Деятельность временного правительства в 1917

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать процесс формирования, функции и деятельность Временного Правительства 1917 года.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Рассмотрено формирование Временного Правительства
Изучены структура, функции и деятельность Временного Правительства

Содержание

Введение 2
1. Формирование Временного правительства 3
2. Кризисы Временного правительства 6
3. Местные органы самоуправления и управления в период февраля – октября 1917 года. 13
Заключение 24
Список литературы: 26

Работа содержит 1 файл

история гос-го управления в россии.docx

— 73.36 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 2

1. Формирование Временного  правительства 3

2. Кризисы Временного  правительства 6

3. Местные органы  самоуправления и управления  в период февраля – октября  1917 года. 13

Заключение 24

Список литературы: 26

 

 

Введение

 
Произошедший в отечественной  исторической науке отказ от тотальной  идеологизации актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим вопросом возникает интерес к такого рода ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Советская историография характеризовала Февральскую революцию как буржуазно-демократическую. При этом господствующим стал тезис о том, что Временное правительство не смогло предложить стране четкой концепции реформ и не решило задач демократического преобразования России. Современная историография ставит под сомнение постулаты о закономерности и спасительности Октябрьской революции. Распространенным стало представление о том, что с февраля по октябрь 1917 года впервые в российской истории была сделана попытка преодолеть авторитарные традиции государственного управления и трансформировать Россию в демократическое правовое государство. Февральская революция, приведшая к падению самодержавия, была воспринята широкими общественными кругами как общенациональная демократическая. Это означало, что “она объединяет в себе все классы и все общественные группы и ставит перед собою задачи, которые должен осуществить весь народ” (П.Н.Милюков). Возникшее в обществе чувство гражданской гордости и социального оптимизма проявилось в выступлениях государственных и общественных деятелей, призывавших забыть разногласия и объединить все “живые силы” страны во имя новой свободной России.

Актуальность данной работы состоит в том, что позволяет рассмотреть формирование Временного правительства , проанализировать механизмы управления страной и методы достижения целей.

Цель работы - проанализировать процесс формирования, функции и  деятельность Временного Правительства 1917 года.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Рассмотрено формирование Временного Правительства
  2. Изучены структура, функции и деятельность Временного Правительства
  3. Выявлены основные кризисы и причины распада Временного Правительства

 

1. Формирование Временного правительства

 

Временное правительство сформировано в ходе Февральской революции, после отречения императора Николая II, Временным комитетом членов Государственной думы с согласия лидеров Петроградского совета на период до созыва Учредительного собрания. Высший исполнительно-распорядительный орган; выполняло также законодательные функции. Действовало со 2 марта по 25 октября 1917 г.; сменилось 4 состава: первый (2 октябриста, 8 кадетов и примыкавших к ним, 1 трудовик, затем — эсер; председатель — кадет князь Г.Е. Львов) — до 6 мая; второй (1 октябрист, 8 кадетов и примыкавших к ним, 3 эсера, 2 меньшевика; председатель — Львов) — до 24 июля; третий (7 кадетов и примыкавших к ним, 5 эсеров и народных социалистов, 3 меньшевика: председатель — эсер А.Ф. Керенский) — до 1 сентября (передало власть «Директории»); четвертый (6 кадетов и примыкавших к ним, 2 эсера, 4 меньшевика, 6 беспартийных; председатель — Керенский) — с 25 сентября. В своей программе, изложенной в декларации (опубликована 3 марта) и обращении к гражданам России 6 марта, провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и выполнить все договоры и соглашения, заключённые с союзными державами. Упразднило каторгу и политическую ссылку, объявило политическую амнистию. Обещало созвать Учредительное собрание, заменить полицию народной милицией. Приняло закон о свободе собраний и союзов; издало указы о передаче государству земель, принадлежавших императорской фамилии, о рабочих комитетах на промышленных предприятиях; объявило о введении хлебной монополии. 1 (14) сентября провозгласило Российскую республику. Свергнуто большевиками.

Временное правительство в России, центральный орган государственной власти, образовавшийся после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г., существовал со 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 г. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары. Временное правительство создано по соглашению между Временным комитетом Государственной думы 1917 г. и меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, без поддержки которого оно не могло существовать и действовать первые 4 месяца.

В состав Временного правительства  вошли: министр-председатель и министр  внутренних дел – князь Г. Е. Львов, министры: иностранных дел – П. Н. Милюков (кадет), военный и морской  – А. И. Гучков (октябрист), путей сообщений – Н. В. Некрасов (кадет), торговли и промышленности – А. И. Коновалов (прогрессист), финансов – М. И. Терещенко (внепартийный), просвещения – А. А. Мануйлов (кадет), земледелия – А. И. Шингарев (кадет), юстиции – А. Ф. Керенский (трудовик, с марта – эсер), обер-прокурор Синода – В. Н. Львов (центр), государственный контролёр – И. В. Годнев (октябрист).Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 г. правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта – Великобритании и Франции.Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики Временное правительство обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 (25) апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов. В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель [12 (25) марта] и удельных земель [16 (29) марта]. 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям. Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина и др.) до решения Учредительного собрания. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям [в воззвании от 17 (30) марта] лишь за польским народом. Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками. В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило [8 (21) марта] о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы «... тормозить как можно осторожнее и незаметнее революцию, все обещать, ничего не исполнять» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 61). В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США. Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временного правительства. В Апрельских тезисах В. И. Ленина был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временного правительства привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства.

 

2. Кризисы Временного правительства

 

Апрельский кризис привёл к созданию 5 (18) мая 1-го коалиционного правительства. 2-3 (15-16) мая из состава Временного правительства под давлением народных масс были выведены Милюков и Гучков, а в правительство, по соглашению между Временным правительством и исполкомом Петроградского Совета, включены 6 министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли: министр-председатель и министр внутренних дел – Г. Е. Львов, министры: военный и морской – Керенский, юстиции – П. Н. Переверзев (трудовик), иностранных дел – Терещенко, путей сообщения – Некрасов, торговли и промышленности – Коновалов, народного просвещения – Мануйлов, финансов – Шингарев, земледелия – В. М. Чернов (эсер), почт и телеграфов - И. Г. Церетели (меньшевик), труда – М. И. Скобелев (меньшевик), продовольствия – А. В. Пешехонов («народный социалист»), государственного призрения – князь Д. И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода – Львов и государственный контролёр – Годнев. Образование коалиционного правительства не изменило буржуазной природы государственной власти, но вместе с тем означало изменение формы политического господства буржуазии. Крупная буржуазия вынуждена была отныне делить власть с верхними слоями мелкой буржуазии и прибегать к прикрытию своей диктатуры коалицией с «умеренными» социалистами. Партии эсеров и меньшевиков превратились в правительственные партии, непосредственно ответственные за всю политику Временного правительства. 6 (19) мая 1-е коалиционное правительство выступило с декларацией, в которой обещало «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии, организовать и укрепить её боевые силы и т.п. В декларации говорилось о стремлении Временного правительства к скорейшему достижению всеобщего мира.                                                    Июньский кризис. Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3—24 июня (16 июня — 7 июля), на котором преобладали эсеры и меньшевики, поддержал буржуазное Временное правительство и отклонил требование большевиков о прекращении войны и передаче власти Советам. Это усилило возмущение масс. Антидемократические действия Временного правительства [в частности, распоряжение от 7 (20) июня о конфискации дачи бывшего царского министра П. Н. Дурново, где помещались рабочий клуб и учреждения профсоюзов Выборгского района] привели к тому, что 8 (21) июня забастовали рабочие 29 заводов Петрограда. ЦК и ПК РСДРП (б), чтобы придать выступлению организованный характер, в тот же день назначили на 10 (23) июня мирную демонстрацию рабочих и солдат. По настоянию соглашателей съезд Советов 9 (22) июня запретил демонстрацию. Соглашатели обвинили большевиков в «военном заговоре». ЦК РСДРП (б), не желая противопоставлять себя съезду, в ночь с 9 на 10 (с 22 на 23) июня постановил отменить демонстрацию. Большевики с трудом удерживали революционный энтузиазм рабочих и солдат. Кадеты, эсеры, меньшевики обрушились с нападками на большевиков, рабочих и революционных солдат. Боясь потерять доверие народа, эсеро-меньшевистские лидеры вынуждены были принять на съезде решение о проведении 18 июня (1 июля) общеполитической демонстрации под знаком доверия Временному правительству. Вопреки ожиданиям соглашателей, подготовлявшаяся большевиками демонстрация, в которой участвовало около 500 тыс. чел., прошла под лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой 10 министров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!». Под этими же лозунгами прошли демонстрации в Москве, Минске, Иваново-Вознесенске, Твери, Н. Новгороде, Харькове и др. городах. Июньская демонстрация показала, что «кризис неслыханных размеров надвинулся на Россию…» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 362). Июньский кризис не вылился в кризис буржуазной власти, но он выявил крепнущее единство требований и действий рабочих и солдат, возросшее влияние партии большевиков в массах. Причины его возникновения не были устранены. Следствием этого явились Июльские дни 1917.                            Июльский кризис привёл к ликвидации двоевластия и к установлению в стране диктатуры контрреволюционной буржуазии. 2 (15) июля группа министров-кадетов – Шингарев, Мануйлов и Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушёл в отставку глава Временного правительства – князь Львов; министром-председателем Временного правительства был назначен Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистский ЦИК Советов объявил правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Советы, превратившись в придаток Временного правительства, перестали быть органами власти. В связи с этим исчезла возможность мирного перехода власти в руки Советов. Большевистская партия взяла новый курс на свержение буржуазной диктатуры в лице Временного правительства. путём вооружённого восстания. Временное правительство перешло в наступление против революции. Петроград был объявлен на военном положении. Начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля правительство издало указ об аресте и привлечении к суду В. И. Ленина. 7 (20) июля Временное правительство приняло постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены «военно-революционные» суды (по образцу царских военно-полевых судов). Временное правительство пыталось ввести массы в заблуждение новыми обещаниями реформ [декларация от 8 (21) июля 1917 г.]. Но и эта декларация осталась невыполненной.24 июля (6 августа) было сформировано 2-е коалиционное правительство. В состав его вошли: министр-председатель и военно-морской министр – Керенский, заместитель председателя и министр финансов – Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел – Н. Д. Авксентьев (эсер), иностранных дел – Терещенко, юстиции – А. С. Зарудный («народный социалист»), просвещения – С. Ф. Ольденбург (кадет), торговли и промышленности – С. Н. Прокопович («нефракционный социал-демократ»), земледелия – Чернов, почт и телеграфов – А. М. Никитин (меньшевик), труда – Скобелев, продовольствия – Пешехонов, государственного призрения – И. Н. Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения – П. П. Юренев (кадет), обер-прокурор Синода – А. В. Карташев (кадет), государственный контролёр – Ф. Ф. Кокошкин (кадет). Деятельность 2-го коалиционного правительства свидетельствовала о том, что империалистическая буржуазия России начала переходить к открытой военной диктатуре. Вместе с тем Временное правительство, широко используя демагогию, пыталось лавировать между буржуазией и пролетариатом. 3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л. Г. Корнилов потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления «порядка» в тылу и на фронте. Для мобилизации сил контрреволюции Временное правительство созвало 12 (25) августа в Москве Государственное совещание. Однако реакционная буржуазия и военщина не были удовлетворены политикой Временного правительства. Лидером этих сил стал Корнилов, который 25 августа (7 сентября) поднял мятеж. Мятеж был подавлен революционным народом под руководством большевиков. Начался новый, самый продолжительный и острый правительственный кризис. В поисках выхода из него в правящих кругах решили 1(14) сентября 1917 г. временно передать власть Совету пяти, или «Директории». В её состав вошли: министр-председатель – Керенский, министр иностранных дел – Терещенко, военный министр – А. И. Верховский [назначен 30 августа (12 сентября)], морской министр – Д. Н. Вердеревский [назначен 30 августа (12 сентября)], министр почт и телеграфов – Никитин. Продолжительный правительственный кризис не был ликвидирован и Демократическим совещанием [14-22 сентября (27 сентября – 5 октября)], хотя официальной целью его созыва было «решить вопрос об организации власти». 25 сентября (8 октября) сформировано 3-е коалиционное правительство, в которое вошли: министр-председатель и верховный главнокомандующий – Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности – Коновалов (кадет), министры: иностранных дел - Терещенко, военный – Верховский, морской – Вердеревский (оба беспартийные), труда – К. А. Гвоздев (меньшевик), юстиции – П. Н. Малянтович (меньшевик), продовольствия – Прокопович, финансов – М. В. Бернацкий, просвещения – С. С. Салазкин, призрения – Н. М. Кишкин (кадет), почт и телеграфов – Никитин, государственного контроля – С. А. Смирнов (кадет), исповеданий – Карташев, путей сообщения – А. В. Ливеровский, председатель экономического совета при Временном правительстве – С. Н. Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен С. Л. Маслов (эсер), 3-е коалиционное правительство лишь по форме являлось коалиционным. Всю его деятельность направляла группа министров-кадетов и министров-промышленников. В декларации от 26 сентября (9 октября) Временное правительство провозглашало намерение стать «твёрдой властью» и силой остановить «волны анархии». 7(20) октября в результате сговора эсеро-меньшевистских лидеров, кадетов и Керенского был созван Временный совет Российской республики, который имел целью изменить политическое развитие страны, направить её с пути социалистической революции на путь буржуазного парламентаризма. Карательные экспедиции против восставших осенью 1917 г. крестьян, применение силы при проведении хлебозаготовок, ввод казачьих войск в Донбасс для борьбы с рабочим движением, формирование контрреволюционных сил для разгрома большевистской партии и Советов – всё это характерно для политики 3-го коалиционного правительства, направленной по существу на подготовку второй корниловщины. Осенью 1917 г. усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги (в начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей). Государственный долг к октябрю 1917 г. достиг 50 млрд. рублей. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях (кадетов, эсеров, меньшевиков) усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с В. И. Лениным подняла трудовые массы на социалистическую революцию. В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 ч 10 мин Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце [за исключением Керенского, бежавшего из столицы утром 25 октября (7 ноября)]. Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам и создал первое Советское правительство во главе с Лениным.

Деятельность  Временного правительства

Немедленно после Февральской  революции Временное правительство  упразднило пост генерал-губернатора  в Закавказье и Туркестане и передало власть комитетам, созданным из депутатов  Думы, являвшихся местными уроженцами.Три главные политические партии Кавказа — азербайджанская Мусульманская демократическая партия (Мусават), армянская Дашнакцутюн и Грузинская социал-демократическая сразу же после Февральской революции в ответ на признание Временного правительства получили гарантии автономии в рамках будущей федеративной России. В первые недели февральской революции были ликвидированы комитеты по делам печати, полицейские и жандармские управления. Упразднённые должности и учреждения были заменены комиссарами Временного правительства.2 марта новый министр юстиции А. Ф. Керенский сделал распоряжение, предписывающее прокурорам страны немедленно освободить всех политических заключённых (и передать им поздравления от имени нового правительства), а также сосланных в Сибирь членов Государственной думы и об обеспечении им почётного возвращения в Петроград.3 марта министр юстиции А. Ф. Керенский встретился с членами Петроградского совета присяжных поверенных, которых он ознакомил с программой деятельности министерства на ближайшее время: пересмотр уголовных, гражданских, судопроизводственных и судоустройственных законов. В частности, «еврейское равноправие по всей полноте», предоставление женщинам политических прав.В тот же день им же предложено мировым судьям Петрограда принять участие в образовании временных судов для разрешения недоразумений, возникающих в Петрограде между солдатами, населением и рабочими.4 марта Председатель Совета Министров и одновременно министр внутренних дел князь Г. Е. Львов отдал распоряжение о временном отстранении местных губернаторов и вице-губернаторов от исполнения своих обязанностей, которые были возложены на местных председателей губернских земских управ в качестве «губернских комиссаров Временного правительства», а на председателей уездных земских управ были возложены обязанности уездных исправников, одновременно оставляя за означенными лицами и общее руководство заведуемыми ими управами. Полиция подлежала переформированию в милицию.5 марта учреждена чрезвычайная следственная Комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих должностных лиц (Положение об этой Комиссии утверждено 11 марта). По результатам работы комиссии, в частности, был осуждён Сенатом и приговорён к пожизненной каторге генерал В. А. Сухомлинов, бывший военный министр, признанный виновным в неподготовленности русской армии к войне. Большинство фигурантов расследования были освобождены за отсутствием в их деятельности состава преступления.6 марта упразднены охранные отделения.В России объявлена общая политическая амнистия, а равно сокращены наполовину сроки заключения лицам, содержавшимся под стражей по приговорам судебных мест за общие уголовные преступления. На свободе оказались около 90 тысяч заключённых, среди которых были тысячи воров и налётчиков, прозванных в народе «птенцами Керенского».7 марта была взята под стражу в Царском Селе бывшая императрица Александра Фёдоровна. 9 марта туда же из города Могилёва был доставлен и отрекшийся император Николай II, также лишённый свободы 7 марта.10 марта упразднён Департамент полиции и учреждено «Временное Управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан».В этот же день Совет Министров постановил временно, впредь до установления постоянного Правительства, именовать себя «Временным правительством».12 марта вышло постановление об отмене смертной казни. Приказом по армии и флоту отменено учреждение военно-полевых судов.15 марта Временное правительство предоставило губернским комиссарам решать вопрос о приёме в милицию «достойных из числа бывших чинов полиции и жандармов». Временное правительство предложило передать сыскные отделения Министерству юстиции, возложив на губернских комиссаров обязанность «озаботиться, чтобы учреждения эти возобновили свою деятельность как можно скорее». При Министерстве юстиции создали Бюро уголовного розыска, политическую разведку при Министерстве внутренних дел, контрразведку при Генштабе и осведомительный отдел при Петроградском градоначальстве. 13 апреля был расформирован Отдельный корпус жандармов и жандармские полицейские управления железных дорог. Имущество корпуса передали военному ведомству, архивы — главному штабу, а дела губернских жандармских управлений — комиссиям из представителей суда и местных комиссаров Временного правительства.17 апреля Временное правительство утвердило «Временное положение о милиции», закрепив правовые основы её деятельности. Комиссарам поручили руководить деятельностью милиции в губерниях и уездах. Принципом управления в милиции стало единоначалие. Начальник милиции (их избирали и увольняли земские управы из достигших 21 года русских поданных) решал вопросы комплектования кадров, их перемещения, определял размеры окладов, мог накладывать взыскания, формировать временные кадры. Ему поручили формировать разведочное бюро (для борьбы с уголовной преступностью), которое затем утверждал местный Комитет народной власти. Финансирование милиции предполагали за счёт средств бывшей полиции. Это не удалось, так как Министерство внутренних дел запретило расходовать более 50 % от сумм на содержание полиции. Работал и циркуляр об обязательной выплате в полном объёме денежного содержания чинам бывшей полиции.Города делились на районы, районы на уезды, уезды на участки. Местные органы самоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной, участковой милиции и их помощников. Контроль за деятельностью милиции возложили на комиссаров милиции и его помощников, работавших в каждом участке милиции (их назначало и увольняло Министерство внутренних дел). Комиссар милиции подчинялся комиссарам Временного правительства и отвечал за создание и деятельность судебно-следственной комиссии для рассмотрения дел всех задержанных не долее суток и проверки правомерности арестов. До полного формирования и перехода под городское самоуправление, милиция подчинялась председателю Исполнительного комитета народной власти. Общее руководство милицией страны возложили на Министерство внутренних дел. По другому постановлению от 17 апреля на местах было решено распустить рабочую милицию, созданную местными Советами рабочих и солдатских депутатов для поддержания порядка при массовых мероприятиях и организации охраны фабрик и заводов. 24 апреля вышло постановление об упразднении полиции городов бывшего Дворцового ведомства и о порядке послеслужебного обеспечения служивших в названной полиции. 3 июня вышло постановление Временного правительства об утверждении Инструкции об употреблении оружия служащими в милиции при исполнении служебных обязанностей. 19 июня Временное Управление по делам общественной милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан переименовывается в «Главное Управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан».

 

 

3. Местные органы самоуправления и управления в период февраля – октября 1917 года.

 
При проведении реформы местного самоуправления в современной России определенный интерес представляет исторический опыт подобной реформы Временного правительства  в период февраля–октября 1917 г. Именно тогда в стране впервые стали  создаваться бессословные органы земского и городского самоуправления с широкими полномочиями. 
В ходе революции были освобождены от занимаемых должностей генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, полицеймейстеры, исправники, становые приставы, урядники, земские начальники с соответствующими канцеляриями и делопроизводствами, были упразднены такие местные учреждения, как полицейские управления, комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения и т. д.

Упраздненные должности  и учреждения правительственного аппарата на местах были заменены губернскими, городскими и уездными комиссарами  Временного правительства и их аппаратом (канцеляриями). Циркулярным распоряжением  Временного правительства от 5 марта  временно обязанности этих комиссаров до выборов новых органов самоуправления возлагались на председателей губернских и уездных земских управ и  городских голов, которые были избраны еще при старом режиме. 
Первое время права комиссаров не были регламентированы. Созданное в марте 1917 г. при Министерстве внутренних дел Особое совещание по местным реформам ввиду сложности работы только к сентябрю подготовило Проект положения о комиссарах, согласно которому компетенция комиссаров напоминала компетенцию губернаторов и исправников. Само “Временное положение о губернских и уездных комиссарах” было обнародовано лишь 25 сентября 1917 г. Такая медлительность порождала кризис власти на местах.В первые же дни февраля повсеместно самочинно, без всякого указания из центра, стали возникать организации, получившие общее название общественных комитетов. В отличие от Советов они объединяли умеренные элементы и заявляли о своей поддержке Временного правительства. Эти организации, именовавшиеся в советской литературе не иначе как “буржуазно-помещичьи” или “мелкобуржуазные”, имели гораздо большее распространение и признание, нежели Советы рабочих, крестьянских и прочих депутатов. В специальном исследовании Г. А. Геращенко, посвященном общественным комитетам, приводятся многочисленные данные, свидетельствующие о их преобладании над Советами, как в численном, так и в представительном отношении. “Ни один какой-либо другой общественно-политический институт, действовавший в 1917 г.,– пишет автор,– не мог сравниться с комитетами по широте представительства”. 
 
В короткое время вся страна покрылась сетью подобных комитетов. В сельских обществах и волостях образовывались сельские и волостные комитеты, избираемые на сходах жителей; уездные комитеты по большей части избирались косвенным путем – представителями волостных комитетов; губернские общественные комитеты создавались путем кооптации в их состав представителей всевозможных самодеятельных организаций, в том числе и Советов. Общественные комитеты на время стали главными органами местной администрации, заменив собой старые земства. Они демонстрировали приверженность новому строю и высокую степень самоорганизации, создавая из своей среды бюро, комиссии, заведовавшие отдельными отраслями управления. 
Подобные органы, при всей их привлекательности, тем не менее, не могли служить постоянным источником власти ввиду их импровизированного характера. И если большевики после победы провозгласили Советы постоянной и единственной основой государственной жизни, то только потому, что они вовсе не собирались передавать им какую-либо власть.Органы местного самоуправления, которые сохраняли прежнее название, наделялись правом управления всеми делами местного значения. Их компетенция расширялась за счет сужения полномочий органов центральной власти на местах. 
В ведение местного самоуправления была полностью передана охрана общественного порядка, органы которой приобретали характер муниципальной милиции. «Милиция есть исполнительный орган государственной власти на местах, состоящий в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений». Определение состава и численности милиции вверялось уездным земским собраниям и городским думам. Начальники милиции избирались и увольнялись городскими и уездными земскими управами.  
Органы местного самоуправления отныне могли издавать постановления обязательного характера по всем вопросам ведения. Некоторые решения земских учреждений подлежали утверждению правительственной властью, но их круг по сравнению с прежним порядком управления заметно сужался. Реформа местного самоуправления принесла значительное облегчение правительственного надзора за земской деятельностью. Ограничивался надзор за целесообразностью земских решений: губернские и уездные комиссары могли опротестовывать постановления земских собраний, не подлежащих утверждению, только по мотиву их незаконности. Протест приносился в административный суд – новое учреждение в системе российской юстиции, призванное восстанавливать законность в деятельности институтов публичной власти и должностных лиц. 
Элементом земского самоуправления стала волость и, таким образом, местное самоуправление получило завершенный характер. До описываемой реформы волостная организация оставалась сословной, крестьянской, сильно зависимой от правительственной власти в лице земских начальников. Учитывая, что в волостях проживала основная часть населения государства, организация волости на принципах самоуправления становилась событием большой политической важности. 21 мая было принято Временное положение о волостном земском управлении. С открытием волостных земских собраний упразднялась прежняя система волостной организации – волостные сходы, волостные правления, волостные старшины и их помощники. Упразднялась также должность земского начальника. Ведомству волостного земства подлежали в пределах волости дела местного хозяйства и управления. Объем этих дел определялся по соглашению волостных земств с уездными, а в некоторых случаях – губернскими земствами. Административная зависимость волостных земств состояла в том, что уездный комиссар мог ревизовать их деятельность. 
География земского самоуправления была значительно расширена. К 1917 г. земства существовали в 43 губерниях и областях, остальные 53 губернии и области России оставались без местного самоуправления. Временному правительству удалось за 6 месяцев учредить земства дополнительно в 27 губерниях и областях, что свидетельствовало о высоких темпах реформы.  Временное правительство ввело земства в Архангельской, Енисейской, Иркутской, Тобольской, Томской губерниях. А так же в Акмалинской, Амурской, Забайкальской, Приморской, Сахалинской, Семиреченской, Тургайской, Якутской, Закаспийской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской, Камчатской, а 11 августа 1917 г. — в Астраханской областях.  Таким образом, одно из главных достижений административной реформы в том, что земские самоуправления были созданы на территории всей России, тогда как до революции они отсутствовали в национальных окраинах. Предполагалось введение местного самоуправления на Кавказе, в Донской области и др., но этому помешал большевистский переворот. 
Земским учреждениям было предоставлено право объединяться в союзы. 1 июня 1917 г. Временное правительство приняло Положение о Всероссийском Земском Союзе. Союз этот мог осуществлять мероприятия, вызываемые потребностями общеземского характера, а также войной и ее последствиями. В состав Земского Союза входили все земства, которые принимали решение о своем вхождении в Союз и делали взнос в средства Союза. Всероссийский Земский Союз был вправе учреждать коммерческие предприятия, открывать учебные заведения лечебные и просветительские учреждения, издавать и распространять печатные произведения, осуществлять иные мероприятия по соглашению с правительственными властями. Необходимо было осуществить реформу самоуправления и в городах, таких городов в стране было более 900. До 1917 г. 183 города были вообще лишены общественного управления и всецело подчинены администрации; 308 городов управлялись на основании упрощенного городского самоуправления, где вместо Думы действовало собрание уполномоченных (15— 20 человек). Городские думы были до революции в 462 городах. Управление осуществлялось в них на основе Городского положения 1892 г., где задача самоуправления определялась как “попечение о местных пользах и нуждах” (общее благоустройство, народное образование и здравоохранение, финансово-экономические мероприятия). Существенной модификации подверглось земское избирательное право, основанное на сословном начале. 15 апреля 1917 г. был принят самый главный документ — постановление “О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях”. Документ содержит указания о численности гласных, поименный перечень муниципалитетов 453 городов России, которых необходимо избрать на основе всеобщего избирательного права. Куриальные и цензовые выборы были заменены всеобщими и равными. Правом участия в выборах наделялись граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков 20 лет. В законе подчеркивалось, что “лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общем основании”. Таким образом, впервые в России правом полного и равного голоса наделялись женщины и военнослужащие. Отменялись национальные и имущественные цензы, отвергался даже ценз оседлости, свойственный муниципальному избирательному праву многих стран. Избирательных прав лишались:

Информация о работе Деятельность временного правительства в 1917