Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 15:17, контрольная работа
Цель работы - проанализировать процесс формирования, функции и деятельность Временного Правительства 1917 года.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Рассмотрено формирование Временного Правительства
Изучены структура, функции и деятельность Временного Правительства
Введение 2
1. Формирование Временного правительства 3
2. Кризисы Временного правительства 6
3. Местные органы самоуправления и управления в период февраля – октября 1917 года. 13
Заключение 24
Список литературы: 26
Оглавление
Введение 2
1. Формирование Временного правительства 3
2. Кризисы Временного правительства 6
3. Местные органы самоуправления и управления в период февраля – октября 1917 года. 13
Заключение 24
Список литературы: 26
Произошедший в отечественной
исторической науке отказ от тотальной
идеологизации актуализировал проблему
альтернативности в истории. В связи с
этим вопросом возникает интерес к такого
рода ключевым для понимания сущности
многих процессов историческим периодам,
каким является 1917 год. Советская историография
характеризовала Февральскую революцию
как буржуазно-демократическую. При этом
господствующим стал тезис о том, что Временное
правительство не смогло предложить стране
четкой концепции реформ и не решило задач
демократического преобразования России.
Современная историография ставит под
сомнение постулаты о закономерности
и спасительности Октябрьской революции.
Распространенным стало представление
о том, что с февраля по октябрь 1917 года
впервые в российской истории была сделана
попытка преодолеть авторитарные традиции
государственного управления и трансформировать
Россию в демократическое правовое государство.
Февральская революция, приведшая к падению
самодержавия, была воспринята широкими
общественными кругами как общенациональная
демократическая. Это означало, что “она
объединяет в себе все классы и все общественные
группы и ставит перед собою задачи, которые
должен осуществить весь народ” (П.Н.Милюков).
Возникшее в обществе чувство гражданской
гордости и социального оптимизма проявилось
в выступлениях государственных и общественных
деятелей, призывавших забыть разногласия
и объединить все “живые силы” страны
во имя новой свободной России.
Актуальность данной работы состоит в том, что позволяет рассмотреть формирование Временного правительства , проанализировать механизмы управления страной и методы достижения целей.
Цель работы - проанализировать процесс формирования, функции и деятельность Временного Правительства 1917 года.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Временное правительство сформировано в ходе Февральской революции, после отречения императора Николая II, Временным комитетом членов Государственной думы с согласия лидеров Петроградского совета на период до созыва Учредительного собрания. Высший исполнительно-распорядительный орган; выполняло также законодательные функции. Действовало со 2 марта по 25 октября 1917 г.; сменилось 4 состава: первый (2 октябриста, 8 кадетов и примыкавших к ним, 1 трудовик, затем — эсер; председатель — кадет князь Г.Е. Львов) — до 6 мая; второй (1 октябрист, 8 кадетов и примыкавших к ним, 3 эсера, 2 меньшевика; председатель — Львов) — до 24 июля; третий (7 кадетов и примыкавших к ним, 5 эсеров и народных социалистов, 3 меньшевика: председатель — эсер А.Ф. Керенский) — до 1 сентября (передало власть «Директории»); четвертый (6 кадетов и примыкавших к ним, 2 эсера, 4 меньшевика, 6 беспартийных; председатель — Керенский) — с 25 сентября. В своей программе, изложенной в декларации (опубликована 3 марта) и обращении к гражданам России 6 марта, провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и выполнить все договоры и соглашения, заключённые с союзными державами. Упразднило каторгу и политическую ссылку, объявило политическую амнистию. Обещало созвать Учредительное собрание, заменить полицию народной милицией. Приняло закон о свободе собраний и союзов; издало указы о передаче государству земель, принадлежавших императорской фамилии, о рабочих комитетах на промышленных предприятиях; объявило о введении хлебной монополии. 1 (14) сентября провозгласило Российскую республику. Свергнуто большевиками.
Временное правительство в России, центральный орган государственной власти, образовавшийся после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г., существовал со 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 г. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары. Временное правительство создано по соглашению между Временным комитетом Государственной думы 1917 г. и меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, без поддержки которого оно не могло существовать и действовать первые 4 месяца.
В состав Временного правительства вошли: министр-председатель и министр внутренних дел – князь Г. Е. Львов, министры: иностранных дел – П. Н. Милюков (кадет), военный и морской – А. И. Гучков (октябрист), путей сообщений – Н. В. Некрасов (кадет), торговли и промышленности – А. И. Коновалов (прогрессист), финансов – М. И. Терещенко (внепартийный), просвещения – А. А. Мануйлов (кадет), земледелия – А. И. Шингарев (кадет), юстиции – А. Ф. Керенский (трудовик, с марта – эсер), обер-прокурор Синода – В. Н. Львов (центр), государственный контролёр – И. В. Годнев (октябрист).Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 г. правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта – Великобритании и Франции.Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики Временное правительство обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 (25) апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов. В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель [12 (25) марта] и удельных земель [16 (29) марта]. 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям. Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина и др.) до решения Учредительного собрания. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям [в воззвании от 17 (30) марта] лишь за польским народом. Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками. В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило [8 (21) марта] о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы «... тормозить как можно осторожнее и незаметнее революцию, все обещать, ничего не исполнять» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 61). В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США. Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временного правительства. В Апрельских тезисах В. И. Ленина был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временного правительства привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства.
Апрельский кризис привёл к созданию 5 (18) мая 1-го
коалиционного правительства. 2-3 (15-16) мая
из состава Временного правительства
под давлением народных масс были выведены
Милюков и Гучков, а в правительство, по
соглашению между Временным правительством
и исполкомом Петроградского Совета, включены
6 министров-социалистов. В коалиционное
правительство вошли: министр-председатель
и министр внутренних дел – Г. Е. Львов,
министры: военный и морской – Керенский,
юстиции – П. Н. Переверзев (трудовик),
иностранных дел – Терещенко, путей сообщения
– Некрасов, торговли и промышленности
– Коновалов, народного просвещения –
Мануйлов, финансов – Шингарев, земледелия
– В. М. Чернов (эсер), почт и телеграфов
- И. Г. Церетели (меньшевик), труда – М.
И. Скобелев (меньшевик), продовольствия
– А. В. Пешехонов («народный социалист»),
государственного призрения – князь Д.
И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода
– Львов и государственный контролёр
– Годнев. Образование коалиционного
правительства не изменило буржуазной
природы государственной власти, но вместе
с тем означало изменение формы политического
господства буржуазии. Крупная буржуазия
вынуждена была отныне делить власть с
верхними слоями мелкой буржуазии и прибегать
к прикрытию своей диктатуры коалицией
с «умеренными» социалистами. Партии эсеров
и меньшевиков превратились в правительственные
партии, непосредственно ответственные
за всю политику Временного правительства.
6 (19) мая 1-е коалиционное правительство
выступило с декларацией, в которой обещало
«неуклонно и решительно бороться с хозяйственной
разрухой страны», выполнить «подготовительные
работы» к аграрной реформе, укрепить
демократические начала в армии, организовать
и укрепить её боевые силы и т.п. В декларации
говорилось о стремлении Временного правительства
к скорейшему достижению всеобщего мира.
Деятельность Временного правительства
Немедленно после Февральской
революции Временное
При проведении реформы местного самоуправления
в современной России определенный
интерес представляет исторический
опыт подобной реформы Временного правительства
в период февраля–октября 1917 г. Именно
тогда в стране впервые стали
создаваться бессословные органы земского
и городского самоуправления с широкими
полномочиями.
В ходе революции были освобождены от
занимаемых должностей генерал-губернаторы,
губернаторы, градоначальники, полицеймейстеры,
исправники, становые приставы, урядники,
земские начальники с соответствующими
канцеляриями и делопроизводствами, были
упразднены такие местные учреждения,
как полицейские управления, комитеты
по делам печати, жандармские управления
и охранные отделения и т. д.
Упраздненные должности
и учреждения правительственного аппарата
на местах были заменены губернскими,
городскими и уездными комиссарами
Временного правительства и их аппаратом
(канцеляриями). Циркулярным распоряжением
Временного правительства от 5 марта
временно обязанности этих комиссаров
до выборов новых органов
Первое время права комиссаров не были
регламентированы. Созданное в марте 1917
г. при Министерстве внутренних дел Особое
совещание по местным реформам ввиду сложности
работы только к сентябрю подготовило
Проект положения о комиссарах, согласно
которому компетенция комиссаров напоминала
компетенцию губернаторов и исправников.
Само “Временное положение о губернских
и уездных комиссарах” было обнародовано
лишь 25 сентября 1917 г. Такая медлительность
порождала кризис власти на местах.В первые
же дни февраля повсеместно самочинно,
без всякого указания из центра, стали
возникать организации, получившие общее
название общественных комитетов. В отличие
от Советов они объединяли умеренные элементы
и заявляли о своей поддержке Временного
правительства. Эти организации, именовавшиеся
в советской литературе не иначе как “буржуазно-помещичьи”
или “мелкобуржуазные”, имели гораздо
большее распространение и признание,
нежели Советы рабочих, крестьянских и
прочих депутатов. В специальном исследовании
Г. А. Геращенко, посвященном общественным
комитетам, приводятся многочисленные
данные, свидетельствующие о их преобладании
над Советами, как в численном, так и в
представительном отношении. “Ни один
какой-либо другой общественно-политический
институт, действовавший в 1917 г.,– пишет
автор,– не мог сравниться с комитетами
по широте представительства”.
В короткое время вся страна покрылась
сетью подобных комитетов. В сельских
обществах и волостях образовывались
сельские и волостные комитеты, избираемые
на сходах жителей; уездные комитеты по
большей части избирались косвенным путем
– представителями волостных комитетов;
губернские общественные комитеты создавались
путем кооптации в их состав представителей
всевозможных самодеятельных организаций,
в том числе и Советов. Общественные комитеты
на время стали главными органами местной
администрации, заменив собой старые земства.
Они демонстрировали приверженность новому
строю и высокую степень самоорганизации,
создавая из своей среды бюро, комиссии,
заведовавшие отдельными отраслями управления.
Подобные органы, при всей их привлекательности,
тем не менее, не могли служить постоянным
источником власти ввиду их импровизированного
характера. И если большевики после победы
провозгласили Советы постоянной и единственной
основой государственной жизни, то только
потому, что они вовсе не собирались передавать
им какую-либо власть.Органы местного
самоуправления, которые сохраняли прежнее
название, наделялись правом управления
всеми делами местного значения. Их компетенция
расширялась за счет сужения полномочий
органов центральной власти на местах.
В ведение местного самоуправления была
полностью передана охрана общественного
порядка, органы которой приобретали характер
муниципальной милиции. «Милиция есть
исполнительный орган государственной
власти на местах, состоящий в непосредственном
ведении земских и городских общественных
управлений». Определение состава и численности
милиции вверялось уездным земским собраниям
и городским думам. Начальники милиции
избирались и увольнялись городскими
и уездными земскими управами.
Органы местного самоуправления отныне
могли издавать постановления обязательного
характера по всем вопросам ведения. Некоторые
решения земских учреждений подлежали
утверждению правительственной властью,
но их круг по сравнению с прежним порядком
управления заметно сужался. Реформа местного
самоуправления принесла значительное
облегчение правительственного надзора
за земской деятельностью. Ограничивался
надзор за целесообразностью земских
решений: губернские и уездные комиссары
могли опротестовывать постановления
земских собраний, не подлежащих утверждению,
только по мотиву их незаконности. Протест
приносился в административный суд –
новое учреждение в системе российской
юстиции, призванное восстанавливать
законность в деятельности институтов
публичной власти и должностных лиц.
Элементом земского самоуправления стала
волость и, таким образом, местное самоуправление
получило завершенный характер. До описываемой
реформы волостная организация оставалась
сословной, крестьянской, сильно зависимой
от правительственной власти в лице земских
начальников. Учитывая, что в волостях
проживала основная часть населения государства,
организация волости на принципах самоуправления
становилась событием большой политической
важности. 21 мая было принято Временное
положение о волостном земском управлении.
С открытием волостных земских собраний
упразднялась прежняя система волостной
организации – волостные сходы, волостные
правления, волостные старшины и их помощники.
Упразднялась также должность земского
начальника. Ведомству волостного земства
подлежали в пределах волости дела местного
хозяйства и управления. Объем этих дел
определялся по соглашению волостных
земств с уездными, а в некоторых случаях
– губернскими земствами. Административная
зависимость волостных земств состояла
в том, что уездный комиссар мог ревизовать
их деятельность.
География земского самоуправления была
значительно расширена. К 1917 г. земства
существовали в 43 губерниях и областях,
остальные 53 губернии и области России
оставались без местного самоуправления.
Временному правительству удалось за
6 месяцев учредить земства дополнительно
в 27 губерниях и областях, что свидетельствовало
о высоких темпах реформы. Временное правительство
ввело земства в Архангельской, Енисейской,
Иркутской, Тобольской, Томской губерниях.
А так же в Акмалинской, Амурской, Забайкальской,
Приморской, Сахалинской, Семиреченской,
Тургайской, Якутской, Закаспийской, Самаркандской,
Сырдарьинской, Ферганской, Камчатской,
а 11 августа 1917 г. — в Астраханской областях.
Таким образом, одно из главных достижений
административной реформы в том, что земские
самоуправления были созданы на территории
всей России, тогда как до революции они
отсутствовали в национальных окраинах.
Предполагалось введение местного самоуправления
на Кавказе, в Донской области и др., но
этому помешал большевистский переворот.
Земским учреждениям было предоставлено
право объединяться в союзы. 1 июня 1917 г.
Временное правительство приняло Положение
о Всероссийском Земском Союзе. Союз этот
мог осуществлять мероприятия, вызываемые
потребностями общеземского характера,
а также войной и ее последствиями. В состав
Земского Союза входили все земства, которые
принимали решение о своем вхождении в
Союз и делали взнос в средства Союза.
Всероссийский Земский Союз был вправе
учреждать коммерческие предприятия,
открывать учебные заведения лечебные
и просветительские учреждения, издавать
и распространять печатные произведения,
осуществлять иные мероприятия по соглашению
с правительственными властями. Необходимо
было осуществить реформу самоуправления
и в городах, таких городов в стране было
более 900. До 1917 г. 183 города были вообще
лишены общественного управления и всецело
подчинены администрации; 308 городов управлялись
на основании упрощенного городского
самоуправления, где вместо Думы действовало
собрание уполномоченных (15— 20 человек).
Городские думы были до революции в 462
городах. Управление осуществлялось в
них на основе Городского положения 1892
г., где задача самоуправления определялась
как “попечение о местных пользах и нуждах”
(общее благоустройство, народное образование
и здравоохранение, финансово-экономические
мероприятия). Существенной модификации
подверглось земское избирательное право,
основанное на сословном начале. 15 апреля
1917 г. был принят самый главный документ
— постановление “О производстве выборов
гласных городских дум и об участковых
городских управлениях”. Документ содержит
указания о численности гласных, поименный
перечень муниципалитетов 453 городов России,
которых необходимо избрать на основе
всеобщего избирательного права. Куриальные
и цензовые выборы были заменены всеобщими
и равными. Правом участия в выборах наделялись
граждане обоего пола всех национальностей
и вероисповеданий, достигшие ко времени
составления избирательных списков 20
лет. В законе подчеркивалось, что “лица,
состоящие на военной службе, принимают
участие в выборах на общем основании”.
Таким образом, впервые в России правом
полного и равного голоса наделялись женщины
и военнослужащие. Отменялись национальные
и имущественные цензы, отвергался даже
ценз оседлости, свойственный муниципальному
избирательному праву многих стран. Избирательных
прав лишались:
Информация о работе Деятельность временного правительства в 1917