3.1.
Зарождение науки международного
права.
Появление
крупных государств и развитие дипломатических
отношений международного права
ними вызвало к жизни и
Пальма первенства в отношении разработки науки международного права принадлежит, несомненно, Гуго Гроцию (1583 — 1645 гг.). Историческое значение знаменитого голландского юриста заключалось в том, что в век бесконечных войн между абсолютистскими, т. е. дворянскими, государствами, сопровождавшихся грабежами и разорением, он попытался теоретически обосновать и защитить буржуазную собственность и вместе с этим ввести войну в рамки правовых норм. Сочинение, которое создало Гроцию славу — «О праве войны и мира» («De jure belli ac pacis», 1625), исходило из права собственности как «естественного права» человека, права, «диктуемого здравым смыслом, т. е. природой». На основе естественного права строится право положительное, т.е. законы, издаваемые государством. Источником положительного права является договор. Договор лежит в основе международного права. Государства, рассматриваемые Гроцием, как отдельные собственники, договариваются между собой о нормах, регулирующих отношения между ними не только в мирное время, но и во время войны. Война, по Гроцию, является фактом естественным: она вытекает из человеческого стремления к самосохранению. Однако война должна быть предпринимаема только в интересах восстановления справедливости. Когда она уже разгорелась, вести ее надо в пределах права и добросовестно. Чтобы война была справедливой, от воюющих сторон требуется уважение свободы торговли, свободы эмиграции, свободы морей, неприкосновенности вражеской собственности в тех пределах, в каких не требуется «возмещение убытков и удовлетворение притязаний за счет врага».
В своем труде Гроций посвятил правам посла целую главу (XVIII). Она интересна в том отношении, что описывает обычаи, которые сложились к началу XVII века в области посольского права. «Всеми признаны, — говорит Гроций, — два основных права посла: 1) право быть принятым тем сувереном, к которому он послан, 2) неприкосновенность личности самого посла, его свиты и его имущества». [2]
Гроций подчеркивает, что права посла не столько вытекают из неизменных принципов естественного права, сколько зависят от воли отдельных народов, другими словами, от обычаев страны. Поэтому и первое и второе из основных прав посла в разных странах имеют различный объем. Право посла быть принятым вовсе не означает, что суверен к которому он направлен, обязан его принять. Необходимо лишь, чтобы отказ в приеме посла был строго обоснован. Если посол отправлен врагом, вторгшимся в страну, или явился с целью подстрекать чужих подданных к мятежу, он с полным основанием лишается права быть принятым. Точно так же обстоит дело и с неприкосновенностью посла (§ IV). Большая или меньшая неприкосновенность посла зависит от обычаев страны, в которой он аккредитован. Во всяком случае, думает Гроций, личность посла должна быть изъята из-под действия правила, согласно которому каждый иностранец подчиняется законам той страны, где он находится. С личной неприкосновенностью посла связана и его экстерриториальность. «Так как, — говорит Гроций (гл. XVIII, § IV, 8), — согласно международному праву посол представляет особу своего монарха, он находится как бы вне территории того государства, в котором выполняет свои функции. Отсюда следует, что он не обязан соблюдать законы страны, в которую послан. Если он совершит преступление, то следует либо закрыть на это глаза, либо выслать его за пределы государства; в случае если преступление его наносит стране, где он является послом, существенный ущерб, нужно требовать от его государя либо наказания, либо выдачи посла. Такой же неприкосновенностью пользуются свита посла и его имущество. Что касается права убежища в посольстве, то это право имеется налицо лишь в том случае, если допускается сувереном, при котором посол аккредитован».
Гуго
Гроций изложил теоретические основы
международного права, и в этом огромное
значение его труда. В XVII веке стали
издаваться сочинения, которые ставили
себе более скромные цели — именно дать
послу практическое руководство для наилучшего
выполнения возложенных на него поручений.
Такими были: пособие по дипломатии англичанина
Ричарда Сача (1650 г.) и особенно книга голландца
Авраама Викфора «Посол и его функции»
(1676 г.). Она выдержала несколько изданий
и в течение долгого времени была настольным
руководством дипломатов.
Заключение
В ходе данной работы был осуществлен обзор сложившихся в XVI—XVII веках политических и дипломатических отношениях в Европе. В целом, в Европе XVI—XVII веков существовали три основных узла международных противоречий, три очага конфликтов, грозивших каждую минуту разгореться в войну.
1) На западе Европы сталкивались торговые и колониальные интересы четырех передовых держав — Испании, Франции, Англии и с XVII века Голландии;
2) в
XVI веке возник и к XVIII веку
окончательно сложился на юго-
3) на
северо-востоке Европы великие
державы севера в течение трех
столетий вели ожесточенную
Эти три узла переплетались друг с другом, влияли друг на друга, создавая самые неожиданные и сложные комбинации в международных отношениях.
К тому же, этот период знаменует начало нового этапа всемирно-исторического развития - если в предшествующий период общение между разными частями и народами мира не имело ещё прочной основы в их экономических связях, то в результате великих географических открытий и зарождения в XVI в. первых очертаний мирового рынка эти связи становятся регулярными, и вся дальнейшая история человечества развивается во всё растущем общении разных народов мира между собой.
XVI
и первая половина XVII в. являются
периодом зарождения
Также, для политической истории XVI—XVII вв. характерно такое новое явление, как абсолютизм. Господствующий класс старого феодального общества вынужден приспособляться к новым условиям общественного развития. В связи с этим и складывается новая форма феодальной монархии, пришедшая на смену сословно-представительной монархии XIV—XV вв. Абсолютизм складывался и развивался в ряде стран Европы с конца XV в. и достиг своей наибольшей силы в XVII веке.
При своём появлении абсолютная монархия играла исторически прогрессивную роль. Она содействовала сплочению больших территорий, обеспечивала относительный порядок в них, создавала возможность беспрепятственного внутреннего обмена я таким образом создавала некоторые благоприятные условия для развития капиталистического хозяйства. Поскольку государственная казна, а через неё и господствующий класс феодалов получали дополнительные доходы от развития промышленности и торговли, абсолютная монархия поддерживала деятельность буржуазии как внутри государства, так и вовне. Она давала ссуды предпринимателям, вела в интересах буржуазии таможенную политику и торговые войны. Однако, поскольку при абсолютной монархии политически господствующим классом оставалось дворянство, она существовала лишь до тех пор, пока развитие капитализма не достигло того уровня, при котором буржуазия могла поставить вопрос о захвате власти.
Информация о работе Дипломатическая служба в XVI—XVII веках в Европе