Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 15:17, контрольная работа
Цель работы - проанализировать процесс формирования, функции и деятельность Временного Правительства 1917 года.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Рассмотрено формирование Временного Правительства
Изучены структура, функции и деятельность Временного Правительства
Введение 2
1. Формирование Временного правительства 3
2. Кризисы Временного правительства 6
3. Местные органы самоуправления и управления в период февраля – октября 1917 года. 13
Заключение 24
Список литературы: 26
а) лица, признанные в установленном
порядке “безумными, сумасшедшими и глухонемыми”;
б) осужденные за совершение некоторых
серьезных преступлений – до истечения
3-х лет по отбытии наказания;
в) монашествующие лица.
Выборы в волостные
и уездные земства были прямые,
избрание гласных губернских (областных)
земств, как и прежде, осуществлялось
опосредованным образом – уездными
земскими собраниями и городскими думами.
В губернское земское собрание, в
отличие от прежней практики, разрешалось
избирать лиц, не состоявших членами
уездных и городских
О результатах выборов в реформированные
органы местного самоуправления имеются
неполные данные. Наиболее полные данные
имеются по выборам в городские самоуправления,
которые состоялись в июле–августе 1917
г. В. Рудневым приводятся цифры о выборах
по 84 наиболее крупным городам России
в соответствии с партийной принадлежностью
избранных депутатов. Из 4894 гласных, избранных
в этих городах, социалисты-революционеры
получили 2176 мест (44%), социал-демократы
меньшевики – 416 (8%), социал-демократы большевики
– 558 (12%), объединенные социал-демократы
– 413 (8%). Поражение большевиков на выборах
в бессословные органы местного самоуправления
предопределило судьбу последних. После
захвата власти большевики сделали ставку
на так называемые Советы – узкоклассовые
органы люмпенизированных слоев населения.
Довольно сложной и не решенной оставалась
проблема разграничения компетенции органов
местного самоуправления и центральной
власти. Так, Законом от 21 апреля 1917 г. одновременно
с Главным земельным комитетом учреждались
губернские, уездные и волостные земельные
комитеты. На главный и местные комитеты
возлагались задачи “подготовки земельной
реформы и неотложных временных мер, впредь
до разрешения земельного вопроса Учредительным
Собранием”. Местные земельные комитеты
занимались сбором необходимых для земельной
реформы сведений, составлением предварительных
заключений и соображений по этим вопросам,
приведением в исполнение постановлений
центральных органов Министерства земледелия.
Все эти мероприятия были рассчитаны на
отвлечение крестьян от немедленного
“самочинного” разрешения аграрного
вопроса. Но попытки местного самоуправления
решить земельный вопрос до Учредительного
Собрания встретили сопротивление центральной
власти. В первые дни революции стихийно
возникли губернские, уездные, городские
и волостные продовольственные комитеты,
деятельность которых была закреплена
Законом от 2 апреля 1917 г. в составе Министерства
земледелия. С учреждением Министерства
продовольствия в мае 1917 г. эти комитеты
стали его органами на местах. Но решить
продовольственную проблему на местах
не удалось из-за жесткой продовольственной
монополии проводимой Временным правительством.
Реформу местного самоуправления в России
предполагалось завершить зимой 1917 –
весной 1918 г. Принять стабильное законодательство
о местном самоуправлении должно было
Учредительное Собрание России. Избирательная
система была демократизирована. Но в
проведении реформы самоуправления правительство
не проявило необходимой настойчивости.
Не были завершены разработки проектов
и введения земства в казачьих Донской,
Кубанской и Терской областях. Обострились
взаимоотношения между центром и местной
властью. Октябрьский переворот 1917 г. прервал
конституционное развитие страны.
Советы на местах
Февральская буржуазно-демократическая
революция, ликвидировав монархию, поставила
в повестке дня вопрос о демократизации
местного административного аппарата
и органов самоуправления. Буржуазное
Временное правительство понимало, однако,
что ломка старого аппарата на местах
могла привести к ослаблению его власти.
Российская буржуазия, хорошо знавшая,
какую роль сыграли Советы в 1905 году, понимала,
что их развитие может привести к единовластию
Советов.
С первых дней существования Временное
правительство повело лихорадочную работу
по закреплению своего политического
господства, оставив почти нетронутым
весь государственный аппарат как в центре,
так и на местах, рассчитывая приспособить
его без каких-либо серьезных реформ к
обслуживанию интересов нового правящего
класса в России.
Однако широкое распространение получили
советы различных уровней, среди которых
преобладали советы рабочих и солдатских
депутатов. Советы рабочих
и солдатских депутатов - это выборные
политические организации рабочих и солдат
России, возникшие в ходе Февральской
революции 1917. Они создавались на основе
опыта Советов рабочих депутатов в 1905-1907.
С установлением Советской власти с Советами
рабочих и солдатских депутатов слились
Советы крестьянских депутатов, образовалась
единая система Советов рабочих, солдатских
и крестьянских депутатов. С марта по октябрь
1917 г. число местных Советов возросло с
600 до 1429. В их составе большинство надлежало
эсерам и меньшевикам, программы которых
соответствовали настроениям населения
России. По инициативе Петроградского
Совета 27 марта — 3 апреля было проведено
российское совещание Советов рабочих
и солдатских депутатов, принявшее решение
о необходимости
созыва первого Всероссийского съезда
Советов. Он состоялся
в Петрограде 3—24 июня (16 июня — 7 июля)
1917. Выборы на съезд проходили в острой
борьбе между большевиками и эсеро-меньшевистскими
соглашателями. Присутствовало 1090 делегатов,
которые представляли 305 объединённых
Советов рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов, 53 областных, губернских и районных
объединения Советов, 21 организация действующей
армии, 5 организаций флота, 8 тыловых воинских
организаций. Из 777 делегатов, заявивших
о своей партийности, было 105 большевиков,
285 эсеров, 248 меньшевиков, 32 меньшевика-интернационалиста,
10 меньшевиков-объединенцев, 24 примыкали
к другим фракциям и группам]. В порядок
съезда входили все наиболее волнующие
проблемы проблемы . 4(17) июня с докладом
об отношении к Временному правительству
выступил меньшевик М. И. Либер, оправдывавший
вступление меньшевиков и эсеров в коалиционное
правительство и пытавшийся доказать,
что Советы не могли взять власть. Выступая
на съезде, В. И. Ленин в ответ на заявление
меньшевика И. Г. Церетели о том, что в России
нет политической партии, которая была
бы готова взять власть в свои руки, сказал:
«Я отвечаю: "Есть! Ни одна партия от
этого отказываться не может, и наша партия
от этого не отказывается: каждую минуту
она готова взять власть целиком"».
Большевики предложили проект резолюции
об отношении к Временному правительству:
«Констатируя... полный крах политики соглашения
с капиталистами, Съезд признает единственным
выходом переход всей государственной
власти в руки Всероссийского Совета Р.
С. и К. Д.». Близким к большевистскому был
проект резолюции социал-демократических
интернационалистов, внесённый А. В. Луначарским.
Эсеро-меньшевистское большинство съезда
отклонило оба проекта и приняло проект
резолюции, внесённый меньшевиком Ф. И.
Даном, призывавший поддержать Временное
правительство.
Съезд принял решения об одобрении внутренней
и внешней политики Временного правительства,
о подготовке Учредительного собрания,
о созыве Всероссийских съездов Советов
не реже одного раза в три месяца, избрал
Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет (ВЦИК) во главе
с меньшевиком Н.С. Чхеидзе.
ВЦИК - высший законодательный, распорядительный
и контролирующий орган государственной
власти РСФСР в 1917-1937. Избирался Всероссийским
съездом Советов и действовал в периоды
между съездами. Особенности ВЦИК характеризует
его важнейший идеолог В.И.Ленин, замечая,
что он «дает возможность соединять выгоды
парламентаризма с выгодами непосредственной
и прямой демократии, т.е. соединять в лице
выборных представителей народа и законодательную
функцию и исполнение законов»
В России после Февральской революции
возникли фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы).
Говоря о становлении после февраля 1917
г. советской государственности, все внимание
обычно сосредоточивают именно на Советах,
даже больше того – на Советах рабочих
и солдатских депутатов. Но верно понять
природу Советов нельзя без рассмотрения
их низовой основы, системы трудового
самоуправления, которая сразу же стала
складываться на промышленных предприятиях.
Ее ячейкой был фабрично-заводской комитет
(фабзавком). В России фабзавкомы вырастали
из традиций крестьянской общины. Из-за
большой убыли рабочих во время Мировой
войны на фабрики и заводы пришло пополнение
из деревни, так что доля «полукрестьян»
составляла до 60% рабочей силы. Важно также,
что из деревни на заводы теперь пришел
середняк, составлявший костяк сельской
общины. В 1916 г. 60% рабочих-металлистов
и 92% строительных рабочих имели в деревне
дом и землю. Эти люди обеспечили господство
в среде городских рабочих общинного крестьянского
мировоззрения и общинной самоорганизации
и солидарности. Фабзавкомы, в организации
которых большую роль сыграли Советы,
быстро сами стали опорой Советов. Прежде
всего, именно фабзавкомы финансировали
деятельность Советов, перечисляя им специально
выделенные с предприятий «штрафные деньги»,
а также 1% дневного заработка рабочих.
Но главное, фабзавкомы обеспечили Советам
массовую и прекрасно организованную
социальную базу. В условиях революционной
разрухи их деятельность была так очевидно
необходима для предприятий, что владельцы
в общем шли на сотрудничество (67% фабзавкомов
финансировались самими владельцами предприятий).
По своему охвату функции фабзавкомов
были столь широки, что они сразу стали
превращаться в особую систему самоуправления,
организованного по производственному
признаку. В августе-сентябре 1917 г. стали
частыми случаи взятия фабзавкомами управления
предприятием в свои руки. Это происходило,
когда возникала угроза остановки производства
или когда владельцы отказывались выполнять
те требования, которые фабзавком признавал
разумными. В случаях, когда фабзавком
брал на себя руководство фабрикой, отстраняя
владельца, обычно принималось постановление
никаких особых выгод из этого рабочим
не извлекать. Весь доход после выплаты
зарплаты и покрытия расходов на производство
поступал в собственность владельцев
предприятия. На составе Советов сказался
порядок их образования: крупные заводы
избирали по одному депутату на тысячу
рабочих, мелкие - по одному депутату от
предприятия. Советы сразу же начинали
действовать как власть трудящихся наряду
с буржуазным Временным правительством
и вопреки ему. Ленин в "Апрельских тезисах"
сформулировал вывод о необходимости
создания в России республики Советов
как государственной формы диктатуры
пролетариата.
Реформируя органы городского самоуправления,
Временное правительство стремилось подорвать
влияние городских Советов, особенно тех,
во главе которых стояли большевики. К
тому времени в крупных городах (Москве,
Петрограде и др.) наряду с городскими
Советами были образованы районные Советы,
которые являлись центрами, связывающие
городские Советы с пролетарскими массами
города. Многие из районных Советов оказывали
сопротивление соглашательской политике
меньшевиков и эсеров, сидевших в вышестоящих
Советах. Понимая опасность со стороны
районных Советов, возглавляемых Большевиками,
Временное правительство поспешило противопоставить
им свои органы – районные думы. В отличие
от меньшевиков, эсеров и других мелкобуржуазных
партий и групп большевики никогда не
придавали самостоятельного значения
вопросу об органах местного самоуправления.
Если меньшевики и эсеры видели в развитии
муниципальных предприятий, «общественных
служб» и т. п. предпосылки создания будущего,
социалистического строя, то партия большевиков
считала, что, действительно, сколько-нибудь
демократическое местное самоуправление
невозможно без завоевания политической
власти рабочим классом во всем государстве.
В. И. Ленин писал, что центральная власть,
если она не будет вполне демократической,
никогда не представит органам местного
самоуправления права решать сколько-нибудь
значительные вопросы. Органы местного
самоуправления при указанных условиях
получат самостоятельность только в мелочах,
в вопросах «о лужении умывальников».
Большевики исходили из того, что рабочий
класс, придя к власти, создаст вместо
старого государственного аппарата новый,
пролетарский государственный аппарат,
в том числе новые органы местного самоуправления,
являющиеся в то же время органами государственной
власти на местах. В период от февраля
до октя6ря 1917 года взаимоотношения между
Советами рабочих, солдатских и Советами
крестьянских депутов, с одной стороны,
и органами местного самоуправления, подчиненными
Временному правительству, с другой стороны,
строились в различных местностях по-разному.
В отдельных случаях Советы прямо выдвигали
требование о ликвидации органов самоуправления.
Подобная позиция нашла яркое выражение
в «Проекте наказа при выборе в Совет рабочих
и солдатских депутатов», разработанного
ЦК РСДРП(б) 7мая 1917г., где подчеркивалось,
что «вся власть в стране должна принадлежать
только Советам рабочих, солдатских, крестьянских
и прочих депутатов… Никакого доверия
«новому» правительству…». Та же идея
была закреплена в проектах резолюции,
внесенных большевиками на первом Всероссийском
съезде крестьянских депутатов 4-28 мая
1917 г., и в проектах резолюции и заявлений,
внесенных на первом Всероссийском съезде
Советов рабочих и солдатских депутатов
3-24 июня 1917г.]
Даже часть Советов, возглавлявшихся меньшевиками,
под нажимом революционных рабочих, большевиков
также становилось на путь ликвидации
тех органов власти местного самоуправления,
которые открыто выступали против Советов
и саботировали их решения.
В целом же меньшевики и эсеры пытались
с самого начала Февральской революции
приспособить возглавляемые ими Советы
к местному аппарату контрреволюционного
Временного правительства. Так, меньшевистско-эсеровское
руководство Петроградского Совета рабочих
и солдатских депутатов открыто поставило
вопрос о подчинении Советов органам правительственной
администрации на местах. Исполком Петроградского
Совета на заседании 7 марта 1917 г. принял
постановление о представительстве Совета
в городских органах самоуправления столицы
. Однако, несмотря на оппортунистическую
линию меньшевиков, многие местные Советы
подчиняли себе деятельность всех других
органов власти на местах, активно вмешивались
в управление хозяйственной жизнью городов
и сел, руководили продовольственным делом,
коммунальным хозяйством, а в отдельных
случаях вовсе ликвидировали те органы
местного самоуправления, которые сотрудничали
с контрреволюцией и выступали против
Советов. К концу июня 1917 года роль Советов,
возглавляемых меньшевиками и эсерами,
в силу их соглашательской политики становится
все менее значительной. Если раньше (март-май
1917г.) Советы, как было отмечено выше, решительно
ставили вопрос о демократизации и даже
роспуске отдельных городских дум, земских
собраний, то теперь Советы в большинстве
случаев ограничивались лишь ходатайствами
перед ними о «желательности» своего представительства
в этих организациях. Советы фактически
превратились в безвластные придатки
правительственной администрации на местах.
Их авторитет в глазах трудящихся падает.
В кратком отчете члена ВЦИК (август 1917г.)
об общем политическом настроении рабочих
и солдат губерний Херсонской, Бессарабской
и Таврической сообщалось, например, что
среди масс нарастает революционное настроение,
лозунги поддержки Временного правительства
не пользуются успехом, замечается сильно
охлаждение к советам, массы уходят от
Советов. Падение роли Советов не могло
не сказаться и на их взаимоотношениях
с профессиональными союзами. Если в первый
период своего развития советы рабочих
депутатов нередко сами организовывали
профсоюзы, то во второй период профсоюзы
уже указывали Советам на их политические
ошибки в работе и отход от классовых позиций.Только
те Советы, которыми руководили большевики,
осуществляли контроль над деятельностью
городских дум и других органов местного
самоуправления.
С февраля по октябрь 1917 года Советы в
своём развитии прошли 3 этапа. Первый
этап (февраль - июль) характеризовался
двоевластием, возможностью мирного перехода
всей власти в руки Советов. Но эсеро-меньшевистские
руководители Советов в Июльские дни 1917
года добровольно передали власть буржуазии,
считая, что революция в России не может
выйти за рамки буржуазной; они рассматривали
Советы как временные организации, нужные
только до созыва Учредительного собрания.
Большевики, ведя огромную политическую
работу в массах, разоблачая предательство
соглашателей, ставили задачу завоевать
в Советах большинство, установить единовластие
Советов. Второй этап - после Июльского
кризиса, когда вся власть перешла в руки
буржуазии, двоевластие окончилось. Мирный
переход власти к Советам стал невозможен,
т. к. Советы превратились в придаток буржуазного
Временного правительства. Шестой съезд
РСДРП по предложению Ленина временно
снял лозунг "Вся власть Советам!"
и нацелил партию и рабочий класс на подготовку
вооруженного восстания против Временного
правительства. Третий этап - от разгрома
корниловского мятежа (в сентябре) до победы
Октябрьской революции. Революционный
подъём в период борьбы с корниловщиной
ускорил процесс большевизации Советов,
трудящиеся стали заменять в Советах дискредитировавших
себя эсеров и меньшевиков большевиками.
31 августа (13 сентября) Петроградские Советы,
5(18) сентября Московские Советы приняли
большевистские резолюции о власти. На
местах начались перевыборы Советов, в
ходе которых большевики завоевали в них
большинство. Партия вновь выдвинула лозунг
"Вся власть Советам!", который теперь
означал переход власти к большевистским
Советам путём вооруженного восстания
и установления диктатуры пролетариата.
в период двоевластия.
Пришедшее на смену самодержавия Временное правительство также
оказалось неспособным решить наиболее сложные задачи, стоящие в то время
перед обществом. Действовать Временному правительству приходилось в сложных
условиях. Продолжалась первая мировая война, общество устало от войны, от
тяжелого социально - экономического положения и ждало от Временного
правительства быстрого решения всех проблем - окончания войны, улучшения
своего экономического положения, раздачи земли и т.д. У власти была
буржуазия. На мой взгляд, одной из причин ее драматичного положения стало
то, что она была слаба в политическом смысле, т.е. не научилась
пользоваться властью в интересах всего общества, не обладала искусством
социальной демагогии, не могла обещать решения тех вопросов, которые в тех
исторических условиях были невыполнимы. Один из лидеров белого движения в годы гражданской войны генерал А.И. Деникин ситуацию того времени воссоздал в мемуарах под названием" Очерки Русской Смуты". Он отмечал: "Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной
действительной организации, которая могла бы предъявить свои права на это
тяжкое наследство ".Временное правительство не решило ни одного важнейшего вопроса,
стоявшего перед страной, практически все его начинания закончились
неудачей. Причины этих неудач в следующем:
1) Временное правительство
не знало и не понимало
2) В деятельности Временного правительства отчетливо видна боязнь
ответственности, стремление отложить решение всех главных вопросов до
Учредительного собрания. С этим прямо связана политика полумер и оттяжек.
Правительство рассуждало и согласовывало там, где нужно было действовать
решительно.
3) Правительство стремилось быть хорошим для всех. В результате на практике
правительство сохраняло существующее положение, а это означало деятельность
в интересах крупных
рабочих и крестьян. Впрочем, ничего иного от правительства такого
классового состава и ждать было нельзя.
В результате постоянно колеблющееся, подвергающееся нападкам и справа и
слева, вынужденное оглядываться на Петроградский Совет и ВЦИК правительство
на глазах утрачивало реальную силу и народное доверие. Оно было неспособно
реально облегчить положение народных масс. Такое правительство ждал
неизбежный и заслуженный крах.
Разочаровавшийся во Временном правительстве народ поддержал взятие власти
партией большевиков.
Информация о работе Деятельность временного правительства в 1917